Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-08-03 | 247 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30.
Специалисты убеждены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсут ствие нужных навыков запоминания. Это утверждение адресовано тем, кто столкнулся со следующими проблемами: ребенок плохо запоминает буквы, ему сложно согласовывать слова в предложении, име ются проблемы с нарушением внимания, памяти, логического мышле ния. Учитель-логопед Л.Омельченко из г. Россоши считает, что многие подобные сложности можно преодолеть с помощью игр.
В работе с детьми, у которых наблюдается ОНР, мы уже на протяжении четырех лет используем приемы мнемотехники, очень эффективные в развитии связного выражения мысли. Не менее полезны они и для коррекции лексико-грамматической стороны речи. Первой важной задачей преодоления ОНР является обогащение словаря ребенка. Для этой и других целей мы используем ряд игр.
Игра «Копилка слов»
Дети «собирают» новые слова в «копилку» — рисуют, обозначают при помощи символов — сразу после знакомства с ними или с отсрочкой (выполнив другие упражнения, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в свою «копилку», и составить предложение или рассказ с их использованием.
Игра «Зашифруем слова»
Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам, возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» такие словосочетания и слова, как «вкусный суп», «радость» и т. п.
Игра «Волшебники»
Перед ребенком раскладывают несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Педагог называет несколько слов и предлагает выбрать картинки, которые помогут запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» их. Затем ребенок берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые он услышал. Это упражнение поможет ребенку усвоить логические связи между предметами.
Игра «Теремок»
Детям предлагают картинки и несколько теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), лес (для диких животных), дома (для домашних животных) и т. д. Задание: «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить свои действия.
Игра «Цветик-семицветик»
Дети получают картинку (серединку картонного цветка) с символом действия, например, «ныряет», «плывет», «светит» и размещают вокруг нее лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Кто в домике живет?»
(по И. А. Чистяковой)
Детям раздают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать обитающие в них животные. Например: летает, вьет (гнездо), клюет, поет (это птица). Правильность проверяется с помощью открытия ставень.
Игры для формирования навыка словообразования
Игра «Поезд»
Игра помогает закрепить умение ребенка образовывать существительные с помощью суффиксов -ик, -ищ. Детям предлагаются несколько картинок с изображением одинаковых предметов (маленьких, средних и больших) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисована схематическая гора (маленькая, средняя и большая). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик. Например: носик, нос, носище и т. п.
Игра помогает закреплению навыков образования приставочных глаголов. Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дошкольники составляют рассказ о воображаемом путешествии, например: Соня по дороге шла,...к домику подошла,...в домик вошла,...из домика вышла,...опять по дороге пошла,...к речке подошла,...через мостик перешла,... к пеньку подошла,... вокруг пенька обошла и т. д.
Игра «Семья слов»
Игра помогает закреплению навыков образования родственных слов. На доске прикрепляют изображение дома, в котором «живут» слова. Окна в нем сделаны из прозрачной пленки. За каждым окном скрывается один из символов. Выбираем слово, от которого будем образовывать родственные, например «рыба». Слово большое (большая гора) — «рыбища»; слово маленькое, ласковое (маленькая горка) — «рыбка»; слово-признак (красная лента) — «рыбный»; слово-действие (две горизонтальные полосы) — «рыбачить»; слово, которое означает, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника) — «рыбы»; слово-человек (человечек) — «рыбак», «рыболов». Дети получают картинки с изображением большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака и расселяют их по нужным квартирам.
Игра «Убираем урожай»
Игра помогает закрепить формы винительного падежа существительных. Логопед приносит четыре корзины, в каждой из которых лежат картинки со схематичным изображением действий (срывают— рука,
выдергивают — рука в кулаке, выкапывают — лопата, срезают — нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать урожай и рассказывать, как люди убирают овощи. Дети составляют предложения: «Морковку выдергивают», «Капусту срезают» и т.д.
Игра «Магазин»
Игра помогает дифференцировать существительные единственного и множественного числа. На «прилавке магазина» — картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей — «деньги», на которые можно купить только определенный товар. Например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (означают «много»), он может «купить» бананы, яблоки и т. п. Когда все товары в магазине «раскуплены», дети становятся парами и составляют предложения, например: «У Никиты банан, а у Лены бананы».
Игра «Карусель»
Игра учит изменять глаголы прошедшего времени по родам, согласовывать слова в предложении, закреплять структуры простого предложения. Два круга
(один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком — люди, животные, предметы. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: «Мальчик рисовал дерево» и т. д.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Игра направлена на закрепление согласования местоимений «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. На доску помещают четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышко (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: «Это мой телефон», «Это моя книга» и т. д.
Лото «Предлоги»
Игра помогает закреплять умение употреблять предлоги в речи. Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т. д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.
Игра «Какой по цвету?»
Игра учит согласовывать прилагательные с существительными. На доске выставляют одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематическим изображением предмета. Задача: подобрать картинку к своей карточке и составить предложения: «У меня красная шапка», «У меня синее пальто».
Занятие
Средняя коррекционная группа
Цель. Закреплять умение различать звуки [а], [о], [у], [и] по артикуляции и на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах. Учить придумывать слова с начальными гласными звуками. Развивать фонематический слух, память, внимание. Отрабатывать навык определения слоговой структуры двух- и трёхсложных слов со стечением согласных.
Материал. Дидактическое пособие «Звукобуквенный город». Плоскостные изображения гласиков. Предметные картинки: аист, утка, осы, индюк, индеец, утюг, улитка, овощи, избушка, арбуз, автобус. Символическое изображение положения губ при произнесении гласных звуков [а], [о], [у], [и] (артикуляционного уклада). Игрушки, названия которых начинаются со звуков [а], [о], [у], [и]. Фишки.
Ход занятия
Дети и логопед подходят к пособию «Звукобуквенный город», откуда заранее убраны изображения гласиков.
Логопед. Посмотрите, из Звукобуквенного города кто-то сбежал! Кого ищет принцесса Гласа?
Дети. Из города сбежали гласики.
Логопед. Как вы думаете, куда они убежали?
Дети высказывают предположения, затем садятся на свои места.
Логопед (указывает на магнитную доску с закрытыми шторками). Чьи это ножки торчат из-под шторки? Давайте посмотрим, кто это. (Раскрывает шторки. На магнитной доске выложены изображения гласиков.)
Дети. Это гласики - гласные звуки.
Логопед. Вот их-то и искала принцесса Гласа. Назовите имена гласиков.
Дети. А, О, У, И.
Логопед. Сегодня мы будем слушать звуки [а], [о], [у], [и] и учиться их различать. Как одним словом мы называем эти звуки? Почему мы их так называем? Назовите их признаки.
Дети. Это гласные звуки. Во рту нет преграды, когда мы их произносим. Их можно петь.
Логопед. Верно. Расскажите про гласные звуки стихотворение.
Ребёнок.
Воздух свободно идёт через рот.
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
(В. Берестов.)
Логопед. В каком замке будут жить гласные звуки?
Дети. Они будут жить в красном замке.
Игра «Попугайчики».
Дети повторяют за логопедом звукоряд с интонационным выделением определённого звука.
а-у-и-о; и-а-у-о;у-о-и-а; о-и-а-у; и-у-о-а.
Игра «Пропал голосок».
Дети поочерёдно выходят к доске и без голоса «произносят» звуки [а], [о], [у], [и]. Остальные угадывают, какой звук изображают губы.
Игра «Подарим картинки».
Детям раздают картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с гласных звуков. Каждый ребёнок выходит к доске и дарит картинку гласику. («Слово «автобус» начинается со звука [а], подарю картинку гласному звуку [а]».)
Игра «Сигнальщики».
Детям раздают символические изображения артикуляционного уклада гласных звуков. Логопед произносит слова «дом», «кит», «нос», «рак», «лук», «мак», прикрыв рот экраном. Дети поднимают соответствующие изображения.
Дети встают в круг и поют вместе с ло гопедом.
Гласные тянутся песенкой звонкой.
Могут заплакать и застонать.
Могут качать в колыбели Алёнку,
Могут, как эхо в лесу, закричать.
Могут летать высоко в синеву. А-а-а, у-у-у, а-а-а, у-у-у.
(В. Берестов.)
Игра «Живые звуки».
Логопед даёт каждому ребёнку символическое изображение артикуляционного ук лада какого-либо звука: [а], [о], [у] или [и]. Дети выстраиваются в той звуковой по следовательности, которую указывает ло гопед. Поочерёдно пропевают свои звуки. Затем по указанию логопеда выстраиваются в другой звуковой последовательности и снова поочерёдно пропевают свои звуки. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Магазин».
На полке расставлены игрушки. Логопед играет роль продавца, дети - покупателей. Каждый ребёнок, ориентируясь на символи ческое изображение артикуляционного ук лада своего звука, выбирает игрушку. Логопед беседует с каждым ребёнком.
Логопед. Игорь, что ты купишь?
Ребёнок. Я куплю ослика.
Логопед. Зачем тебе ослик?
Ребёнок. Я - звук [о], а слово «ослик» начинается с этого звука. Поэтому я куплю ослика.
Затем дети по очереди становятся про давцами и аналогично беседуют с покупа телями.
Игра «Придумай слово».
Логопед показывает символическое изображение артикуляционного уклада гласного звука, дети придумывают слова, начинающиеся на данный звук, и за каждое слово получают фишку. Затем подсчитывают зарабо танные фишки и определяют победителя.
Логопед. Какие звуки вы учились сегодня различать?
Дети, [а], [о], [у], [и].
Логопед. Как называются эти звуки?
Дети. Гласные.
Логопед. Чем они отличаются от согласных звуков?
Дети. Когда их произносишь, во рту нет преграды, эти звуки можно петь.
Логопед. Дети, гласикам очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они с удовольствием встретятся с вами ещё раз.
Манапова Е., Фоменко Н. В помощь логопеду: дидактические пособия и игры.//Ребёнок в детском саду, 2009, №2, с. 32-36.
Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР учителя-логопеды МДОУ детский сад комбинированного вида № 12 «Росинка» (г. Мегион, Тюменская обл.) Е.Н. Манапова и Н.И. Фоменко изготовили дидактические пособия, способствующие активизации речевых навыков, формированию у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.
Дидактические игры
Цель. Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, закреплять умение определять количество слогов в слове.
Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса.
Паровозик-вездеходик
• «Мы едем, едем, едем...»
По заданию логопеда дети выбирают картинки с изображением зверей, насекомых, птиц и расселяют их по вагонам, ориентируясь на количество слогов в слове. Затем с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ слова.
• «Разноцветные вагоны».
В вагон с одним окошком логопед помещает букву - графический образ автоматизируемого звука. Дети помещают слоги, содержащие этот звук, в вагоны с двумя и тремя окошками.
Необыкновенное болото
• «Чудесные лилии».
Логопед указывает детям на изображение лягушонка Звук-Звяка и говорит, что он принёс узелок с буквами. Затем достаёт из узелка и показывает букву, которая обозначает автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети выбирают среди картинок, расположенных на лилиях, картинку с изображением предмета, название которого начинается с заданного звука, и произносят это слово громко, тихо и шёпотом. Затем определяют количество слогов в слове и с помощью цветных фишек выполняют его звуковой анализ.
• «Золотые рыбки».
Логопед показывает детям изображение лягушонка Звук-Звяка и говорит, что он принёс узелок с картинками. Затем достаёт из узелка и показывает одну из картинок. Даёт задание составить предложения со словом - названием изображённого предмета. Логопед выбирает одно из предложений. Дети с помощью изображений золотых рыбок выкладывают его схему. Затем с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ слова - названия изображённого предмета.
• «В гости к стрекозе».
Логопед показывает детям изображение лягушонка Звука-Звяка и говорит, что он принёс узелок с согласной буквой. Достаёт эту букву из узелка и выставляет на панно рядом со стрекозой, к крыльям которой прикреплены гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют слоги и произносят их разными способами: девочки - громко, мальчики - тихо, все вместе -очень громко; один мальчик - весело, одна девочка - грустно, все вместе, подняв руки вверх, - слоги наоборот; девочки в парах, встав друг к другу спиной, - слоги, которые запомнили, мальчики в парах, взявшись за руки, - слоги со звуком [а], дети в парах, бросая друг другу мяч, - слоги, которые запомнили.
• «Стрекоза-помощница».
На панно у стрекозы во рту согласная буква, на крыльях - гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют из этих букв слоги и произносят их.
Затем логопед просит назвать слова, начинающиеся на составленные слоги, и произнести их разными способами (как в предыдущей игре).
За каждое названное слово ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто назвал больше слов.
Педагог предлагает подарить стрекозе (прикрепить на крылья вместо букв) картинки с изображением предметов, в названиях которых есть автоматизируемый согласный звук.
• «Поможем лягушонку».
Логопед говорит, что лягушонок Звук-Звяк разучился составлять предложения, и предлагает помочь ему. По заданию логопеда дети называют слова, содержащие автоматизируемый звук. Логопед выбирает одно слово и предлагает составить с ним предложения. После выполнения задания просит каждого ребёнка повторить с разной интонацией предложение, которое он запомнил.
Затем дети выкладывают с помощью изображений золотых рыбок схему выбранного логопедом предложения.
Земляничный куст
• «Бабочки».
Логопед называет автоматизируемый согласный звук. Несколько букв, обозначающих этот звук, прикреплены к ягодам земляники. К цветам прикреплены гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют слоги с заданным звуком (соединяют ягоду с цветком). Произносят слоги с разной силой голоса. Затем мальчики называют слова, содержащие эти слоги, и произносят их с вопросительной интонацией. Девочки называют другие слова с такими же слогами и произносят их с восклицательной интонацией.
• «Бабочки-волшебницы».
- К крыльям бабочек прикреплены картинки. По заданию логопеда дети определяют количество слогов в слове - названии предмета, изображённого на картинке, с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ этого слова.
- К крыльям бабочек прикреплены картинки с изображением предметов, в названиях которых есть автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети называют предметы. Затем педагог, используя эти слова, проводит игры «Назови ласково», «Большой - маленький».
- К крыльям бабочек прикреплены слоги, содержащие автоматизируемый звук. Один ребёнок читает слоги и составляет с ними слова. Остальные дети по желанию выполняют звуковой анализ любого слова.
Весенняя поляна
• «Крокодил Звуковичок».
Логопед предлагает вспомнить и назвать слова, начинающиеся на автоматизируемый звук. Дети произносят их с разной интонацией и силой голоса. С помощью крокодила Звуковичка, сделанного по типу звуковой линейки, определяют количество звуков в нескольких словах. Затем каждый ребёнок называет слово, в котором есть заданный звук. Остальные дети по желанию определяют количество звуков в названных словах.
• «Белые цветы».
По заданию логопеда каждый ребёнок вспоминает и называет слово с автоматизируемым звуком (можно расположить на панно картинки с изображением предмета, в названии которого есть этот звук). Затем дети составляют предложения со своими словами, считают количество слов в предложениях и выкладывают на панно соответствующее количество белых цветов.
• «Гусеничка».
Дети придумывают для гусенички имена, в которых содержится автоматизируемый звук. Рядом с гусеничкой прикреплена картинка с изображением предмета, в названии которого тоже есть автоматизируемый звук. Дети определяют количество слогов в этом слове с помощью составных частей тела гусенички. Затем выполняют звуковой анализ слова и выкладывают его схему с помощью цветных фишек.
Умный ёж
Из толстого картона серого цвета вырезано изображение ежа. На него наклеены сделанные из плотной бумаги объемные иголки. Между иголками можно вставлять картинки, буквы и цифры.
• «Угощение для ежа».
На спине у ежа картинка. Логопед предлагает детям выполнить звуковой анализ слова - названия предмета, изображённого на картинке.
• «Ёжик, детям помоги!»
На спине у ежа картинки с изображением предметов, в названиях некоторых из них есть автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети правильно и чётко называют слова, в которых есть заданный звук. Затем размещают на спине у ежа столько грибов (яблок, груш, ягод, листьев и т.п.), сколько слов они назвали.
Путешествие по Златоустии
Общеизвестно, что детям дошкольного возраста даже самый сложный учебный материал лучше преподносить в игровой форме. Вот почему, занимаясь развитием фонематического слуха у старших дошкольников, я придумала игру «Путешествие по планете Златоустия», сюжет и герои которой присутствуют во всех 32 занятиях.
Вначале учебного года мы знакомим детей с этой планетой (рис. 1), с ее царевной Златой. Все вместе рассматриваем карту, проговариваем названия некоторых царств и читаем письмо от Златы, в котором она приглашает нас попутешествовать по планете Златоустия. И мы отправляемся в долгий и интересный путь в гости к царевне Злате. Но царевна большая непоседа, она все время в пути, и общаемся мы с ней в основном при помощи писем. Вот ее первое письмо.
«Дорогие мальчики и девочки! Я вас приглашаю на свою планету Златоустия в гости. Жители нашей планеты говорят четко, ясно, поэтому прекрасно понимают друг друга, Мою планету называют еще Планетой Красивой Речи. С удовольствием встречусь с вами, маленькие мои друзья! Если кто-то из вас не умеет еще выговаривать какой-то звук, то я вам помогу. На моей планете много царств. Ими управляют царевичи. Они вас будут встречать, играть с вами в разные интересные игры. Надеюсь, что все трудности и опасности вы с успехом преодолеете, научитесь красиво и правильно говорить, дружить, помогать друг другу. В конце путешествия вас ждут призы и интересные встречи. Я вам буду сообщать, где меня искать. Успехов вам в пути! До скорой встречи. Ваша царевна Злата».
Предлагаем вашему вниманию конспекты двух занятий из разработанного нами цикла. Они, как и остальные, строятся по одному плану: артикуляционная характеристика закрепляемых звуков; упражнения и игры на их произношение в слогах, словах, предложениях; «переделывание» слов путем замены одного звука на другой; составление ряда слов с нужным звуком. Поэтому надеемся, что педагоги, используя предлагаемый нами игровой прием, могут придумать собственные занятия на все звуки русского языка.
Занятие-конкурс «Умники и умницы»
Цель. Закреплять навыки четкого произношения и различения звуков [б],
[б'], [п], [п'] в слогах, словах, фразах; закреплять понятия «звонкие и глухие согласные», учить менять звук в слове; учить подбирать слова на данные звуки и составлять с ними предложения; развивать фонематический слух, внимание, память.
Оборудование. Медальки на нитке (синие - [б], [п]; зеленые - [б'], [п']); две карты; маленькие и большие фишки; схема звукового анализа (рис. 2); буквы П, Б; картинки, на которых изображены продукты питания; предметные картинки: бабочка, черепаха, два мальчика; письмо от царевны Златы; большое зеркало или маленькие зеркальца (на каждого ребенка).
Ход занятия
Рис. 2. Схема звукового анализа
охарактеризовать звуки по месту их образования, потом по схеме звукового анализа. Девочки характеризуют [п1], а мальчики - [п]. За правильно выполненное задание команда получает фишку-очко. Жители царства Барабандия характеризуют звуки [б], [б'] и получают фишку-очко, если справляются с заданием.
Далее дети упражняются в произнесении звуков в слогах в игре «Наоборот».
Пыхтелки повторяют за педагогом слоги, а барабанщики должны их переделать на другие - со своими звуками [б], [б']; а потом то же делают пыхтелки.
Ба-ба-ба - па-па-па.
Бя-бя-бя - пя-пя-пя.
Бо-бо-бо - по-по-по.
Пу-пу-пу - бу-бу-бу.
Пю-пю-пю - бю-бю-бю.
Пы-пы-пы - бы-бы-бы и тд.
Каждая команда за каждый правильный слог получает маленькие фишки.
Команда, у которой больше маленьких фишек, получает большую фишку-очко. После этого дети закрепляют навыки произношения звуков в словах. Для этого используются карты, по которым можно найти дорогу к буквам II и Б. Правило: «наступать» только на те кружочки, где живут животные и растут растения, в названиях которых есть звуки [б], [б'] - для барабанщиков, звуки [п], [п’] - для пыхтелок.
Ход занятия
Педагог читает письмо от царевны Златы.
«Дорогие мои! Царевичи Звонадыи Жужжандии мне написали, что вы все научились выговаривать звуки [ж] и [з] в словах и предложениях. Когда будете учиться их различать, позвоните мне. Я на самолете отправлю к вам Незнайку. Он иногда в словах вместо [з] говорит [ж],а вместо [ж] - [з]. Ему надо помочь. Надеюсь на вашу помощь. Ваша царевна Злата»,
Педагог. Сегодня на границе двух царств, Звонады и Жужжандии, жители будут соревноваться: кто лучше различает звуки [ж] и [з]. Давайте позвоним царевне Злате, пусть она побыстрее направит к нам Незнайку. И мы пойдем туда же. Веселые Звенелки и Жужжалки примут вас, если вы правильно закончите предложения.
Жа-жа-жа, мы видели... (ужа).
За-за-за, здесь привязана... (коза).
Жок-жок-жок, на Жене сапо...(жок).
Зу-зу-зу, моем Катю мы в... (тазу).
Звенелки и Жужжалки вручают вам медальки: первая команда (Жужжалки) получит синие [ж], вторая команда (Зве-пелки) - синие [з].
А вот и Незнайка прилетел. Чему же мы будем учить Незнайку? (Различать звуки [ж] и [з].)
Звенелки подходят к зеркалу (или берут маленькие зеркальца). Отвечают на вопросы: где при произнесении звука [з] находится язык? Что мешает выходу воздуха? Дают характеристику звуку по схеме. Затем то же делают Жужжалки. Незнайка принимает во всем активное участие. За правильно выполненное задание команды получают фишку-очко.
Игра «Девочка заблудилась».
Каждой команде дается сюжетная картинка, на которой изображены животные и растения; в названиях их есть звук [ж] или [з]. Дети должны назвать всех животных и все растения со своим звуком, тогда девочка найдет дорогу домой.
Команде, назвавшей вес предметы, дают фишку-очко.
Педагог. Жужжалки, переведите мои слова нажужжандский язык, произносите их, растягиваязвук [ж] - жжжж.
Лук - жжжук; пучок - жучок; бетон -жетон; печь - жечь; мир - жир; мало -жало.
Звенелки, переведите мои слова на звонадский язык.
Сахар - Захар; сайка - зайка; жалей - залей; кожа - коза; усы - узы; коса – коза.
Победившая команда получает фишку-очко.
Педагог. Я скажу слово, а вы поставьте его в нужной форме после слова «много» (задание дается поочередно каждой команде).
Заяц - много зайцев; жеребенок - много жеребят; ежик - много ежиков; зима - много зим; береза - много берез; ежонок - много ежат и т.д.
Победившей команде под гром аплодисментов вручают фишку-очко.
Педагог читает письмо от обезьяны по фразам и предлагает исправить его (задание дается поочередно каждой команде).
- Я жабезала на вокжал. (Я забежала на вокзал)
- Вот желеный зук. (Вот зеленый жук.)
- Жаяц в пизаме жабрался на жабор. (Заяц в пижаме забрался на забор.)
- Я потерял золтый жонт. (Я потерял желтый зонт.)
Победившая команда получает фишку-очко.
Педагог. Я прочитаю стихотворение. Каждая команда выберет слова на свой звук.
Про зайчиху
Жила за рекой молодая зайчиха,
Ужасная модница и щеголиха.
Купила она ярко-желтый жакет,
Покрасила уши в оранжевый цвет.
Однажды зайчиха болтала с котом,
Играя своим ярко-желтым зонтом.
И вдруг из-за пня выбегает лисица
И прямо к зайчихе испуганной мчится.
Команда, назвавшая все свои слова, получает фишку-очко.
Педагог. Послушайте слова, составьте с ними предложения.
Железо, забежать, завяжу, зажечь.
В конце занятия определяется команда-победитель.
Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30.
Специалисты убеждены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсут ствие нужных навыков запоминания. Это утверждение адресовано тем, кто столкнулся со следующими проблемами: ребенок плохо запоминает буквы, ему сложно согласовывать слова в предложении, име ются проблемы с нарушением внимания, памяти, логического мышле ния. Учитель-логопед Л.Омельченко из г. Россоши считает, что многие подобные сложности можно преодолеть с помощью игр.
В работе с детьми, у которых наблюдается ОНР, мы уже на протяжении четырех лет используем приемы мнемотехники, очень эффективные в развитии связного выражения мысли. Не менее полезны они и для коррекции лексико-грамматической стороны речи. Первой важной задачей преодоления ОНР является обогащение словаря ребенка. Для этой и других целей мы используем ряд игр.
Игра «Копилка слов»
Дети «собирают» новые слова в «копилку» — рисуют, обозначают при помощи символов — сразу после знакомства с ними или с отсрочкой (выполнив другие упражнения, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в свою «копилку», и составить предложение или рассказ с их использованием.
Игра «Зашифруем слова»
Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам, возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» такие словосочетания и слова, как «вкусный суп», «радость» и т. п.
Игра «Волшебники»
Перед ребенком раскладывают несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Педагог называет несколько слов и предлагает выбрать картинки, которые помогут запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» их. Затем ребенок берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые он услышал. Это упражнение поможет ребенку усвоить логические связи между предметами.
Игра «Теремок»
Детям предлагают картинки и несколько теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), лес (для диких животных), дома (для домашних животных) и т. д. Задание: «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить свои действия.
Игра «Цветик-семицветик»
Дети получают картинку (серединку картонного цветка) с символом действия, например, «ныряет», «плывет», «светит» и размещают вокруг нее лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Кто в домике живет?»
(по И. А. Чистяковой)
Детям раздают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать обитающие в них животные. Например: летает, вьет (гнездо), клюет, поет (это птица). Правильность проверяется с помощью открытия ставень.
Игры для формирования навыка словообразования
Игра «Поезд»
Игра помогает закрепить умение ребенка образовывать существительные с помощью суффиксов -ик, -ищ. Детям предлагаются несколько картинок с изображением одинаковых предметов (маленьких, средних и больших) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисована схематическая гора (маленькая, средняя и большая). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик. Например: носик, нос, носище и т. п.
Игра помогает закреплению навыков образования приставочных глаголов. Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дошкольники составляют рассказ о воображаемом путешествии, например: Соня по дороге шла,...к домику подошла,...в домик вошла,...из домика вышла,...опять по дороге пошла,...к речке подошла,...через мостик перешла,... к пеньку подошла,... вокруг пенька обошла и т. д.
Игра «Семья слов»
Игра помогает закреплению навыков образования родственных слов. На доске прикрепляют изображение дома, в котором «живут» слова. Окна в нем сделаны из прозрачной пленки. За каждым окном скрывается один из символов. Выбираем слово, от которого будем образовывать родственные, например «рыба». Слово большое (большая гора) — «рыбища»; слово маленькое, ласковое (маленькая горка) — «рыбка»; слово-признак (красная лента) — «рыбный»; слово-действие (две горизонтальные полосы) — «рыбачить»; слово, которое означает, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника) — «рыбы»; слово-человек (человечек) — «рыбак», «рыболов». Дети получают картинки с изображением большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака и расселяют их по нужным квартирам.
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!