Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться  анализировать образ героя». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться  анализировать образ героя».

2019-08-03 200
Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться  анализировать образ героя». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок - знакомство

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму».                                                            Образ главного героя                                                                              Класс: 5

Уровень: базовый

Цели: Познакомиться с впечатлениями детства Тургенева;                                             познакомиться с историей создания рассказа «Муму»; познакомиться с портретом главного героя рассказа; окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима). Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие;обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий.

 

Основное содержание темы, термины и понятия:

· Основное содержание

- Работа с тестовым заданием

- Сообщение учеников о крепостном праве, о прототипах героев

- Просмотр отрывка из мультфильма по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

- Аналитическая беседа по тексту

- Составление кластера «Образ Герасима»

- Словарная работа

- Работа в группах

· Термины и понятия:

Литературный герой, портрет, прототип, метафора, сравнение, гипербола, крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные

· Познавательные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

· Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

· Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

 

Предметные:

· В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

· В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

· В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

   Мультфильм по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

 

Межпредметные связи

История:

Отмена крепостного права

МХК

Иллюстрации к рассказу И.С.Тургенева «Муму»:

 «Каморка Герасима» Художник А. И. Кулешов

 

Формы работы: фронтальная, в группе, индивидуальная

Ход урока:

П риветствие учителя

- Сегодня у нас урок-знакомство (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»). Что такое знакомство?

Предполагаемые ответы: поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности

- Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

- Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

Работа с кластером (графический систематизатор знаний)

- Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

- Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Необходима тема для общения

Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем И.С.Тургеневым

Запишите тему урока:                                                                                      Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму».                                                                 Образ главного героя

Перед нами стоит цель:                                                                              познакомиться с впечатлениями детства Тургенева;                                             познакомиться с историей создания рассказа «Муму»;            познакомиться с портретом главного героя рассказа.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? Определите ваши цели урока?

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и   весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.

Словарная работа.

Выяснение лексического значения слов, характеризующих образ Герасима:

Неистомный – не знающий усталости, утомления.

Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле»

Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный

Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

- Зачем барыня взяла Герасима из деревни? (забавно ей было – такой огромный дворник)

- Как выглядел Герасим? В чём было несчастье Герасима?

- Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?

(Барыня считала, что повысила Герасима, а он же в этом не разбирался, ему лучше было в родной деревне.)

- Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди....Почему? И ещё говорит о нём «славный он был мужик».

- Как относится автор к своему герою?

- Автор пишет, что на работу Герасима «весело было смотреть». Скажите, тот, кто так работает, что на него весело смотреть, получает сам удовольствие от работы?

(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.)

 

2 ряд - Обязанности Герасима в городе.

Задание: Найти сравнение, объяснить значение

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики. 

 

- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

 - Значение сравнения (сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду – вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»)

3 ряд - Интерьер, описание каморки Герасима.

Задание: подобратть ключевые слова – ассоциации.

Что можно сказать о характере Герасима, глядя на обстановку в его каморке?

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика- стул на трех ножках,, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

 

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

(Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».)

- Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)

- Скажите, а какой нрав был у Герасима? (строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный)

Группа

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались,- а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.

- Как Герасим относится к другим героям? Почему?

Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

Группа

ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА

Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

- Каково значение слова «степенный»?

Рассудительно- серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения. 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.

Группа

Задание 1 (самоанализ)

- Мы познакомились с главным героем рассказа, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты.

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

Задание 2 (самооценка )

- Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?

- Может ли составленный кластер пригодиться в будущем?

- Понравилось ли работать в группе? Какая группа выступила с более полным и интересным ответом? Какой группе поставим «5», какой «4»? Почему?

- Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Он не сдался, когда оказался в городе. Герасима отличает стойкость характера, сила духа и оптимизм.

Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.

Домашнее задание: Прочитать с.193 – 202 (пересказ)                                               Мини-сочинение на тему: «Каким я себе представляю Герасима».

Рефлексия.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

- Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.

 

Урок - знакомство

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму».                                                            Образ главного героя                                                                              Класс: 5

Уровень: базовый

Цели: Познакомиться с впечатлениями детства Тургенева;                                             познакомиться с историей создания рассказа «Муму»; познакомиться с портретом главного героя рассказа; окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима). Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие;обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий.

 

Основное содержание темы, термины и понятия:

· Основное содержание

- Работа с тестовым заданием

- Сообщение учеников о крепостном праве, о прототипах героев

- Просмотр отрывка из мультфильма по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

- Аналитическая беседа по тексту

- Составление кластера «Образ Герасима»

- Словарная работа

- Работа в группах

· Термины и понятия:

Литературный герой, портрет, прототип, метафора, сравнение, гипербола, крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные

· Познавательные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

· Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

· Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

 

Предметные:

· В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

· В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

· В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

   Мультфильм по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

 

Межпредметные связи

История:

Отмена крепостного права

МХК

Иллюстрации к рассказу И.С.Тургенева «Муму»:

 «Каморка Герасима» Художник А. И. Кулешов

 

Формы работы: фронтальная, в группе, индивидуальная

Ход урока:

П риветствие учителя

- Сегодня у нас урок-знакомство (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»). Что такое знакомство?

Предполагаемые ответы: поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности

- Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

- Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

Работа с кластером (графический систематизатор знаний)

- Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

- Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Необходима тема для общения

Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем И.С.Тургеневым

Запишите тему урока:                                                                                      Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму».                                                                 Образ главного героя

Перед нами стоит цель:                                                                              познакомиться с впечатлениями детства Тургенева;                                             познакомиться с историей создания рассказа «Муму»;            познакомиться с портретом главного героя рассказа.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? Определите ваши цели урока?

Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться  анализировать образ героя».

 Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения».

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском писателе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет.

Сообщение ученика: Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. В имении был и роскошный двухэтажный дом с колоннами, почти в 40 комнат, и уютные уголки огромного парка с тенистыми аллеями и прудами, и великолепные цветники. Около дома — «службы»: постройки для дворни (крепостных слуг), которых было около трехсот человек: повара, прачки, столяры, портные, мальчики для побегушек, кружевницы... Подальше — скотный, конный и птичий дворы. Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с её завода.

Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто в ее имении. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем 28 октября (9 ноября) 1818 года Иван. Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна... Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных обязан был каждое утро справляться о ее здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам.

Работа в парах:  Сейчас вы внимательно прочитаете статью в учебнике на страницах 188-189. Выделите ту информацию, которая не прозвучала в выступлении Кирилла. Выявление затруднений и пути построения из затруднений.

+(Николай Иванович Якушин – заведующий кафедрой истории журналистики и литературы Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры литературы в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. Н.И. Якушин – известный исследователь истории русской литературы)

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Сообщение ученика: Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (отрабатывали барщину) или отдавать ему часть заработанных денег (платили оброк).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.