Законы нравственного становления человека — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Законы нравственного становления человека

2019-07-12 100
Законы нравственного становления человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Нравственной Психологии существуют три закона нравственного становления человека: Закон Опережения, Закон Оскудения Душевных Сил и Закон Хранения в человеке образа истины. Практические знания об этих закономерностях обычно подтверждаются жизнью и очень помогают в понимании происходящего с ребенком.

Закон Опережения

Если в процессе нравственного становления опережают Способности, то они неизбежно ложатся в Эгоистическое ядро ребенка в гордость и тщеславие.

 Особенно это заметно в семьях, где воспитываются один-два ребенка, где почти не сформированы правильные отношения между старшими и младшими, где нет представлений ни о заботе, ни о почитании. Пока дети маленькие (до семи лет), они еще как-то находят общий язык. Но чем старше они становятся, тем труднее дается им действие заботы.

В возрасте двенадцати лет старшие дети начинают тяготиться младшими, у них появляются свои интересы. И если в этом возрасте какие-нибудь Способности расцветают и начинают поддерживаться родителями и учителями, то к пятнадцати годам формируется молодой человек, который совершенно в себе уверен, самодостаточен, человек, четко планирующий свою жизнь сообразно с применением этих Способностей.

Любая Способность — это дар, с которым ребенок рождается, и этот дар может развиваться по-разному. В одном случае дар развивается для того, чтобы стать известным в обществе, занять определенное место, иметь соответствующее материальное вознаграждение. Таким образом дар служит тщеславию человека и идее собственного устроения в мире.

Если же в ребенке опережает нравственное становление, т.е. отклик на нужду окружающих людей, то Способности будут служить не собственному тщеславию, а людям и ложатся в ребенке в его Совестливое ядро. В данном случае внутренне сам ребенок с детского возраста, всю свою жизнь будет откликаться на нужды окружающих людей и этим исполнит свой дар.

Возьмем для примера дар музыкальный, особенно ценимый в наше время. Невольно возникает вопрос: «Зачем сегодня так много детей отдают в музыкальные школы?». Длительные наблюдения дают два ответа. В первом случае — у ребенка выдающийся яркий талант, он с удовольствием занимается музыкой, а затем посвящает этому всю свою жизнь, становится профессионалом. Во втором — музыка дается ребенку с трудом. Но мать с отцом пожелали, чтобы ребенок учился, записали его в музыкальную школу, он несколько лет обучался из послушания родителям, а дальше — бросать жалко, обучение вошло в привычку. В конечном итоге он учебу заканчивает. Следовательно, занятия проходили для обретения терпения, для навыка в учебе вообще.

Обычно природный дар заявляет сам о себе, его нельзя не заметить, ребенок просто жить не может без музыки. Он непременно обнаружит свою тягу к ней, даже в том случае, если родители ничего и не подозревают об этом.

 Есть дары, которые Нравственная Психология и Педагогика выделяют как Способности. Но есть иные дары, человек несет их в себе как Душевные Силы. Это душевная щедрость, это отклик на нужды людей, дар чуткости, дар внимания, заботы о другом человеке. Эти дары многие родители хотели бы видеть в своих детях, но развивать их практически никто не пытается, да и не знает, как это делать.

 У нас в стране много студий, развивающих изобразительные, пластические, математические Способности. В музыкальных, спортивных школах, школах английского языка и других раскрывают Способности, благодаря которым человек осваивает предметную сторону мира.

 А возможно ли развивать дар душевный? В тех семьях, где нравственные качества являются первостепенными, где душевные Способности и дары ценятся особо, где они существуют среди родителей как ценность, там детям прежде всего прививают именно эти свойства.

Нравственное становление ребенка происходит в семьях, где сами родители по внутреннему родительскому отношению к детям и между собой ценят и особо хранят отношения доброты, прощения, терпения, смирения.

Существует ли разница между нравственным и духовным становлением? Конечно же, существует. Если говорить о чисто нравственном, то с позиции евангельских заповедей — это исполнение второй заповеди Христа: «Возлюби ближнего своего» без исполнения первой: «Возлюби Бога своего». Поэтому можно утверждать, что люди, которые не знают первой заповеди, а исполняют только вторую и на ней акцентируют свое внимание, выполняют задачу нравственного становления, нравственного воспитания себя и своих детей. При этом от людей верующих подобные неверующие отличаются лишь в одном — они опираются на свои силы, свое разумение, свое понимание, свои представления о велениях Совести. При этом они не знают веры, как силы, которая у верующего человека становится двигателем его поступков.

Одна из самых трудных проблем, которая выявила необходимость формулирования этого закона, — это проблема подростков среднего и старшего возраста. Например, десятый-одиннад­ца­тый класс, где очень способные и, казалось бы, вполне развитые и понимающие дети, старшеклассники неожиданно являют образцы самых нелепых, страшных действий относительно друг друга. Отличник вдруг оказывается верховодом сильной и жестокой группировки. Девочка-общественница, которая блестяще учится по всем предметам, оказывается жестокой по отношению к слабым ученикам в своем классе.

Сегодня мы наблюдаем достаточно выраженный феномен: отличники и хорошисты, использующие свои дары для самих себя, для собственного опережающего статуса, поступив в институт, вдруг обнаруживают угасание своих Способностей. В возрасте девятнадцати-двадцати пяти лет те, кто учились на тройки, неожиданно начинают интенсивно опережать своих удачливых и, казалось бы, способных сверстников.

Обнаруживается характерная особенность: дети, у которых очень рано были развиты Способности, концентрируют на них практически все свое внутреннее внимание и посредством этого — на самих себя. Вокруг создается атмосфера особого почитания их Способностей, дети освобождаются от домашних дел: «Лишь бы занимался, получал пятерки». В результате это приводит к тому, что ребенок приучается лелеять не саму Способность, а себя, собственное Эго. Ведь для него нет разницы, где родители лелеют Способность, а где его лично.

Большинство родителей, которые посвятили себя развитию Способностей ребенка, начинают замечать последствия такой «жертвы» уже в 7–10 лет. Семилетний ребенок в родной семье превращается в маленького правителя.

Чувство княжеского положения в семье постепенно в нем укрепляется и когда он становится подростком, то продолжает требовать такого же отношения, какое привык получать в детстве. Рано или поздно эти требования встречают родительское сопротивление, родители перестают (или устают) их выполнять. Подросток совершенно искренне просит, требует, исходя из известного ему опыта обращения с родителями, и искренне не понимает, что же случилось? Раньше его малейшее пожелание исполнялось, а теперь почему-то нет. Ему не понятно — «почему?». Он пытается вернуть прошлое. А родители воспринимают эти попытки как дерзость, как упрямство, как чрезмерную настойчивость и эгоизм.

Это действительно эгоизм, но он сформирован самими же родителями. Родители не понимают, что их подросток при переходе в самостоятельное развитие начал активно брать то, что раньше получал пассивно.

Благодаря Способностям человек встречается с окружающим миром и преобразует его. Если человек нравственен, он изначально слышит потребности окружающих людей и преобразует мир, исполняя эти потребности. Нравственное — это слышание другого человека, его беды, его нужды или его радости, его жизни. Человек, не имеющий этого нравственного чутья, стремится преобразовать мир только в силу своих Способностей. Он может создавать очень большие проекты, разворачивать серьезные планы и их реализовывать. Но только эти его планы не будут учитывать ни людей, ни среду, в которой они живут. Есть немало тому примеров, когда проектирование только по Способностям приводило к большим социальным мероприятиям, которые затем оказывались очень плачевными или очень трагичными по своим последствиям для самих же людей. Человек по Способностям учитывает только сам предмет, над которым он работает, действуя только по Способностям не узнает его глубину, не узнает, как этот предмет будет взаимодействовать с окружающими людьми, обнаружится лишь потом, опытно.

Если в человеке есть искра Божия, то она предназначена для того, чтобы величие и непостижимую глубину Бога явить людям посредством данной Способности. В этом случае человек совершает дело, нуждаясь в помощи Бога и получая ее. Благодаря этому он своим талантом служит людям во славу Божию, являя ее в своих делах.

Но бывает и совсем иначе. Человек несет в себе искру Божию, но, забывая о Боге, начинает использовать ее для своих собственных нужд, для обеспечения своих материальных потребностей, для исполнения своих тщеславных замыслов. Нередко в подобной ситуации приходит наказание Свыше. Ибо сказано, что от такового «отнимется и то, что имеет». Зачастую человек, имея в себе дар Божий, и используя его ради собственного тщеславия, в конечном итоге теряет этот дар. Одни спиваются, другие предаются разврату, третьи доходят до полного ожесточения в отношении Церкви.

Итак, если Способности развиваются опережающе, то они неизбежно ложатся в Эгоистическое ядро человека. Но Способности могут служить нуждам других людей. Это происходит в случае, когда Душевные Силы, чуткость, внимание, забота, Совестливое в человеке опережает. В тех семьях, в которых прежде всего поддерживают в ребенке его отношение к другим людям: к своим братьям и сестрам — заботу, к родителям — почитание и одновременно чувство благодарности ко всем, Способности сами собой ложатся в исполнении необходимых домашних дел, выполняемых ребенком. В этом доме царит совсем иная атмосфера.

Сейчас большинство родителей старается развивать интеллектуальные Способности детей с раннего возраста — четырех-пяти лет. Известны специальные игры, развивающие интеллектуальные и пластические способности ребенка. В них присутствует атмосфера соперничества, со­-ревнования, опережения, доминирования. Они яркие, эмоционально-насыщенные радостью побед и горечью поражений. Ребенок воспринимает игру как естественную, нормальную жизнь. Мало кто догадывается, что в основе его жизни в это время интенсивно закладывается Эгоистическое ядро.

Там где в основание заложено Совестливое ядро, соперничества быть не может. Наоборот — вместо этого — забота, вместо соревнования — жертвенность и отдача.

Родителям необходимо искать, создавать такие условия, в которых ребенок будет реально чувствовать, что в нем нуждаются его братья и сестры, другие члены семьи. Когда в ребенке будет жить чувство благодарности, когда он будет с радостью помнить и родителей, и учителей, и всех тех, кто его воспитывал и развивал его Способности, тогда его становление будет происходить совсем в ином, нравственном русле.

Закон Оскудения
Душевных Сил

Закон оскудения Душевных Сил предупреждает нас о последствиях душевной черствости и учит пребывать в доброте, в чуткой заботе друг о друге. В данном случае человек почувствует стремление к чему-то высшему и выйдет к третьему Закону о хранении духовного. Оказывается, что не только человек своим вниманием может хранить в себе духовное состояние, но и само духовное, в нем таящееся, хранит его в правде действия, отношения к другому.

Из поколения в поколение иссякает мера передаваемых Душевных Сил. Например, мать носит своего ребенка в утробе и попадает в конфликтную ситуацию дома или на работе. Некоторое время она еще находит Душевные Силы все терпеть, а потом срывается. Негативное эмоциональное состояние — это признак иссякания Душевных Сил, их подавления духом зла. Человеку в конфликтной ситуации нечем сохранить расположенность к другим, нечем терпеть, прощать, а тем паче нечем любить. Находясь в таком слабосильном состоянии, мать не может воспитать ребенка, т.е. поддержать в нем его Душевные Силы. Так появляются дети, которые в последующем поколении несут все меньшие и меньшие Душевные Силы.

В этом — трагедия нынешнего времени. Многие люди ничего не знают об этом. Большинство матерей непроизвольно, сами того не желая, пребывают сегодня в очень трудных душевных состояниях. А их мужья, родители и родственники и не подозревают, что для душевного окормления беременной женщины нужно создавать специальные условия заботы и любви в семье.

Помимо этого сейчас мы являемся свидетелями исполнения закона оскудения Душевных Сил в четвертом поколении. Сегодня это очень явно. Люди, которым сейчас 80–90 лет, оказываются душевно более стойкими, чем более поздние поколения. Мало того, что они имеют в себе Душевные Силы выполнять достаточно серьезную работу, многие из них до самой смерти не прекращают трудиться. Старенькая бабушка легко справляется с тем, чего не может сделать молодая мать.

Современному молодому человеку неоткуда брать Душевные Силы. Он живет только тем резервом, который в нем есть и не знает, к Кому можно обратиться за их восполнением.

В отличие от людей, которые не верят в Бога, верующим есть к Кому обратиться и где высвободиться в своих Душевных Силах. Человек, идущий к Богу, открывает себя той духовной благодати, которая дарует ему силы любви. И поэтому, исполненный любви, он может сам и любить, и терпеть, и прощать.

Если же человек пытается черпать силы только из себя самого, то этот источник слишком мал. Из поколения в поколение он уменьшается. Вместо Сил Души начинают проявляться силы зла, которые, паразитируя на первых, открываются в истериках, ссорах, обидах, ожесточении, отчаянии.

С того времени как духовное было отвергнуто и человек решил, что он сам достаточно силен, чтобы исполнить все необходимое в этом мире, он стал пользоваться только тем запасом Душевных Сил, который присущ ему от рождения. Сегодня мы наблюдаем четвертое поколение (после разрыва с Церковью в революционные годы) с очень скудными Душевными Силами. В результате такой скудости Совесть в человеке ничем не поддерживается. В ней почти нет сил. Если сил мало, то и Совесть маленькая. Тогда ядро Эго в человеке разворачивается со всей полнотой, он постоянно находится в состоянии срыва. Не успел шагнуть, как уже сорвался в раздражение, уныние, обиду, гнев.

Это очень выражено сегодня среди молодежи. У современных подростков нет внутренней силы, внутреннего образа, который бы удерживал их изнутри, от неправды действия. Внешнее, которое раньше держалось на жестком авторитете и на суровом воспитании кнутом и пряником, сегодня развенчано. И поэтому внешними силами, которыми подростки раньше удерживались в рамках, сегодня их удержать невозможно. Внутреннего стержня, на который можно опереться, т.е. Совести, у подростка нет. А Душевные Силы для поддержания образа Совести настолько слабы, что он постоянно срывается. Срывается в без-образное действие. Подросток начинает творить безобразие, действуя без образа истины.

Взрослому поколению горько смотреть на то, что происходит с молодежью, ибо с ними такой разнузданности, такой дерзости не происходило. Умножение такого разгула, такого без-образия не только в поступке, но и во внешнем облике, еще раз подтверждает закономерность Закона оскудения, утверждающую, что Душевных Сил из поколения в поколение становится все меньше и меньше, если не принесено покаяние за содеянные грехи. А покаяние не принесено. И из поколения в поколение идет нарастание греха.

Особенно трагично смотреть на будущих мам, на будущие семьи.

 ...Девочка в седьмом классе коротко острижена, на голове невероятная прическа, совсем непонятно, что являет собой эта прическа, лицо обезображено с помощью краски, оголтелые глаза, в которых проявляется внутренний образ ожесточения, несмирения, дерзости, сексуальности. И эта девочка через несколько лет станет матерью. Довольно часто, не дожидаясь родов, такие девочки становятся убийцами: совершают немало абортов. Сегодня в утробном возрасте уничтожаются сотни тысяч, миллионы детских душ, начинающих свое развитие.

После двух-трех, а то и большего числа абортов девушка наконец становится матерью. Что может передать такая мать своему ребенку, если в ней самой Душевных Сил мало?

Если девушка не может решиться на аборт и найдет в себе Душевные Силы, чтобы сохранить ребенка, потребуется еще много труда и заботы, чтобы вырастить дитя.

«Здравый смысл» и нравственное — это разные вещи. Там, где у человека происходит опора на нравственную чуткость, где он слышит в себе образ нравственного, он не позволит себе действовать по общепринятым нормам «здравого смысла».

Закон оскудения усиливается из поколения в поколение.

Если вглядеться в последние три-пять поколений, то обнаружится явная тенденция ко все большему умножению зла в поколениях. Из поколения в поколение Душевные Силы, поддерживающие нравственное состояние в человеке, оскудевают, а безнравственное наоборот возрастает. Дерзость, ожесточение, непослушание родителям, самонадеянность... Все это умножается у внуков и правнуков.

Если Душевные Силы богатые, то ничто извне не сможет сломить ребенка, подростка. Чувство Совести не подчиняется никаким внешним условиям. Каждый человек знает: когда Совесть начинает говорить, то ничто внешнее не может быть аргументом. Но если Совесть слаба, если внутри говорить нечему, тогда все внешнее буквально разрывает человеческую душу на части. В этом случае очевиден Закон оскудения, который осуществляется вертикально.

На примере происходящего в нашем обществе очень явственно видно насколько трудно сегодняшнему подростку справиться с собою, насколько трудно ему различить правильное действие, поступок, насколько трудно слышать ему то, что хотят от него взрослые. Ему нечем слышать, у него нет внутреннего стержня для того, чтобы опереться на услышанное и закрепить в себе правду поступка. Поэтому подростки сегодня переживают трагичное состояние, отдаваясь разгулу самонадеяния и самоугодия, они не подозревают, что теряют при этом образ красоты и доброты.

Каждый современный подросток, сознавая или не сознавая этого, внутренне ищет любви, ожидает ее проявлений со стороны взрослых. В возрасте 12–14 лет дети ищут группового лидера, который бы полюбил их такими, какие они есть. В этом возрасте они ищут себе старшего друга, которому можно открыться и задать свои пограничные вопросы. Современный подросток ищет любящего человека, который смог бы с заботой, с пониманием, душевной щедростью подойти к нему и терпеливо выслушать, хотя бы выслушать... Но сегодня, увы, любовь — большой дефицит. Все усложняется тем, что взрослые сознанием понимают, что любовь к детям нужна. Но внутренним жизненным опытом они осознают, чувствуют, что взять ее неоткуда. Вместо любви — постоянный срыв. Вместо радушия, терпения, прощения, заботы взрослые предъявляют постоянную требовательность, испытывают раздражение, неприязнь к подростку. Причем, надо заметить, не только к чужому подростку, который на улице, а даже к своему сыну или дочери.

Такую обстановку нелюбви, холодной требовательности, «уставных» отношений, дисциплинарного гонения переживают на себе все дети как в семье, так и в школе, училище, институте. Где взять им то, чего им не хватает? Где взять подростку, юноше ту любовь, которая бы согрела его изнутри, дала бы тот образ действия, исполнимый только по любви? Где взять образ действия прощения, раскаяния? Где взять образ действия терпения другого и ношения тягот его на себе? Только взрослые могли бы в этом помочь. Но где самому взрослому взять это?

Однако человек, искренне озабоченный происходящим вокруг, у которого сердце болит о каждом, с кем он встречается, независимо от того, свой это ребенок или чужой, невольно начинает искать подход к детям. И, чувствуя в себе недостачу любви, будет искать источник любви. Очень часто такие люди приходят к Богу.

Закон оскудения действует очень жестко. Если нет Душевных Сил, нет основания, то здание построить невозможно. Откуда современный ребенок возьмет силы для чтения классики, занятий классической музыкой? Где взять силы, чтобы проникнуться тем искусством, которое, казалось бы, должно его облагородить и ввести в область культурной жизни? Неоткуда. И неудивительно, что на протяжении последних 15–20 лет произошел очень сильный отход молодежи от классики. Молодые все больше и больше интересуются всем тем, что базируется не на Душевных Силах, а на страстной Эмоциональности, на физиологии, на энергиях сексуальности. Поэтому современная музыка, ритм современной жизни, телевидение — все ныне служит для поддержания физиологического чувства своего тела, внутреннего Эго-ритма. Экспрессия сегодняшнего молодежного действия, которое выливается на дискотеках или в песнях, — это экспрессия Эмоциональности, ядра Эго, но не Совести. Наиболее чуткие взрослые это прекрасно чувствуют. Потому они интуитивно, внутренне сопротивляются проявлениям в детях этих ритмов, пытаются остановить, удержать от их воздействия, часто даже не подозревая, причины возникновения родительской тревоги. Оказывается, это откликается на происходящее чувство Совести, сохранившееся в старшем поколении.

Важно отметить, что со стороны, извне, даже через искусство человек не может построить то, что является подлинным основанием жизни души. В искусстве невозможно почерпнуть любовь. Наоборот, внутреннее чувство любви, присутствующее в человеке как его сокрытая, сокровенная Совесть, вызвало к жизни лучшие произведения искусства.

Всякое творение, вышедшее из рук человека, несет в себе тот образ, от которого человек его исполнял. Когда мы вглядываемся в «Троицу» Андрея Рублева, то невольно начинаем вспоминать прочитанное о святом иконописце, о том, как он готовился к написанию иконы. Многодневный строгий пост, постоянное молитвенное бдение пред Богом, призывание Его помощи и заступничества в исполнении предстоящего духовного подвига. Подвиг иконописания исполнялся в глубоком смирении пред Богом, при котором не его человеческая, а Божья воля водила бы рукой иконописца. И разумея, что именно с таким устроением Андрей Рублев писал икону, мы, глядя сегодня на «Троицу» — это удивительное явление духа, сможем внутренне услышать смысл восстановления в себе духовного. И если это духовное в человеке как реальность есть, то вглядываясь в икону, он начинает все более и более видеть, слышать, чувствовать ее. При этом он внутренне пробуждается в том образе, которым исполнена сама икона.

Если семья имела традиции, обычаи поддержания Душевных Сил, а если еще умножались и Духовные Силы, то из поколения в поколение разумение искусства и обращение к нему приведут к духовному, к Богу.

Но если семейные традиции и обычаи, поддерживающие Душевные Силы теряются, тогда дети уже меньше читают, меньше слушают музыку, а внуки могут и вовсе этим не заниматься.

Закон Хранения в человеке
образа истины

Каждый человек рождается на свет с искрой Божией. Более того, именно образ Божий и составляет все самое лучшее в человеке. Каждый несет в себе образ истины. Но, к сожалению, не каждый следует этому образу.

Матери знают, как некрасиво выглядит сморщенное личико новорожденного младенца, только-только появившегося на свет Божий. Но постепенно это личико расправляется и проступает лик младенца. Этот лик передает содержание истины, весть Духовного, которое присутствует в человеке как его Совесть.

Но вот младенец растет. И постепенно, по мере того, как он обретает свое личностное «Я», т.е. укрепляется в своем Эгоистическом ядре, все больше и больше лик сменяется лицом, а к подростковому возрасту в особо напряженных ситуациях бывает так, что и лица-то становится не видать.

Определенное состояние души человека обычно проявляется в его внешнем облике. Поэтому, когда человек находится в духовном просветлении, это видно и по глазам, (глаза «светятся») и по облику самого лица, в котором проявляется лик. Когда же человек находится в обычной житейской суете и погружен в решение самых простых потребностей, духовное на это время ему почти не свойственно. Тогда лик превращается в лицо.

Перед каждым человеком ставится внутренняя задача восстановления нравственного образа не только в себе самом, но и в домочадцах, прежде всего в детях, в супругах. Это довольно сложная проблема, потому что большинство не знает, с чего начать и как восстановить. Не только человек вниманием своим хранит в себе духовное состояние, но и само духовное, которое в нем есть, хранит в человеке правду действия в правде отношения к другому человеку. И потому Закон Хранения внутреннего образа истины является основным из трех рассматриваемых законов.

В силу запечатлений дети вырастают поразительно похожими на своих родителей и еще более — на бабушек и дедушек. Причина этого — доверие взрослым. Каким же строгим должно быть отношение к себе, хранение внутреннего образа истины, если осознаешь, что ты служишь примером, воспитывая своего сына или дочь! Осознание родительской ответственности за детей и перед детьми порождает особый внутренний уклад ежедневной внутренней работы над собой, над сохранением в себе образа истины.

Смысловые
жизненные циклы

На протяжении своей жизни человек, достигая того или иного возраста, проходит периоды, когда осознание смыслов жизни на некоторое время теряет ясность. Человек теряется, начинает метаться между жизненными смыслами и существующими ценностями. В эти периоды человек начинает испытывать в себе существование особых циклов, проходя через которые, он, в конечном итоге, склоняется либо в сторону Совести, либо отдается вновь во власть Эго-влечений. Точки формирования смыслов — это и есть кульминационные точки, в которых человек как бы заново пересматривает возможности своих поступков, заново пересматривает то ядро, которое действует в нем.

Точки перелома в духовной жизни человека происходят в 6 лет, затем в 18, 30, 42, 54, 66 и 78 лет. Цифры эти вовсе не претендуют на научность, потому что все то, о чем будет сказано далее, является моим личным наблюдением.

Каждый человек слышит свою Совесть по-своему. Совесть одного может не совпадать по оценке в идентичных жизненных ситуациях с совестью другого.

 В основном человек живет своим телесным и душевным «Я» и часто не слышит своего Духовного, т.е. Совести. Господь удивительным образом устроил так, что у человека есть периоды или точки в развитии, когда человек начинает явственно слышать зов Духовного.

В этих жизненных точках мне видится промыслительное действие Божие относительно человека. И сколько бы человек ни погрязал в душевном и телесном, сколько бы ни попирал при этом Духовное в себе самом, любящий Бог дает моменты, когда Духовное все же пробивается сквозь эту житейскую толщу и начинает заявлять о себе.

Эти моменты в жизни человека непременно возникают, причем независимо от того, в каких обстоятельствах живет человек, независимо от его мировоззрения, воспитания, нравственных представлений. Так или иначе они восстанавливают в человеке всю полноту его глубинного «Я». В результате в этих точках появляется возможность начать жизнь заново, для того, чтобы идти ко всей предназначенной ему полноте.

Есть люди, для которых знание о такой точке, которая принесет непонятные переживания, может стать предметом их внутренней тревоги, особых внутренних ожиданий. Подобная ситуация часто бывает тягостна, и в некоторых случаях лучше бы человек и вообще о ней ничего не знал. И, тем не менее, человеку нужно не столько знать об этих точках, сколько правильно подготовиться к ним. Человеку необходимо научиться в эти ответственные жизненные моменты ориентироваться в своих поступках, действиях, научиться опираться на внутреннее «Я».

Шестилетний возраст, к счастью, за счет радостной увлеченности детства проходит легко. Дети минуют эту точку без существенных трагедий. Хотя чем дальше мы сейчас идем от поколения в поколение, тем более уже на шестилетках начинает замечаться неправедность ситуации.

Редко, но встречаются дети подготовленные к этому возрасту. Приученные к послушанию в этот период еще более укрепляются в нем. Духовное ребенка естественно вкладывается в привычное и сродное ему действие послушания.

Совсем иным образом ведут себя дети своевольные, избалованные, пребывающие в излишнем внимании, нежности и заботе взрослых. В шестилетнем возрасте в них резко активизируются эгоистические черты характера — упрямство, капризность, обидчивость, злоба, зависть, жадность. У беспризорных детей появляется мало управляемая самостоятельность, тяга к перемене мест, общения.

Духовное ребенка, оживающее навстречу взрослым и вместе с ними к Богу, вместо этого перехватывается эгоистическими узами (узы духа) и ведет себя крайне бессовестно. Поведение большинства детей в этом возрасте чаще всего неустойчиво: от одной крайности до другой. Добро в одну минуту может смениться злом и наоборот. В этом состоянии ребенка для его нормального развития особенно важно отношение родителей к нему. Строгое и требовательное отношение родителей помогает ему найти опору сначала в родителях, а затем и в себе. И наоборот, непоследовательность родителей, неумение следовать своему родительскому слову или же боязнь наказывать ребенка, либо потакание ему во всем развращает дитя.

Навыки этого возраста сказываются затем на всей последующей жизни. Устойчивость или неустойчивость характера, попечение о людях или себялюбие, восприимчивость к религиозному или отторжение от него в немалой степени зависят от того, как складывалась жизнь ребенка в переломной точке. Особенное значение характер прохождения шестилетней точки имеет для точек последующих — в 18, 30 лет и других.

Восемнадцатилетняя смысловая точка отличается тем, что она впервые в человеке происходит осознаваемо, а также тем, что он в настоящее время попадает в нее совершенно незащищенным.

Например, человек живет до восемнадцати лет телесными и душевными ценностями, а о духовном даже и не задумывается. И тут вдруг, ближе к восемнадцати годам, он начинает слышать в себе духовное «Я». Защитный механизм Совести, вопреки акценту Эго на душевное и телесное, заявляет о себе. Ценности, которыми юноша жил, начинают расплываться, уходить из-под ног. До этого была полная уверенность в жизни, в целях, смыслах и средствах, которыми можно достичь эти цели. Теперь человек как бы не может опираться на эти ценности, потому что они куда-то ушли... Так как большинство юношества до восемнадцати лет с Духовным не встречалось, проявление Духовного в себе воспринимается с тревогой. Это некое новое, совершенно незнакомое, непонятное, неизвестное состояние. Из-за страха перед неведомым у многих начинается период избегания Духовного. Современные юноши и девушки оказываются совершенно не подготовленными к этому периоду.

Душевные ценности многих молодых людей недостаточно сформированы, большинство из них не знает, куда идти после школы и какие смыслы в жизни являются значимыми, какие — нет. Все их знания опираются на душевные и телесные ценности, и когда в восемнадцать лет эти ценности расплываются, то они приводят человека к нулевой ситуации. Внутреннему опереться не на что, и кажется, что смысл жизни потерялся вообще. Наступает состояние внутренней трагедии, одиночества, безысходности, отчаяния. В результате многие из молодых людей в таком состоянии пытаются покончить жизнь самоубийством.

Печально, что эта точка совпадает с призывом в армию. При нынешних взаимоотношениях в армии, выжить в этой точке внутренней неразберихи, опустошенности для какой-то части призывников оказывается чрезвычайно трудно. Служба в армии для них может закончиться трагично. Не будем касаться крайних случаев, когда люди просто погибают. Возьмем случаи, когда молодые парни выносят из этих двух лет тяжелую душевную травму. Потребуется еще два года, чтобы человек восстановился в Душевных Силах, но бывает это растягивается на одно-два десятилетия. Психологически люди просто ломаются. Вместо того, чтобы после двух лет пребывания в армии обрести мужество, стойкость и внутреннюю силу, молодые ребята теряют даже то, позитивное что до имели этого. Процесс восстановления по окончании срока службы происходит с большим трудом.

Что происходит в период восемнадцатилетия с верующими людьми? Им известен опыт встречи с Духовным. Более того, они знают силу пребывания в молитве, в таинстве общения с Богом, они явственно слышат в себе голос Совести. И когда в восемнадцать лет усиливается в них духовная потребность, она рождает радость, которая переживается как умножение Духовного уже известного, радостного, но теперь обретаемого в некоторой новой полноте. Поэтому восемнадцатилетие для верующих — это начало более глубокого вхождения в область Духовного.

Другое дело, что действительно верующей молодежи у нас почти нет. Везде лишь начало веры, первые шаги, опыт церковной жизни составляет не более трех-семи лет, чаще всего без глубокой полноты пребывания в Церкви. Отсюда в современных молодых людях немало греховного груза, самодостаточности, самоугодия, тщеславия и прочих страстей. Все это вступает в борьбу с пробуждающимся духом и создает много различных перепадов настроения, неустойчивость в смыслах, неуверенность в поступках. Из этого следует, что и для верующей молодежи этот возраст дается непросто. Но у них хотя бы есть ясные ориентиры того, как преодолевать западения в Эго-состояния: духовная беседа, исповедь, причастие, молитва, Евангелие, святоотеческие наставления. Поэтому возрастная точка становится для них временем сугубого научения, как бы учебным плаванием в море своих настроений и житейских коллизий.

Если бы человек во внутренней своей жизни стоял на месте, то у него никогда бы не возникали новые переживания. На каждом этапе развития происходит определенное углубление. Речь идет не о горизонтальном развитии, а о вертикальном. Поэтому момент появления таких переживаний является ступенью постижения новой глубины. Пока человек только периодически «ныряет» к глубокому уровню проживания собственного «Я», каждое такое краткосрочное погружение доставляет ему немало сложных потрясений, а когда достигает стабильности на новой глубине, первое время возникает ощущение неосвоенности, неприятия окружающего мира, размежевания с ним. Это естественное состояние, и не стоит так трагично вглядываться в него и придавать ему отчаянное значение.

Молодежи нужно говорить о вертикальном развитии. По причине незнания того, что же это такое, взрослые об этом не говорят. Для большинства из них существует только горизонтальное развитие, т.е. развитие Способностей, вкусов, эмоциональных проявлений характера. Но это все лишь приданое к развитию, а вовсе не само развитие. Вертикальное же развитие — это развитие смыслов, Сил Души и Духовного. С семи лет необ­ходимо начать разговор о том, что в человеке существует особая глубина, и что истинная красота вовсе не во внешнем, а как раз в этой глубине. И чем глубже человек погружается в себя, тем большую красоту он открывает, и от этой внутренней красоты он и внешне делается красивым.

Родители должны раскрывать это в детях не только в домашних беседах, но и всем укладом домашней жизни. Именно здесь, дома, в них происходит глав­ная закладка личного опыта, в том числе закладка знаний и опыта о трехсоставности человека.

Немало в этом смысле может сделать школа, а также любое культурное учреждение. Культура берет свое начало от Духовного, от врожденной способности человека обращаться к Богу и слышать Его. Поэтому, говоря о Духовном, она не может не говорить не только о Боге, но и о самом человеке. Источником Духовного является Бог, носителем Духовного является человек, а вовсе не предметы культуры. К сожалению, вся современная культура обращена в предметность, а если она в чем-то и касается человека, то лишь его горизонтальных пластов движения, т.е. его Способно


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.