Вопрос №1. Предмет изучения теории государства и права — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Вопрос №1. Предмет изучения теории государства и права

2019-08-03 190
Вопрос №1. Предмет изучения теории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Вопрос №1. Предмет изучения теории государства и права

Теория государства и права — система научных знаний об объективных свойствах государства и права (их внутренней структуре и логике развития); об основных и общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Предмет науки (или учебной дисциплины) — это круг вопросов, которые она изучает (отвечает на вопрос «что?»).

Предмет теории государства и права — объективные свойства государства и права, основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственных и правовых явлений.

 

Методы изучения государства и права

 

Методология теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении ТГП используются следующие методы:

 

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

· Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.

· Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

· Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

· Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

· Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

· Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

 

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

· Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.

· Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений

· Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.

 

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

· Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

· Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

· Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

 

Кроме методов в рамках методологии выделяют принципы научного познания – основополагающие начала, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки, принципы:

· Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

· Принцип объективности означает стремление получения максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов сводится к минимуму.

· Принцип универсальности - ТГП изучает общие закономерности развития государства и права, без относительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформированные в рамках ТГП, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена любая реально существующая государственно-правовая система.

· Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, школ, концепций, возможно отстаивающих различные точки зрения.

 

МОНАРХИЯ

Форма государства показывает, кому принадлежит власть в государстве, какие существуют в государстве верховные органы власти, как эти органы формируются, как между этими органами распределяются властные полномочия, насколько народ допущен к участию формирования этих органов. В зависимости от этих факторов выделяют две основные разновидности формы правления: • Монархия. • Республика

Монархия (термин имеет греческие корни: monos — один, единый и arche — главенство, власть) — это такая форма правленая, при которой вся полнота верховной государственной власти формально или фактически сосредоточена в руках одного лица, монарха, который осуществляет эту власть, как правило, на основе принципов наследуемости и несменяемости

Основными признаками классической монархической формы правления, как правило, являются следующие:

• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

• наследственный порядок преемственности верховной власти;

• монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха);

 • отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства (в Швеции в 1809 году принят закон, в котором сказано, что поступки короля не подлежат нареканию). Также для монархии характерен сакральный (божественный) характер власти монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого строя, при феодальном стала основной формой правления. В буржуазном обществе монархии сохранились в основном как дань традиции. В процессе исторического развития эта форма правления существенно видоизменялась. В зависимости от характера полномочий, находящихся в руках монарха, можно выделить две группы монархической формы правления.

Различают абсолютные и ограниченные монархии

Абсолютная монархия — это такая монархия, при которой вся полнота верховной государственной власти и формально, и фактически сосредоточена в руках монарха.Он является единоличным полновластным правителем и ни с какими другими органами власть не делит. По формуле Петровского Воинского устава — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Монарху всецело принадлежит и верховная законодательная, и верховная исполнительная, и верховная судебная (он является высшей судебной инстанцией государства) власть. В абсолютной монархии наиболее отчетливо проявляется принцип юридической и политической неответственности монарха. Власть в центре и на местах при абсолютизме принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым монархом. Центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах. Рассвет классических абсолютных монархий в Европе приходится на XVII– XVIII века. В России абсолютизм существовал в XVIII– начале XX вв. В современном мире классических абсолютных монархий практически не осталось. Чертами абсолютных монархий обладают Саудовская Аравия, Катар. В Европе абсолютной теократической монархией является Ватикан

 Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов государственной власти или действием конституционных актов.Разновидностями ограниченных монархий являются монархии сословно-представительные и конституционные. Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословно-представительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции). Таким образом, при такой форме правления власть монарха формально ограничивается деятельностью сословнопредставительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законосовещательный характер.

Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью выборного представительного органа — парламента либо действием конституционных актов. Конституционная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов.Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое монархом независимо от партийного состава парламента. В своей деятельности правительство подотчетно и подконтрольно монарху, а не парламенту. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов, принимаемых парламентом. Также монарх обладает правом роспуска парламента по собственному усмотрению. Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох — феодальной и буржуазной, как результат компромисса между феодалами, чьи интересы представляет монарх, и буржуазией, интересы которой представляет парламент. Феодальная власть уже недостаточно сильна, чтобы удержать власть, а буржуазия еще недостаточно сильна, чтобы взять власть.......................... Пример......................... Примерами дуалистических монархий были Германская империя 1870–1918 гг.; Австро-Венгрия в это же время; Россия в период 1905–1917 гг., в настоящее время признаками дуалистической монархии обладают Непал, султанат Бруней

 Наиболее распространенной монархической формой правления в современном мире является парламентарная монархия.

 Парламентарная монархия — такая форма правления, которая характеризуется и формальным, и фактическим ограничением власти монарха действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа — парламента.

Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом необходимо отметить, что правительство формируется монархом по поручению парламента. Правительство формируется из представителей той политической партии, которая по итогам парламентских выборов получает большинство депутатских мандатов и главой правительства становится лидер партии парламентского большинства. За свою деятельность правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх как глава государства выступает как символ нации и осуществляет в основном лишь представительские функции. Он представляет государство внутри страны (перед своим народом) и в международных отношениях.

В парламентарной монархии действует принцип контрасигнатуры, являющийся, по сути, отражением общемонархического принципа неответственности монарха. Действие принципа контрасигнатуры означает, что акты, которые издает монарх, приобретают юридическую силу только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т. е. того министра, в сфере действия которого этот акт издается

При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определенные вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха («цивильный лист»), а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. Положение монарха в парламентарной монархии определяется формулой: «монарх царствует, но не правит».

Следует отметить, что согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или права роспуска парламента. Но в силу многих конституционных оговорок такими полномочиями монарх в повседневной жизни воспользоваться не может. Такие полномочия называются «спящими.Для того, чтобы эти полномочия «проснулись», должна возникнуть чрезвычайная ситуация, ставящая под угрозу существование самого государства.......................... Пример......................... Примерами парламентарных монархий можно назвать Великобританию, Швецию, Бельгию, Японию, Голландию и т. д.

В современном мире существуют монархии, которые «не вписываются» в классическую схему. Такие монархии называются нетипичными. К числу их относят: • выборные монархии; • коллегиальные монархии; • патриархальные монархии

Выборной называется монархия, при которой монарх власть получает не по наследству, а избирается на определенный срок. Примером может служить Малайзия

Пример. Примером коллегиальной монархии могут служить Объединенные Арабские Эмираты — Верховным органом государственной власти является Совет Эмиров, который выступает в качестве коллективного главы государства.

Пример.Примером патриархальной монархии может служить Свазиленд, где в силу сохранения элементов родоплеменного строя монархом становится вождь племени.

Республика и её виды.

Более широкое распространение, в сравнении с монархией, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Республика (лат. respublica; res – дело, publicus – общественный, всенародный) – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Признаки республиканской формы государственного правления:

- представительный характер высших органов государственной власти – президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;

- формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;

- юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

- возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.

Основные виды республик:

парламентская; президентская; смешанная (парламентско-президентская).

Парламентская республика характеризуется тем, что в системе государственной власти ведущую роль играет законодательный орган, т.е. парламент. К ее признакам относятся следующие:

- парламент – важнейший из органов государственной власти;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

- правительство ответственно перед парламентом;

- фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);

- в парламентских республиках предусмотрена должность президента, избираемого, как правило, парламентом, а не населением;

- президент наделен определенными властными полномочиями, но осуществлять их может, как правило, с согласия правительства.

К парламентским республикам в современном мире относятся – Венгрия, Германия, Италия, Молдова, Чехия, Эстония, Греция и др.

Президентская республика характеризуется сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – Президента. Это проявляется в том, что президент:

- избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;

- имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;

- соединяет полномочия главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

- при определенном парламентом контроле формирует правительство, ответственное перед ним;

- наделен полномочиями, позволяющими контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.);

- выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом ее единства.

Типичный пример президентской республики – США.

Смешанная (парламентско-президентская) форма правления отличается определенным сочетанием полномочий президента и парламента. К ее основным признакам относятся:

- в стране одновременно имеется «сильный» парламент и «сильный» президент;

- президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

- наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями;

- и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;

- правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина. По мнению отдельных ученых-юристов к числу полупрезидентских республик относится и современная Россия.

 

Виды органов государства

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма обусловливают значительное число его органов. По различным научно-обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды.

1) По такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются:

а) на органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для

непосредственного выполнения задач и функций государства (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы

законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке

для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной

и исполнительной власти субъектов РФ).

На основе принципа разделения властей государственные органы подразделяются на законодательные, исполнительные, судебные.

2) В зависимости от способа образования органы государственной власти делятся:

а) на выборные — органы, избираемые непосредственно народом (например, парламент);

б) назначаемые — органы, состав которых назначается вышестоящими органами (например, министерство);

в) смешанные — выборно-назначаемые органы, часть состава которых избирается, а часть — назначается (областная администрация: глава администрации (губернатор) избирается представительным органом субъекта федерации, весь остальной состав администрации — назначается).

3) В зависимости от порядка формирования органы государства делятся:

а) на первичные — органы, получающие властные полномочия непосредственно от источника власти (парламент);

б) производные — органы, которые создаются первичными (правительство, суды, прокуратура).

4) В зависимости от такого критерия, как широта компетенции, выделяют:

а) органы общей компетенции — это органы, правомочные решать вопросы во всех сферах жизни общества либо в подавляющем большинстве

таких сфер (например, правительство, администрация субъекта федерации);

б) органы специальной компетенции — органы, правомочные решать вопросы в одной или нескольких смежных сферах общественной жизни

(например, министерство, федеральная служба);

в) органы чрезвычайной компетенции — это органы, создаваемые для решения конкретных неотложных вопросов государственной и общественной жизни (специальная комиссия по расследованию причин

и условий чрезвычайного происшествия).

5) По длительности действия государственные органы делятся:

а) на постоянные — органы, срок полномочий которых ничем не ограничен;

б) временные — органы, создаваемые на определенный, заранее оговоренный срок. Все органы чрезвычайной компетенции являются временными.

6) В соответствии с принципом федерализма различают:

а) федеральные органы государственной власти;

б) органы государственной власти субъектов федерации.

7) В зависимости от территориального масштаба деятельности органы государства делятся:

а) на общегосударственные — это органы, действующие на всей территории государства;

б) региональные — органы, действующие в пределах определенной части

территории государства, например на территории субъекта федерации.

8) В зависимости от объема властных полномочий различают:

а) высшие органы государственной власти — это органы, возглавляющие

определенную систему или подсистему органов государства (правительство в системе органов исполнительной власти, Генеральная прокуратура в системе органов прокуратуры, Верховный Суд в системе

судов общей юрисдикции);

б) центральные органы государственной власти — это органы, в своей

деятельности подчиняющиеся высшим органам, но имеющие в своем непосредственном подчинении нижестоящие органы (министерства в системе органов исполнительной власти);

в) местные — органы, осуществляющие государственную власть на местах и непосредственно подчиняющиеся центральным органам государственной власти.

 

Вопрос 30: Правовой статус личности: понятие, принципы, структура и виды.

· Правовой статус личностиэто правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством (Перевалов В.Д.)

 

Правовой статус личности – это признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли (Малько А.В.). Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

 

Правовой статус личности – это вся совокупность принадлежащих человеку прав, свобод и обязанностей, а также юридические свойства правоспособности6и дееспособности7 (Цыганов В.И.).

 

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение личности в обществе (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

 

Под правовым статусом личности в широком смысле понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности и ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством(Синюков В.Н., Мордовец А.С.).

 

В узком смысле категория «правовой статус личности» включает права и свободы, которыми обладает человек – субъект права. Права и свободы составляют основное содержание, ядро правового статуса (Синюков В.Н., Мордовец А.С.).

 

· В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности.

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

Согласно этому принципу Российская Федерация признает и характеризует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976 г.

2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения. Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. Государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Оно не может лишить гражданина Российской Федерации своего гражданства. Граждане в свою очередь свободны действовать в пределах неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип сводится к следующему.

Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отношению к закону и суду. Государство призвано гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.

В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что оно объявляется Конституцией РФ непосредственно действующим.

4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он прежде всего основывается на том, что нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав.

· Рассмотрим, что образует структуру правового статуса, т. е. из каких элементов он строится:

Ø права и обязанности;

Ø законные интересы;

Ø правосубъектность;

Ø гражданство;

Ø  юридическая ответственность;

Ø правовые принципы и т. п.

· Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Его виды отражают соотношение таких философских категорий, как ≪общее≫, ≪особенное≫ и ≪отдельное≫.

 

ü Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

ü Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

ü Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие ≪правовой статус≫, во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

 

31 вопрос

Социальное государство

Социальное государство – государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Признаки социального государства:

· Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

· Социально ориентированная структура экономики;

· Формирование гражданского общества;

· Разработка государством разнообразных социальных программ;

· Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

· Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства:

· Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

· Охрана труда и здоровья людей;

· Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства;

· Устранение социального неравенства путём перераспределения доходов;

· Поощрение благотворительной деятельности;

· Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

· Борьба с безработицей.

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию и другие страны.

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, деятельность которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д.

 

Типология государства

Типология государств — это их специфическая классификация, осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства.

При этом под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками.

В настоящее время в юридический науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки.

Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства). Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков.

Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. Последователи марксизма выделяют пять формаций: первобытно-общинную (безгосударственную), рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации. Марксистская теория различает четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип — социалистическое государство. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации:
а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);
б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
в) всемирная (современная) цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется тем, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонску


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.