Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

2019-08-03 929
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТЕХНОСФЕРЕ

 

Учебное пособие

 

 

Уфа – 2019

 

УДК 614.8.084

ББК 68.9

    Ш 94

 

Утверждено Редакционно-издательским

советом УГНТУ в качестве учебного пособия

 

 

Рецензенты:

 

Заместитель начальника ГУП ИНХП РБ, канд. техн. наук

И.Е. Кутуков;

Доцент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», УГНТУ,

канд. техн. наук 

Г.М. Шарафутдинова

 

    Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х.

Ш 94 Безопасность жизнедеятельности в техосфере: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. – 81 с.

ISBN 5-88333-101-7

 

В учебном пособии изложен в кратком виде учебный материал по теоретической части дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая включена в учебные планы по большинству направлений подготовки бакалавров УГНТУ. Описаны правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. Приведена классификация негативных факторов, действующих в техносфере и дана их характеристика. Освещены организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению безопасности технических систем и технологических процессов, поддержанию комфортных условий хозяйственной деятельности, а также по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Учебное пособие предназначено для изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» по программам подготовки бакалавров.

 

ISBN 5-88333-101-7

 

УДК 614.8.084

                                                                                ББК 68.9

 

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2019

© Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х., 2019

Введение

 

История развития человечества свидетельствует о том, что в системе «человек-среда обитания» постоянно действуют многочисленные негативные факторы, нарушающие безопасность жизнедеятельности людей. В природной среде возникают такие опасные явления, как землетрясения, извержения вулканов, наводнения, бури, пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и другие экологические катастрофы. В техносфере часто происходят сильные взрывы, крупномасштабные пожары, аварии с выбросом большого количества радиоактивных и биологических веществ, крупные аварии на транспорте, а также катастрофические изменения суши, атмосферы, гидросферы, биосферы и другие опасные события.

Действие вышеназванных факторов на людей сопровождается нарушением комфортности их трудовой деятельности, сокращением жизни, возникновением различных заболеваний, травмированием и гибелью. Технические системы, технологические процессы и хозяйственные объекты под действием негативных природных и техногенных факторов теряют устойчивость функционирования, повреждаются или полностью выходят из строя. Все вышесказанное свидетельствует о том, что обеспечение безопасности жизнедеятельности людей в современных условиях является одной из важнейших задач человеческого общества.

При подготовке бакалавров во всех высших учебных заведениях Российской Федерации преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Эта дисциплина аккумулирует последние достижения науки и сочетает в себе технические, технологические, медико-биологические, экологические, социально-экономические и правовые аспекты безопасности жизнедеятельности людей в техносфере. При изучении данной дисциплины у бакалавров и магистров формируется четкое представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с современными требованиями к безопасности и защищенности человека в процессе его хозяйственной деятельности.  

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТЕХНОСФЕРЕ

 

Учебное пособие

 

 

Уфа – 2019

 

УДК 614.8.084

ББК 68.9

    Ш 94

 

Утверждено Редакционно-издательским

советом УГНТУ в качестве учебного пособия

 

 

Рецензенты:

 

Заместитель начальника ГУП ИНХП РБ, канд. техн. наук

И.Е. Кутуков;

Доцент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», УГНТУ,

канд. техн. наук 

Г.М. Шарафутдинова

 

    Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х.

Ш 94 Безопасность жизнедеятельности в техосфере: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. – 81 с.

ISBN 5-88333-101-7

 

В учебном пособии изложен в кратком виде учебный материал по теоретической части дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая включена в учебные планы по большинству направлений подготовки бакалавров УГНТУ. Описаны правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. Приведена классификация негативных факторов, действующих в техносфере и дана их характеристика. Освещены организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению безопасности технических систем и технологических процессов, поддержанию комфортных условий хозяйственной деятельности, а также по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Учебное пособие предназначено для изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» по программам подготовки бакалавров.

 

ISBN 5-88333-101-7

 

УДК 614.8.084

                                                                                ББК 68.9

 

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2019

© Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х., 2019

Введение

 

История развития человечества свидетельствует о том, что в системе «человек-среда обитания» постоянно действуют многочисленные негативные факторы, нарушающие безопасность жизнедеятельности людей. В природной среде возникают такие опасные явления, как землетрясения, извержения вулканов, наводнения, бури, пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и другие экологические катастрофы. В техносфере часто происходят сильные взрывы, крупномасштабные пожары, аварии с выбросом большого количества радиоактивных и биологических веществ, крупные аварии на транспорте, а также катастрофические изменения суши, атмосферы, гидросферы, биосферы и другие опасные события.

Действие вышеназванных факторов на людей сопровождается нарушением комфортности их трудовой деятельности, сокращением жизни, возникновением различных заболеваний, травмированием и гибелью. Технические системы, технологические процессы и хозяйственные объекты под действием негативных природных и техногенных факторов теряют устойчивость функционирования, повреждаются или полностью выходят из строя. Все вышесказанное свидетельствует о том, что обеспечение безопасности жизнедеятельности людей в современных условиях является одной из важнейших задач человеческого общества.

При подготовке бакалавров во всех высших учебных заведениях Российской Федерации преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Эта дисциплина аккумулирует последние достижения науки и сочетает в себе технические, технологические, медико-биологические, экологические, социально-экономические и правовые аспекты безопасности жизнедеятельности людей в техносфере. При изучении данной дисциплины у бакалавров и магистров формируется четкое представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с современными требованиями к безопасности и защищенности человека в процессе его хозяйственной деятельности.  

 

 

Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

1.1. Основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Человек находится в постоянном взаимодействии со средой обитания. Жизнедеятельность – это способ существования человека в повседневной трудовой, бытовой деятельности и на отдыхе. На всех этапах развития человечества существовала, существует и будет существовать потенциальная опасность жизни и деятельности людей. Аксиома о потенциальной опасности – основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности, который определяет, что в системе «человек-среда обитания» постоянно действуют негативные факторы природного, техногенного и военно-политического характера. Уровень обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в государстве служит наиболее достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества.

Безопасность жизнедеятельности является составной частью системы национальной безопасности современного государства и призвана обеспечивать комфортное и безопасное взаимодействие человека со средой обитания во всех сферах его деятельности (технической, хозяйственной, бытовой, дорожно-транспортной, спортивной, военной и т.д.). В данном учебном пособии будут рассмотрены только вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Обеспечение безопасности в техносфере осуществляется по трем взаимосвязанным между собой направлениям:

1) обеспечение безопасности труда;

2) охрана природной среды;

3) защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.

Бзопасность труда обеспечивается системой охраны труда. В трудовом кодексе Российской Федерации написано: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Система охраны труда обеспечивает безопасность технических систем и технологических процессов, а также создание комфортных условий трудовой деятельности людей.

Охрана природной среды – совокупность правовых актов, организационных, технических, технологических, социально-экономических и других мероприятий и средств, обеспечивающих сохранение здоровья населения за счет улучшения природных условий в процессе природопользования при различных видах человеческой деятельности.

Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях – совокупность правовых актов, организационных, технических, технологических, медицинских, социально-экономических и других мероприятий и средств, обеспечивающих достижение рационального уровня риска в чрезвычайных ситуациях, максимальное снижение ущерба экономике, потерь населения и организацию эффективных действий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

По каждому из трех основных направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности разработаны и постоянно совершенствуются правовые акты, регулирующие все общественные отношения в данной области, а также созданы органы государственного управления и контроля.

Основными задачами органов государственного управления и контроля являются:

1) совершенствование правовых и организационных основ безопасности жизнедеятельности;

2) контроль уровня негативных факторов в системе “человек - среда обитания”;

3) прогнозирование и оценка последствий действия негативных и поражающих факторов;

4) повседневное управление охраной труда и природной среды, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности людей и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5) разработка мероприятий и средств защиты человека и природной среды от негативных факторов и реализация этих защитных мероприятий;

6) обеспечение устойчивости функционирования хозяйственных объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

7) ликвидация последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и других видов чрезвычайных ситуаций;

8) расширение международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности.

1.2. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Право - это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные). На рис. 1 приведена структура правового обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации. Гражданское (конституционное) право закрепляет основы общественно-политической системы государства, основные права и обязанности граждан и государственных органов управления. Ряд положений действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, относится к правовым основам обеспечения безопасности жизнедеятельности (глава 1, статья 7; глава 2, статьи 36, 37, 41, 42, 55, 56 и 58). В конституционных документах субъектов Российской Федерации также содержатся основные положения государственного права по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на подведомственной территории.

 

 

 

 


*Федеральные

 

 
*Указы Президента РФ * Указы высших должностных лиц субъектов Федерации * Постановления органов исполнительной власти (правительства РФ и субъектов Федерации)

 

 


Рис. 1 Структура правового обеспечения

безопасности  жизнедеятельности

   

Административное право – совокупность законодательных актов, указов высших должностных лиц и постановлений органов исполнительной власти, а также ведомственных актов, регламентирующих общественные отношения в области государственного управления.

В настоящее время приняты и действуют десятки федеральных законов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Указы высших должностных лиц и постановления органов исполнительной власти (федеральных, субъектов федерации и местных) устанавливают в соответствии с действующими законами систему и полномочия органов управления безопасностью жизнедеятельности на подведомственных территориях.

Составной частью административного права являются ведомственные акты, к которым относятся системы государственных стандартов, строительные нормы и правила, санитарные и гигиенические нормы.

Государственная система стандартизации (ГСС) включает три системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности:

1) систему стандартов безопасности труда (ССБТ);

2) систему стандартов “Охрана природы” (ССОП);

3) комплекс стандартов “Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС).

Системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности представляют собой многоуровневый комплекс, систематизирующий всю основную нормативно-техническую документацию в области охраны труда и природы, а также обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Кроме государственных стандартов разработаны и действуют многочисленные межотраслевые и ведомственные правила безопасности.

Строительные нормы и правила (СНиП) – это сборник нормативных документов, которые используются на стадии проектирования и строительства зданий, сооружений и хозяйственных объектов. Санитарные нормы и правила (СанПиН), гигиенические нормы (ГН), санитарные нормы (СН) установлены Министерством Здравоохранения Российской Федерации и содержат санитарно-гигиенические нормативы, а также порядок проведения медицинских мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

На основе государственных стандартов, правил безопасности и санитарных норм составляются типовые и специальные инструкции по охране труда (типовые – для основных профессий, а специальные - действуют на конкретных предприятиях, организациях и учреждениях).

Кроме юридических актов государственного и административного права, рассмотренных выше, правовые отношения в области безопасности жизнедеятельности регулируются правовыми актами хозяйственного, гражданского и уголовного права, которые устанавливают общественные отношения в процессе хозяйственной деятельности, имущественные отношения и уголовную ответственность за преступления.

1.3 Управление охраной труда.

Управление охраной труда в соответствии с действующими законодательными актами на федеральном уровне осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ, а на региональном – территориальными органами, т.е. соответствующими министерствами республик, краев и областей. На местном уровне управление охраной труда ведут муниципальные службы, созданные в органах исполнительной власти городов, районов и населенных пунктов. В ведомствах, ассоциациях, концернах и других объединениях в обязательном порядке организуются отделы или службы охраны труда.

Система управления охраной труда на предприятиях и в учреждениях предусматривает создание службы охраны труда при численности работников более 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности работающих менее 50 человек принимается решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет  работодатель, индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемый работодателем по гражданскому договору. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников в организации создаются также комиссии (комитеты) по охране труда, состоящие из представителей работодателя, профсоюза и работников предприятия или учреждения. Представители администрации предприятия, начиная от бригадиров и мастеров и кончая главным инженером и руководителем предприятия, также несут ответственность в пределах своих должностных обязанностей за обеспечение безопасности труда.

Для обеспечения эффективной работы системы управления охраной труда на предприятиях законодательные акты устанавливают:

1) права и обязанности по охране труда сторон, участвующих в трудовом процессе;

2) порядок подготовки работников по охране труда (обучение, квалификация и инструктаж);

3) порядок допуска людей к работе и порядок запрещения работы предприятий;

4) порядок расследования и учет несчастных случаев;

5) гарантии реализации права работников на охрану труда;

6) порядок составления отчетности и финансирования мероприятий по охране труда;

7) другие положения, способствующие обеспечению охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Важнейшей составной частью управления охраной труда является контроль и надзор за условиями труда на предприятиях и в учреждениях, который осуществляется:

· руководителями работ и другими должностными лицами;

· выполнением требований безопасности труда и аттестацией рабочих

             мест;              

· службой охраны труда предприятия или учреждения;

· вышестоящими ведомственными организациями;

· органами государственного надзора.

Руководители конкретных видов производственной деятельности и представители администрации осуществляют оперативный (ежедневный) контроль в масштабе цехов, участков, бригад и групп работающих. При периодической аттестации рабочих мест и сертификации оборудования кроме оценки их технического уровня обязательно проводится анализ их соответствия требованиям охраны труда. Служба охраны труда предприятия по заранее составленным планам проводит целевые (контроль оборудования и условий труда по отдельным признакам) и комплексные проверки выполнения требований безопасности.

Ведомственный контроль реализуется в виде целевых и комплексных проверок производственного оборудования и технологических процессов, которые проводятся комиссиями во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений. Государственный надзор за выполнением законодательства, норм и правил по охране труда осуществляет Рострудинспекция при Министерстве труда и социальной защиты РФ, государственный санитарно-эпидемиологический надзор – Роспотребнадзор, а Федеральный горный и промышленный контроль – Ростехнадзор РФ. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий. Государственный энергетический надзор, осуществляемый органами Министерства топлива и энергетики РФ, контролирует безопасность устройства и эксплуатации электрических и тепловых установок. Надзор за соблюдением законодательства в области охраны труда осуществляют органы прокуратуры как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за условиями труда, имеют право беспрепятственного посещения предприятий, учреждений и организаций, участвуют в расследовании несчастных случаев, выдают предписания, приостанавливают эксплуатацию оборудования, технических систем и всего предприятия, налагают штрафы и другие санкции. Решения органов надзора и контроля обязательны для всех должностных лиц и работников.

За нарушения требований норм, правил, инструкций и законодательных актов работники и должностные лица могут привлекаться к административной, дисциплинарной, экономической и уголовной ответственности.

Комплекс основных мероприятий по охране труда, осуществляемый на предприятиях и в учреждениях, будет описан ниже.

1.4 Организационные основы охраны природной среды.

В соответствии с действующим законодательством охрана природной среды организована по следующим направлениям:

1) координация и направление природоохранной деятельности на территориальном, ведомственном и объектовом уровнях управления;

2) осуществление контрольно-инспекционной деятельности по охране природной среды;

3) экологическая регламентация хозяйственной деятельности (экологическая экспертиза, стандартизация, аттестация и паспортизация, составление государственных кадастров природных ресурсов и т. д.);

4) формирование системы непрерывного экологического образования рабочих, служащих и населения;

5) использование экологического механизма природопользования (лицензирование, аренда, плата за загрязнение природной среды);

6) финансирование и стимулирование природоохранной деятельности;

7) международное экологическое сотрудничество.

Координация природоохранной деятельности и государственный инспекционный контроль за охраной природы и использованием природных ресурсов ведется на территориальном, ведомственном и объектном уровнях.

На федеральном уровне его осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет России).

На республиканском, краевом и областном уровнях охрана природной среды обеспечивается министерствами, комитетами или инспекциями по охране окружающей среды (экологии), а на городском, районном уровнях и в населенных пунктах – комитетами по охране природы (экологии). Координация действий всех территориальных органов охраны природы осуществляется межрайонными инспекциями и территориальными координационными экологическими советами.

На ведомственном уровне инспекционный контроль ведут государственные инспекции одиннадцати министерств и ведомств (МВД России, Минздрав, Министерство сельского хозяйства, Ростехнадзор, Роскомнедр, и др.). На объектовом уровне инспекционный контроль осуществляют отделы, секторы или уполномоченные лица по охране природы (экологии), а общее руководство охраной природы на предприятии или в учреждении возложено на владельца (руководителя) предприятия, который несет личную ответственность за соблюдение требований по защите природной среды.

Государственный инспекционный контроль должен обеспечить соблюдение отдельными гражданами и всеми субъектами хозяйственной деятельности требований природоохранного законодательства, регламентов, норм и правил охраны природы, регулирование использования природных ресурсов, а также соблюдение гигиенических нормативов.

Экологическая регламентация хозяйственной деятельности является одним из важнейших направлений охраны природной среды. На государственную экспертизу возложено осуществление концептуальной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой оценки документации с точки зрения экологической безопасности предлагаемых решений и возможности проведения хозяйственных работ. Экологическая стандартизация обеспечивает разработку нормативно-технической документации, которая устанавливает комплекс норм, правил и требований, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации. Экологическая аттестация и паспортизация предприятий и территорий способствует своевременному прогнозированию экологической ситуации на предприятиях и в населенных пунктах, а также обеспечивает контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Составление систематизированных сводов сведений (кадастров) о земле, водах, лесах, недрах, животных, промысловой деятельности и т. д. позволяет вести их комплексный учет и проводить социально-экономическую оценку природных ресурсов государства для того, чтобы обеспечить их рациональное использование без обострения экологической ситуации.

Созданию и использованию экономического механизма природопользования в последнее время уделяется все большее внимание. Выдача лицензий (разрешений) на природопользование, заключение договоров о природопользовании, установлении лимитов на природопользование, взимание арендной платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды – основные составные части экономического механизма, который призван обеспечивать эффективную охрану природной среды. Для этой же цели необходимо всемерно развивать экологическое образование, воспитание и культуру населения.

Финансирование и стимулирование природоохранной деятельности осуществляется за счет государственных и частных средств. Все платежи за использование природных ресурсов и загрязнение природной среды перечисляются в местные бюджеты (города или района) и в экологические фонды.

Международное сотрудничество в области охраны природы регулируется международным экологическим правом и позволяет эффективно обеспечивать не только экологическую безопасность Российской Федерации, но и решать гло­бальные экологические задачи. Основные принципы международного сотруд­ничества сформулированы на конференциях ООН 1972, 1982, 1992, 2002 и 2012 годов. По решению ООН образован постоянно действующий международный орган – ЮНЕП, а также создан международный союз охраны природы (МСОП), принята всемирная хартия природы (ВХП). Кроме того, между государствами заключены сотни международных конвенций и соглашений на двусторонней и многосторонней основе по экологическому сотрудничеству.

Современные природоохранные технологии и технические средства, а также комплекс мероприятий по охране природной среды рассматриваются в дисциплине «Экология», которая изучается студентами всех направлений подготовки бакалавров УГНТУ.

1.5 Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационно-правовые нормы обеспечения безопасности граждан Российской Федерации, всего земельного, водного и воз­душного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изложены в феде­ральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994 г.) и в Поста­новлении Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (2015 г.). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, си­лы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых вхо­дит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

1) разработка и реализация правовых актов, экономических нормативов, целевых и научно-технических программ по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС);

2) прогнозирование и оценка последствий ЧС;

3) обеспечение готовности органов управления, сил, и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

4) осуществление комплекса профилактических и экстренных мероприя­тий по защите населения в ЧС;

5) повышение устойчивости функционирования хозяйственных объектов и организаций в ЧС;

6) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области безопасности в ЧС;

7) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

8) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ в очагах поражения, зонах заражения, пожаров и затопления;

9) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС;

10) международное сотрудничество по обеспечению безопасности в ЧС.

РСЧС состоит из 88 территориальных подсистем, действующих на пяти уровнях (федеральном, региональном, террито­риальном, местном и объектовом) и 40 функциональных подсистем, действующих на федеральном уровне.

Территориальные подсистемы созданы во всех субъектах Рос­сийской Федерации (республик, краях, областях) и состоят из звень­ев, функционирующих в пределах их территорий (во всех городах, районах, населенных пунктах и на всех хозяйственных объектах и в учреждениях).

Функциональные подсистемы РСЧС созданы федеральными органами исполнительной власти на базе министерств, ведомств, ассоциаций и концернов для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях в сфере их деятельности по отдельным отраслям экономики. Разработаны и действуют положения об организации, составе сил, средств и порядке работы сорока функциональных подсистем.

Организационная структура РСЧС на всех уровнях содержит че­тыре элемента: координирующие органы, органы управления по де­лам ГО и ЧС, органы повседневного управления и силы и средства.

На объектовом уровне координирующим органом является комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или руководитель предприятия, учреждения; органом управления – отдел по делам ГОиЧС; органом повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба. В качестве сил и средств на хозяйственных объектах используются:

1) штатные и нештатные формирования сил РСЧС, созданные на базе хозяйственных объектов, учреждений и организаций (общего назначения -спасательные команды и санитарные дружины; специализированные - для проведения разведки, осуществлении связи, оказания медицинской помощи, тушения пожаров, проведения аварийно-восстановительных работ и т. д.);

2) силы и средства добровольных общественных организаций (подготовленные и аттестованные в установленном порядке);

3) объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации в пределах конкретной территории действует один из трех режимов функционирования РСЧС:

а) режим повседневной деятельности (действует при нормальной обстановке в техносфере);

б) режим повышенной готовности (вводится при серьезном ухудшении обстановки или получении достоверных данных о возможности возникно­вения ЧС);

в) режим чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении ЧС и действует во время ликвидации ЧС).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.