Гво , гви, гна, гну, где, гла, гли — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Гво , гви, гна, гну, где, гла, гли

2019-08-03 82
Гво , гви, гна, гну, где, гла, гли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глаз, глина, глубина, глупый, лгун, гнать, гвозди, гвоздика, Гвидон, гнуть, гнездо.

 

Задание. Произносить слова с двумя звуками [г].

Гага (полярная морская утка), гагачий (пух), гагара, (северная водоплавающая птица с густым оперением), Гога.

 

Задание. Произносить предложения.

Оля, загони гусей в загон. Гуси идут гуськом, /т.е. друг за другом/. Гусята- это птенцы гусей.

У Гали голубые гольфы. Мама готовит голубцы. У Глаши голубые глаза. Утюгом гладят одежду. Галин папа играет на гармони. Галя на газоне увидела галку. Белуга – это рыба. Нина загадала Гале загадку.

В огороде загалдели галки. Гога, надо читать газеты. Богдан ест гоголь –моголь. Мы едем в гости в новом вагоне. В горнице угощали гостей.

Папа принес из магазина новый магнитофон. Галя нюхает гвоздику. Князь Гвидон – герой сказки Пушкина. Гога забил гвоздь. Богдан оцарапал ногу гвоздем. Гвоздика меньше георгина. Галя любит анютины глазки.

 

Игра «Подскажи словечко».

Логопед предлагает заполнить 4 слова (бегу, могу, погода, год), затем читает стихотворение, дети дополняют предложения словами.

 

Мне уже четыре …/года/.

Я одеться сам …/могу/.

Если теплая… /погода/,

Без пальто во двор …/бегу/. (В. Зайцев)

 

Задание. Выучить стихотворение.

Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку, на головку дочке.

А ты, моя дочка, помаши платочком- кыш, гули, кыш!

 

Задание. Произносить двустишие.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

 

Задание. Произносить текст.

В огороде гуси ущипнули Люсю, и болела долго у нее нога.

-Я вам, злые гуси!- погрозила Люся. А они в ответ ей: - Га-га-га!

Вопросы:

-Кто ущипнул? -Кого ущипнули? -Что болело у Люси?

-Кто погрозил? -Кому погрозила Люся?

 

Задание. Выучить прибаутку.

Слон на трех ногах стоит,

У слона нога болит.

 

Задание. Выучить отрывок из стихотворения С.Маршака.

Там, где гомон, там и он-

Тихий, строгий Угомон.

Всех, кто ночью гомонит

Угомон угомонит.

 

Задание. Петь песенку, предварительно выбрать из текста слова со звуком [г].

Жили у бабуси два веселых гуся-

Один серый, другой белый, два веселых гуся.

Вот кричит бабуся: -Ой, пропали гуси- один серый, другой белый, гуси, мои гуси!

 

Задание. Выучить стих «Белые гуси».

Белые гуси к ручейку идут. Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: га-га-га!

 

Задание. Выучить диалог. Одна подгруппа детей спрашивает, другая – отвечает.

-Гуси, гуси, вы откуда? Гуси: -га – га-га, га-га-га! Все мы с юга!

-Гуси, гуси, вы куда? Гуси: -га-га-га, га-га-га. Мы летим на луга!

-К нам летите на луга, на зеленые луга! Гуси: - га-га-га! Га-га-га!

 

 

Произнесение звука [г’].

 

Звук [г’] ставится путем озвончения от [к’] или с механической помощью от [д] ([ди]).

 

Задание. Произносить слоги: ге-ги, ги-ге.

 

Примечание. В русском языке звук [г’] не используется в сочетании с гласными непереднерядными (а, у, о).

 

Задание. Произносить слова с ударением и без ударения на слоге.

Ге, ги

Гена, Ангелина, гетры, герань, герой, круги, враги, шаги, дорогие, гиена, дороги, деньги, долгий, ноги, гибкий (легко сгибаемый), бегемот.

 

Задание. Произносить предложения.

Гена-гимнаст. У гимнастов гибкое тело. В Африке водятся носороги, гиены, гепарды. Митя, на улице холодно, беги домой, и обуй на ноги сапоги.

 

Дифференциация [г] - [г’].

1. Задание. Произносить слоги:

Гы-ги           гэ-ге

Ги-гы            ге-гэ

 

2. Задание. Произносить слова.

 

Гена –Гоша                              герой-гора

Ангелина-Галина                    дорогие – дорогой

Дороги - дорога                       ноги – нога

 

Задание. Произносить предложения.

 

Игорь несет георгины. Гоше наложили гипс на ногу. Гена всегда помогает маме. Ангелина слепила из глины голубя. По дороге шли гуси.

 

4. Задание. Проговаривать текст загадки. /Л.Ульяницкая/

Что за чудо? Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге, голова торчит да ноги. /Черепаха/

 

Дифференциация [г] – [к].

Артикуляционный уклад звуков [г] и [к] является одинаковым, отличие заключается в работе голосовых связок. При произнесении [г] добавляется участие голосовых связок (складок), а также ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с [к]. («Логопедия» под ред. Л.С. Волковой).

 

Упражнение. Произносить слова.

Га-ка

Галина-калина                    берега-Ока

Газ-касса                              гаснуть-кашлять

Галя-капля                           газета-карета

Галька-калька                      рога-маска

Нога-рука

 

Го -ко

Гол-кол                       высоко - много

Голос-колос               гость-кость

Огонь-конь                гуща-куча

Гомон - комом           горница-околица (изгородь вокруг селения)

Ноготь-локоть           вагон-флакон

Гоша-Коля                 Егоза-стрекоза

 

Гу -ку

Губы-кудри       гуща-куча

Гудит-купит      гусеница-курица

Густ-куст

 

Ги-ки

Деньги-деньки   долгий - короткий

Дороги-сороки   круги-значки

Шаги-лапки       Маги-маки

 

Упражнение. Произносить слова со звуками [г], [к], [г’], [к’].

Губка, гармошка, загадка, геркулес, гвоздика, гадюка, галстук, иголка, гудок, галушки (кусочки вареного теста), голосок, снеговик, лягушка, когти, книга, загадка, треугольник, галька (мелкие, гладкие камешки), гавкать, прямоугольник, гайка (деталь, нужная, чтобы скрепить что-то).

 

Задание. Произносить предложения.

Гена любит геркулесовую кашу.

Анютины глазки - садовые фиалки.

Папа купил кисть винограда.

В глубине сада - земляника. Дети играли в догонялки. Волга - глубокая река. У Гены низкий голос, а у Кати – высокий. У кенгуру длинные прыжки. Купи капусты, будем готовить голубцы. Каша густая, а компот жидкий. Дети катаются на санках со снежной горки. Ангелина купила книги. Не гони коня кнутом, а гони коня овсом (пословица). Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки. Калинка и малинка – любимые ягодки.

 

Задание. Отгадать загадки. Выучить тексты загадок.

1) Два конца, два кольца, посредине – гвоздик. /Ножницы/

2) Кто всех пугается, под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается? /Заяц/

3) Без окон, без дверей, полна горница людей. /Огурец/

4) Что это у Галочки? Ниточка на палочке,

Палочка в руке, а ниточка в речке. /Удочка/

5) В голубой станице девица круглолица.

Ночью ей не спиться - в зеркало глядится. /Луна/

 

Задание. Выучить стихотворения.

Плачет киска в коридоре; у нее большое горе:

Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски. /Б.Заходер/

*******************************

Гусь-гусек, куда пошел ты? -На речной песочек желтый.

А ты, гуля - голубок? -В лес зеленый, на дубок.

 

Задание. Выучить прибаутки.

Дождик, дождик, пуще – будет зелень гуще.

***************************

Есть у ежика и елки очень колкие иголки.

 

Задание. Отгадать и выучить загадки.

1) Он качалка и кровать. Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу покачает на весу. /Гамак/

2) Она, как змейка, в траве мелькает,

Хвостом виляет, хвост оборвет другой наживет. /Ящерица/

(Примечание. Эту загадку предлагают для различения [г], [к], [х].)

3) Кто любит морковку и прыгает ловко,

Портит в огороде грядки, удирает без оглядки? /Заяц/

 

Задание. Произносить тексты рассказов.

Галка.

Галка – веселая, ловкая и умная птица. Галку легко сделать ручной и научить говорить слова. Галка ест насекомых, улиток, зерна, ягоды.

 

Гага.

Гага – морская утка. Она живет на Севере. У нее густые перья и пух. Гага ищет в море пищу, она глубоко ныряет. Гагачий пух не дает ей замерзнуть. Своим птенцам она несет ракушки и рыбок /по А.Э. Брэму/.

Гепарды.

Гепарды живут в жарких странах. Гепарды - отличные охотники, они быстро бегают. Гепарды хитры, как кошки и добродушны, как собаки.

Гепард похож и на кошку и на собаку: голова и хвост – как у кошки, а ноги с тупыми когтями – как у собаки /по А.Э. Брэму/.

 

Задание. Выучить стихотворения.

Гули – гули- гули - гули- Катя кормит голубей,

Стаи легкие вспорхнули и летят навстречу ей. /З.Александрова/

***

В печи калачи, как огонь горячи.

Для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

***

Ай, гугу, гугу, гугу, не кружися на лугу.

На лугу-то лужица, головушка закружится.

***

Мы зеленые лягушки, мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра: «Ква-ква-ква».

***

Грибы растут в лесной глуши. Пришел искать их – не спеши.

Вот подосиновики в ряд, краснея, шапками стоят.

***

Встретил Ваня никого [в].

И спросил у никого. -Ты кто? -Я – никто. -Ты где? -Я нигде. -Ты откуда?

-Ниоткуда. -Ты куда? -Никуда. -Ты мне враг? – Никогда.

 

Задание. Закончить предложения подходящим словом, произнести предложения целиком.

 

Зреет красная калина, соберет ее … /Галина/.

***

Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке… /кости/.

***

Громко петь умеет Клаша и ее подружка… /Глаша/.

***

Затвердела снега корка, будет скользкой наша … /горка/.

 

Задание. Произносить текст стихотворения.

Снеговик письмо шлет другу: «Я тебе желаю вьюгу.

Чтоб метель весь год мела, льда, сугробов, снежных горок

И морозов минус сорок, и душевного тепла».

 

Задание. Пересказать армянскую сказку «Волк и ягненок».

 

Был в хлеву молоденький ягненок. И вот забрался в хлев волк – схватил ягненка. Упал ягненок в ноги ему:

-Я во власти твоей! Ешь, но исполни мое последнее желание – сыграй на трубе, я слышал от отца моего: волки – великие трубачи. Волк присел и завыл во всю глотку. Проснулись собаки, кинулись на волка и прогнали его.

 

Задание. Произносить текст стихотворения.

 

Оля работает.

Поищите Олю нашу. Где она? Сидит в песке.

Суп готовит, варит кашу, держит палочку в руке.

Кашу палочкой мешает, ложки куклам подает…

Пусть бабуся в это время на скамейке отдохнет.

 

 

Формирование правильного звукопроизношения: звук [ы]

(речевой материал)

 

К числу распространённых нарушений звукопроизношения относится замена звука [Ы] на звук [И].

В главе «Поэтапное формирование устной речи при её недоразвитии» (книга «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников») Н.С. Жукова указывает, что «отсутствие мягких согласных перед непереднерядными гласными» (напр., ня → на, нё → но, ню → ну) «и в абсолютном конце слов с мягкой основой (пить → пит) генетически связано с отсутствием звука –ы-».

Кроме того, возникает необходимость работы по формированию [Ы] с детьми из семей, в которых имеет место двуязычие (т.е. общение происходит на языке, не имеющем фонемы –ы-).

Правильная артикуляция [Ы].

а) губы не напряжены.

б) зубы разомкнуты.

в) кончик языка отодвинут от нижних резцов, спинка языка высоко поднята к передней части мягкого нёба.

г) мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость, струя воздуха идёт через рот.

д) голосовые связки колеблются.

Способ постановки [Ы] сводится к тому, что ребёнку предлагают произнести –и-, одновременно отодвигая язык назад, стараясь не прижимать его книзу.

Произнесение [Ы] в прямых слогах.

1. Задание. Произносить слоги

ты – пы                мы – вы            пы - ты                 вы – мы

ды – ны                ны – ды

2. Задание. Произносить слова с ударением на слоге.

Ты

Ты, тыква, тычет, мартышка, коты, цветы, тысяча, тыльная (часть руки, поверхность кисти), хвосты, кнуты, мосты, бутылка, стынет, зонты, стыдно, стычка (небольшая ссора).

мы

Мы, мыло, мышка, мысль, мыть, камыш, сомы, мытый.

Пы, бы, ды

Супы, пышка, пыль, копыта, лбы, дым, дырка, скупые, снопы (связка стеблей с колосьями), сады, грибы, дрозды, плоды, дубы, воды, столбы, супы, бабы, следы, дыня, молодые, забыть, кобыла (лошадь - мама), бык (папа телёнка), был, пыжик (телёнок северного оленя), пышет (печь).

                                                          вы

Вы, выдох, вышел, вынес, вылетел, вынул, выпал, выжал, выть, высь, вымя, вышка (высокая башня), выхухоль (водяное животное из семейства кротов), вытянул, львы, ковыль, вышивка (украшение шитьём), выпь (ночная болотная птица, из семейства цаплей).

3. Задание. Произносить слова без ударения на слоге.

                                                           пы

Лапы, папы, лупы, шляпы, уступы (выемки в виде ступенек в стене,  горах), лампы, глупый.

ты

Ноты, боты, соты (ячейки из воска для мёда), ласты, космонавты, сытый, счёты (рамка с кругляшками на прутиках для подсчёта), буфеты, банты, минуты, бегемоты, зубастый, монеты, конфеты, полёты, самолёты, гранаты, пилоты, латы (в старину: металлические доспехи), лопаты, солдаты.

Мы, вы

Ямы, думы, мычать, формы, мамы, ламы, головы, правый, подошвы, выходной, высоко, рёвы, удавы (большие змеи), здоровы, новый, подковы, обновы, совы, левый, пумы, самый, смычок (палочка, которой водят по струнам скрипки).

 

Ды, ны

Комоды (низкие шкафы с выдвижными ящиками), звёзды, обеды, твердый, годы, борозды, детёныш, донышко, пятнышко, бревнышко, телефоны, бутоны, ужины, вёсны, зелёный, холодный, вкусный, опасный, копны, крупный, бубны, бороды, кеды, ландыш, клады, команды, заводы, огороды.

бы

Зубы, губы, жабы, слабый, вербы.

4. Задание. Произносить предложения.

Мы моем шею мылом. Мыло душистое. Пчёлы несут мёд в соты. Мартышка ест бананы. В тазу тыква, дыня, баклажаны. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. У Лёвы полный кузовок клюквы. Музыканту нужны ноты. У котёнка Тюпы тёмные лапы. В выходной все отдыхают. Плывут суда туда- сюда. У мамы в сумке конфеты. В зоопарке живут бегемоты, слоны, ламы. Ламы – любопытные животные. У совы большие глаза. Заводы дымят. У Гены бумажный голубь. По небу плывут дождевые облака. Заколкой закалывают, а закладкой закладывают.

5. Задание. Подобрать картинку, сказать про много. Логопед говорит слово, напр., «жёлтый», ребёнок произносит «жёлтые шары», выбирая картинку из разложенных на столе.

Аналогично: чёрный – чёрные шарфы

прозрачный – прозрачные стаканы

красный – красные плоды

молотый – молотые зёрна (кофе)

тёмный – тёмные ходы

нежный – нежные цветы

светлый – светлые волосы (кофты, стены)

смелый – смелые солдаты

белый – белые (кусты)

Затем логопед просит составить предложения с названными словосочетаниями.

6. Задание. Повторить предложение, ответить на вопрос: «Как можно назвать спортсмена Гену?».

Гена пытается прыгнуть выше всех (прыгун).

Логопед предлагает заучить стихотворение («Азбуковедение», 336).

Жили- были прыгуны. - Мы допрыгнем до луны!

Ввысь их вышвырнул батут. - Где вы, прыгуны? - Мы тут!

7. Задание. Произносить текст стихотворения.

Вы разве не знаете, папы – большого рыжего льва?

У него тяжёлые лапы и косматая голова.

                                                          (С. Маршак).

8. Задание. Произносить тексты стихотворений.

- Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос?

- Жу – жу – жу! Я порядок навожу.

                                                                     (А. Масленникова).

Я голову мыл, А ты свою – мыль.

***

Зайка, зайка, ты зазнайка? Забегай к нам, серый зайка,

Ты ведь зайка, не зазнайка.                       (Е.Л. Крутий).

Все снега да сугробы, Да следы на снегу.

***

В нашей покупке батоны да крупы.

***

Без воды да без мочала кошка сына умывала.

- Ох, - вздохнула кошка- мать, трудно сына умывать!

                                                              (Ю. Коринец).

 

Прежде чем приступить к дифференциации [Ы] - [И] следует убедиться, что в достаточной степени сформировано произношение [И].

Правильная артикуляция [И].

а) губы растянуты в улыбку.

б) расстояние между зубами 1 – 2 мм.

в) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, средняя часть спинки языка приближена к нёбу, задняя часть языка опущена. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

г) мягкое нёбо поднято, воздушная струя идёт через рот.

д) голосовые связки колеблются.

При постановке [И] используется имитативный способ (по подражанию) с использованием зрительного контроля.

Произнесение [И] в начале слов.

Задание. Произносить [И] в начале слов в ударной и безударной позициях.

Инна, имя, ива, иволга, иней, искра, иду, играю, изучаю, игла, игрушка, изба, изнанка, июль, июнь, игра, изюм, индейка, индюк, Иван – да – Марья, искать, испуг, Игнат.

Произнесение [И] в середине слов.

Задание. Произносить слова со звуком [И] в ударной и безударной позициях.

Гимн (торжественная песня), мишка, вилка, слива, вишня, георгин, калитка, кефир, кивать, килька, спица, гвоздика, гвоздика, голубика, нитка, малина, кабина, клубника, корица, косичка, липа, птица, глина, книга, гриб, бинт, блин, лосиха, мужчина, женщина, перила, обида, рябина, лист, диво (чудо), Дина, доить, катить, водить, домашний (телефон), гирлянда, сирень, василёк, горячий, горький, аист, мельница, длина, домино, жалить, зонтик, кино, киоск, курица, кривой, мячик, кубик, домик, линейка, лиса, лимон, лимонад, лицо, маленький, мальчик, пирог, носик, нянчить, пиджак, глубина, билет, бинокль, бублик, причёска.

Произношение [И] в конце слов.

Задание. Произносить слова со звуком [И] под ударением и без ударения.

Лучи, найти, лови, сними, пойми, вари, плащи, деньги, ноги, ночи, петли, петухи, мухи, пони, вафли, гости, грабли, качели, люди, кегли, калачи.

Задание. Игра «Договори словечко».

Логопед начинает слово, дети договаривают – ки -, затем произносят слово целиком.

брю-ки грен-ки   чул-ки молот-ки   нос-ки
шап-ки   конь-ки пол-ки   капель-ки дос-ки
вешал-ки вил-ки   ру-ки кореш-ки   жу-ки
верш-ки   катуш-ки вет-ки   вол-ки дет-ки

                                                                            

Задание. Произносить слова с двумя звуками [И].

Лишний, ирис, пирамида, невидимка, филин, витамин, бивни (слона), пластилин, нищий, сливки, исправить, синий, лисица, ванилин, синица, будильник, Ирина, Никита, Кирилл, усищи, глазищи, пингвин, стихи, васильки, мизинец, виски.

Задание. Произносить предложения.

У зелёной ёлочки колкие иголочки. Одна сова не спит, на суку сидит. Нина, вари кисель, пеки пирог. Я схватила пирожок – он мне пальчики обжог. На нижней книжной полке – новинки. У чайника отбился носик. У Инги – иголка, у Ани – нитки. Синие васильки синеют. Звонкий звонок звенит звонко. Наступила зима. Стали звери зиму зимовать. Зимой зимуют на зимовке. Тихо – тихо снег идёт. Есть Кирилл, присел, да кисел кисель (скороговорка).

Задание. Произносить двустишия.

Зима пришла, В сани коней запрягла.

                                                        (поговорка).

Водичка, водичка,                 Умой моё личико.

***

Люли, люли, люли,                Прилетели гули.

***

Обезьянок только три,           Чешут спинки, посмотри!

***

Молодчина эта Лина,              Лепит все из пластилина.

***

До свидания, сад, сад,             Все осинки спят, спят.

             

Задание. Отгадать загадки и заучить их тексты.

В воде родится, А её боится. (соль).

В руках у Тани, зима в стакане. (мороженое).

Свернёшь – клин. Развернёшь – блин. (зонтик).

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака).

Иголки лежали, лежали, Да под стол убежали. (еж).

Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это? (кот).

Задание. Произносить тексты стихотворений.

С вечера всё спится, на дворе темно.

Лист сухой валится, ночью ветер злится

Да стучит в окно.

                                                        (А.А. Фет).

Нарядили ножки в синие сапожки.

Идите, ножки, прямо по дорожке.

В грязь не заходите, сапожки не рвите! (по О. Рождественской).

Иголочка, иголка, остра и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик!

***

Ой люли, люли, люли, прилетели журавли.

Как они летели – все на них глядели. (колыбельная).

 

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу, а уселась и сижу.   (Е. Благинина).

 

Если взять все эти тучи и соединить в одну,

То получится ответ, что краёв у тучи нет,

Что в Москве из тучи – дождик, а в Чите из тучи – снег.

Если взять все эти капли и соединить в одну,

А потом у этой капли ниткой смерить толщину –

Будет каплица такая, что не снилось никому,

И не приснится никогда в таком количестве вода!

                                                                (С.В. Михалков).

Задание. Пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Правда всего дороже».

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Задание. Произносить текст рассказа В.В. Бианки «Зайчата».

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь не увидит.

А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет – кто вас найдёт?

Игра «Мошки».

Дети сидят на ковре в кругу, вытянув ноги к центру круга. В центре круга – игрушечная настольная лампа (можно заменить другим предметом, похожим на зажжённую лампу – круг из жёлтой фольги; шар).

Дети произносят слова:

Облепили лампу мошки, Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжёте ножки!

                               (В. Лунин).

На слово «Осторожно» дети поджимают ноги, согнув в коленях.

 

Дифференциация [Ы] - [И].

Задание. Произносить слоги:

пы - пи                    ны – ни        пи – пы               ни – ны   ып – ип  
вы – ви                    мы – ми   ви – вы                    ын – ин                    ин – ын                   
ми – мы   ды – ди   ди – ды   ым – им                    им – ым                   

 

Задание. Произносить слова.

ты – ти  пусты – пусти круты (берега) – крути цветы – цвети

пы-пи     скупые-купи  пышет-пишет

мы-ми    мышка-мишка

мыл-мил мыло-Мила

вы-ви     выть-вить высь-повис  совы-совиный

ды-ди клады-клади огороды-огороди команды-командир годы-годик

ны-ни пятнышко-пятнистая лесные(цветы)-лесничий

сны-усни ученый-ученик слоны-слониха

чайные (чашки)-чайник

Задание. Произносить предложения.

Рыбу ловит рыболов. У нас были чайные чашки, их разбили. Наш Миша боится даже мышки. Ветер поднимал с дороги пыль. Серёжа квас пил. Из трубы шёл дым, Дима следил за дымом. Замело пути-дороги белым снегом за селом. На липе листья мокрые от дождя. Митя ключи забыл, Витя гвоздь забил. В лесу рычит рысь, мы варим рис. В саду осы, у телеги оси (оси – стержни, на которых держатся колёса). Собака начала выть, птица начала гнездо вить. В берлоге мишка, в норе мышка.

Задание. Произносить слова со звуками [Ы], [И].

Грибы, лимоны, магазины, хитрый, осины, рябины, каникулы, кислые, хищные, сливы, дымить, выкинуть, выкатить, вынести, вылезти, вылечить, вылупиться, выбить, футболисты, плиты, гривы, избы, мышки.

Задание. Произносить предложения.

Кисель из малины малиновый. Кисель из лимона – лимонный. Осел серебряный иней и вдруг поседели осины. (Е. Л. Крутий). Игнат выбил коврик, а папа вынес мусор. Инна выпустила на волю иволгу. Дети вышли из комнаты. Игорь выдумал новую игру. У пеструшки вывелись цыплята. Киска вылизала языком котёнка. В лесу были белые грибы. Сливы у Нины. Вишни у Димы. Тыквы у Вити. Дыни у Мити. Машина у Киры. У реки ивы. Лист берёзы – берёзовый, лист осины – осиновый.

Задание. Выбрать картинку, сказать о том, какие предметы.

Логопед говорит: «Прозрачный». Ребёнок подбирает картинку и говорит: «Прозрачные чашки». Аналогично:

густые (сливки)               толстые (нитки)        хитрые (лисы)

холодные (соки)              книжные (шкафы)    добрые (дети)

длинные (шарфы)

Задание. Выучить потешки.

Иван, Иван, вырывай бурьян, чтобы росла репка, сладкая да крепкая.

***

Тётушка Улита принесла корыто, вытопила баньку,

Выкупала Ваньку, причесала гребешком, накормила пирожком.

***

Голова причёсана у меня, лисы. Рыжий хвост пушистее девичьей косы!

Задание. Произносить тексты стихотворений.

Лисята.

Под кустом играют в прятки шаловливые лисятки.

А лиса для малышей ловит в зарослях мышей. (Максаков).

***

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы у английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

***

Спи-ка, Мишенька, усни, крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми, глазки милые сожми. (Колыбельная песенка).

***

Светофор

Красный – ясно: Путь – опасный! Жёлтый – тоже подожди,

А зелёный впереди – проходи!

***

Весёлые стихи.

Идёт козёл мохнатый, идёт козёл бородатый,

Рогами помахивает, бородой потряхивает.

                                                   (С. Чёрный).

Задание. Произносить текст стихотворения, учиться задавать вопросы (из текста).

                                       Старая лестница.

- Старая лестница, что ж, ты не спишь?

Что ты всё время скрипишь и скрипишь?

- Милый мой мальчик, когда же мне спать?

Надо людей провожать и встречать,

Чтоб не устали, чтоб не упали,

Надо перила им подавать.

А по ночам … сны сюда входят один за другим,

Тихо под ними ступеньки поют…

Слышишь мой мальчик? Они уже тут…

 

Задание.  Отгадать загадки, выучить тексты загадок.

                                  Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,

                                  С отрубями хлеб лечебный, магазин зовется ……/ хлебный /.

* * *

                                   Хитрая плутовка, рыжая головка.

                                   Пышный хвост – краса. Кто это? / Лиса /.

* * *

                                   Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. / Буквы /

* * *

                                  Под крышей четыре ножки,

                                  А на крыше – суп да ложки. / Стол /

 

Задание.    Произносить тексты рассказов.

 

Мама и Инна были в магазине. Они купили тыкву. Дома мама вымыла, почистила тыкву. Инна вынула семена из тыквы. Кусочки тыквы кипят. Душистая каша получится!

                                                   * * *

                                          Рысь и рысёнок.

                                                                      / Е. И.Чарушин /

Ходи неслышно – у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться,

добычу добывать. Жёлтые глаза – ночью видят. Черные уши – далеко слышат.                               Длинные ноги – осторожно ступают.

 

Задание.     Произносить отрывок из стихотворения.

                                                     «Лапки».

                              Как у старой бабки жили – были лапки.

                              Если лапки ночью вскочат, когти острые поточат,

                              По полу пройдутся- все мыши разбегутся!

                              Нет мышей у бабки. Вот какие лапки!

                                                               / Ю.И.Коринец /

 

Задание.    Произносить отрывок из стихотворения.

 

                                                  «Радость».

                              Рады, рады, рады светлые березы,

                              И на них от радости вырастают розы.

                              Рады, рады, рады темные осины,

                              И на них от радости растут апельсины.

                                                                               / К.И.Чуковский /

Задание. Произносить отрывок из стихотворения.

 

                                        Тень на снегу.

                            Лёг сугробом белый снег, а сугробе синий след.

                            Будто кто-то в синьке

                            Выпачкал ботинки.

                            А за домом на снегу –

                            Синий домик на боку.

                            А из синих труб над ним

                               Вьётся струйкой синий дым.

                                                                          / Н. Полякова /

 

Задание.   Произносить диалог.

                                  «Лосиха и лосёнок».

 - Посмотри, мама, какие у меня ноги длинные!

 - Длинные, сынок.

 - Посмотри, мама, какие у меня уши высокие!

 - Высокие, сынок.

 - А отчегоэто, мама, у меня такие ушки и ножки?

 - А оттого, сынок, что ты у меня ещё совсем маленький…

                                                                                  / по Н. Сладкову /.

 

Задание. Выучить тексты стихов.

                                                      Мужчина.

                                            Если мальчик плачет,

                                            Значит, есть причина.

                                            Если слёзы прячет,

                                            Значит, он – мужчина.

                                                                                / Э. Блинова /

                                                    Часы.

                                            Говорят: «Часы стоят».

                                            Говорят: «Часы спешат».

                                            Говорят: «Часы идут,

                                            Но немножко отстают».

                                            Мы смотрели с Мишкой вместе,

                                            Но часы висят на месте.

                                                                                        / В. Орлов /

 

                                                       Слоны.

                                            Слоны умны,

                                            Слоны смирны,

                                            Слоны спокойны

                                            И сильны.

                                                                    /Е. Благинина/.

                                                       * * *

                                            Ест киска суп из миски.

                                            Сыта киска, пуста миска.

 

Задание. Выучить тексты загадок.

 

                                            Резинка Акулинка

                                            Пошла гулять по спинке.

                                            Захотела нам она вымыть

                                             Спинку докрасна.

                                                                             /Мочалка/.

                                                         * * *

                                Мальчики живут в зеленых чуланчиках.

                                                                                                 /Горох/.

 

 

Задание.              Произносить тексты.

 

                                    «Как Сеня догадался?»

 - Соня, ты спряталась?

 - Да, иди искать!

 - А мне и искать не надо. Я и так знаю, где ты.

 - Где?

 - За кустами сирени.

Как Сеня догадался, где Соню искать?

 

                                                 * * *

                                         Продавец ребятам рад.

                                         В магазине для ребят

                                         Есть матрёшки расписные,

                                         Есть машинки заводные,

                                         Золотые рыбки

                                         И всем нам – по улыбке.

                                                                                    /В. Степанов/.

 

 

План индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [с]

I. Подготовительный этап:

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия

1) выделение звука [с] – хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [с]

С О С С У С С С А С С И С С А С Ы С С А С

2) различение на слух звуков [с-з] в слогах, начале слова, в игре «Свистит – звенит» (поднять карточку с нарисованным колокольчиком (на звук [з]) или насосом (на звук [с]).

С, З, З, С, С, С, СА, ЗА, ЗА, СА, СА, ЗО, ЗО, СО…

САМ, СОНЯ, ЗОЯ, ЗУБЫ, САПОГ, ЗАМОК, САНИ…

- формирование артикуляционных умений и навыков (артикуляционная гимнастика)

1) «Окошечко» - широко открыть (закрыть) рот до 10 раз.

2) «Улыбка-поцелуй» - чередовать имитацию этих действий (10 раз).

3) «Лошадка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе (если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя-пя-пя) 4-5 раз.

4) «Веник» - рот открыт, выталкивающие движения языком из-за нижних зубов (до 15 раз).

5) «Сердитая кошечка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть спину языка, опустить – 10 раз.

6) «Загнать мяч в ворота» - дуть на вату, вытянув губы трубочкой, загоняя ее между двумя кубиками (до 10 раз).

7) «Кто дальше загонит мяч» - сдуть вату на противоположный край стола, положив широкий передний край языка на нижнюю


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.