Вопрос №1 Предмет и методология курса «История государства и права России» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос №1 Предмет и методология курса «История государства и права России»

2019-08-03 218
Вопрос №1 Предмет и методология курса «История государства и права России» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос №1 Предмет и методология курса «История государства и права России»

История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства.

Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.

Методология курса:
Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.

Говоря о методе истории государства и права России, отвечаем на вопрос, как изучается история государства и права России.

Методы делятся на 2 группы.
1. Общенаучные методы:
1) дедуктивный (означает, что изучение права осуществляется с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве);
2) индуктивный (т. е. выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов);
3) экзегетика (изучение права на основании толкования его исторических источников).

2. Специальные методы:
1) историко-сравнительный анализ (т. е. с помощью общего анализа идей права изучается право и его развитие на отдельных исторических этапах);
2) систематический метод (изучение истории государства и права в этом методе строится на основании деления этой науки на внутреннюю, т. е. историю развития и образования юридических норм и институтов, и внешнюю, т. е. историю источников права или властных структур);
3) периодизация (т. е. государство и право изучаются путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования).

 

Игорь (912–945 гг.)

стремился сохранить единство межплеменной федерации,

а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников – печенегов.

В 944–945 гг. он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью, но, потерпев поражения, вынужден был заключить менее выгодный договор с империей.

В договоре с Византией 945 г. встречается сам термин «русская земля». В этом же году во время полюдья он был убит древлянами за требование дани сверх обычной.

III этап (II половина X–начало XI вв.). Он начинается с реформ княгини Ольги (945–964 гг.). Отомстив древлянам за смерть мужа, она в целях предотвращения в дальнейшем случившегося с Игорем установила фиксированную норму сбора дани («уроки»), а для ее сбора установила особые места («погосты»), где «сидел» (т.е. следил за сбором дани) боярин с малой дружиной.

Погосты стали опорой княжеской власти на местах.

Политика сына Ольги, князя Святослава (964–972 гг.) направлена была в основном на борьбу с внешним врагом. Разгром Хазарии и походы на Дунай требовали больших сил, средств и времени. В связи с этим вопросами внутреннего устройства государства князь-воин (так звали Святослава и в народе, и в летописях) практически не занимался.

Новые шаги в развитии русского государства связывают с деятельностью незаконнорожденного сына Святослава – Владимира I (980–1015 гг.), пришедшего к власти в результате жестокой, кровопролитной борьбы с братьями за киевский престол.

1. Он расширил территорию Киевского государства, присоединив к нему юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) славянские земли.

Кроме того, чувствуя опасность для прочности своей власти, связанную с ущербностью своего происхождения (сын рабыни Малуши – ключницы княгини Ольги), Владимир стремился укрепить княжескую власть в принципе:

· введение монотеистической религии (единобожия).

· введение института наместников

Сначала он делает это путем создания пантеона из 5 богов во главе с Перуном, который особенно почитался дружинниками. Но эта реформа не прижилась, и он пошел на радикальные изменения – ввел единобожие, приняв сам и заставив принять всю Русь христианство.

Введение христианства не только создало основу для духовного единства русского народа, но и укрепило верховную власть в государстве («един бог на небе, един князь на земле»), повысило международный авторитет Киевской Руси, переставшей быть варварской страной. Кроме того, христианская мораль призывала к смирению, что оправдывало феодальную эксплуатацию простых общинников со стороны князя, его окружения и землевладельцев-бояр, бывших опорой княжеской власти.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей наместниками (ими были 12 сыновей Владимира и приближенные бояре), назначаемыми киевским князем. Наместники должны были

· защищать новую веру

· и укреплять власть князя на местах, будучи «оком государевым».

Укрепление власти дало Владимиру возможность организовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах государства и переселить сюда часть населения из более северных территорий (кривичей, словен, чюди, вятичей). Это позволило вести успешную борьбу с набегами печенегов. В результате князь, как свидетельствуют былины, стал восприниматься в народном сознании не просто как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

Завершающий шаг в формировании русской государственности сделал сын Владимира I, Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.), положивший начало русскому письменному законодательству. Им была создана первая часть первого письменного свода законов – «Русской правды» («Правда Ярослава»). Она была написана еще в 1015 г., в бытность его наместником в Новгороде, и предназначалась для новгородцев. Вступив в 1019 г. на киевский престол, Ярослав распространил ее на территорию всего государства. Впоследствии, в течение полутора веков «Правда Ярослава» дополнялась его сыновьями («Правда Ярославичей»), Владимиром Мономахом («Устав Владимира Мономаха») и последующими правителями русского государства и существовала как законодательная основа вплоть до принятия первого Судебника в 1497 г.

Появление письменного свода законов в начале IX в. стало необходимым, так как при разложении родовой общины многие простые люди теряли свой статус и терпели обиды, не имея возможности обратиться к родовым коллективам. Единственной защитой для общинников и простых горожан становился князь и его дружина. Это еще больше увеличивало власть князя.

«Русская правда» как развивающийся памятник дает представления об усложняющейся социальной структуре, категориях свободного и зависимого населения, т.е. собственно объектах и субъектах государственного управления.

Значение «Русской правды» состоит в том, что она повлияла на развитие местного законодательства и в дальнейшем общегосударственного.

В целом первый письменный законодательный свод Руси представляет собой важное свидетельство зрелости государства.

Таким образом, к началу XI в. Киевская Русь имела основные черты сформировавшейся государственности:

• единую территорию, охватывающую место проживания всех восточных славян;

• династическую княжескую власть, распространявшуюся на всю территорию государства;

• единую систему государственного управления, основанную на наместничестве;

• единую для всего государства налоговую систему;

• единую монотеистическую религию, усиливающую процесс сакрализации (освященности) княжеской власти;

• единую правовую основу в виде письменного свода законов.

В последующие периоды данные черты русской государственности получили дальнейшее развитие.

 

Основа судебника

По сути, этот документ объединял в себе все нормативно-правовые акты, существовавшие до этого на Руси и систематизировал их. В основу Судебника легли следующие документы:

Русская Правда, включая все переиздания;

Судебные грамоты. Грамоты содержали сведения о судопроизводстве в тех или иных княжествах (Новгородская грамота, Псковская);

Уставные грамоты. Грамоты представляли собой нормативно-правовые документы, издаваемые органами верховной власти и касающиеся вопросов местного самоуправления;

Судебные решения по разным вопросам.

Несмотря на то, что все правовые документы были собраны вместе и даже некоторым образом систематизированы, Судебник все равно представлял собой довольно хаотичное собрание разных указов и норм. Нормы права в нем излагались без четкой системы, каждый отдельный случай рассматривался в частности, а обобщенных законов не было. Кроме того, основная суть судебника – определить привилегии феодалов, а не создать четкую систему права.

Большую часть содержания составляли акты процессуального права (розыск, ведение судебного процесса), гражданскому и уголовному праву отводилось гораздо меньшее внимание.

Содержание судебника

Судебник был разбит на несколько частей:

Нормы уголовного права и деятельность центрального суда;

Деятельность местных судов;

Гражданское право;

Дополнительные акты и нормы

Уголовное право

Судебник определял преступление, как «лихое дело» - деяние, направленное против существующего строя, против правосудия (для сравнения, «Русская правда» называла преступлением ущерб лицу или группе лиц). Исходя из определения преступления были выведены несколько классов противоправных действий.

Крамола. Преступление против государства (заговор, мятеж и т.д.);

Убийство и похищение. Преступление против личности;

Татьба. Имущественное преступление (кража, разбой и т.д.);

Преступление против суда.

Были также определены разные виды наказаний:

Смертная казнь.

Телесные наказания: «торговая казнь» — битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили.

Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).

Основная цель - устрашение

Гражданское право

Судебник не содержит подробной регламентации права собственности. Утверждается принцип частной собственности. Однако упоминается земля и другое продаваемое имущество без специально оговорённых юридических последствий. В Судебнике 1497 года впервые был использован термин «поместье» для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы.

Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.

В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня.

Судебник ограничивал холопство в городе. Таким образом, увеличивалось количество «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения.

Судебник регулировал следующие виды договоров: найма, займа,кабала.обмен,а также правила наследования.

Наследственное право.

Наследники по завещанию могли предъявлять иски и отвечать по обязательствам наследодателя только при наличии оформленного завещания, подтверждающего эти обязательства (доклады и записи). Наследники же по закону искали и отвечали по таким обязательствам «без докладу» и «без записи».

По сравнению с предыдущим периодом в праве наследования стала намечаться большая свобода воли завещателя: завещание мог сделать любой член семьи.

Завещание утверждалось «рукоположительством» послухов и дьяка.

В XV—XVI вв. основной круг наследников по закону включал сыновей вместе с вдовой. При этом в наследовании участвовали не все сыновья, а лишь те, которые оставались на момент смерти отца в его хозяйстве и доме. Братья получали равные доли наследства и имущества, отвечая по отцовским обязательствам от лица всей семьи и расплачивались по ним из общей наследственной массы.

При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости (ст. 60 Судебника 1497 г.), однако в рассматриваемый период они постепенно начинают допускаться к законному наследованию вотчин.

Строго проводился принцип недопущения вдов к наследованию родовых вотчин. При отсутствии у вдовы сыновей вотчины передавались родственникам умершего по нисходящей и боковой линиям.

 

Этапы закрепощения:

1. 1497 г. – судебник Ивана III установил Юрьев день и плату за пожилое;

2. 1550 г. – судебник Ивана IV подтвердил Юрьев день и увеличил пожилое;

3. 1581 г. – Заповедные лета (временный запрет крестьянских переходов для составления писцовых книг);

4. 1592 г. – по мнению части ученых, был издан царский указ о прикреплении крестьян к земле (указная теория закрепощения), другая, безуказная, теория утверждает, что закрепощение крестьян произошло без издания государственных актов, путем развития личной зависимости крестьян.

5. 1597 г., 1602 г., 1607 г., – Урочные лета (установление соответственно 5-, 10- и 15-летнего срока давности для розыска и возвращения беглых крестьян);

6. 1649 г. – Соборное уложение установило бессрочный розыск беглых и завершило юридическое оформление крепостного права в России.

Усиление феодальной зависимости и ухудшение экономического положения населения, вызванное частыми войнами и разорительной налоговой политикой государства, стали причинами целого ряда крупных социальных выступлений, из-за которых XVII в. получил прозвище «Бунташного».

1648 г. – Соляной бунт в Москве;

1662 г. – Медный бунт в Москве;

1670-1671 гг. – крестьянская война под руководством С. Разина.

Особой формой социального протеста стал церковный раскол. Он был вызван реформами патриарха Никона (1652-1653 гг.). Реформы заключались в исправлении священных книг и обрядов по греческим образцам. Эта реформа была воспринята населением, как нарушение истинной веры и связывалась с ухудшением своего положения, поэтому отрицание церковной реформы стало идеологической основой, объединившей разные слои населения, выступавшие за сохранение старых порядков. Духовным лидером Раскола стал протопоп Аввакум.

Сторонники Раскола, принадлежавшие к высшим слоям общества, составили феодальную оппозицию усиливающемуся самодержавию. У простого населения преобладало ожидание близкого конца света, вызвавшее бегство в глухие районы и массовые самосожжения. Государство и церковь вели постоянную войну с раскольниками.

 

Военная реформа 1708 г.

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

1. Введение регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска — рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой

2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности — строительство заводов, текстильных мануфактур, приглашение иностранных инженеров

3. Повышение эффективности военного управления — издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота

4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры — строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов

5. Развитие военной школы — открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований

Значение военной реформы Петра I трудно переоценить — после проведенных улучшений по организации и оснащению всех сухопутных и военно-морских войск и служб, Российская Империя получила в свое распоряжение современные армию и флот, что впоследствии сказалось на успешности ведения военных кампаний и расширения границ государства.

Итоги и результаты военной реформы

· Основан военно-морской флот, общей численностью до 30 тыс. человек

· Создана регулярная армия численностью около 300 тыс. человек

· Модернизировано вооружение, введены стандарты обмундирования

· Суммарно, с 1699 по 1725 годы было проведено 53 набора рекрутов, давших российской армии и флоту около 250 тысяч бойцов.

· Разработаны Воинский и Морской Уставы

· Открыты пехотные, артиллеристские, морские, инженерные и медицинские военные школы, подготавливающие специализированных офицеров для армии и флота

· Выстроены промышленные предприятия, снабжающие армию вооружением и снаряжением

· Население обложено многочисленными налогами, которые уходят на содержание и модернизацию армии и флота

 

Вопрос №22 Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в.

Во второй четверти XVIII в. в государственной системе страны произошел ряд изменений. Борьба за трон длилась всю вторую четверть XVIII в. Неслучайно этот период русской истории В.О. Ключевский назвал "эпохой дворцовых переворотов".

В феврале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики государства был создан Верховный Тайный Совет. Состав его был чрезвычайно узок. Решающую роль в его деятельности первое время играли Меньшиков и ближайшие его сторонники. Сенат и коллегии фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. Он рассматривал жалобы на Сенат и коллегии, сенаторы назначались из лиц, рекомендованных Советом.
По указу от 4 августа 1726 г. Верховный Тайный Совет получил даже законодательные полномочия. Законы подписывались либо императрицей, либо Верховным Тайным Советом.
НО в 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднен и его место занимает Кабинет министров

В 1731 г. учреждается Комитет министров из трех человек, наиболее близких к императрице Анне Иоанновне. Вначале он носил совещательный характер, но по Указу от 9 ноября 1735 г. ему были даны законодательные полномочия; три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров осуществлял свою деятельность, минуя Сенат, рассылая в коллегии и на места свои указы. Коллегии и местные учреждения представляли в Кабинет министров рапорты и доклады.

Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

НО в 1741 г. Кабинет министров упраздняется и Сенат вновь превращается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством.

Несколько активизировалась деятельность Сената, он стал вновь решать многие вопросы. Помимо Сената вопросы общегосударственного характера решались также созданным в 1741 г. Кабинетом ее величества, во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны.

С 1744 г. оживляется деятельность Сената, восстанавливается должность генерал-прокурора. Структура Сената включает четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных, судебных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение Сената вновь снижается, над ним усиливается контроль Кабинета (рекетмейстер принимает жалобы на Сенат). Сам же Кабинет состоит из трех департаментов (внутренних, военных и морских, иностранных дел), во главе каждого из которых стоят кабинет-министры.

Роль Сената вновь резко возросла при Елизавете Петровне, которая передала этому органу все вопросы государствен­ного управления и часть законодательных и судебных полномочий.

 

Губернская реформа 1775 г.

 

7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

 

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

 

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

 

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

 

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

 

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

 

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

 

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

 

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г

 

Сенат.

Роль сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

в 1802г. Александр Ι, под влиянием аристократической верхушки дворянства, сделал попытку восстановить былые полномочия Сената. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, предоставлено право доклада царю о несоответствии и противоречии вновь издаваемых указов другим существующим законам или о “неудобствах в их исполнении”. Однако вскоре Сенат потерял это и ряд других прав, оставшись главным образом высшим судебным органом. За Сенатом сохранилось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог, и передавал свои заключения другим учреждениям.

  Министерства.

В начале 19в. в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским манифестом “Об учреждении министерств”, опубликованным в 1802г., было создано 8 министерств: военных сухопутных дел, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. На Министерство внутренних дел кроме поддержания “порядка” в стране возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата. Ему подчинялись: Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой.

В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Но фактически они несли ответственность перед императором.

Издание в 1811г. “Общего учреждения министерств”, составленного при непосредственном участии М. М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалось, что все министры “подчинены непосредственно верховной власти”, т. е. Императору. Министры и их помощники, называвшиеся “товарищами министра”, назначались царем, другие высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре—совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиции (вскоре упраздненное), Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий.

  Комитет министров.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган- Комитет министров. В Манифесте 1802г. не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.

В 1812г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о “спокойствии и безопасности” страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т. д. Закон указывал: “Никакое заключение комитета не производится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения”. Со второй четверти 19в., с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.

Временные комитеты.

Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти 19в. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить гласное, открытое обсуждение. Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т. д. в различное время (1828, 1835, 1849гг.) рассматривали до 10 комитетов. Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства. Финансовыми вопросами занимались временные комитеты в 1812, 1840, 1842гг. Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-03 гг.), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.). Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840г.), по постройке Исаакиевского собора, секретные комитеты, управлявшие страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849гг.) и др.

Местные органы.

Местные органы управления в первой половине 19в.почти не подвергались изменениям. В 1837-38гг. было упорядочено управление государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ. В уездах создавались окружные управления государственных имуществ.

Судебные органы.

В первой половине 19в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций. С 1808г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.

 Армия.

Армия строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных еще законодательством Петра Ι. В первой половине 19в. усилилась палочная дисциплина и муштра. Особенно жестоким был режим в военных поселениях, которые были созданы в 1816г. во многих губерниях по инициативе реакционного царского министра Аракчеева.

Крестьяне в этих поселениях должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу наравне с солдатами, как в обычных армейских частях. При помощи военных поселений правительство рассчитывало сократить расходы на армию, ибо военные поселенцы должны были сами обеспечивать себя продовольствием, фуражем, одеждой. Они подвергались нещадной эксплуатации и военной муштре, что вызывало частые волнения в военных поселениях. Не оправдывавшие себя экономически, не обеспечивавшие должной военной подготовки и бывшие к тому же потенциальным источником волнений, военные поселения после 1831г. стали упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах. Военные поселенцы были превращены либо в государственных, либо в удельных крестьян.

  Полиция.

В 1837г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы, станы, появилась специальная полицейская должность станового пристава.

 

В своей деятельности становой пристав опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

  Специальные карательные органы.

В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья государственного аппарата, в особенности армия, полиция и суд. Кроме того, в этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов.

В 1801г. Тайная экспедиция была упразднена, но в 1802г. создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельных местных административно-полицейских учреждений. В 1810г. из него было выделено особое Министерство полиции с чисто полицейскими полномочиями, вскоре (в 1819г.) вновь слитое с Министерством внутренних дел.

После восстания декабристов царизм еще более усилил свой карательный аппарат. В1826г. по именному указу Николая Ι Особая канцелярия Министерства внутренних дел была присоединена к Собственной его величества канцелярии и создано, таким образом, Третье отделение Собственной его величества канцелярии.

Компетенция Третьего отделения была весьма обширной: руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками; высылка и размещение “людей подозрительных”; управление тюрьмами, в которых находились “государственные преступники”; наблюдение за всеми иностранцами в государстве.

В соответствии с такими задачами и строился аппарат Третьего отделения, состоявший из 5 экспедиций. Первая экспедиция (секретная) вела непосредственно борьбу с революционным движением в стране, проводила следствие по политическим делам, следила за деятельностью революционных организаций и отдельными революционерами. В ее распоряжении находилась многочисленная агентура. Вторая экспедиция ведала борьбой с религиозными, а также крупными должностными преступлениями. Она управляла политическими тюрьмами (Шлиссельбургской крепостью, Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью). В обязанности третьей экспедиции вменялось наблюдение за иностранцами, проживавшими в России. Четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянскими волнениями, Пятая (учрежденная в 1842г.) осуществляла цензуру.

 

Третье отделение подчинялось непосредственно императору. Оно могло затребовать интересующие его сведения у любого министра, генерал-губернатора и губернатора, и те были обязаны представить их “незамедлительно”. Более того, все начальники губерний и другие лица, знавшие что-либо по вопросам, подведомственным Третьему отделению, были обязаны доносить прямо на имя императора. Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный по Указу 1827г. жандармский корпус. В 1836г. было утверждено царем “Положение о корпусе жандармов”. Жандармский корпус подразделялся на главное, окружные (всего в стране было 7 жандармских округов) и губернские управления. Главное управление возлагалось на шефа жандармов. В непосредственном подчинении у окружных и губернских управлений находились жандармские команды губернских городов. Они были созданы также в некоторых крепостях и портовых городах. На жандармские команды и дивизионы возлагалась задача “рассеяния законом запрещенных скопищ”, “усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения” и т. д.

Тюрьмы.

Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. Первым общегосударственным актом в этой области явился “Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных” 1832г. дополненный и измененный в 1842г. В этом Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой принадлежности. Дворяне, чиновники купцы первой и второй гильдии отделялись от “прочих арестантов”. Их бытовые условия, питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа. Помещикам для услужения разрешалось брать с собой крепостных крестьян.

Тюремная политика соответствовала общей политике самодержавия. Лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических тюрьмах (Петропавловская крепость, Алексеевский равелин, Шлиссельбургская крепость). В монастырские тюрьмы (Кирилло-Белозерского монастыря, Соловецкого монастыря и т. д.) заточались “преступники против веры”, а также и другие лица, опасные для государственного строя. В обще


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.