Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-08-03 | 633 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Открытый урок
По теме «Ярославские поэты 19 века»
(11.04.2017)
Курс
Форма урока:
Лекция.
Обучающие цели:
— организовать учебный разговор со студентами по малоизвестным поэтическим персоналиям ярославской земли 19 века;
— научить студентов видеть содержательные и формальные отличия поэтов «второго ряда».
Воспитательные цели:
— показать учащимся разнообразие поэтической жизни на ярославщине в 19 веке, её неограниченность именем только лишь Н. А. Некрасова;
⸻ сообщить студентам симпатию к ярославским поэтам «второго ряда».
План урока:
Введение: слово преподавателя
Ярославская литература, которую можно отсчитывать от 18 века, от Ф. Г. Волкова, за три века своего существования подарила и Ярославской земле, и большой русской литературе немало имён. Когда я начал готовиться к этому занятию, я думал сделать обзор всех трёх веков, но материала оказалось так много, что нужно было ограничиваться. И душа легла к 19 веку.
Про ярославскую литературу можно рассказывать по-разному, потому что понятие «ярославская литература» широкое.
Так, к ярославской литературе можно, например, причислить тех писателей, которые родились ярославском крае (К. К. Павлова, И. З. Суриков) или тех, кто здесь умер (Игнатий Брянчанинов).
Можно считать, что ярославские писатели ― это те, кто записан в родословные книги дворян Ярославской губернии (А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Некрасов).
Можно исходить из того, что ярославские писатели ― это те, кто создал на Ярославской земле литературные труды с использованием местного материала (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов), или те, кто публиковали свои сочинения на страницах ярославских изданий (Ф. Н. Глинка).
Мне ближе оказалось то мнение, что ярославские писатели ― это те, кто здесь жили и создавали здесь свои произведения (Ю. В. Жадовская, Л. Н. Трефолев, С. Я. Дерунов, К. А. Доводчиков и др). Они ярославцы в полном смысле этого слова. Они жили на этой земле, они видели ту реальность, которую видим и мы. Мы ― такие же, как они.
Каждый из поэтов, о котором я расскажу, это поэт «второго ряда». Не они определяли «большую литературу». Её определял, например, Н. А. Некрасов. Но всё это люди небесталанные, оригинальные, со своими судьбами, со своим словом в русской поэзии.
Рассказ о поэтах: имя и фамилия, биография, тема, стиль, отзыв, мотивы, жанры, особенности, романсы, место
ЮЛИЯ ЖАДОВСКАЯ
(Юлия Валерьевна Жадовская)
(1824-1883)
Имя и фамилия
От греч. «кудрявая, пушистая → утончённость внутренней жизни
Предположительно от слова «жад» ― общее название для камней нефрит и жадеит, зеленых непрозрачных минералов → гармонизация внутренней жизни, камень одиночек
Биография:
Родилась в селе Субботино Любимского уезда Ярославской губернии, в родовом имении отца
2. Физические недостатки: без левой руки, на правой только 3 пальца, плохое зрение → тема жестокой судьбы
3. Суровый отец, отставной флотский офицер, рано умерла мать → тема женского в жестоком мире
4. Роман с Петром Мироновичем Перевлесским, преподавателем отечественной словесности в Ярославской гимназии, который был прерван отцом: тот не хотел брака дочери с сыном рязанского дьячка (П. М. Перевлесский позже станет профессором в Александровском лицее) → драма и источник творчества
5. Под влиянием сперва тёти А. И. Готовцевой-Корниловой, поэтессы, собеседницы А. С. Пушкина, а затем учителя и возлюбленного стала писать стихи; позднее отец начнёт развивать её талант (в Москве она познакомилась с М. Погодиным, А. Хомяковым, И. С. Аксаковым, в Петербурге ― с П. Вяземским, И. С. Тургеневым) → соприкосновение с большой литературой
6. Стихи печатались в «Москвитянине», в «Русском слове», в «Библиотеке для чтения»; в 1846 г. выходит её первый сборник стихов, в 1858 г. ― второй; они получили положительные критические отзывы Н. Добролюбова и Д. Писарева → заметная персона в литературной жизни 40-х-50-х гг.
7. Была организатором двух изданий «Ярославского литературного сборника» (благотворительный проект + оживление литературной жизни города)
8. В её доме был литературный салон, на Духовской улице, где бывали молодые литераторы (Л. Трефолев)
9. Забота об отце, тяжело болевшем, о детях мужа, который был старше её → человек большой души
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
Стиль:
поздний романтизм: углублённый психологизм + демократические тенденции: от Лермонтова к Некрасову
Отзыв:
Н. А. Добролюбов: « Она сумела найти поэзию в своей душе, в своем чувстве и передать свои впечатления, мысли и ощущения совершенно просто и спокойно, как вещи очень обыкновенные, но дорогие ей лично. Это именно уважение к своим чувствам, без всякой претензии на возведение их в идеал всемирный, и составляет прелесть стихотворений г-жи Жадовской. Мы читаем и перечитываем их с тем же чувством, с каким смотрим на человека, скромно и со слезами на глазах показывающего нам медальон, письмо или заветный прощальный дар кого-нибудь, милого его сердцу».
Мотивы:
Жанры:
Романсы
«Я всё ещё его, безумная, люблю…» (А. Даргомыжский, Лариса Луста), «Ты скоро меня позабудешь…» (М. Глинка, Надежда Обухова)
Республиканская (Духовская), между 24 и 28 домами.
ЛЕОНИД ТРЕФОЛЕВ
(Леонид Николаевич Трефолев)
(1839-1905)
Имя и фамилия
От греч. «подобный льву» → благородство и воинский дух
От греч. «трилистник» → жизненная сила этого растения
Биография:
ГРАЖДАНИН-ПОЭТ
Стиль:
«натуральная школа», некрасовская традиция: реализм, герои ― люди «низкого звания», внимание и критическое отношение к социальной действительности.
Отзыв:
Из воспоминаний А. В. Круглова, биографа Трефолева: «Такие великие писатели, как Салтыков-Щедрин и Некрасов, признавали в Трефолеве немалый талант. Сидя в моей скромной комнатке, Некрасов сказал мне: — Стихи Трефолева бьют по сердцу. Это — мастер, а не подмастерье. Я заметил великому поэту: — Он ваш ученик, Николай Алексеевич! — Скорее — последователь. Но если ученик, то такой, которым может гордиться учитель. У него свой поэтический костюм».
Мотивы:
Песни
«Дубинушка» (Ф. Шаляпин), «Когда я на почте служил ямщиком» (О. Погудин)
Трефолева (Казанская, Большая Варваринская), 12∕15.
САВВА ДЕРУНОВ
(Савва Яковлевич Дерунов)
(1830-1909)
Имя и фамилия
От древнеевр. «старец, мудрец» → долгожитель
От «задерать»: фамилия от профессии бочара, который защищал бочку, либо того, кто стриг овец → резкий характер
Биография:
1. Родился в семье крепостного крестьянина д. Большие Ветхи Пошехонского уезда → в месте, наполненном патриархальностью, отсталостью, невежеством
2. С семи лет работает батраком, после работает в кабаке в г. Устюжин, после ― в Москве трактирным слугой → тяжёлый труд, но самостоятельно освоил грамоту, стал читать книги («буфетчик с книжкой»)
3. В 1855 году Дерунов вернулся в деревню, купил небольшой участок земли в с. Козьмодемьянском на берегу реки Шексны и занялся сельским хозяйством ― по необходимости ― и писанием стихов по велению души → под влиянием И. З. Сурикова, в литературно-музыкальный кружок которого входил
4. Савва Дерунов ― земский деятель, защитник крестьянских интересов; как результат ― слежка полицейских властей и заключение в Пошехонскую тюрьму за неодобрительные слова об Александре II, спустя год выпущен на поруки → деятельное сострадание по отношение к крестьянам
5. В конце жизни внезапно ослеп, но не перестал трудиться, надиктовывая своей дочери стихи и воспоминания → человек большого упорства (в течение 40 лет занимался организацией народного образования)
ПОШЕХОНСКИЙ САМОУЧКА
Стиль:
«суриковец», поэты-самоучки из народа, кольцовская традиция: имитация наивной непосредственности, «внелитературности» языка, фольклорность как предмет любования
Отзыв:
Стихотворение Л. Н. Трефолева « Пошехонские леса», посвящённое С. Я. Дерунову:
«Доля выпала суровая! –
Зашумели глухо елочки. –
Здесь стоит изба тесовая,
Вся новехонька, с иголочки.
«Земской школой» называется,
Ребятишек стая целая
В этой школе обучается
И шумит, такая смелая!
И мешает нам дремать в глуши,
Видеть сны, мечты туманные...
Хороши ли, путник, - сам реши, -
Эти школы окаянные?»
Нет, лесочки бесконечные,
Ваша жизнь недаром губится.
Я срубил бы вас, сердечные,
Всех на школы... да не рубится!
Мотивы:
Песни
―
Село Большие Ветхи Пошехонского уезда
КИРИЛЛ ДОВОДЧИКОВ
(Кирилл Александрович Доводчиков)
(1824-1863)
Имя и фамилия
От перс. «господин, владыка» → гордость
От «доводчик»: фамилия от должности в штате представителя великокняжеской власти в конце XV—XVI веках: доводчик ― тот, кто призывал ответчика и свидетелей к суду, то есть доводил до сведения, сообщал ответчику о назначении суда → творчество как суд
Биография:
1. Родился в Пошехонье в семье помещика, в юности отправился в Петербург учиться; есть версия, что Н. А. Некрасов помог ему с литературным дебютом → человек талантливый и амбициозный (позже, в поэме «Панорама» будут слышаться нотки гордости прошлой судьбой)
2. Стихи Доводчикова публиковались в «Современнике», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Метеоре» → возможность литературной карьеры
3. В 1847 году сослан в Ярославль под надзор полиции → причина неизвестна, но можно предположить, что дело было в его язвительном характере
4. В 50-е годы осел с семьёй в селе Волкове Пошехонского уезда в родовом имении, весь в долгах; там и скончался («без вести пропавший пиита» ― из рассказа Н. А. Некрасова)
ЯРОСЛАВСКИЙ ЮВЕНАЛ
Стиль: в стихотворениях ― романтик, ориентировавшийся на традицию В. Г. Бенедиктова: «эффектный романтизм», «ультраромантизм»: образ поэта-провидца, принцип свободы творчества, поэтические украшения
Отзыв:
Вице-губернатор Ярославля: «Мною получен сего числа с почтой конверт <…> по распечатании сего конверта в нём оказались пасквильные стихи…».
Жанры:
Поэма «Панорама Ярославля»
Галерея портретов богатых дворян Ярославля, чиновников, горожан. В ней высмеиваются городские нравы, казнокрадство, взяточничество, подхалимаж, глупость.
Примеры:
А. П. Бутурлин, губернатор: «Он суров, да не умён»;
С. Н. Николаев, полицмейстер: «Рогатый дурак»;
А. И. Селецкий, правитель канцелярии ярославского губернатора: «Молчалин душою и совестью грязен»;
В. И. Жадовский, председатель гражданской палаты (отец Ю. Жадовской): «Председатель ― вот крикливый ― ∕ Хоть и взбесит он подчас, ∕ Но с душою справедливой, ∕ Да и ум в нём не погас»;
Впечатление:
К. А. Доводчиков высмеивает чужие пороки, но в этом высмеивании зачастую чувствуется высокомерие и несправедливость: кто-то из упомянутых в поэме был рачительным чиновником, кто-то стал героем Крымской войны.
Автобиография: «Ну, Доводчиков, ей-богу, ∕ Я никак не ожидал…» [зачитать!]: грустная история.
―
3. Заключение: слово преподавателя и мнение студентов
Каждый из поэтов, о котором мы говорили сегодня, поэт, с одной стороны, оригинальный, но с другой стороны, в творчестве каждого из них чувствуется влияние Н. А. Некрасова, главного нашего ярославского поэта.
Так, для Ю. В. Жадовской ««близость» к Некрасову выразилась в ее активной этической позиции, в неприятии лжи, пошлости, порока, безыдеальности в жизни, в ее сочувствии «естественному человеку», труженику и страдальцу и в особой чувствительности к вечным метафизическим вопросам индивидуального бытия: бренности всего сущего, смертности человека, неизменности его судьбы, несмотря на горечь испытаний, потерь и жар молитв».
Л. Н. Трефолев «наиболее чувствителен к «разночинской» ноте некрасовского творчества, к страданиям, самоощущению и взглядам человека из низов, провинциала, но с образованием и душевно развитого, человека с взыскующей совестью и готовностью к нравственному поступку; этим объясняются и выявившиеся литературные пристрастия поэта-ярославца в наследии его великого земляка, и собственно поэтическое присутствие в творчестве Трефолева «некрасовских» социально-этических, просветительских, сатирических и социально-гражданских мотивов».
Для С. Я. Дерунова «характерен еще один ракурс восприятия некрасовской традиции: перед нами поэт-крестьянин, прямо и целостно соотносящий свой духовный и социальный опыт с народными идеалами ― так, как они выразились в поэзии Некрасова, более того, находящий именно в поэзии Некрасова выражение своего миросозерцания, жизненных упований, прямые образцы человеческой типологии как среди тружеников, так и в отношении их притеснителей»[1].
А К. А. Доводчиков востребовал сатирические мотивы поэзии Некрасова с его высмеиванием власть предержащих.
Можно сказать, что Жадовская, Трефолев, Дерунов, Доводчиков ― двойники Н. А. Некрасова, его отражения, но со своими, особенными, индивидуальными чертами, так как у каждого из них, безусловно, был свой «поэтический костюм», своё «поэтическое платье».
[1] Г. В. Красильников. Ярославское литературное окружение Некрасова
Открытый урок
по теме «Ярославские поэты 19 века»
(11.04.2017)
Курс
Форма урока:
Лекция.
Обучающие цели:
— организовать учебный разговор со студентами по малоизвестным поэтическим персоналиям ярославской земли 19 века;
— научить студентов видеть содержательные и формальные отличия поэтов «второго ряда».
Воспитательные цели:
— показать учащимся разнообразие поэтической жизни на ярославщине в 19 веке, её неограниченность именем только лишь Н. А. Некрасова;
⸻ сообщить студентам симпатию к ярославским поэтам «второго ряда».
План урока:
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!