Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30.

2019-08-03 247
Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30.

 

Специалисты убеждены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсут­ ствие нужных навыков запоминания. Это утверждение адресовано тем, кто столкнулся со следующими проблемами: ребенок плохо запо­минает буквы, ему сложно согласовывать слова в предложении, име­ ются проблемы с нарушением внимания, памяти, логического мышле­ ния. Учитель-логопед Л.Омельченко из г. Россоши считает, что многие подобные сложности можно преодолеть с помощью игр.

 

В работе с детьми, у которых наблюдается ОНР, мы уже на протяжении четырех лет используем приемы мнемотехники, очень эффективные в развитии связ­ного выражения мысли. Не менее полезны они и для коррекции лексико-грамматической стороны речи. Первой важной задачей преодоления ОНР являет­ся обогащение словаря ребенка. Для этой и других целей мы используем ряд игр.

Игра «Копилка слов»

Дети «собирают» новые слова в «копилку» — рису­ют, обозначают при помощи символов — сразу по­сле знакомства с ними или с отсрочкой (выполнив другие упражнения, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаем­ся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в свою «копилку», и составить предло­жение или рассказ с их использованием.

Игра «Зашифруем слова»

Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный об­раз, соответствующий предметам, возникает лег­ко, поэтому детям предлагается «зашифровать» такие словосочетания и слова, как «вкусный суп», «радость» и т. п.

Игра «Волшебники»

Перед ребенком раскладывают несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Педагог называет несколько слов и предлагает выбрать кар­тинки, которые помогут запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» их. Затем ребенок берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью при­поминает слова, которые он услышал. Это упраж­нение поможет ребенку усвоить логические связи между предметами.

 

Игра «Теремок»

Детям предлагают картинки и несколько теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), лес (для диких животных), дома (для домашних животных) и т. д. Задание: «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить свои действия.

Игра «Цветик-семицветик»

Дети получают картинку (серединку картонного цвет­ка) с символом действия, например, «ныряет», «плывет», «светит» и размещают вокруг нее лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

 

Игра «Кто в домике живет?»

(по И. А. Чистяковой)

Детям раздают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать обитающие в них животные. Например: летает, вьет (гнездо), клюет, поет (это птица). Правильность про­веряется с помощью открытия ставень.

Игры для формирования навыка словообразования

Игра «Поезд»

Игра помогает закрепить умение ребенка образо­вывать существительные с помощью суффиксов -ик, -ищ. Детям предлагаются несколько картинок с изображением одинаковых предметов (маленьких, средних и больших) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисована схематическая гора (маленькая, средняя и большая). Дети находят оди­наковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик. Например: носик, нос, носище и т. п.

Игра помогает закреплению навыков образования приставочных глаголов. Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дошкольники состав­ляют рассказ о воображаемом путешествии, напри­мер: Соня по дороге шла,...к домику подошла,...в домик вошла,...из домика вышла,...опять по дороге пошла,...к речке подошла,...через мостик перешла,... к пеньку подошла,... вокруг пенька обошла и т. д.

Игра «Семья слов»

Игра помогает закреплению навыков образования родственных слов. На доске прикрепляют изобра­жение дома, в котором «живут» слова. Окна в нем сделаны из прозрачной пленки. За каждым окном скрывается один из символов. Выбираем слово, от которого будем образовывать родственные, например «рыба». Сло­во большое (большая гора) — «рыбища»; слово маленькое, ла­сковое (маленькая горка) — «рыбка»; слово-признак (крас­ная лента) — «рыб­ный»; слово-действие (две горизонтальные полосы) — «рыба­чить»; слово, которое означает, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника) — «рыбы»; слово-человек (человечек) — «ры­бак», «рыболов». Дети получают картинки с изображением большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, ры­бака и расселяют их по нужным квартирам.

 

Игра «Убираем урожай»

Игра помогает закрепить формы винительного па­дежа существительных. Логопед приносит четыре корзины, в каждой из которых лежат картинки со схе­матичным изображением действий (срывают— рука,

выдергивают — рука в кулаке, выкапывают — лопа­та, срезают — нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать урожай и рассказывать, как люди убирают овощи. Дети составляют предложения: «Морковку выдергивают», «Капусту срезают» и т.д.

Игра «Магазин»

Игра помогает дифференцировать существитель­ные единственного и множественного числа. На «прилавке магазина» — картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей — «деньги», на которые можно купить только определенный товар. Например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозна­чает фрукт) и три полоски (означают «много»), он может «купить» бананы, яблоки и т. п. Когда все товары в магазине «раскуплены», дети становятся парами и составляют предложения, например: «У Никиты банан, а у Лены бананы».

 

Игра «Карусель»

Игра учит изменять глаголы прошедшего времени по родам, согласовывать слова в предложении, за­креплять структуры простого предложения. Два круга

(один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге на­рисованы символы действий, на маленьком — люди, животные, предметы. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют пред­ложения типа: «Мальчик рисовал дерево» и т. д.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Игра направлена на закрепление согласования ме­стоимений «мой», «моя», «мое», «мои» с существи­тельными. На доску помещают четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышко (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различ­ных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: «Это мой телефон», «Это моя книга» и т. д.

Лото «Предлоги»

Игра помогает закреплять умение употреблять пред­логи в речи. Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т. д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картин­ке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

 

Игра «Какой по цвету?»

Игра учит согласовывать прилагательные с суще­ствительными. На доске выставляют одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематическим изображением предмета. Задача: подобрать картинку к своей карточке и составить предложения: «У меня красная шапка», «У меня си­нее пальто».

 

Занятие

Средняя коррекционная группа

Цель. Закреплять умение различать звуки [а], [о], [у], [и] по артикуляции и на слух в изолированной позиции, в слогах, в словах. Учить придумывать слова с начальными глас­ными звуками. Развивать фонематический слух, память, внимание. Отрабатывать навык определения слоговой структуры двух- и трёх­сложных слов со стечением согласных.

Материал. Дидактическое пособие «Зву­кобуквенный город». Плоскостные изобра­жения гласиков. Предметные картинки: аист, утка, осы, индюк, индеец, утюг, улитка, овощи, избушка, арбуз, автобус. Символиче­ское изображение положения губ при про­изнесении гласных звуков [а], [о], [у], [и] (артикуляционного уклада). Игрушки, на­звания которых начинаются со звуков [а], [о], [у], [и]. Фишки.

Ход занятия

Дети и логопед подходят к пособию «Звукобуквенный город», откуда заранее убраны изображения гласиков.

Логопед. Посмотрите, из Звукобуквенного города кто-то сбежал! Кого ищет прин­цесса Гласа?

Дети. Из города сбежали гласики.

Логопед. Как вы думаете, куда они убе­жали?

Дети высказывают предположения, за­тем садятся на свои места.

Логопед (указывает на магнитную дос­ку с закрытыми шторками). Чьи это ножки торчат из-под шторки? Давайте посмотрим, кто это. (Раскрывает шторки. На магнит­ной доске выложены изображения гласи­ков.)

Дети. Это гласики - гласные звуки.

Логопед. Вот их-то и искала принцесса Гласа. Назовите имена гласиков.

Дети. А, О, У, И.

Логопед. Сегодня мы будем слушать зву­ки [а], [о], [у], [и] и учиться их различать. Как одним словом мы называем эти звуки? Почему мы их так называем? Назовите их признаки.

Дети. Это гласные звуки. Во рту нет пре­грады, когда мы их произносим. Их можно петь.

Логопед. Верно. Расскажите про гласные звуки стихотворение.

Ребёнок.

Воздух свободно идёт через рот.

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

(В. Берестов.)

Логопед. В каком замке будут жить глас­ные звуки?

Дети. Они будут жить в красном замке.

Игра «Попугайчики».

Дети повторяют за логопедом звукоряд с интонационным выделением определён­ного звука.

а-у-и-о; и-а-у-о;у-о-и-а; о-и-а-у; и-у-о-а.

Игра «Пропал голосок».

Дети поочерёдно выходят к доске и без голоса «произносят» звуки [а], [о], [у], [и]. Остальные угадывают, какой звук изобра­жают губы.

Игра «Подарим картинки».

Детям раздают картинки с изображени­ем предметов, названия которых начина­ются с гласных звуков. Каждый ребёнок вы­ходит к доске и дарит картинку гласику. («Слово «автобус» начинается со звука [а], подарю картинку гласному звуку [а]».)

Игра «Сигнальщики».

Детям раздают символические изобра­жения артикуляционного уклада гласных звуков. Логопед произносит слова «дом», «кит», «нос», «рак», «лук», «мак», прикрыв рот экраном. Дети поднимают соответ­ствующие изображения.

Дети встают в круг и поют вместе с ло­ гопедом.

Гласные тянутся песенкой звонкой.

Могут заплакать и застонать.

Могут качать в колыбели Алёнку,

Могут, как эхо в лесу, закричать.

Могут летать высоко в синеву. А-а-а, у-у-у, а-а-а, у-у-у.

(В. Берестов.)

Игра «Живые звуки».

Логопед даёт каждому ребёнку символи­ческое изображение артикуляционного ук­ лада какого-либо звука: [а], [о], [у] или [и]. Дети выстраиваются в той звуковой по­ следовательности, которую указывает ло­ гопед. Поочерёдно пропевают свои звуки. Затем по указанию логопеда выстраивают­ся в другой звуковой последовательности и снова поочерёдно пропевают свои звуки. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Магазин».

На полке расставлены игрушки. Логопед играет роль продавца, дети - покупателей. Каждый ребёнок, ориентируясь на символи­ ческое изображение артикуляционного ук­ лада своего звука, выбирает игрушку. Лого­пед беседует с каждым ребёнком.

Логопед. Игорь, что ты купишь?

Ребёнок. Я куплю ослика.

Логопед. Зачем тебе ослик?

Ребёнок. Я - звук [о], а слово «ослик» начинается с этого звука. Поэтому я куплю ослика.

Затем дети по очереди становятся про­ давцами и аналогично беседуют с покупа­ телями.

Игра «Придумай слово».

Логопед показывает символическое изоб­ражение артикуляционного уклада гласного звука, дети придумывают слова, начинающи­еся на данный звук, и за каждое слово получа­ют фишку. Затем подсчитывают зарабо­ танные фишки и определяют победителя.

Логопед. Какие звуки вы учились сего­дня различать?

Дети, [а], [о], [у], [и].

Логопед. Как называются эти звуки?

Дети. Гласные.

Логопед. Чем они отличаются от соглас­ных звуков?

Дети. Когда их произносишь, во рту нет преграды, эти звуки можно петь.

Логопед. Дети, гласикам очень понрави­лось, как вы сегодня работали на занятии. Они с удовольствием встретятся с вами ещё раз.

 

Манапова Е., Фоменко Н. В помощь логопеду: дидактические пособия и игры.//Ребёнок в детском саду, 2009, №2, с. 32-36.

 

 

Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР учителя-логопеды МДОУ детский сад комбинированного вида № 12 «Росинка» (г. Мегион, Тюменская обл.) Е.Н. Манапова и Н.И. Фоменко изготовили дидактичес­кие пособия, способствующие активизации речевых навыков, формированию у до­школьников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.

Дидактические игры

Цель. Развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анали­за и синтеза, закреплять умение определять количество слогов в слове.

Учить составлять предложение по опор­ным словам, выполнять анализ предложе­ния, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса.

Паровозик-вездеходик

• «Мы едем, едем, едем...»

По заданию логопеда дети выбирают кар­тинки с изображением зверей, насекомых, птиц и расселяют их по вагонам, ориентиру­ясь на количество слогов в слове. Затем с помощью цветных фишек выполняют звуко­вой анализ слова.

     

 

•      «Разноцветные вагоны».

В вагон с одним окошком логопед поме­щает букву - графический образ автомати­зируемого звука. Дети помещают слоги, со­держащие этот звук, в вагоны с двумя и тре­мя окошками.

Необыкновенное болото

•      «Чудесные лилии».

Логопед указывает детям на изображение лягушонка Звук-Звяка и говорит, что он при­нёс узелок с буквами. Затем достаёт из узел­ка и показывает букву, которая обозначает автоматизируемый звук. По заданию лого­педа дети выбирают среди картинок, распо­ложенных на лилиях, картинку с изображе­нием предмета, название которого начина­ется с заданного звука, и произносят это слово громко, тихо и шёпотом. Затем опре­деляют количество слогов в слове и с помо­щью цветных фишек выполняют его звуко­вой анализ.

•      «Золотые рыбки».

Логопед показывает детям изображение лягушонка Звук-Звяка и говорит, что он принёс узелок с картинками. Затем достаёт из узелка и показывает одну из картинок. Даёт задание составить предложения со словом - названием изображённого пред­мета. Логопед выбирает одно из предложе­ний. Дети с помощью изображений золо­тых рыбок выкладывают его схему. Затем с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ слова - названия изобра­жённого предмета.

•      «В гости к стрекозе».

Логопед показывает детям изображение лягушонка Звука-Звяка и говорит, что он принёс узелок с согласной буквой. Достаёт эту букву из узелка и выставляет на панно рядом со стрекозой, к крыльям которой прикреплены гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют слоги и произно­сят их разными способами: девочки - громко, мальчики - тихо, все вместе -очень громко; один мальчик - весело, одна девочка - грустно, все вместе, подняв руки вверх, - слоги наоборот; девочки в парах, встав друг к другу спиной, - слоги, которые запомнили, мальчики в парах, взявшись за руки, - слоги со звуком [а], дети в парах, бросая друг другу мяч, - слоги, которые за­помнили.

•      «Стрекоза-помощница».

На панно у стрекозы во рту согласная буква, на крыльях - гласные буквы. По зада­нию логопеда дети составляют из этих букв слоги и произносят их.

Затем логопед просит назвать слова, на­чинающиеся на составленные слоги, и про­изнести их разными способами (как в пре­дыдущей игре).

За каждое названное слово ребёнок по­лучает фишку. Побеждает тот, кто назвал больше слов.

Педагог предлагает подарить стрекозе (прикрепить на крылья вместо букв) кар­тинки с изображением предметов, в назва­ниях которых есть автоматизируемый со­гласный звук.

•      «Поможем лягушонку».

Логопед говорит, что лягушонок Звук-Звяк разучился составлять предложения, и предлагает помочь ему. По заданию логопе­да дети называют слова, содержащие авто­матизируемый звук. Логопед выбирает одно слово и предлагает составить с ним предло­жения. После выполнения задания просит каждого ребёнка повторить с разной инто­нацией предложение, которое он запомнил.

Затем дети выкладывают с помощью изо­бражений золотых рыбок схему выбранного логопедом предложения.

Земляничный куст

•      «Бабочки».

Логопед называет автоматизируемый со­гласный звук. Несколько букв, обозначаю­щих этот звук, прикреплены к ягодам земля­ники. К цветам прикреплены гласные буквы. По заданию логопеда дети составляют слоги с заданным звуком (соединяют ягоду с цвет­ком). Произносят слоги с разной силой го­лоса. Затем мальчики называют слова, со­держащие эти слоги, и произносят их с во­просительной интонацией. Девочки называ­ют другие слова с такими же слогами и про­износят их с восклицательной интонацией.

•      «Бабочки-волшебницы».

- К крыльям бабочек прикреплены кар­тинки. По заданию логопеда дети определя­ют количество слогов в слове - названии предмета, изображённого на картинке, с по­мощью цветных фишек выполняют звуковой анализ этого слова.

 

- К крыльям бабочек прикреплены кар­тинки с изображением предметов, в назва­ниях которых есть автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети называют пред­меты. Затем педагог, используя эти слова, проводит игры «Назови ласково», «Большой - маленький».

- К крыльям бабочек прикреплены слоги, содержащие автоматизируемый звук. Один ребёнок читает слоги и составляет с ними слова. Остальные дети по желанию выпол­няют звуковой анализ любого слова.

Весенняя поляна

• «Крокодил Звуковичок».

Логопед предлагает вспомнить и назвать слова, начинающиеся на автоматизируе­мый звук. Дети произносят их с разной ин­тонацией и силой голоса. С помощью кро­кодила Звуковичка, сделанного по типу звуковой линейки, определяют количество звуков в нескольких словах. Затем каждый ребёнок называет слово, в котором есть за­данный звук. Остальные дети по желанию определяют количество звуков в назван­ных словах.

«Белые цветы».

По заданию логопеда каждый ребёнок вспоминает и называет слово с автоматизи­руемым звуком (можно расположить на пан­но картинки с изображением предмета, в названии которого есть этот звук). Затем де­ти составляют предложения со своими сло­вами, считают количество слов в предложениях и выкладывают на панно соответст­вующее количество белых цветов.

«Гусеничка».

Дети придумывают для гусенички имена, в которых содержится автоматизируемый звук. Рядом с гусеничкой прикреплена кар­тинка с изображением предмета, в названии которого тоже есть автоматизируемый звук. Дети определяют количество слогов в этом слове с помощью составных частей тела гу­сенички. Затем выполняют звуковой анализ слова и выкладывают его схему с помощью цветных фишек.

Умный ёж

Из толстого картона серого цвета выреза­но изображение ежа. На него наклеены сделанные из плотной бумаги объемные иголки. Между иголками можно вставлять картинки, буквы и цифры.

•      «Угощение для ежа».

На спине у ежа картинка. Логопед пред­лагает детям выполнить звуковой анализ слова - названия предмета, изображённого на картинке.

•      «Ёжик, детям помоги!»

На спине у ежа картинки с изображением предметов, в названиях некоторых из них есть автоматизируемый звук. По заданию логопеда дети правильно и чётко называют слова, в которых есть заданный звук. Затем размещают на спине у ежа столько грибов (яблок, груш, ягод, листьев и т.п.), сколько слов они назвали.

Путешествие по Златоустии

Общеизвестно, что детям дошкольного возраста даже самый сложный учебный материал лучше преподносить в игровой форме. Вот почему, занимаясь развитием фонематического слуха у старших дошкольников, я придумала игру «Путешествие по планете Златоустия», сюжет и герои которой присутствуют во всех 32 занятиях.

Вначале учебного года мы знако­мим детей с этой планетой (рис. 1), с ее царевной Златой. Все вместе рассматриваем карту, проговариваем названия некоторых царств и читаем письмо от Златы, в ко­тором она приглашает нас по­путешествовать по планете Златоустия. И мы отправляемся в долгий и интересный путь в гости к царевне Злате. Но царе­вна большая непоседа, она все время в пути, и общаемся мы с ней в основном при помощи писем. Вот ее первое письмо.

«Дорогие мальчики и девоч­ки! Я вас приглашаю на свою планету Златоустия в гости. Жители нашей планеты гово­рят четко, ясно, поэтому пре­красно понимают друг друга, Мою планету называют еще Планетой Красивой Речи. С удовольствием встречусь с ва­ми, маленькие мои друзья! Если кто-то из вас не умеет еще выговаривать какой-то звук, то я вам помогу. На моей планете много царств. Ими управляют царевичи. Они вас будут встречать, играть с вами в разные ин­тересные игры. Надеюсь, что все труд­ности и опасности вы с успехом пре­одолеете, научитесь красиво и пра­вильно говорить, дружить, помогать друг другу. В конце путешествия вас ждут призы и интересные встречи. Я вам буду сообщать, где меня искать. Ус­пехов вам в пути! До скорой встречи. Ваша царевна Злата».

Предлагаем вашему вниманию кон­спекты двух занятий из разработанного нами цикла. Они, как и остальные, стро­ятся по одному плану: артикуляционная характеристика закрепляемых звуков; упражнения и игры на их произноше­ние в слогах, словах, предложениях; «переделывание» слов путем замены од­ного звука на другой; составление ряда слов с нужным звуком. Поэтому надеем­ся, что педагоги, используя предлагае­мый нами игровой прием, могут приду­мать собственные занятия на все звуки русского языка.

Занятие-конкурс «Умники и умницы»

Цель. Закреплять навыки четкого произношения и различения звуков [б],


[б'], [п], [п'] в слогах, словах, фразах; за­креплять понятия «звонкие и глухие со­гласные», учить менять звук в слове; учить подбирать слова на данные звуки и составлять с ними предложения; развивать фонематический слух, внима­ние, память.

Оборудование. Медальки на нитке (синие - [б], [п]; зеленые - [б'], [п']); две карты; маленькие и большие фишки; схема звукового анализа (рис. 2); буквы П, Б; картинки, на которых изображены продукты питания; предметные картин­ки: бабочка, черепаха, два мальчика; письмо от царевны Златы; большое зер­кало или маленькие зеркальца (на каж­дого ребенка).

Ход занятия

Рис. 2. Схема звукового анализа

охарактеризовать звуки по месту их об­разования, потом по схеме звукового анализа. Девочки характеризуют [п1], а мальчики - [п]. За правильно выпол­ненное задание команда получает фишку-очко. Жители царства Барабан­дия характеризуют звуки [б], [б'] и полу­чают фишку-очко, если справляются с заданием.

Далее дети упражняются в произне­сении звуков в слогах в игре «Наобо­рот».

Пыхтелки повторяют за педагогом слоги, а барабанщики должны их пере­делать на другие - со своими звуками [б], [б']; а потом то же делают пыхтелки.

Ба-ба-ба - па-па-па.

Бя-бя-бя - пя-пя-пя.

Бо-бо-бо - по-по-по.

Пу-пу-пу - бу-бу-бу.

Пю-пю-пю - бю-бю-бю.

Пы-пы-пы - бы-бы-бы и тд.

Каждая команда за каждый правиль­ный слог получает маленькие фишки.

Команда, у которой больше маленьких фишек, получает большую фишку-очко. После этого дети закрепляют навыки произношения звуков в словах. Для это­го используются карты, по которым можно найти дорогу к буквам II и Б. Правило: «наступать» только на те кру­жочки, где живут животные и растут растения, в названиях которых есть зву­ки [б], [б'] - для барабанщиков, звуки [п], [п’] - для пыхтелок.

Ход занятия                     

Педагог читает письмо от царевны Златы.

«Дорогие мои! Царевичи Звонадыи Жужжандии мне написали, что вы все научились выговаривать звуки [ж] и [з] в словах и предложениях. Когда будете учиться их различать, позвоните мне. Я на самолете отправлю к вам Незнай­ку. Он иногда в словах вместо [з] гово­рит [ж],а вместо [ж] - [з]. Ему надо по­мочь. Надеюсь на вашу помощь. Ваша царевна Злата»,

Педагог. Сегодня на границе двух царств, Звонады и Жужжандии, жители будут соревноваться: кто лучше разли­чает звуки [ж] и [з]. Давайте позвоним царевне Злате, пусть она побыстрее на­правит к нам Незнайку. И мы пойдем ту­да же. Веселые Звенелки и Жужжалки примут вас, если вы правильно закончи­те предложения.

Жа-жа-жа, мы видели... (ужа).

За-за-за, здесь привязана... (коза).

Жок-жок-жок, на Жене сапо...(жок).

Зу-зу-зу, моем Катю мы в... (тазу).

Звенелки и Жужжалки вручают вам медальки: первая команда (Жужжалки) получит синие [ж], вторая команда (Зве-пелки) - синие [з].

А вот и Незнайка прилетел. Чему же мы будем учить Незнайку? (Различать звуки [ж] и [з].)

Звенелки подходят к зеркалу (или бе­рут маленькие зеркальца). Отвечают на вопросы: где при произнесении звука [з] находится язык? Что мешает выходу воздуха? Дают характеристику звуку по схеме. Затем то же делают Жужжалки. Незнайка принимает во всем активное участие. За правильно выполненное за­дание команды получают фишку-очко.

Игра «Девочка заблудилась».

Каждой команде дается сюжетная картинка, на которой изображены жи­вотные и растения; в названиях их есть звук [ж] или [з]. Дети должны назвать всех животных и все растения со сво­им звуком, тогда девочка найдет дорогу домой.

Команде, назвавшей вес предметы, дают фишку-очко.

Педагог. Жужжалки, переведите мои слова нажужжандский язык, произно­сите их, растягиваязвук [ж] - жжжж.

Лук - жжжук; пучок - жучок; бетон -жетон; печь - жечь; мир - жир; мало -жало.

Звенелки, переведите мои слова на звонадский язык.

Сахар - Захар; сайка - зайка; жалей - залей; кожа - коза; усы - узы; коса – коза.

Победившая команда получает фиш­ку-очко.

Педагог. Я скажу слово, а вы поставь­те его в нужной форме после слова «много» (задание дается поочередно каждой команде).

Заяц - много зайцев; жеребенок - много жеребят; ежик - много ежиков; зима - много зим; береза - много берез; ежонок - много ежат и т.д.

Победившей команде под гром аплодисментов вручают фишку-очко.

Педагог читает письмо от обезьяны по фразам и предлагает исправить его (задание дается поочередно каждой ко­манде).

-      Я жабезала на вокжал. (Я забежала на вокзал)

-       Вот желеный зук. (Вот зеленый жук.)

- Жаяц в пизаме жабрался на жабор. (Заяц в пижаме забрался на забор.)

- Я потерял золтый жонт. (Я потерял желтый зонт.)

Победившая команда получает фиш­ку-очко.

Педагог. Я прочитаю стихотворение. Каждая команда выберет слова на свой звук.

Про зайчиху

Жила за рекой молодая зайчиха,

Ужасная модница и щеголиха.

Купила она ярко-желтый жакет,

Покрасила уши в оранжевый цвет.

Однажды зайчиха болтала с котом,

Играя своим ярко-желтым зонтом.

И вдруг из-за пня выбегает лисица

И прямо к зайчихе испуганной мчится.

Команда, назвавшая все свои слова, получает фишку-очко.

Педагог. Послушайте слова, составь­те с ними предложения.

Железо, забежать, завяжу, зажечь.

В конце занятия определяется коман­да-победитель.


Омельченко Л. Техника для памяти//Обруч, 2009, №1, с.28-30.

 

Специалисты убеждены, что нет плохой памяти, а есть лишь отсут­ ствие нужных навыков запоминания. Это утверждение адресовано тем, кто столкнулся со следующими проблемами: ребенок плохо запо­минает буквы, ему сложно согласовывать слова в предложении, име­ ются проблемы с нарушением внимания, памяти, логического мышле­ ния. Учитель-логопед Л.Омельченко из г. Россоши считает, что многие подобные сложности можно преодолеть с помощью игр.

 

В работе с детьми, у которых наблюдается ОНР, мы уже на протяжении четырех лет используем приемы мнемотехники, очень эффективные в развитии связ­ного выражения мысли. Не менее полезны они и для коррекции лексико-грамматической стороны речи. Первой важной задачей преодоления ОНР являет­ся обогащение словаря ребенка. Для этой и других целей мы используем ряд игр.

Игра «Копилка слов»

Дети «собирают» новые слова в «копилку» — рису­ют, обозначают при помощи символов — сразу по­сле знакомства с ними или с отсрочкой (выполнив другие упражнения, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаем­ся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в свою «копилку», и составить предло­жение или рассказ с их использованием.

Игра «Зашифруем слова»

Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный об­раз, соответствующий предметам, возникает лег­ко, поэтому детям предлагается «зашифровать» такие словосочетания и слова, как «вкусный суп», «радость» и т. п.

Игра «Волшебники»

Перед ребенком раскладывают несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Педагог называет несколько слов и предлагает выбрать кар­тинки, которые помогут запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» их. Затем ребенок берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью при­поминает слова, которые он услышал. Это упраж­нение поможет ребенку усвоить логические связи между предметами.

 

Игра «Теремок»

Детям предлагают картинки и несколько теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), лес (для диких животных), дома (для домашних животных) и т. д. Задание: «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить свои действия.

Игра «Цветик-семицветик»

Дети получают картинку (серединку картонного цвет­ка) с символом действия, например, «ныряет», «плывет», «светит» и размещают вокруг нее лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

 

Игра «Кто в домике живет?»

(по И. А. Чистяковой)

Детям раздают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать обитающие в них животные. Например: летает, вьет (гнездо), клюет, поет (это птица). Правильность про­веряется с помощью открытия ставень.

Игры для формирования навыка словообразования

Игра «Поезд»

Игра помогает закрепить умение ребенка образо­вывать существительные с помощью суффиксов -ик, -ищ. Детям предлагаются несколько картинок с изображением одинаковых предметов (маленьких, средних и больших) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисована схематическая гора (маленькая, средняя и большая). Дети находят оди­наковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик. Например: носик, нос, носище и т. п.

Игра помогает закреплению навыков образования приставочных глаголов. Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дошкольники состав­ляют рассказ о воображаемом путешествии, напри­мер: Соня по дороге шла,...к домику подошла,...в домик вошла,...из домика вышла,...опять по дороге пошла,...к речке подошла,...через мостик перешла,... к пеньку подошла,... вокруг пенька обошла и т. д.

Игра «Семья слов»

Игра помогает закреплению навыков образования родственных слов. На доске прикрепляют изобра­жение дома, в котором «живут» слова. Окна в нем сделаны из прозрачной пленки. За каждым окном скрывается один из символов. Выбираем слово, от которого будем образовывать родственные, например «рыба». Сло­во большое (большая гора) — «рыбища»; слово маленькое, ла­сковое (маленькая горка) — «рыбка»; слово-признак (крас­ная лента) — «рыб­ный»; слово-действие (две горизонтальные полосы) — «рыба­чить»; слово, которое означает, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника) — «рыбы»; слово-человек (человечек) — «ры­бак», «рыболов». Дети получают картинки с изображением большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, ры­бака и расселяют их по нужным квартирам.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.