Глава 16. Внутреннее внимание — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 16. Внутреннее внимание

2019-07-13 173
Глава 16. Внутреннее внимание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если вы хотите ловить и приручать диких животных, прежде всего нужно найти их и установить с ними контакт. Это значит не вступать с ними в беседу, но просто определенным образом изменить природу своего поведения.

Вы сможете медленно подойти к животным, если будете делать вид, что они вас совершенно не интересуют, что вы просто ищете еду на земле, под камнями и т. д. Но если вы будете смотреть на них в упор, они испугаются и убегут. Особенно это относится к копытным животным.

Внутри вас тоже есть своего рода живые существа, которые называются "животными силы"[10], и ваши отношения с ними строятся по тому же принципу. Если вы ведете себя как явный зверолов, который сажает животных в клетку, то животные станут убегать, а будучи пойманными – яростно биться о прутья клетки. То же самое бывает и с животными силы.

Больше внимания уделяйте "окружающей среде", в которой живете и вы, и они. Приближайтесь к ним как дружественное существо. Утвердитесь в их понимании как тот, кто отвечает за их благополучие (кормит и чистит их клетки).

 

Внутренние глаза

 

У вас есть "внутренние глаза", при помощи которых вы должны направлять свое внимание на животных силы, чтобы установить с ними контакт.

Если бы эти животные силы были чучелами, а на живыми существами, вам было бы проще. Вы бы могли просто расставить их по местам и время от времени смахивать с них пыль. Но тогда они бы не были животными силы. Это были бы просто чучела.

У многих людей внутри – такие чучела. Как чувствуют себя ваши животные? Живые ли они, есть ли у них свой норов, своя воля? Испытываете ли вы необходимость приручить их или просто не обращаете на них внимания? Или вы игнорировали их так долго, что уже и не помните об их существовании?

Если так, то время от времени они будут убегать из клеток и прыгать на вас, а вы даже не будете знать, откуда они взялись. Вы будете думать, что просто "плохо чувствуете" себя.

Как вы можете узнать, что произошел побег? Вы поймаете себя на том, что собираетесь что‑то сделать, что‑то сказать, словом, совершить что‑то необычное. И вы спохватитесь и остановите себя – не потому, что собирались сказать или сделать что‑то вредное, а потому, что это на соответствует вашему обычному поведению. Это и есть признак того, что животное силы вырвалось на свободу и тянется к власти.

 

Страж ворот

 

Каждый из нас – страж у ворот клетки. Мы превращаем ворота в глухую стену, когда не владеем искусством открывания и закрывания.

Ум может быть Инь (открытым) или Ян (закрытым). Животное силы может быть Инь (покоящимся) или Ян (активным). Отношения между вами могут быть Инь (сотрудничеством) или Ян (антагонизмом).

Чтобы быть стражем ворот, вы должны быть в какой‑то степени отдельным от ума и животных силы. И не должны считать, что вы – это мысли или чувства, то есть не должны отождествляться пи со стражем животных, ни с животными, которых он сторожит.

Станьте "взором удивления". Вспомните, как выглядит лицо ребенка – полное поглощение того, что он видит, без всякого понимания. Он просто смотрит, как бы говоря: "Что это?"

Смотрите на то, что хочет пройти через ворота. По одну сторону ворот находятся биологический организм и животные силы, духи, живущие в нем.

По другую сторону находятся сложные соглашения с другими людьми – соглашения относительно названий вещей, всяческого знания, – которые связывают вас с вашим обществом.

Страж ворот, таким образом, не является вашей социальной личностью. Его динамика не совпадает с динамикой социальной личности. Он не играет роли ни "стража животных", ни "сторожимых животных". Это не биологический человек или зверь. Скорее, это их взаимоотношения – доверие, взаимное уважение, выражаемое через глаза. Это то, что смягчает борьбу воли между сторожем и сторожимым. Это центральная черта в триграммах Ицзина> точка поворота, относительно которой уравновешиваются два конца.

Помните, что страж – это всегда и сторожимый. Стража сторожит его ответственность, его обязанности перед животным. Возможно, его "сторожит" его начальник.

 

Естественная среда обитания

 

Когда животное впихивают в новый дом (в зоопарке), оно, скорее всего, не понимает, что происходит и почему его поместили сюда.

Страж, конечно, не может объяснить этого животному. Просто отношения между стражем и животным становятся фактором стабильности в жизни животного. Порядок кормежки, чистки и т. п. создает новый набор центров, вокруг которых вращается жизнь животного и его чувства. Это стабилизирует и жизнь стража.

Но этой стабильности недостаточно. Животное в клетке, с которым обращаются механически, теряет свой дух и становится просто комком плоти. Современные концепции зоопарков стараются помещать животных в обстановку, как можно более приближенную к их природному окружению. Тогда животные лучше себя чувствуют и физически, и эмоционально. Их воля может выражаться более свободно в более просторном помещении. И они с большей готовностью размножаются.

Хотя наши животные силы могут успокаиваться рутиной нашей повседневной жизни, им тоже нужно жить в естественной окружающей среде. Им нужно выражать свою волю.

Взаимодействие внимания и творческого начала создает естественную среду для наших животных силы.

 

 

ГЛАВА 17. ДЫХАНИЕ ДУХА

 

Мы пользуемся дыханием духа для того, чтобы соединять ум и тело. В Форме мы узнаем, что импульс силы, созданный движениями тела, может влиять на внимание, особенно когда влияние движется на гребне волны импульса.

В дыхании духа мы обращаем этот процесс вспять, работая непосредственно с динамикой внимания в Форме. Например, ученика учат направлять внимание по кругу в направлении по часовой стрелке. При выдохе внимание опускается по нисходящей дуге в землю. При вдохе внимание поднимается по дуге вверх.

Все поле внимания вокруг тела устроено так, что оно движется как цилиндр или винт, который поднимается и опускается вместе с дыханием, всегда в направлении по часовой стрелке.

Ученик замечает, что это оказывает воздействие на поток импульса движения в Форме. Кажется, что "импульс внимания" тянет за собой импульс тела. Взаимодействие между этими двумя видами импульса становится центральным вопросом Формы.

Импульс становится общей средой или общим языком для внимания и тела. Это среда, в которой внимание и тело могут слиться. Поскольку импульс так тесно связан с землей (гравитацией), это и среда, через которую индивидуум может подключиться к земле.

Можно сказать и по‑другому: переживание импульса является фактически результатом этих взаимодействий. Есть также импульсы мыслей, воли и эмоций. Работая с динамикой импульса ("механикой"), мы можем изучать принципы, общие для всех аспектов нашего бытия, и лучше понимать отношения между разными частями пас самих. Это открывает для нас целый новый мир восприятия.

 

Источник поведения

 

Предметом дыхания духа является то, как мы функционируем, воспринимая этот новый мир. Некоторые люди функционируют, руководствуясь главным образом критериями мысли. Их действия связаны с мыслями или контролируются ими. Действия других людей контролируются эмоциями. Бывают комбинации того и другого.

Действия практикующих дыхание духа контролируются или испытывают воздействие отношений всех частей их опыта друг к другу и управляются принципом равновесия. Чтобы воспринимать равновесие, их внимание должно центрироваться в "месте", отличном от элементов этого равновесия, – в неподвижной точке, в центре. Только из этой точки можно различать равновесие элементов нашего бытия.

Поэтому ученик учится чувствовать себя удобно в пустоте и воспитывает "пустотный настрой" в своих движениях. Этот настрой – не идея, чувство или другое подобное переживание, по эффективное функционирование без внутренних комментариев. Это принятие ума, тела и эмоций как колесиков и винтиков потока внимания земли и позволение земле функционировать через вас.

Итак, когда вы толкаете кого‑нибудь в Толкающих руках, в этом нет чувства соперничества, а, скорее, признание того, что эта часть земли (вы) функционирует правильно. Это эффективное функционирование не похоже на состояние зомби – совсем наоборот. Когда поток внимания больше не ограничен самосознательными манипуляциями с вашим образом, вы испытываете великую радость. Отношения между людьми становятся прямыми, открытыми и теплыми.

Но если внутренняя механика перекошена, то любое действие, включая межличностные отношения, будет это отражать.

 

В учебе нет коротких путей

 

Возможно, в настоящий момент вы уже устремились к достижению этого "эффективного счастья". Может быть, вы даже встретили в этой книге пару фраз, которые несколько изменили вашу жизнь.

Но, конечно же, простое прочтение книги не может вызвать реальных перемен в жизни. В этой книге описывается много упражнений и учебных техник, через которые необходимо пройти для реального развития.

Книги и даже учебные видеофильмы не заменят обучение у авторитетного учителя Тайцзи‑цюаня. Но они могут помочь вам, если вы не можете найти такого учителя. Они могут также оживить то, чему вы учитесь у учителя, добавить новое измерение в его учение.

Если эти слова находят у вас глубокое понимание, то имеет смысл приложить усилие и поискать учителя. Если не теперь, то когда?

Взгляните на свою жизнь. Вам осталось жить на этой земле n‑ное число лет. Как вы хотите провести их? Сколького вы хотите достичь? И сколько еще вы будете откладывать приведение своей внутренней динамики в порядок? Вам нравится беспорядок и мелодрама жизни? Может быть, боль и печаль заставляют вас чувствовать себя живым, чувствовать себя в полной мере человеком? Боитесь ли вы избавиться от гнева, боли и страха, потому что хоть эти эмоции наполняют вашу жизнь? Будете ли вы испытывать эмоциональный голод, когда гнев, боль и страх исчезнут?

Вероятно, все эти вопросы вы задаете себе в уме. Я затрагиваю эту тему, потому что если вы будете пытаться улучшить свою жизнь просто при помощи чтения, то вы обеспечите постоянный кусок хлеба мне, но ваша собственная жизнь не очень‑то улучшится.

Учителя из самых разных школ утверждают, что 85 процентов учеников не задерживаются в школе дольше нескольких месяцев. И вот эти ученики могут потом говорить: "Я попробовал это, и оно мне не помогло". Многие люди говорили мне, что изучали Тайцзи несколько лет назад. После дальнейших расспросов выяснялось, что они всего лишь как‑то раз заглянули на занятия по Тайцзи или вообще только позвонили в школу.

Эффективное функционирование означает, что вы не играете в эти игры. Такие люди просто манипулировали своим само‑образом и не пришли в итоге ни к чему.

 

Сила пустоты

 

В наших привычках есть огромная сила, огромный импульс, который влияет на наши эмоции, думающий ум и внимание. Когда вы пестуете свой безмолвный, пустой центр, вы можете чувствовать, как этот импульс дергает вас, заставляя повторять привычное. Но, оставаясь центрированным, можно от привычек избавиться.

Настрой пустоты, пустая фокальная точка внимания, становится мощной силой в вашей жизни и позволяет расцвести вашему счастью.

У древних евреев внутреннее помещение храма, самое святое место, было совершенно пустым. Это соответствует тому, что мы постигаем в Тайцзи.

Но многие из нас подобны охраннику у двери во внутреннюю часть храма, который сражается со всеми нападающими, защищая то великое сокровище, которое находится за дверью. Нам никогда не говорили, что за той дверью нет золота. Мы всю жизнь защищаем то, что представляем себе великим материальным сокровищем, – даже ценой своей жизни или здоровья. Но если бы мы имели возможность хотя бы заглянуть в святую комнату, мы бы поняли, что сражаться нет необходимости. Такую возможность заглянуть туда дает медитация.

 

Пустота и взаимоотношения

 

По мере того как вы будете развивать этот пустой центр, окружающие вас люди начнут замечать это. Они будут бояться его. Затем они попытаются вытащить вас из него, потому что они, конечно же, хотят, чтобы центром вашего внимания были они сами. Ваши собственные привычки будут точно так же вытаскивать вас из этого центра.

Очень трудно продолжать развивать безмолвный центр, потому что вы можете почувствовать, что разочаровываете своих друзей, не подчиняясь их воле или воле их привычек. Но такова жизнь.

Будет ли ваш рост как человеческого существа сдерживаться укоренившимися привычками, искажениями и манипулированием вашим счастьем, как внутри вас самих, так и со стороны других людей? Останетесь ли вы навсегда привязанными к дивану? Останется ли импульс вашего внимания навечно связанным с импульсом ваших привычек?

 

Исцеление пустотой

 

Вот почему так важно соединение вашего внимания с потоком физического импульса движения. В случае успеха это освобождает ваши тело и внимание от разрушительного воздействия думающего ума и эмоций, которые в пашем обществе часто извращены. Когда импульсы тела и внимания становятся очень плавными, спокойными и текучими, центрированными вокруг пустой точки, тогда они могут снова подсоединяться к уму и эмоциям, исцеляя их.

Они могут подсоединяться и к другим людям, также исцеляя их. Эти другие люди будут относиться к вам так, как Луна к Земле. Их потребность в исцелении будет притягивать их к пустому центру равновесия. Но их привычки будут отталкивать их прочь от этого центра.

Это равновесие центробежных и центростремительных сил – необходимо. В конце концов, вы ведь не хотите вплавлять других людей в свой образ и не хотите, чтобы их привычки воздействовали на вас. При правильном балансе они будут исцелены, не потеряв своей индивидуальности.

Не правда ли, хорошо было бы находиться среди людей, которые уже уравновешены и внутренне очищены? Это, пожалуй, самый сильный мотив, побуждающий учителя учить, а целителя – исцелять.

А пока что вы можете исцелять свое внутреннее сообщество, чтобы доставить это удовольствие различным элементам своего существа. Вы помогаете исцелить "более низкий уровень" телесного ума.

 

 

 

Но не кажется ли вам, что "более высокий" уровень пытается сделать то же самое с вами?

Существует равновесие, которого нам нужно достичь, подобное равновесию сил, управляющих Луной и Землей. С одной стороны, человеческий ум и человеческая культура соперничают из‑за нашего внимания. С другой стороны, циклы и динамика природы соперничают из‑за того же самого внимания. Наша культура чуть ли не с мясом отрывала наше внимание от природы, чтобы мы могли стать независимыми. В результате мы имеем уничтожение природы.

Можем ли мы соединяться с природой и в то же время оставаться индивидуальностями? Тайцзи‑цюань – это учение, которое позволяет нам это. Оно учит нас равновесию на уровне импульса внимания.

 

 

ЧАСТЬ III

ИЗУЧЕНИЕ ТАЙЦЗИ‑ЦЮАНЯ

 

ГЛАВА 18. НАЧИНАЮЩИЙ УЧЕНИК

 

Когда я в первый раз пришел в школу Тайцзи, я знал о Тайцзи только то, что это какие‑то "странные движения". Я вошел в зал, где как раз только что началось выполнение Формы, и сразу же напрочь забыл о времени и обстоятельствах.

Происходящее захватило меня; я признал в этом то, чего всегда не хватало в моей жизни.

Ученики время от времени спрашивали, ставить ли им стопу так или эдак, должен ли носок быть направлен прямо или в сторону. Поначалу мне казалось нелепым задавать такие механические вопросы, когда сама природа движений явно предназначалась для трансформации тела в тягучую жидкость. Я понял, что это была школа подлинной трансформации – не посредством возвышенных мыслей или деяний в духе доброты и света, но посредством осознания реальной механики трансформации.

Меня приятно поразило, что в этой системе боевого искусства никто не махал кулаками и ногами и не хрипел. Очевидно, трансформация происходила вначале, а рукопашный бой – потом. Мою реакцию можно было бы выразить как "Ух ты!". Через десять минут после того, как я вошел, учитель, Херб Рэй, спросил меня, что я думаю об увиденном. Я сказал ему, что буду заниматься Тайцзи весь остаток своей жизни.

 

Посещение шкоды Тайцзи

 

Теперь, много лет спустя, мне и самому интересно, что происходит в голове у посетителей моей школы. Конечно, многие приходят, ожидая увидеть поединки с ударами кулаками и ногами. Но я не допускаю посетителей на уроки рукопашного боя. Поэтому некоторые люди входят, смотрят две‑три минуты и уходят, и больше мы их никогда не видим.

Раньше я разрешал посетителям присутствовать на боевых уроках, и другие учителя уговаривали меня этого не делать. Вскоре я понял почему. В школах боевых искусств, которые запрещают полный контакт, ученики кричат, топают ногами по полу и строят ужасные гримасы. Это, очевидно, делается для восполнения иллюзорной природы их боевой практики.

Практикующие Тайцзи предпочитают реально бить друг друга. Хотя удары выполняются в полную силу, они не сопровождаются криками, топаньем или гримасами. Поэтому, когда посетитель видит наши поединки, ему кажется, что это не "настоящее боевое искусство". Все наши движения очень текучи, так что вся наша сила вкладывается в удар. Это не похоже на фильмы‑боевики, в которых бойцы действуют механически. Поэтому тоже текучий стиль боя не выглядит "настоящим".

Один ученик каратэ пришел в мою школу, чтобы посмотреть на занятия по рукопашному бою. По этому поводу мы колотили друг друга крепче, чем обычно (эго!), сбивали партнера на пол, подпрыгивали в воздух и всем своим весом приземлялись плечом на грудь партнера и т. п. Стены сотрясались.

Позже каратист сказал, что он думал, что увидит полный контакт, и был разочарован. Я попросил продемонстрировать его версию полного контакта на мне, и он начал кричать, топать и строить гримасы. Но его удары заканчивались в дюйме от моей груди.

После нескольких таких эпизодов я просто закрыл боевые уроки для посетителей. Когда вы полны предвзятых идей, трудно быть открытым для того, что вы видите. Я предпочитаю посетителей, которые не знают, что такое Тайцзи, и приходят из любопытства. Они могут потом решить записаться к нам на основании того, что сами видели.

С другой стороны, есть люди, которым кажется, что тайцзианский бой заключается в сбивании противника с ног при помощи энергии ци, причем вам самому даже не нужно двигаться. Эти хотят видеть кунфу в стиле Уолта Диснея. Есть и такие, которые очень интересуются оздоровительными и медитативными аспектами Тайцзи и чувствуют себя неуютно, видя любую форму агрессии.

Поэтому теперь я предоставляю им возможность сколько угодно фантазировать о том, что такое бой, пока они не будут готовы к боевым урокам. Но я, тем не менее, показываю боевые применения Формы, чтобы ученики могли получать о бое некоторое предварительное представление.

 

Дисциплина и блаженство

 

Посетитель школы Тайцзи сталкивается с еще одной проблемой. В школах жестких боевых искусств существует строгая дисциплина, поклоны учителю, корейскому флагу, фотопортрету основателя стиля и т. п. Ученики стоят в строю, а если они делают что‑нибудь неправильно, то подвергаются наказаниям. А есть школы метафизики или просветления, в которых люди с лучистыми глазами прохаживаются в блаженстве. Но Тайцзи‑цюань не вписывается ни в одну из этих категорий.

Были попытки совместить оба эти подхода. Так появились "центры расширения сознания", в которых вас наказывают за непросветленность, а приглашенные лекторы стараются вас просветлить.

Недавно я побывал в одном культурном центре американских индейцев, где индеец должен был давать концерт на народных инструментах. Вместо этого он решил устроить молитвенное собрание. Нам сказали, что это очень серьезно и что если мы захотим выйти, даже на несколько минут, то надо спрашивать у индейца разрешения. Даже чтобы переменить положение ног, сидя на полу, надо было спрашивать разрешения.

Молитвенное собрание вылилось в бесконечные жалобы на все пороки мира и участников собрания. Атмосфера стала очень негативной. Затем ведущий начал выпевать ныо‑эйджевские штампы. Когда он стал молиться Иисусу, мне стало действительно не по себе.

Меня корежит, когда я слышу хоть один ныо‑эйджевский штамп, а после пятидесяти или около того – мне пришлось использовать все свои медитативные силы, чтобы оставаться расслабленным. Собрание уже затянулось на полтора часа больше объявленного времени, и это было хорошо. Нам не следует так сильно зависеть от времени.

Хоть я все время говорил себе, что надо просто встать и уйти, мне не хотелось беспокоить других. Когда ведущий попросил всех встать и размяться, я обратился к хозяйке центра и сказал, что я ухожу.

На следующий день один разгневанный участник собрания позвонил мне и стал ругать меня за то, что я не попросил у ведущего разрешения уйти. Очевидно, нельзя было уйти без специальной церемонии. Но если бы мне тогда еще и сказали, что нельзя уходить без специальной церемонии, я бы ответил любимой поговоркой одного из своих учеников: "Сейчас, галоши только надену!" Я согласен, что надо уважать других, но в данном случае дело зашло слишком далеко. Когда хозяйка центра сказала, что мы все живем во мраке, а тот парень пришел, чтобы спасти наши души, я понял, что еще немного, и я перестану уважать самого себя.

 

Никакой показухи

 

Проблема привлечения большого числа учеников в школу Тайцзи заключается в том, что такая школа лишена романтического ореола. Она не более романтична, чем овощной лоток у вас на углу. Ребята из Тайцзи – такие же, как ваши соседи (часто они и есть ваши соседи). Поэтому не может быть никакой показухи, на которую можно вас поймать, когда вы в первый раз приходите в качестве посетителя.

Мне кажется, что многие люди, ищущие какого‑либо "просветления", на самом деле ищут систему убеждений или личность, за которую можно спрятаться. Они могут страдать от внутренней боли или неудовлетворенности и чувствовать, что, если у них будут "правильные" убеждения, если они будут много смеяться или заниматься послушничеством, то все решится само собой. Какова бы ни была их настоящая проблема, она кажется слишком болезненной, чтобы заниматься ей непосредственно.

Но в Тайцзи шаблон "о, бедный страдающий я!" считается тем, чем он и является – просто шаблоном. Мужественная стойка – это тоже шаблон, жесткий образ поведения, предназначенный для укрытия.

Я думаю, что только те люди, которые хотят увидеть свои "шаблоны" без прикрас и избавиться от них, приходят к Тайцзи. Они осознают, что именно сами шаблоны и являются проблемой. Форма Тайцзи подсказывает: никаких шаблонов, только текучесть.

Отказаться от шаблонов не всегда бывает удобно – собственно говоря, это бывает даже крайне неудобно. Это все равно что чувствовать, что вы засыпаете и теряете контроль над собой. Вы напрягаетесь, чтобы остановить засыпание, но пол как будто выдергивают у вас из‑под ног. Вы тянетесь к чему‑то, чтобы ухватиться, – так люди хватаются за свои привычки. Когда вы отказываетесь от шаблона, кажется, что вы отказались от чего‑то очень важного, и вы чувствуете себя подавленным или опустошенным. В самой жизни появляется зияющая пустота. От этого вы можете даже физически заболеть.

Вы можете прожить всю жизнь, создавая "оформленные творения" или играя в игры, – или можете просто "раскрепоститься". Вам, возможно, некоторое время будет неудобно, но затем вы сможете жить радостно!

 

Спрыгнуть с утеса

 

У начинающего ученика есть еще одна проблема. Большинство людей имеет вокруг себя защитные психологические стены – ограничивающие физическое, психологическое и эмоциональное пространство, в которое никому не разрешается входить. Это защищенное пространство является такой неотъемлемой частью нашей жизни, что мы вряд ли замечаем это, разве что когда (и если) допускаем в это пространство любимого человека. В этом одна из привлекательных сторон близких человеческих отношений – что, наконец, кто‑то вошел в ваше драгоценное пространство.

Но доверие к себе и самоосознание, развивающиеся благодаря практике Тайцзи, позволяют нам в значительной мере отказаться от этой защиты. Мы учимся в Толкающих руках позволять энергии нашего партнера втекать в наше пространство, а затем мы разбираемся с этой энергией внутри нас.

Для посетителя школы Тайцзи все это психологически подобно стоянию на самом краю утеса. Перед ним огромное открытое пространство, и даже если он не прыгнет, то у него может закружиться голова от одного этого стояния на краю.

Утес – это относительный недостаток защищенного пространства у зрелых учеников. Они действуют и говорят спонтанно, а не рассчитывая свои действия. Эта свобода и открытость часто вызывают страх в других, страх, прикрытый насмешкой, злостью или ненавистью.

 

И еще есть проблема учителя. Его обычно зовут просто по имени. Ученики не кланяются ему, но просто подходят и говорят: "Как дела?" Нет цветных поясов, так что учитель даже внешне не выделяется. Но как же отличить хорошего учителя от плохого, если сама система так не похожа на кинофильмы?

 

Как найти хорошего учителя

 

Я советую определять хорошего учителя и хорошую школу по следующим признакам:

1. Учитель должен быть знаком и уметь обучать всем аспектам Тайцзи, включая Форму, Толкающие руки, рукопашный бой, систему элементов, даосскую философию, какую‑нибудь форму целительства (акупунктуру, акупрессуру, травы), какую‑нибудь форму цигуна или дыхания духа. Он должен иметь опыт туризма или другого способа общения с природой – то есть знать шаманистский аспект Тайцзи.

2. Учитель должен охотно объяснять различные вещи ученикам и отвечать на вопросы.

3. Учитель должен внимательно наблюдать за учениками и постоянно вносить исправления.

4. Учитель должен быть в хорошей физической форме.

5. Школа должна обладать непринужденной атмосферой, чтобы вы могли в ней расслабиться.

6. Ученики в школе должны проявлять охоту помогать вам.

7. Если учитель имеет каратэистское прошлое, то он должен сам проучиться больше чем по году Тайцзи за каждый год каратэ. Это потому, что на разрушение привычек, заложенных тренировками в каратэ, уходит очень много времени. Вы должны определить, обучает ли этот учитель чистому Тайцзи или какой‑то смеси.

8. В школе Тайцзи‑цюаня не должно быть системы поясов.

9. Учитель должен, разговаривая с вами, смотреть вам прямо в глаза. Его взгляд должен быть ясным и расслабленным.

10. Вас не должны подталкивать к вступлению в школу.

11. Учитель должен объяснить свою ценовую политику, а также чему и как он обучает.

12. Когда вы смотрите, как он выполняет Форму, это должно оказывать на вас релаксирующее действие.

Здесь много всяких "должен" и "должно", но мне кажется, что все это – здоровые требования.

Для новичка, конечно, трудно отличить "законного" учителя Тайцзи от такого, который прошел краткий курс и после этого стал "мастером". В мире боевых искусств сегодня много говорится о том, какой вред принесли учителя‑"воины выходного дня" качеству боевых искусств и насколько они способствовали падению интереса к ним со стороны публики.

Вообще‑то говоря, нет ничего плохого, если кто‑то, научившийся азам какой‑то дисциплины, помогает другим познакомиться с этой дисциплиной. Но он должен четко обозначить свой уровень опыта и компетентности. Я был бы счастлив видеть людей всех уровней, вместе выполняющих Форму в парках, как это делается в Китае.

Кто же должен судить о компетентности других? Неопытные учителя обычно склонны держать себя мастерами, и это сбивает с толку учеников. Часто такие начинающие "мастера" смешивают каратэ с Тайцзи и говорят ученикам, что те изучают чистое Тайцзи.

Поэтому новичку полезно посетить по возможности несколько школ, чтобы была возможность сравнивать. В конце концов что‑то в сознании новичка должно "щелкнуть", и тогда он поймет, какую школу выбирать.

Мне постоянно звонят потенциальные ученики и ставят мне оценки как учителю. Я против этого не возражаю. Наоборот, я всегда очень ценю то, что человек потрудился составить список вопросов, и отвечаю на них с удовольствием.

 

Создавать реальность

 

Иногда звонят и подвергают сомнению "силу" Тайцзи‑цюаня. Типичнейший вопрос: "Может ли Тайцзи победить каратэ?" Этот вопрос задается вызывающим тоном.

Я просто объясняю преимущества и слабые стороны каждой системы и предлагаю собеседнику выбрать, что ему нужно в боевых искусствах. Если звонящий осознает, что я ответил не в оборонительном, а в информативном стиле, он становится более вежливым и его тон полностью меняется.

Это называется "создавать реальность". Я отвечаю ему так, как будто он был вежлив, и он становится вежливым. Многие люди знают себя только по реакции на них со стороны других людей. Они могут не осознавать (и очень часто), что поведение других людей – это ответ на их собственное поведение.

Но их собственное поведение в большой мере управляется реакцией других людей на них. Если я обращаюсь с неприятным и агрессивным человеком так, "как будто" он вежлив и скромен, он может поверить, что и на самом деле он – вежлив. Часто поведение таких людей легко меняется, чтобы соответствовать такому новому образу самих себя.

Это – ключевой секрет общения с людьми. Их поведение управляется их само‑образом, а их само‑образ оформляется реакциями других людей на них. Рекламная индустрия знает это очень хорошо.

И это как раз то, о чем рассказывается в восточной истории о двух друзьях, сидевших возле города и разговаривавших с двумя путниками (см. выше).

 

Исследуйте свои мотивы

 

Прежде чем исследовать школы и учителей Тайцзи, исследуйте себя. Почему вы хотите изучать Тайцзи? Что вы надеетесь от этого получить?

Если вы говорите, например, что хотите большей гармонии в вашей жизни, возможно, гармонии между умом и телом, спросите себя, почему вам кажется, что вы не гармоничны сейчас? Какие недостатки, требующие исправления, вы нашли в себе?

Или вы просто влюблены в эти движения и хотели бы тоже течь, как вода? Или, может быть, вы слишком напряжены и у вас есть беспокоящие вас постоянные боли? Может, вам кажется, что вам нужна помощь, чтобы просто наслаждаться жизнью? Или вас интересует физическая или эмоциональная самозащита?

В любом случае, узнайте свои мотивы. Это поможет вам правильно выбрать школу.

 

Отношение к обучению

 

Циник говорит: "Почему я должен платить учителю? Я заслуживаю того, чтобы меня обучали бесплатно. Что он о себе воображает?" Ответ на это очень прост: вы платите учителю, чтобы он мог существовать и продолжать обучать вас.

Мне всегда было трудно научиться чему‑то у кого‑то. Я проводил годы, занимаясь с учителем, но все время сопротивлялся учению. Гак было потому, что те самые привычки и напряжения, которые учитель пытался убрать, для меня были очень дороги. Они были частью меня, и мне казалось, что угроза моим привычкам – это угроза мне самому. Мое отношение можно было бы выразить так: "Как вы смеете учить меня!"

Учения, тем не менее, постепенно впитывались в меня, и я осознавал абсурдность своего отношения к ним. Как можно ожидать от учителя, что он хорошо научит меня, если я сопротивляюсь учению?

Я также понял, что у меня, скорее всего, будут претензии ко всем учителям, у которых придется учиться. Но если я буду ждать "совершенного" человека, который станет учить меня, то ждать я буду очень долго. Я должен был принимать ценные уроки от учителя, даже если я видел (или думал, что вижу) в нем какие‑то негативные качества.

Наши деликатные чувства и тонкие мнения о других часто не пускают к нам знание. Мало кто хочет отказаться от напряжения. Напряжение – это оружие ума. Когда ум осознает, что Тайцзи требует от него капитуляции и передачи части силы телесному уму, он пытается заставить вас прекратить занятия Тайцзи. У вас найдется сотня оправданий для прекращения занятий. В их числе будут и претензии к учителю.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.