Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-03 | 929 |
5.00
из
|
Заказать работу |
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ТЕХНОСФЕРЕ
Учебное пособие
Уфа – 2019
УДК 614.8.084
ББК 68.9
Ш 94
Утверждено Редакционно-издательским
советом УГНТУ в качестве учебного пособия
Рецензенты:
Заместитель начальника ГУП ИНХП РБ, канд. техн. наук
И.Е. Кутуков;
Доцент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», УГНТУ,
канд. техн. наук
Г.М. Шарафутдинова
Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х.
Ш 94 Безопасность жизнедеятельности в техосфере: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. – 81 с.
ISBN 5-88333-101-7
В учебном пособии изложен в кратком виде учебный материал по теоретической части дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая включена в учебные планы по большинству направлений подготовки бакалавров УГНТУ. Описаны правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. Приведена классификация негативных факторов, действующих в техносфере и дана их характеристика. Освещены организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению безопасности технических систем и технологических процессов, поддержанию комфортных условий хозяйственной деятельности, а также по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Учебное пособие предназначено для изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» по программам подготовки бакалавров.
ISBN 5-88333-101-7
УДК 614.8.084
ББК 68.9
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2019
© Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х., 2019
Введение
История развития человечества свидетельствует о том, что в системе «человек-среда обитания» постоянно действуют многочисленные негативные факторы, нарушающие безопасность жизнедеятельности людей. В природной среде возникают такие опасные явления, как землетрясения, извержения вулканов, наводнения, бури, пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и другие экологические катастрофы. В техносфере часто происходят сильные взрывы, крупномасштабные пожары, аварии с выбросом большого количества радиоактивных и биологических веществ, крупные аварии на транспорте, а также катастрофические изменения суши, атмосферы, гидросферы, биосферы и другие опасные события.
Действие вышеназванных факторов на людей сопровождается нарушением комфортности их трудовой деятельности, сокращением жизни, возникновением различных заболеваний, травмированием и гибелью. Технические системы, технологические процессы и хозяйственные объекты под действием негативных природных и техногенных факторов теряют устойчивость функционирования, повреждаются или полностью выходят из строя. Все вышесказанное свидетельствует о том, что обеспечение безопасности жизнедеятельности людей в современных условиях является одной из важнейших задач человеческого общества.
При подготовке бакалавров во всех высших учебных заведениях Российской Федерации преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Эта дисциплина аккумулирует последние достижения науки и сочетает в себе технические, технологические, медико-биологические, экологические, социально-экономические и правовые аспекты безопасности жизнедеятельности людей в техносфере. При изучении данной дисциплины у бакалавров и магистров формируется четкое представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с современными требованиями к безопасности и защищенности человека в процессе его хозяйственной деятельности.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ТЕХНОСФЕРЕ
Учебное пособие
Уфа – 2019
УДК 614.8.084
ББК 68.9
Ш 94
Утверждено Редакционно-издательским
советом УГНТУ в качестве учебного пособия
Рецензенты:
Заместитель начальника ГУП ИНХП РБ, канд. техн. наук
И.Е. Кутуков;
Доцент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда», УГНТУ,
канд. техн. наук
Г.М. Шарафутдинова
Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х.
Ш 94 Безопасность жизнедеятельности в техосфере: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. – 81 с.
ISBN 5-88333-101-7
В учебном пособии изложен в кратком виде учебный материал по теоретической части дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая включена в учебные планы по большинству направлений подготовки бакалавров УГНТУ. Описаны правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. Приведена классификация негативных факторов, действующих в техносфере и дана их характеристика. Освещены организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению безопасности технических систем и технологических процессов, поддержанию комфортных условий хозяйственной деятельности, а также по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Учебное пособие предназначено для изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» по программам подготовки бакалавров.
ISBN 5-88333-101-7
УДК 614.8.084
ББК 68.9
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2019
© Штур В.Б., Киреев И.Р., Абдрахманов Н.Х., 2019
Введение
История развития человечества свидетельствует о том, что в системе «человек-среда обитания» постоянно действуют многочисленные негативные факторы, нарушающие безопасность жизнедеятельности людей. В природной среде возникают такие опасные явления, как землетрясения, извержения вулканов, наводнения, бури, пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и другие экологические катастрофы. В техносфере часто происходят сильные взрывы, крупномасштабные пожары, аварии с выбросом большого количества радиоактивных и биологических веществ, крупные аварии на транспорте, а также катастрофические изменения суши, атмосферы, гидросферы, биосферы и другие опасные события.
Действие вышеназванных факторов на людей сопровождается нарушением комфортности их трудовой деятельности, сокращением жизни, возникновением различных заболеваний, травмированием и гибелью. Технические системы, технологические процессы и хозяйственные объекты под действием негативных природных и техногенных факторов теряют устойчивость функционирования, повреждаются или полностью выходят из строя. Все вышесказанное свидетельствует о том, что обеспечение безопасности жизнедеятельности людей в современных условиях является одной из важнейших задач человеческого общества.
При подготовке бакалавров во всех высших учебных заведениях Российской Федерации преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Эта дисциплина аккумулирует последние достижения науки и сочетает в себе технические, технологические, медико-биологические, экологические, социально-экономические и правовые аспекты безопасности жизнедеятельности людей в техносфере. При изучении данной дисциплины у бакалавров и магистров формируется четкое представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с современными требованиями к безопасности и защищенности человека в процессе его хозяйственной деятельности.
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.
1.1. Основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Человек находится в постоянном взаимодействии со средой обитания. Жизнедеятельность – это способ существования человека в повседневной трудовой, бытовой деятельности и на отдыхе. На всех этапах развития человечества существовала, существует и будет существовать потенциальная опасность жизни и деятельности людей. Аксиома о потенциальной опасности – основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности, который определяет, что в системе «человек-среда обитания» постоянно действуют негативные факторы природного, техногенного и военно-политического характера. Уровень обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в государстве служит наиболее достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества.
Безопасность жизнедеятельности является составной частью системы национальной безопасности современного государства и призвана обеспечивать комфортное и безопасное взаимодействие человека со средой обитания во всех сферах его деятельности (технической, хозяйственной, бытовой, дорожно-транспортной, спортивной, военной и т.д.). В данном учебном пособии будут рассмотрены только вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.
Обеспечение безопасности в техносфере осуществляется по трем взаимосвязанным между собой направлениям:
1) обеспечение безопасности труда;
2) охрана природной среды;
3) защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.
Бзопасность труда обеспечивается системой охраны труда. В трудовом кодексе Российской Федерации написано: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Система охраны труда обеспечивает безопасность технических систем и технологических процессов, а также создание комфортных условий трудовой деятельности людей.
Охрана природной среды – совокупность правовых актов, организационных, технических, технологических, социально-экономических и других мероприятий и средств, обеспечивающих сохранение здоровья населения за счет улучшения природных условий в процессе природопользования при различных видах человеческой деятельности.
Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях – совокупность правовых актов, организационных, технических, технологических, медицинских, социально-экономических и других мероприятий и средств, обеспечивающих достижение рационального уровня риска в чрезвычайных ситуациях, максимальное снижение ущерба экономике, потерь населения и организацию эффективных действий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
По каждому из трех основных направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности разработаны и постоянно совершенствуются правовые акты, регулирующие все общественные отношения в данной области, а также созданы органы государственного управления и контроля.
Основными задачами органов государственного управления и контроля являются:
1) совершенствование правовых и организационных основ безопасности жизнедеятельности;
2) контроль уровня негативных факторов в системе “человек - среда обитания”;
3) прогнозирование и оценка последствий действия негативных и поражающих факторов;
4) повседневное управление охраной труда и природной среды, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности людей и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) разработка мероприятий и средств защиты человека и природной среды от негативных факторов и реализация этих защитных мероприятий;
6) обеспечение устойчивости функционирования хозяйственных объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
7) ликвидация последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и других видов чрезвычайных ситуаций;
8) расширение международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности.
1.2. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Право - это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные). На рис. 1 приведена структура правового обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации. Гражданское (конституционное) право закрепляет основы общественно-политической системы государства, основные права и обязанности граждан и государственных органов управления. Ряд положений действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, относится к правовым основам обеспечения безопасности жизнедеятельности (глава 1, статья 7; глава 2, статьи 36, 37, 41, 42, 55, 56 и 58). В конституционных документах субъектов Российской Федерации также содержатся основные положения государственного права по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на подведомственной территории.
*Федеральные
|
Рис. 1 Структура правового обеспечения
безопасности жизнедеятельности
Административное право – совокупность законодательных актов, указов высших должностных лиц и постановлений органов исполнительной власти, а также ведомственных актов, регламентирующих общественные отношения в области государственного управления.
В настоящее время приняты и действуют десятки федеральных законов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Указы высших должностных лиц и постановления органов исполнительной власти (федеральных, субъектов федерации и местных) устанавливают в соответствии с действующими законами систему и полномочия органов управления безопасностью жизнедеятельности на подведомственных территориях.
Составной частью административного права являются ведомственные акты, к которым относятся системы государственных стандартов, строительные нормы и правила, санитарные и гигиенические нормы.
Государственная система стандартизации (ГСС) включает три системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности:
1) систему стандартов безопасности труда (ССБТ);
2) систему стандартов “Охрана природы” (ССОП);
3) комплекс стандартов “Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС).
Системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности представляют собой многоуровневый комплекс, систематизирующий всю основную нормативно-техническую документацию в области охраны труда и природы, а также обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Кроме государственных стандартов разработаны и действуют многочисленные межотраслевые и ведомственные правила безопасности.
Строительные нормы и правила (СНиП) – это сборник нормативных документов, которые используются на стадии проектирования и строительства зданий, сооружений и хозяйственных объектов. Санитарные нормы и правила (СанПиН), гигиенические нормы (ГН), санитарные нормы (СН) установлены Министерством Здравоохранения Российской Федерации и содержат санитарно-гигиенические нормативы, а также порядок проведения медицинских мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
На основе государственных стандартов, правил безопасности и санитарных норм составляются типовые и специальные инструкции по охране труда (типовые – для основных профессий, а специальные - действуют на конкретных предприятиях, организациях и учреждениях).
Кроме юридических актов государственного и административного права, рассмотренных выше, правовые отношения в области безопасности жизнедеятельности регулируются правовыми актами хозяйственного, гражданского и уголовного права, которые устанавливают общественные отношения в процессе хозяйственной деятельности, имущественные отношения и уголовную ответственность за преступления.
1.3 Управление охраной труда.
Управление охраной труда в соответствии с действующими законодательными актами на федеральном уровне осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ, а на региональном – территориальными органами, т.е. соответствующими министерствами республик, краев и областей. На местном уровне управление охраной труда ведут муниципальные службы, созданные в органах исполнительной власти городов, районов и населенных пунктов. В ведомствах, ассоциациях, концернах и других объединениях в обязательном порядке организуются отделы или службы охраны труда.
Система управления охраной труда на предприятиях и в учреждениях предусматривает создание службы охраны труда при численности работников более 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности работающих менее 50 человек принимается решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель, индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемый работодателем по гражданскому договору. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников в организации создаются также комиссии (комитеты) по охране труда, состоящие из представителей работодателя, профсоюза и работников предприятия или учреждения. Представители администрации предприятия, начиная от бригадиров и мастеров и кончая главным инженером и руководителем предприятия, также несут ответственность в пределах своих должностных обязанностей за обеспечение безопасности труда.
Для обеспечения эффективной работы системы управления охраной труда на предприятиях законодательные акты устанавливают:
1) права и обязанности по охране труда сторон, участвующих в трудовом процессе;
2) порядок подготовки работников по охране труда (обучение, квалификация и инструктаж);
3) порядок допуска людей к работе и порядок запрещения работы предприятий;
4) порядок расследования и учет несчастных случаев;
5) гарантии реализации права работников на охрану труда;
6) порядок составления отчетности и финансирования мероприятий по охране труда;
7) другие положения, способствующие обеспечению охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Важнейшей составной частью управления охраной труда является контроль и надзор за условиями труда на предприятиях и в учреждениях, который осуществляется:
· руководителями работ и другими должностными лицами;
· выполнением требований безопасности труда и аттестацией рабочих
мест;
· службой охраны труда предприятия или учреждения;
· вышестоящими ведомственными организациями;
· органами государственного надзора.
Руководители конкретных видов производственной деятельности и представители администрации осуществляют оперативный (ежедневный) контроль в масштабе цехов, участков, бригад и групп работающих. При периодической аттестации рабочих мест и сертификации оборудования кроме оценки их технического уровня обязательно проводится анализ их соответствия требованиям охраны труда. Служба охраны труда предприятия по заранее составленным планам проводит целевые (контроль оборудования и условий труда по отдельным признакам) и комплексные проверки выполнения требований безопасности.
Ведомственный контроль реализуется в виде целевых и комплексных проверок производственного оборудования и технологических процессов, которые проводятся комиссиями во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений. Государственный надзор за выполнением законодательства, норм и правил по охране труда осуществляет Рострудинспекция при Министерстве труда и социальной защиты РФ, государственный санитарно-эпидемиологический надзор – Роспотребнадзор, а Федеральный горный и промышленный контроль – Ростехнадзор РФ. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий. Государственный энергетический надзор, осуществляемый органами Министерства топлива и энергетики РФ, контролирует безопасность устройства и эксплуатации электрических и тепловых установок. Надзор за соблюдением законодательства в области охраны труда осуществляют органы прокуратуры как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за условиями труда, имеют право беспрепятственного посещения предприятий, учреждений и организаций, участвуют в расследовании несчастных случаев, выдают предписания, приостанавливают эксплуатацию оборудования, технических систем и всего предприятия, налагают штрафы и другие санкции. Решения органов надзора и контроля обязательны для всех должностных лиц и работников.
За нарушения требований норм, правил, инструкций и законодательных актов работники и должностные лица могут привлекаться к административной, дисциплинарной, экономической и уголовной ответственности.
Комплекс основных мероприятий по охране труда, осуществляемый на предприятиях и в учреждениях, будет описан ниже.
1.4 Организационные основы охраны природной среды.
В соответствии с действующим законодательством охрана природной среды организована по следующим направлениям:
1) координация и направление природоохранной деятельности на территориальном, ведомственном и объектовом уровнях управления;
2) осуществление контрольно-инспекционной деятельности по охране природной среды;
3) экологическая регламентация хозяйственной деятельности (экологическая экспертиза, стандартизация, аттестация и паспортизация, составление государственных кадастров природных ресурсов и т. д.);
4) формирование системы непрерывного экологического образования рабочих, служащих и населения;
5) использование экологического механизма природопользования (лицензирование, аренда, плата за загрязнение природной среды);
6) финансирование и стимулирование природоохранной деятельности;
7) международное экологическое сотрудничество.
Координация природоохранной деятельности и государственный инспекционный контроль за охраной природы и использованием природных ресурсов ведется на территориальном, ведомственном и объектном уровнях.
На федеральном уровне его осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет России).
На республиканском, краевом и областном уровнях охрана природной среды обеспечивается министерствами, комитетами или инспекциями по охране окружающей среды (экологии), а на городском, районном уровнях и в населенных пунктах – комитетами по охране природы (экологии). Координация действий всех территориальных органов охраны природы осуществляется межрайонными инспекциями и территориальными координационными экологическими советами.
На ведомственном уровне инспекционный контроль ведут государственные инспекции одиннадцати министерств и ведомств (МВД России, Минздрав, Министерство сельского хозяйства, Ростехнадзор, Роскомнедр, и др.). На объектовом уровне инспекционный контроль осуществляют отделы, секторы или уполномоченные лица по охране природы (экологии), а общее руководство охраной природы на предприятии или в учреждении возложено на владельца (руководителя) предприятия, который несет личную ответственность за соблюдение требований по защите природной среды.
Государственный инспекционный контроль должен обеспечить соблюдение отдельными гражданами и всеми субъектами хозяйственной деятельности требований природоохранного законодательства, регламентов, норм и правил охраны природы, регулирование использования природных ресурсов, а также соблюдение гигиенических нормативов.
Экологическая регламентация хозяйственной деятельности является одним из важнейших направлений охраны природной среды. На государственную экспертизу возложено осуществление концептуальной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой оценки документации с точки зрения экологической безопасности предлагаемых решений и возможности проведения хозяйственных работ. Экологическая стандартизация обеспечивает разработку нормативно-технической документации, которая устанавливает комплекс норм, правил и требований, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации. Экологическая аттестация и паспортизация предприятий и территорий способствует своевременному прогнозированию экологической ситуации на предприятиях и в населенных пунктах, а также обеспечивает контроль за выполнением природоохранных мероприятий.
Составление систематизированных сводов сведений (кадастров) о земле, водах, лесах, недрах, животных, промысловой деятельности и т. д. позволяет вести их комплексный учет и проводить социально-экономическую оценку природных ресурсов государства для того, чтобы обеспечить их рациональное использование без обострения экологической ситуации.
Созданию и использованию экономического механизма природопользования в последнее время уделяется все большее внимание. Выдача лицензий (разрешений) на природопользование, заключение договоров о природопользовании, установлении лимитов на природопользование, взимание арендной платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды – основные составные части экономического механизма, который призван обеспечивать эффективную охрану природной среды. Для этой же цели необходимо всемерно развивать экологическое образование, воспитание и культуру населения.
Финансирование и стимулирование природоохранной деятельности осуществляется за счет государственных и частных средств. Все платежи за использование природных ресурсов и загрязнение природной среды перечисляются в местные бюджеты (города или района) и в экологические фонды.
Международное сотрудничество в области охраны природы регулируется международным экологическим правом и позволяет эффективно обеспечивать не только экологическую безопасность Российской Федерации, но и решать глобальные экологические задачи. Основные принципы международного сотрудничества сформулированы на конференциях ООН 1972, 1982, 1992, 2002 и 2012 годов. По решению ООН образован постоянно действующий международный орган – ЮНЕП, а также создан международный союз охраны природы (МСОП), принята всемирная хартия природы (ВХП). Кроме того, между государствами заключены сотни международных конвенций и соглашений на двусторонней и многосторонней основе по экологическому сотрудничеству.
Современные природоохранные технологии и технические средства, а также комплекс мероприятий по охране природной среды рассматриваются в дисциплине «Экология», которая изучается студентами всех направлений подготовки бакалавров УГНТУ.
1.5 Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационно-правовые нормы обеспечения безопасности граждан Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изложены в федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994 г.) и в Постановлении Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (2015 г.). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
1) разработка и реализация правовых актов, экономических нормативов, целевых и научно-технических программ по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС);
2) прогнозирование и оценка последствий ЧС;
3) обеспечение готовности органов управления, сил, и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий ЧС;
4) осуществление комплекса профилактических и экстренных мероприятий по защите населения в ЧС;
5) повышение устойчивости функционирования хозяйственных объектов и организаций в ЧС;
6) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области безопасности в ЧС;
7) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
8) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, пожаров и затопления;
9) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС;
10) международное сотрудничество по обеспечению безопасности в ЧС.
РСЧС состоит из 88 территориальных подсистем, действующих на пяти уровнях (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) и 40 функциональных подсистем, действующих на федеральном уровне.
Территориальные подсистемы созданы во всех субъектах Российской Федерации (республик, краях, областях) и состоят из звеньев, функционирующих в пределах их территорий (во всех городах, районах, населенных пунктах и на всех хозяйственных объектах и в учреждениях).
Функциональные подсистемы РСЧС созданы федеральными органами исполнительной власти на базе министерств, ведомств, ассоциаций и концернов для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях в сфере их деятельности по отдельным отраслям экономики. Разработаны и действуют положения об организации, составе сил, средств и порядке работы сорока функциональных подсистем.
Организационная структура РСЧС на всех уровнях содержит четыре элемента: координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления и силы и средства.
На объектовом уровне координирующим органом является комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или руководитель предприятия, учреждения; органом управления – отдел по делам ГОиЧС; органом повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба. В качестве сил и средств на хозяйственных объектах используются:
1) штатные и нештатные формирования сил РСЧС, созданные на базе хозяйственных объектов, учреждений и организаций (общего назначения -спасательные команды и санитарные дружины; специализированные - для проведения разведки, осуществлении связи, оказания медицинской помощи, тушения пожаров, проведения аварийно-восстановительных работ и т. д.);
2) силы и средства добровольных общественных организаций (подготовленные и аттестованные в установленном порядке);
3) объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации в пределах конкретной территории действует один из трех режимов функционирования РСЧС:
а) режим повседневной деятельности (действует при нормальной обстановке в техносфере);
б) режим повышенной готовности (вводится при серьезном ухудшении обстановки или получении достоверных данных о возможности возникновения ЧС);
в) режим чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении ЧС и действует во время ликвидации ЧС).
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!