Упражнения на умение формулировать мысли и концентрировать внимание — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Упражнения на умение формулировать мысли и концентрировать внимание

2019-07-13 781
Упражнения на умение формулировать мысли и концентрировать внимание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагог спрашивает у ребенка: 1. Чем ты отличаешься от какого‑то зверя, животного, дерева и т.д.?

2. Пара одинаковых частей (у коровы 2 рога, у человека 2 руки, у велосипеда 2 педали и т.д.)

3. Что ты умеешь делать? (я умею бегать, я умею забивать гвозди и т.д.)

4. Кто как звучит? (медведь, собака, кошка, змея, телефон, ветер, грузовик, ежик, лес, капризный ребенок, дверь и т.д.)

Следующим упражнением может быть:

Упражнение «На одну букву» УЧИТЕЛЬ. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «с». Кто первый? – Стол, стул, спина… Кто еще? И т.д.

Примечание: можно проводить соревнования между двумя группами, вызывая учеников поочередно из одной группы и из другой. Выигрывают те, кто назвал слово последними. На букву «п», «н» и т.д.

Упражнение «Ай да я!» Сидя в полукруге, дети по порядку ведут счет, начиная с 1, но пропуская число 3, а далее все числа, которые делятся или оканчиваются на 3 (13, 23 и т.д.), вместо них говорят: «Ай да я!»

Кто ошибся – выбывает. Можно провести соревнования между двумя командами.

В этом разделе можно делать упражнения‑этюды:

Упражнение «Превращение палочки» Ученики в полукруге.

УЧИТЕЛЬ. Я сейчас крайнему передам карандаш, а он должен превратить его в любой другой предмет, но чтобы мы поняли, в какой.

Нужно проделать с ним ряд логических действий, свойственных этому предмету. Например, ученик подносит карандаш к волосам, и по движению мы понимаем, что это расческа. Когда мы угадываем, он передает карандаш следующему. Повторяться нельзя.

Упражнение «Превращение предмета или отношение к вещам» Передавать в полукруге друг другу карандаш  – это ключ, это отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д. Мяч  – это яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок, котенок, воробышек и т.д. Книжка  – это зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, машинка, игра и т.д.

Усложняя эти упражнения, можно перейти уже к работе с воображаемыми предметами:

УЧИТЕЛЬ. Необходимо мысленно представить («увидеть») какой‑либо предмет и проделать с ним ряд логических, последовательных действий, которые возможны с ним. Начнем с самого простого – «Иголка, нитка, бусы».

Главное условие – полностью сосредоточиться на своих действиях и не смотреть по сторонам! В одну руку «берете» иголку, а в другую – нитку и пытаетесь «вдеть» нитку в иголку. Учтите, что сразу в ушко не попадешь – мешают ворсинки нитки! Ну‑ка, попробуем! Не торопитесь! Вспомните, как вы вдевали нитку! А когда нитку проденете в ушко, завяжите узелок!

А теперь на правой коленочке коробочка с красными бусами, а на левой – с белыми. Нужно нанизать на нитку бусы, чередуя красную и белую… Кто «нанижет», подходит к столу и кладет на него нитку бус.

Могут производиться следующие действия:

√ Мыть руки

√ Рисовать

√ Наматывать клубок

√ Лепить пирожки

√ Забивать гвоздь

√ Нести ведро с водой

√ Подметать пол

√ Есть яблоко

√ Вышивать

√ Поливать цветы

√ Играть на музыкальном инструменте

√ Укачивать куклу

√ Вдвоем: тянуть канат

√ Играть в мяч

√ Играть в снежки

√ Искать иголку и т.д.

Упражнения, развивающие воображение √ «Угадай, что я делаю?» (оправдать заданную позу)

√ Стоять с поднятой рукой (кладу книгу, достаю конфету из вазы, вешаю куртку, украшаю елку и т.д.)

√ Стоять на коленях, руки и корпус вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, вытираю пол, собираю ягоды и т.д.)

√ Сидеть на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом, ищу иголку и т.д.)

√ Наклон вперед (завязываю шнурки, срываю цветок, поднимаю что‑нибудь и т.д.)

Упражнение «Оживи предмет» Положение в полукруге.

УЧИТЕЛЬ. Я сейчас назову предмет, который у меня на столе. Ученик, крайний справа (слева), должен подойти к столу, взять этот предмет, принести на свое место и проделать ряд последовательных и логических действий, которые возможны с ним. Например – это «котенок»! Ученик должен пофантазировать: какой он? Что с ним можно сделать? Он маленький, мягкий, теплый. Возьми его, как берут котенка. Погладь, покорми, поиграй с ним…

Когда ученик закончит свои действия, он передает предмет следующему, но называет его по‑другому. Например, «чайник». Товарищ тотчас же должен придумать, что он с ним будет делать. Итак, начинаем по порядку. Не торопиться! Придумывать как можно больше действий со своим предметом.

Так как маленькие дети не могут долго заниматься одним и тем же, то все сидячие упражнения надо чередовать с подвижными.  

Упражнение «Зернышко» Учит детей погружаться в воображаемый мир. Нужно почувствовать свое тело и поверить, что вы и есть или дерево, или растение, цветок.

УЧИТЕЛЬ. В зернышке или семечке как бы спрятаны разные растения. Мир растений очень богат: деревья, цветы, овощи и т.д. Зернышко, попадая в благоприятные условия, прорастает.

Мы попытаемся из зернышка «вырасти», превратиться в какое‑нибудь растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Предположим, мы будем изображать деревья! Вспомните, как выглядят знакомые вам деревья… Теперь мысленно представьте дерево, которое будете изображать. Представили? Наше исходное положение – на корточках, опустив голову и обхватив колени руками. Я буду считать до десяти, а вы в это время – «расти». На счет – «десять» нужно замереть!

Еще одно упражнение, чтобы ребенок почувствовал свое тело, умел расслабиться и собраться. Дети становятся по кругу. По команде «Самолетики» – они бегут по кругу, напряженно раскрыв руки в стороны, по команде «Бабочки» – мягко двигаются, машут крылышками, приседают и т.д. Ту же цель преследуют команды «Кактус» и «Ива» – напряжение и расслабление всего тела.

Упражнение «Фотограф» Для того чтобы ребенок воспитывал смелость работы перед объективом или камерой, можно делать упражнение «Фотограф». По хлопку менять позы и выражение лица (радость, грусть, больно, удивление, страх, любопытство и т.д.).

Подвижных игр, развивающих и взаимосвязь, и фантазию, и ловкость, и смелость публичного выступления, очень много. Все будет зависеть от помещения. Вот некоторые из них:

√ «Ходьба» по горячему песку,

• по лужам,

• по смоле,

• по тонкой досочке,

• через крапиву,

• через колючий кустарник,

• по болоту и т.д.

√ «Прыжки в длину»

√ «Пройти на пятках»

√ «Проскакать на одной ноге»

√ «Пройти спиной вперед»

√ «Пройти с ложкой, в которой теннисный мяч»

√ «Пройти с мячом, зажатым коленями»

Все игры‑упражнения можно делать командами.

Упражнение «Кто сзади?» УЧИТЕЛЬ. Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Тот, на кого укажу, подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.

Упражнение «Общая работа» Различные виды работ выполняют вместе два ученика:

• поднимают и переносят воображаемое бревно с места на место;

• гребут, «катаясь на лодке» (у каждого одно весло»;

• «пилят дрова» двуручной пилой;

• качают воду при помощи пожарной помпы.

 

«Импровизационный метод существования»

Раздел «Импровизационный метод существования» в театральной педагогике называется «Этюдным методом существования», но слово «этюд» хотелось бы опустить. Во‑первых, не все задания соответствуют его значению, а во‑вторых, не стоит вводить чисто театральный термин в лексику учителя и учеников. «Импровизационная игра» – так будет понятнее. Перед выполнением каждого задания уясняется: «Чего я хочу и как воздействую на партнера?» В результате мы получаем следующие навыки и умения:

√ видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него,

√ управлять своим вниманием,

√ четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.

Для детей 6–8 лет очень удобны занятия «экспромт‑театром». Берутся простенькие сюжеты или из жизни, или из очень коротких произведений для детей. Несколько раз рассказывается сюжет или прочитывается. Распределяются роли (чтобы не было обид – считалками). Условие одно – чтобы дети, изображая животных, не ходили на четвереньках и не смотрели на педагога и в «зрительный» зал, играя сценку. Ниже приводятся как образец некоторые сценки.

«Медвежата, белочка, ежики и зайчата» Из‑за кулис друг за другом выходят три ежика, принюхиваясь и оглядываясь.

– Скажи, брат, скоро будет ручей? – спрашивает последний из них.

– Что‑то я уже устал, – говорит второй.

– Уже пришли, – отвечает первый, – вот он…

Подходят к ручью и начинают лакать. Вдруг, услышав рычание, настораживаются.

– Ой, кто‑то идет, прячемся! (Ежики сворачиваются в клубочки.)

По сцене пробегают на четвереньках два медвежонка и скрываются за кулисами. Появляется белочка, подбегает к ручью и замечает ежей. Те осторожно поднимают мордочки.

– Вы кто? – спрашивает белка.

– Мы ежики.

– А почему у вас такая редкая шерсть на спине?

– Это не шерсть, а иголки!

Белочка (трогает лапкой спинку ежа): Правда‑а!

Здесь появляются медвежата, и белка вспрыгивает на дерево, наблюдая за ними. Медвежата пытаются отнять друг у друга яблоко. Яблоко падает, белка быстро хватает его и прыгает на дерево. Медведи пытаются достать ее.

– Отдай яблоко!

– Не отдам! Вы все равно яблоки не едите. А я их сушу, так же, как орехи и грибы.

– Но мы играем яблоком!

– А вы поиграйте вон теми серыми шариками. – Белка показывает на ежей. Медвежата с размаху хлопают ежей по спине, укалываются и, визжа, убегают. Белка скачет вслед за ними, выпрыгивают два зайчика, приближаются к ежам.

– Это почему медведи завизжали? – спрашивают зайцы.

– Потому что они о нас укололись.

– А мы их боимся.

– А мы нет, у нас иголки – защита. У вас есть защита?

– Есть, – отвечают зайцы, – наша защита – быстрые ноги! Вот попробуйте нас догнать! – зайцы убегают.

Ежи посмотрели им вслед, переглянулись.

– Чудаки! – и, повернувшись в другую сторону, скрылись.

Сценка из сказки «Серый волк и лиса». Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

– Лисавета, здравствуй!

– Как дела, зубастый?

– Ничего идут дела.

– Голова еще цела.

– Где ты был?

– На рынке.

– Что купил?

– Свининки.

– Сколько взяли?

– Шерсти клок.

Ободрали

Правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

– Кто отгрыз?

– Собаки!

– Сыт ли, милый куманек?

– Еле ноги уволок!

Сценки из произведений Л.Н. Толстого «Рассказы для детей»

«Белка и волк»

«Девочки и книжка» и др.

Сценки из произведений М. Пляцковского «Какая бывает зима»

«Длинная шея»

«Хитрый ответ»

«Урок дружбы»

«Добрая лошадь»

«Ученый аист» и др.

Сценки из произведений В. Сутеева «Под грибом»

«Яблоко»

«Кто сказал „Мяу“?»

«Драматургические опыты»

Если в начале занятий первоочередными задачами являются умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большое внимание уделяется формированию культуры и технике речи, активизации познавательных процессов.

От «экспромт‑театра» можно переходить к разыгрыванию литературных и драматургических произведений, где уже требуется заучивать роли и запоминать мизансцены.

Перед этим этапом хорошо бы рассказать, что такое театр, спектакли, кулисы, сцена, авансцена и многое другое, а также объяснить, как нужно общаться на сцене. Если диалог ведут два человека, то остальные не стоят, равнодушно глядя в зал, а активно участвуют в сцене.

Но самое главное при постановке любого действа – научить детей вести себя за кулисами.

Сложный период для детей этого возраста – репетиционный. Они не любят повторять одно и то же, не умеют фиксировать найденное.

И еще одно немаловажное условие. Материал должен выбираться с равнозначной занятостью персонажей. Таким материалом могут служить литературно‑музыкальные композиции:

√ Мифы Древней Греции

√ Сказки А.С. Пушкина

√ Сказки К. Чуковского

√ Сказки С. Маршака

√ Композиции по рассказам Е. Носова, В. Сутеева, В. Драгунского.

Заложенные способности к творчеству у ребенка этого возраста особенно важны, так как в этот период развития воспринимается все особенно эмоционально и ярко. Используемая литература

Озернова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.

Иванова Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников для начальной школы.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.