Государственная дума в России в начале XX в. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Государственная дума в России в начале XX в.

2019-08-03 127
Государственная дума в России в начале XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

23 апреля 1906 г. были опубликованы Основные государственные законы Российской Империи, которые закрепили все указанные изменения в государственном строе. В соответствии с ними верховная власть принадлежала императору. Законодательную власть осуществляли в единстве император, Государственная дума и Государственный совет.

Государственная дума формировалась на основе избирательного закона от 11 декабря 1905 г. Он включил в круг избирателей почти все население страны. Но этот закон не признавал принципа равенства: избиратели были разделены на курии, которые избирали выборщиков. Те в свою очередь избирали депутатов. Нормативный срок деятельности Думы составлял пять лет. Император мог распустить Думу и назначить выборы и сроки созыва Думы нового состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Государственной думы определялись также царскими указами. Предметами ведения Государственной думы были: принятие законов, рассмотрение бюджета, надзор за государственным контролем, дела о постройке железных дорог за счет казны, дела об учреждении компаний на акциях.

Общее собрание депутатов избирало ежегодно председателя и двух его заместителей (товарищей). По истечении года они могли быть переизбраны. Председатель руководил прениями в общем собрании, наблюдал за порядком, осуществлял представительские функции. При нем для решения общих вопросов создавалось совещание или президиум. Со II Думы практиковались совещания представителей фракций и групп. Канцелярией Думы управлял избранный депутатами из своего состава секретарь и его товарищи.

В процессе деятельности Думы каждого созыва создавалось несколько постоянных и временных комиссий. Обычно это были мандатная, распорядительная, по личному составу, финансовая, бюджетная, по государственной обороне, аграрная и др. Комиссии играли роль предварительных инстанций для разработки и обсуждения законопроектов. Их заседания были закрытыми.

На заседаниях Думы могли присутствовать министры и главноуправляющие. Группа депутатов не менее 30 человек имели право обратиться с запросом к председателю Совета министров, министрам или главноуправляющим.

I Государственная дума работала всего 72 дня — с 27 апреля по 8 июня 1906 г. Доминирующей фракцией были кадеты. Дума рассматривала вопросы об отмене смертной казни, о гражданском равноправии и др. Основным был аграрный вопрос. Но правительство не согласилось с Думой практически по всем вопросам и император, обвинив депутатов в разжигании революционных настроений, распустил ее.

В начале 1907 г. были проведены выборы во II Государственную думу. На этот раз на выборах победили левые партии: трудовики, народные социалисты, социалдемократы, эсеры. Рассматривались вопросы о бюджете на 1907 г., наборе новобранцев, отмене военно-полевых судов, реформе местного суда. Основным вопросом в Думе оставался аграрный, и именно по нему вновь не удалось найти компромисса. Дума была распущена 3 июня 1907 г. (работала всего 102 дня).

Одновременно был издан новый избирательный закон, менявший действовавший порядок, в связи с чем в обществе его восприняли как «государственный переворот». Новый закон ограничивал избирательные права широких слоев населения. Более чем на треть возросло число выборщиков от помещиков. На 56% уменьшилось число выборщиков от крестьян. Городская курия была разделена на две — первую и вторую. Первую составляли городские верхи, которые получили больше избирательных прав. Вторую образовали мелкие владельцы недвижимости, чиновники, ремесленники, права которых были урезаны. Сокращались избирательные возможности национальных окраин и рабочих. В целом избирательные права по новому закону получили 15% населения России.

Этот закон позволил сформировать III Государственную думу, в которой доминировали праволиберальные (Союз 17 октября) и консервативные партии. Дума была лояльна к правительству, в связи с чем отработала полный срок с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Ею было рассмотрено 2570 законопроектов. Среди знаковых законов можно назвать акты об аграрной реформе, программе перевооружений армии и флота и др.

IV Государственная дума была созвана 15 ноября 1912 г. В ней сохранили лидирующие позиции октябристы и консерваторы. IV Государственная дума использовала те же формы работы, что и предыдущая Дума. Она обсуждала законопроекты, предложенные правительством, рассматривала и утверждала бюджет и отчет о его исполнении. В составе Думы действовало 36 комиссий.

20 февраля 1906 г. была проведена реформа Государственного совета. Половина членов Государственного совета стала выборной от земств, дворянских собраний, интеллигенции, предпринимателей и др. Примерно каждые три года состав Совета обновлялся. Из членов по назначению ежегодно избирались председатель и вице-председатель Совета. Была ведена новая структура Государственного совета. Он состоял из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и государственной канцелярии. В процессе деятельности Совета могли создаваться комиссии и особые совещания. Общее собрание выступало главной структурной частью Государственного совета. Оно играло роль верхней палаты.

Положения закона о том, что законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет, а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился в законодательный орган и стал верхней палатой российского парламента, Дума являлась нижней палатой парламента.

В завершение характеристики новой организации законодательной власти следует отметить, что ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а Дума и Совет не собрались на сессию. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие. Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, кредитах Министерству двора, государственных займах.

 

39. Аграрная реформа 1906 г

9 (22) ноября 1906 г. по инициативе председателя Совета министров Петра Аркадьевича Столыпина был издан указ о порядке выхода крестьян из общины и закрепления в личную собственность надельной земли, который знаменовал собой начало аграрной реформы.

Высочайшим указом крестьянам было предоставлено право на укрепление в собственность надельной земли и свободный выход из сельской общины. Каждый домохозяин получал возможность не только выйти из общины, но и легально продать свой земельный надел, или вместо разрозненных земельных полос в разных полях получить равноценный участок земли (отруб), или создать на своем земельном владении обособленную крестьянскую усадьбу (хутор).

Основными рычагами проведения реформы стали работы по землеустройству, деятельность Крестьянского поземельного банка и переселенческая политика правительства.

Реформа преследовала несколько целей: создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей (крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне); разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотила бы растущая промышленность; обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать её отставание от передовых держав.

Основная суть столыпинской аграрной реформы заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.

Для успеха аграрной реформы, по собственному заявлению П. А. Столыпина, ему необходимы были 20 лет без войн и революций. «Дайте 20 лет покоя, и вы не узнаете Россию!» — говорил реформатор. Но его ожидания не оправдались.

В результате гибели Столыпина в сентябре 1911 г., начала Первой мировой войны и разгоревшейся в стране революции завершить реформу не удалось. 28 июня (11 июля) 1917 г. постановлением Временного правительства Столыпинская аграрная реформа была прекращена.

 

Вопрос 40. Уголовное и административное законодательство в начале XX в.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.