Ситуация 2. Компьютер и потребность в любви — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Ситуация 2. Компьютер и потребность в любви

2019-08-03 95
Ситуация 2. Компьютер и потребность в любви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети электронной эры

 

  «У моего ребенка компьютерная зависимость. Он закатывает истерики, как только мы просим закончить игру», «Его ничего не интересует, кроме игр. Разве это нормально?», «У моего сына нет друзей, да они ему и не нужны. Теперь все дружат по интернету».

  Условия развития современного ребенка поменялись так радикально, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно оно необходимо ребенку. Первым делом книги, а потом уже компью­теры. Но как только компьютер появляется в доме, он вытесняет не только книги, но и живых людей, заботливых и родных.

  Есть две крайние точки зрения на виртуальные миры:

1) от них нужно изолировать ребенка, потому что они наносят непоправимый вред его уму и личности;

2) нужно предоставить ребенку возможность делать все, что ему вздумается, на компьютере, не мешать развиваться по-новому и не навязывать стереотипы не такого уж безоблачного прошлого.

  Отменить компьютерные технологии уже не удастся, но детей жалко.

  Как совместить реальный и виртуальный миры в воспитании, чтобы ребенок оставался адаптивным, его основные интересы лежали в реальном мире, а компьютеры расширяли, а не ограничивали возможности, желания и кругозор?

  На сегодняшний день в воспитании «компьютерных» детей есть три основные проблемы:

1) с самого начала неверно сформированы уста­новки по отношению к компьютеру. Покупка но­вой техники пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее значимость. Компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор, технический помощник;

2) купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка один на один с ним, получая возможность отдохнуть.

3) никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок». Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

 

Ситуация 1. Компьютеры и дисциплина

 

Шестилетняя Оля уже давно может «работать» на компьютере, прямо как ее папа-программист. Она на нем набирает буквы, рисует, играет. Но родители все-таки за разумное ограничение времени, которое проводит дочка за экраном. Масла в огонь подлила приехавшая из провинции бабушка, обнаружившая, что девочка ничего не рисует, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы, Оля не выговаривает буквы «р» и «ш». Категорически отказывается рисовать на бумаге, объясняя это тем, что она умеет рисовать на компьютере. В конфликт вмешался папа: «Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!» И тогда бабушка взялась за дисциплину и стала строго следить за временем, которое внучка проводит за компьютером. Ровно через полчаса она громко и назидательно, чтобы не оставалось сомнений, приказывала: «Если не выключишь немедленно компьютер, я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!»

 

Что происходит?

 

Родитель: «Немедленно останови игру, иначе будешь наказан!»

Ребенок: «Они ненавидят меня и готовы наказать за то, что я получаю удовольствие!»

 

Комментарий

 

Агрессивное прерывание детской игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. Ребенок чувствует, что родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. У нас есть, к сожалению, такая национальная особенность: мы измеряем глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутко ведут себя по отношению к нам в трудных обстоятельствах, готовы ли они разделить с нами беду. И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка. Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника веселый и добрый человек, клоун или волшебник. С ним ребенок может поговорить обо всем, договориться. Он готов его слушать. Ему он верит. Строгая бабушка Оли сразу зарекомендовала себя как злой персонаж. А кто же будет слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле она боролась со злыми намерениями. Потому что «наказать ни за что» в представлении ребенка — это, конечно, проявить злобу. Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект запретного плода. Во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры. «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». У игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: «Кроме компьютера мы можем поиграть в "Лего"!», «А мне так нравится, как ты играешь на пианино... Так ни один компьютер не сможет!»

 

 

Что мы говорим «Ты сошел с ума с этим компьюте-ром! Вырастешь дебилом!» «Я буду наказывать тебя всякий раз, когда ты без спроса будешь включать компьютер!» «Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!» Что слышат дети «Мы можем тебя любить—только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!» «Я уничтожу тебя и твой компью-тер! Я добьюсь полной и безого-ворочной победы над тобой! Я по-кажу тебе, кто здесь хозяин!» «Твоя работа на компьютере — это баловство. Это никому не интересно. И никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь!»

 

СИТУАЦИЯ

 

Папа заходит в комнату ребенка и видит, что тот не отрываясь играет в компьютерную игру. Как действует папа?

 

Неправильно Отец берется за ремень: «Брось играть немедленно, иначе...» Правильно Отец присаживается рядом с сыном: «Во что играем? Есть кое-что поинтересней!»

 

Дети электронной эры

 

  «У моего ребенка компьютерная зависимость. Он закатывает истерики, как только мы просим закончить игру», «Его ничего не интересует, кроме игр. Разве это нормально?», «У моего сына нет друзей, да они ему и не нужны. Теперь все дружат по интернету».

  Условия развития современного ребенка поменялись так радикально, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно оно необходимо ребенку. Первым делом книги, а потом уже компью­теры. Но как только компьютер появляется в доме, он вытесняет не только книги, но и живых людей, заботливых и родных.

  Есть две крайние точки зрения на виртуальные миры:

1) от них нужно изолировать ребенка, потому что они наносят непоправимый вред его уму и личности;

2) нужно предоставить ребенку возможность делать все, что ему вздумается, на компьютере, не мешать развиваться по-новому и не навязывать стереотипы не такого уж безоблачного прошлого.

  Отменить компьютерные технологии уже не удастся, но детей жалко.

  Как совместить реальный и виртуальный миры в воспитании, чтобы ребенок оставался адаптивным, его основные интересы лежали в реальном мире, а компьютеры расширяли, а не ограничивали возможности, желания и кругозор?

  На сегодняшний день в воспитании «компьютерных» детей есть три основные проблемы:

1) с самого начала неверно сформированы уста­новки по отношению к компьютеру. Покупка но­вой техники пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее значимость. Компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор, технический помощник;

2) купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка один на один с ним, получая возможность отдохнуть.

3) никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок». Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

 

Ситуация 1. Компьютеры и дисциплина

 

Шестилетняя Оля уже давно может «работать» на компьютере, прямо как ее папа-программист. Она на нем набирает буквы, рисует, играет. Но родители все-таки за разумное ограничение времени, которое проводит дочка за экраном. Масла в огонь подлила приехавшая из провинции бабушка, обнаружившая, что девочка ничего не рисует, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы, Оля не выговаривает буквы «р» и «ш». Категорически отказывается рисовать на бумаге, объясняя это тем, что она умеет рисовать на компьютере. В конфликт вмешался папа: «Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!» И тогда бабушка взялась за дисциплину и стала строго следить за временем, которое внучка проводит за компьютером. Ровно через полчаса она громко и назидательно, чтобы не оставалось сомнений, приказывала: «Если не выключишь немедленно компьютер, я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!»

 

Что происходит?

 

Родитель: «Немедленно останови игру, иначе будешь наказан!»

Ребенок: «Они ненавидят меня и готовы наказать за то, что я получаю удовольствие!»

 

Комментарий

 

Агрессивное прерывание детской игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. Ребенок чувствует, что родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. У нас есть, к сожалению, такая национальная особенность: мы измеряем глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутко ведут себя по отношению к нам в трудных обстоятельствах, готовы ли они разделить с нами беду. И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка. Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника веселый и добрый человек, клоун или волшебник. С ним ребенок может поговорить обо всем, договориться. Он готов его слушать. Ему он верит. Строгая бабушка Оли сразу зарекомендовала себя как злой персонаж. А кто же будет слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле она боролась со злыми намерениями. Потому что «наказать ни за что» в представлении ребенка — это, конечно, проявить злобу. Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект запретного плода. Во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры. «Все дети твоего возраста играют по полчаса», «Маленькие играют только с родителями». У игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: «Кроме компьютера мы можем поиграть в "Лего"!», «А мне так нравится, как ты играешь на пианино... Так ни один компьютер не сможет!»

 

 

Что мы говорим «Ты сошел с ума с этим компьюте-ром! Вырастешь дебилом!» «Я буду наказывать тебя всякий раз, когда ты без спроса будешь включать компьютер!» «Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!» Что слышат дети «Мы можем тебя любить—только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!» «Я уничтожу тебя и твой компью-тер! Я добьюсь полной и безого-ворочной победы над тобой! Я по-кажу тебе, кто здесь хозяин!» «Твоя работа на компьютере — это баловство. Это никому не интересно. И никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь!»

 

СИТУАЦИЯ

 

Папа заходит в комнату ребенка и видит, что тот не отрываясь играет в компьютерную игру. Как действует папа?

 

Неправильно Отец берется за ремень: «Брось играть немедленно, иначе...» Правильно Отец присаживается рядом с сыном: «Во что играем? Есть кое-что поинтересней!»

 

Ситуация 2. Компьютер и потребность в любви

 

  Пете было шесть лет, когда родители развелись. Как бы извиняясь за причиненные ему страдания, мама купила компьютер. Это по ее инициативе произошел развод, и сильная, амбициозная женщина решила: «Справлюсь!» А еще: «Зато я воспитаю талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!» Мама Пети сама поощряла игру на компьютере в тот период, когда ребенок нуждался в особом внимании, подтверждении того, что его любят, несмотря ни на что! Петя принял подарок с радостью. Маленькому ребенку тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании еще более худших перемен. На выходных он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята, ей теперь самой нужно было выплачивать кредит за квартиру. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя. Мама Пети спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям, и занятия в школе, общение со сверстниками показались ему скучными, что отразилось на отметках. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего... Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуальный мир.

 

Что происходит?

Родитель: «Поиграй в компьютер, я сегодня занята!»

Ребенок: «Родителям некога меня любить, зато я смогу поиграть вдоволь!»

 

Комментарий

 

  К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Это вопрос, который иногда бессознательно тревожит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, но вместе с тем не готовы тратить свое время и усилия на то, чтобы увлекательно провести время с ребенком. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности. Наблюдения показывают, что, если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования различного рода зависимостей, в том числе компьютерной, многократно увеличивается. Удовольствие, которое можно получать легко и простыми способами, — это всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или трудно даются более сложные. А компьютер — это простое устройство с автоматическим и универсальным управлением. Сложное устройство — внутри компьютера, а внешне он управляется простыми манипуляциями. Чтобы конкурировать с таким устройством, у родителя должен появиться как минимум дружественный интерфейс. Нам следует стать ближе и понятней детям, чтобы реальный мир вокруг них наполнился очарованием и теплом.

 

Что мы говорим «Ну что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй!» «Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!» «Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!» Что слышат дети «Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!» «У меня уже нет сил тебя любить. Все, что тебе остается, — играть в ожидании, пока я отдохну!» «Неважно, каким способом, главное — получать удовольствие!»

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.