Понятие об управлении парусным кораблем — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие об управлении парусным кораблем

2019-07-12 242
Понятие об управлении парусным кораблем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если встать на палубе корабля лицом к носу, то с правой стороны будет правый борт корабля, а с левой — левый. Если, стоя на верхней палубе, повернуться лицом к ветру, то тот борт, который будет перед глазами и на который дует ветер, будет называться наветренным, а противоположный ему — подветренным. Направление, по которому корабль идет, называется его курсом. Если при данном курсе ветер совершенно попутный кораблю и дует прямо в корму, то говорят, что корабль идет на фордевинд. Если ветер попутный, но дует немного справа или слева, то такое направление ветра называется бакштаг. Если ветер дует перпендикулярно курсу, то корабль идет в галфвинд, или вполветра. Когда ветер будет дуть немного с носа, то корабль будет идти бейдевинд. Если ветер вообще дует в правый борт корабля, каково бы ни было его направление, то говорят, что корабль идет правым галсом, а если ветер дует в левый борт — то левым галсом. Наконец, если ветер дует прямо навстречу, то говорят: ветер дует в лоб.

Быстрее всего парусные корабли ходят в бакштаг. При ходе на фордевинд задние паруса всегда отнимают часть ветра от передних, и судно идет несколько медленнее, кроме того, подталкиваемое прямо сзади, судно рыскает, то есть неожиданно бросается из стороны в сторону, и рулевому надо быть очень внимательным. В галфвинд суда хороших форм ходят не хуже, чем в бакштаг, но уже, кроме поступательного движения вперед, имеют некоторый снос вбок, под ветер — дрейф. Дрейфом называется угол между кажущимся курсом судна, по которому правят, и фактическим курсом, по которому оно идет.

В бейдевинд хорошие суда с прямым вооружением могут лежать до 5,5 румба от линии ветра, а с косым — до 4 румбов. При этом, конечно, дрейф судна увеличивается, и чем судно полнее и плоскодоннее, тем больше бывает дрейф. Румбом называется 1/32 часть окружности, то есть 11°15' дуги. Главные румбы по русскому компасу будут: N (норд) — север, О (ост) — восток, W (вест) — запад, S (зюйд) — юг, NO (норд-ост) — северо-восток, SO (зюйд-ост) — юго-восток, SW (зюйд-вест) — юго-запад, NW (норд-вест) — северо-запад. Если расположить паруса так, что одни будут работать вперед, а другие назад, то судно потеряет движение вперед и его будет только медленно сносить ветром вбок; такое положение судна называется лежанием в дрейфе. В дрейф кладут парусное судно тогда, когда его надо быстро и ненадолго остановить, например, при падении человека за борт и необходимости спустить на воду одну из корабельных шлюпок или принять на ходу шлюпку с другого корабля или с берега.

Менять курс корабля так, чтобы ветер становился менее попутным, называется приводить, менять курс так, чтобы ветер становился более попутным, — спускаться, или уваливаться. Если корабль неожиданно бросается носом к ветру, говорят: корабль (или рулевой) рыскнул, а если бросился под ветер — увалился. Если кораблю нужно продвигаться вперед против ветра, то он держит бейдевинд то одним, то другим галсом и таким образом, идя зигзагами, понемногу продвигается вперед. Это называется лавировать.

Чем ближе лежит судно к линии ветра и чем меньше его дрейф, тем успешнее оно лавирует. Острые и глубокие суда лавируют лучше тупых и мелких. Переход судна с одного галса на другой называется поворотом. Если судно приводит и пересекает линию ветра, то такой поворот называется оверштаг, а если спускается, переходит линию ветра, а затем снова приводит, поднимаясь до бейдевинда другого галса, то поворот называется через фордевинд.

 

Понятие о судовождении

 

Когда судно отойдет от берегов и потеряет из виду маяки и другие отличительные знаки, устанавливаемые на морских побережьях и на воде близ входов в порты для того, чтобы по ним могли ориентироваться мореплаватели, то оно руководствуется в своем пути морскими картами и компасом. Морские карты чертят в крупном масштабе, на них показаны все подробности и нанесены глубины моря. Капитан чертит, или, по-морскому, прокладывает, предстоящий путь корабля на карте карандашом.

Само собой разумеется, что в зависимости от конфигурации лежащих на пути корабля берегов, островов, отмелей, подводных камней и т.п. этот путь не может выражаться прямой линией и представляет собой ряд отдельных курсов между различными точками на морской карте.

Курс, нанесенный на карту, называется истинным курсом. Для того чтобы идти этим курсом по компасу, надо учесть склонение компаса, то есть уклонение магнитной стрелки компаса от истинного меридиана к востоку или западу под влиянием земного магнетизма, и девиацию, то есть уклонение стрелки под влиянием железа, имеющегося на судне. Склонение компаса, различное в различных местах земного шара, показано на морских картах, а девиацию надо уметь вычислить, определить для каждого курса или уничтожить при помощи кусков намагниченного железа, укрепляемых вокруг судового компаса. Курс корабля с учетом склонения называется магнитным, а с учетом склонения и девиации — компасным. Склонение и девиация, вместе взятые, называются общей поправкой курса (компаса).

Чем дальше уходит судно от берегов, чем чаще меняет свой курс, например, если ему приходится идти лавировкой и делать частые повороты, тем, конечно, с меньшей уверенностью можно определить путем так называемого счисления или прокладки всех курсов корабля на карте его место. Увеличению ошибок очень сильно способствуют морские течения и ветры, сбивающие судно с курса, по которому оно правит, и мешающие точно определить пройденное им по каждому курсу расстояние.

Часто бывает, что судно считает себя в одном месте на карте, а, проверив себя по открывшемуся маяку или берегу или одним из астрономических способов, о которых будет сказано ниже, оказывается в другом, иногда на десяток-другой миль впереди, сзади или в стороне от предполагавшейся так называемой счислимой точки. Между тем судно только тогда может идти с уверенностью в безопасности своего пути, когда оно каждую минуту точно знает свое место на карте. Неоценимые услуги оказывает в этом отношении морякам лот — инструмент для определения глубины моря и доставания со дна образчиков грунта.

Простой лот состоит из свинцовой гири пирамидальной или конической формы, привязанной к линю, размеченному путем так называемых марок на метры. В дне лота устроена ямка; в нее вмазывают сало, растертое с мелом, к которому пристает образчик грунта. Для того чтобы лотом измерить более или менее значительную глубину, надо почти остановить ход судна, то есть пароходу застопорить машину, а парусному судну лечь в дрейф. Это, конечно, вызывает большую потерю времени, но теперь имеются механические лоты и эхолоты, которыми можно измерять глубины моря на ходу корабля.

Сличая полученные глубины и образчики грунта с теми, которые помечены в данном месте на карте, можно проверить свое место или, во всяком случае, если они не сходятся, знать, что предполагаемое место корабля неверно, и плыть дальше осторожно.

Скорость судна и пройденное им расстояние определяются инструментом, называемым лагом. Лаги тоже бывают простые и механические.

Когда судно плавает вблизи берегов и проходит приметные и обозначенные на карте предметы, например маяки, башни, церкви, выдающиеся в море оконечности мысов и т.п., то можно точно определить его место, заметив одновременно по компасу направление, или пеленги, двух или трех предметов, исправив их общей поправкой на данный курс корабля и проведя карандашом на карте линии в обратном направлении от этих предметов. Пересечение этих линий даст точное место корабля на карте. Это называется определением по пеленгам.

В открытом море определяют место корабля астрономическими способами. Их много, но мы объясним здесь суть простейших.

Небесные светила в своем вечном движении описывают дуги. Дуги и пути, описываемые главнейшими светилами, вычислены астрономами. Возьмем солнце. Нам кажется, что до полудня оно непрерывно поднимается, после полудня начинает снижаться. Если в момент полудня измерить особым угломерным инструментом, называемым секстаном, угол между глазом наблюдения, горизонтом и солнцем, то по величине этого угла можно определить широту места, так как у полюсов этот угол будет гораздо острее, чем у экватора, где солнце в полдень стоит почти прямо над головой.

На всяком морском судне имеются особые, чрезвычайно точные часы, называемые хронометром. Хронометр поставлен всегда по времени какого-нибудь определенного места, например города Гринвича в Англии, в котором имеется знаменитая обсерватория и меридиан которого принято считать на морских картах нулевым и от него вести счет.

Мы знаем, что если от меридиана какого-нибудь места ехать на восток, навстречу движению солнца, то время будет увеличиваться, а если ехать на запад, то уменьшаться. Например, в тот момент, когда в Ленинграде полдень, во Владивостоке будет уже 6 ч. 47 м. вечера, а в Нью-Йорке всего только 5 ч. 04 м. утра того же дня.

Поэтому если путем наблюдения над движением каких-либо светил точно определить время какого-нибудь момента на корабле и одновременно заметить время этого момента по хронометру, то разница во времени покажет нам и разницу по долготе между меридианом Гринвича, то есть долготу места.

Место корабля, определенное астрономическим способом и нанесенное на карту, называется его обсервованным пунктом (обсервация — наблюдение). Если счисление или прокладка по карте велись безошибочно, показания лага и общая поправка на курс, которым шел корабль, верны, то по разнице между счислимым и обсервованным пунктами корабля можно определить силу и направление морского течения, которое на него действовало.

 

 

Комментарии

 

Дмитрий Афанасьевич Лухманов считал, что для его произведений важное значение имеет комментарий. Им написана «Маленькая морская энциклопедия», помещенная в данном сборнике.

Ниже в алфавитном порядке приводятся морские термины, некоторые географические названия и пояснения слов, имен и понятий, с которыми читатель знакомится, читая книгу «Жизнь моряка».

 

Абордаж — подход враждебных судов вплотную для рукопашного боя.

Авария — повреждение судна.

Аврал — работа по срочному вызову всего личного состава корабля, когда одна вахта не может справиться с выполнением задания.

Азорские острова — архипелаг вулканического происхождения в Атлантическом океане у северо-западных берегов Африки.

Анкерок — бочонок в одно, два, три ведра и больше; употребляется для хранения воды, вина, уксуса.

Антициклон — область повышенного давления в атмосфере, с максимумом в центре. Характеризуется малооблачной и сухой погодой со слабыми ветрами.

Ахтерлюк — кормовой люк.

Ахтерштевень — вертикальный брус, образующий кормовую оконечность киля судна. К ахтерштевню подвешивается руль.

 

Бак — носовая часть палубы корабля от форштевня до фок-мачты. Полубак — возвышенная надстройка, занимающая часть бака.

Бакан, или буй, — большой поплавок, иногда с колоколом, иногда с фонарем, стоящий на якоре для обозначения опасного (мелкого) места.

Баковый — вахтенный матрос, выполняющий работу на баке.

Бакштаг — 1) курс корабля под тупым углом к линии направления ветра; 2) снасти, держащие с боков и сзади стеньги, брам-стеньги и бом-брам-стеньги.

Балл — число, обозначающее силу ветра или волны по шкале. По принятой у нас шкале Бофорта сила ветра обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а волны — от 0 до 9.

Банка — 1) мель среди глубокого места; 2) скамейка, сиденье на шлюпке.

Батавия — прежнее название столицы Индонезии Джакарты.

Бар — мелководье, гряда поперек реки от наносного песка и ила.

Барк — судно с прямым вооружением на передних мачтах и с косым на задней мачте.

Баркентина, или шхуна-барк, — судно с тремя и большим числом мачт, из которых фок-мачта имеет прямое вооружение, а все остальные — косые.

Бегучий такелаж — такелаж, обеспечивающий маневры с парусами и рангоутом. Для облегчения тяги пропущен через блоки.

Бейдевинд — курс корабля под острым углом к ветру.

Бейфут — обойма, прижимающая рей к мачте или стеньге.

Бензель — обвязка из тонкого линя для скрепления двух тросов вместе.

Бизань-мачта — задняя мачта всех судов, имеющих три, четыре и более мачт.

Бимсы — поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие балками для настила палубы.

Бискайский залив — залив Атлантического океана у западных берегов Европы, между материком и Пиренейским полуостровом. Часты штормы. Впадают крупные реки Лаура и Гаронна. Основные порты: Брест, Сен-Назер, Рошфор (Франция), Сан-Себастьян, Бильбао, Сантандер (Испания).

Битенг — деревянная или чугунная тумба, служащая для крепления толстых снастей, буксиров, иногда якорных канатов (цепей).

Битенг-краспица — поперечный брус на битенге или паре битенгов.

Блок — приспособление с вертящимся колесиком-шкивом внутри, через который пропускают трос для тяги.

Блокшив — старое судно, поставленное на якорь и служащее плавучим складом, пристанью или казармой.

Боканцы, или шлюпбалки, — железные стойки особого устройства и формы, расположенные на судне и служащие для подъема и спуска шлюпок.

Бом-брамсели — четвертые снизу паруса на судне с прямым вооружением.

Бора — местный, сильный (до 40—80 м/с) холодный ветер на Адриатическом побережье Югославии, на Черноморском побережье в районе Новороссийска. Обычно бывает зимой.

Бостон — город и порт на северо-востоке США, расположен при впадении реки Чарлз в Массачусетский залив Атлантического океана.

Боцман — руководитель палубной команды судового экипажа, заведует всеми работами на палубе и содержанием судна в чистоте.

Брамсель — третий снизу парус на судне с прямым вооружением.

Брасы — снасти, служащие для вращения рей в горизонтальном направлении. Брасопить — ворочать реи при помощи брасов.

Брашпиль — механизм с горизонтальным расположением барабанов, служит для подъема и спуска якорей и швартовных операций.

Бриг — двухмачтовое судно с прямыми парусами на обеих мачтах.

Бригантина, или шхуна-бриг, — двухмачтовое судно с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на грот-мачте.

Бугель — кольцо из плоского металла на рангоуте.

Буй — см. бакан.

Буек — небольшой поплавок, показывающий место якоря, когда он отдан.

Бухта — 1) небольшой залив; 2) трос, свернутый кругами. Бухта троса, изготовленная на заводе, имеет длину 200 метров, или 100 саженей.

Бушприт — наклонная мачта на носу судна.

Бык-гордень — одна из снастей для уборки парусов.

 

Вал — отдельная крупная волна, в шторм достигает высоты 9 и более метров.

Валек — утолщенная часть весла, оно делится на ручку, валек, веретено и лопасть.

Валкость — недостаточная остойчивость, склонность судна от малейших причин наклоняться набок; валкость считается плохим и даже опасным свойством судна.

Ванты — тросы, укрепляющие мачты, стеньги, брам-стеньги с боков.

Ватервейс — деревянный брус или металлический лист, соединяющий палубу с бортами судна.

Ватерлиния — черта, по которую судно углубляется в воду. Предельное, разрешаемое законом каждому судну углубление ограничивается грузовой ватерлинией.

Ватерштаг — толстые металлические прутья или цепи, притягивающие бушприт к форштевню.

Вахта — дежурство на корабле.

Верп — небольшой якорь.

Верфь — место, где строят суда, судостроительный завод.

Вест-Индия — общее название островов Атлантического океана между материками Северной и Южной Америки. В нее входят острова Багамские, Б. Антильские и М. Антильские (относятся к Северной Америке). В Вест-Индии расположено социалистическое государство Куба, а также Гренада, Гаити, Доминиканская Республика, Тринидад, Тобаго, Ямайка, Барбадос. Острова обнаружены в поисках Индии Х. Колумбом (1492—1502). Ошибочно считались частью Азии (Ост-Индия), позже стали именоваться Вест-Индия.

Веха — шест с поплавком, поставленный на якоре или на камне. На верхнем конце крепится или подобие метлы из толстых прутьев, или цветной флаг. Вехами обставляются мели и другие препятствия на пути кораблей, например затонувшие суда.

Виго — город, порт на Атлантическом побережье Испании, центр лова и обработки рыбы; судостроительная, автомобильная промышленность.

Водоизмещение — объем воды, вытесняемый судном. Вес этого объема равен весу корабля.

Водорез — наружная кромка форштевня ниже ватерлинии.

Вооружение — оснастка судна, совокупность рангоута, такелажа и парусов.

Впередсмотрящий — дежурный матрос на носу корабля, наблюдающий за горизонтом и немедленно сообщающий обо всем, что он увидит, вахтенному помощнику капитана.

Выбленки — тонкие веревки, навязанные поперек вант и образующие вместе с вантами как бы веревочную лестницу для всхода на мачты и реи.

Вымбовки — длинные бруски из твердого дерева, служащие для вращения ручных шпилей (воротов). Вымбовка имеет вид палки около двух метров длиной и диаметром на одном конце около 10 см, а на другом — около 6 см.

Вымпел — длинный узкий флаг.

 

Гавань — пространство воды, огражденное природой или искусственными сооружениями от морских волн и служащее для стоянки судов.

Гак — металлический крюк.

Гакоборт — борт, ограждающий корму корабля.

Галс — 1) снасть, притягивающая с наветра нижние углы прямых парусов. 2) если ветер дует справа, то говорят: судно идет правым галсом, если слева — левым галсом.

Галфвинд или полветра, — направление ветра, перпендикулярное курсу судна.

Гальюн — уборная на судне.

Гандшпуг — увеличенная вымбовка, служащая рычагом при работе с большими тяжестями.

Гафель — наклонное дерево, прикрепленное одним конусом к мачте и служащее для крепления или растягивания верхней шкоторины (стороны) косых парусов, имеющих форму неправильной трапеции.

Гибралтар — территория на юге Пиренейского полуострова, у Гибралтарского пролива, включая скалу и песчаный перешеек, причленяющий ее к полуострову. Военно-морская и военно-воздушная база Великобритании. Транзитный порт, бункеровка судов, доки, склады, нефтехранилища.

Гик — бревно для прикрепления или растягивания нижней шкоторины (стороны) косых парусов.

Гитовы — снасти, служащие для подтягивания кверху нижних углов паруса при уборке.

Гнать к ветру — держать бейдевинд круто, т.е. очень близко к линии ветра.

Гольфстрим — теплое течение северной части Атлантического океана. Берет начало во Флоридском проливе и продолжается до Нью-Фаундлендской банки. Система теплых течений, образуемых Гольфстримом, оказывает большое влияние на климат Европы, обусловливает незамерзаемость Норвежского моря, юго-западной части Баренцева моря и северо-восточной части Гренландского моря у берегов Шпицбергена. Благодаря влиянию Гольфстрима Мурманск является незамерзающим портом СССР.

Гордень — снасть, проходящая через один одношкивный блок.

Горн — мыс, крайний южный пункт Южной Америки на острове Горн, к югу от Огненной Земли. Открыт в 1616 г. голландцами Я. Лемером и В. Схаутеном, назван по имени родины Схаутена — города Горн (Хорн).

Гринок — город в Великобритании (в Шотландии) в течении реки Клайд. Судостроительная промышленность.

Грот — нижний парус на грот-мачте.

Грот-люк — средний люк на палубе судна.

Грот-мачта — средняя, самая большая, мачта на корабле.

Грот-трюм — средний судовой трюм.

Гюйс — особый флаг, который поднимается при стоянке на якоре на носу военного корабля 1-го или 2-го ранга.

 

Двойное дно, или внутреннее, имеется на всех военных кораблях и на больших судах торгового флота; служит для предохранения днища от последствий пробоин, увеличивает надежность корпуса. Пространство между внутренним дном и наружным называется междудонным и делится продольными и поперечными перегородками на отсеки, которые бывают порожними или используются для хранения воды, нефти и пр.

Двухдечный корабль — военный корабль старого типа, имевший над водой кроме верхней еще две нижние палубы с пушками.

Дейдвуды — острые места днища в самых оконечностях судна.

Девиация — отклонение стрелок магнитного компаса под действием судового железа.

Дека — палуба.

Держать на створе, идти по створу — идти так, чтобы два или несколько наблюдаемых с судна предметов сливались в одну линию, например видеть мачты и трубу встречного парохода в створе или идти по створу двух маяков.

Дифферент — разница углубления судна в воде между кормой и носом. Дифферент на корму обычно делается для придания судну лучшей поворотливости. Дифферент на нос, наоборот, ухудшает поворотливость и придает судну некрасивый вид. Если судно имеет дифферент на нос, то моряки говорят; «Судно сидит в воде свиньей».

Доброй Надежды мыс — скалистый мыс на юге Африки. Первым из европейцев приплыл к нему Б. Диаш в 1488 г., назвав его Мысом Бурь. Португальский король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды (имея в виду надежду достигнуть отсюда Индии).

Докмокрый док — участок гавани или порта, в котором вода поддерживается на одном уровне. Такие доки устраиваются в местах, подверженных действию прилива и отлива, для удобства погрузки и выгрузки судов, стоящих у причалов. Сухие доки — бассейны, в которые ставятся корабли для ремонта. После ввода судна в такой док вода из него выкачивается, и судно остается на подставках, называемых стапель-блоками. Ворота особого устройства, плотно закрывающие входы в доки, именуются батопортами. Плавучий док — плавающее сооружение, которое притапливается, а затем, после откачки воды из доковых отсеков, поднимается вместе с поставленным на него для ремонта судном.

Дорошевич Влас Михайлович (1864—1922) — русский журналист, театральный критик. В острых фельетонах обличал произвол царских властей.

Драек — продолговатый конус из твердого дерева, употребляемый при такелажных работах.

Драить, надраивать — туго натягивать, в переносном смысле --оттирать, очищать что-нибудь. Например, моряки говорят: «драить медяшку», что значит начищать медные детали до блеска.

Драйреп — цепь или проволочный трос, прикрепленный к рею и проходящий через блок для его подъема. Всякий драйреп кончается обычно талями, называемыми фалами. Например, марса-драйреп и марса-фал вместе составляют приспособление для подъема марса-реи.

Дрейф — отклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра, течения, сильной волны и напора льда. Лечь в дрейф — расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один из них судно шло вперед, а от действия его на другие — пятилось назад, вследствие чего судно держится почти на месте.

Дувр — город, порт в Великобритании, в графстве Кент, у пролива Па-де-Кале, связан ж.-д. паромом с Дюнкерком (Франция).

Дюйм — дольная единица длины, равная 2,54 сантиметра.

 

Есть — слово, заменяющее на флоте ответы: хорошо, слушаю, понял, будет исполнено. Происходит от английского слова Yes (да).

 

Жвака-галс — кусок цепи той же толщины, что и якорный канат, крепится за обух, вделанный в корпус корабля скобою.

Журналы вахтенный и машинный — шнуровая книга, в которой вахтенный помощник капитана на мостике, в рубке, а вахтенный механик в машине записывают все обстоятельства плавания и все происшествия с судном, механизмами и его экипажем в море, возле берега, во время стоянки у причала.

 

Загребной — ближайший к рулевому гребец, по нему равняются все остальные гребцы шлюпки.

Задраивать — плотно закрывать.

Заедать, заесть в шкиве — говорят про снасть, когда что-нибудь ее зажало и мешает ей свободно тянуться.

Зеленый мыс — мыс на берегу Черного моря в районе Батуми. Здесь находится Батумский ботанический сад, основанный в 1912 г. ботаником-географом А.Н. Красновым.

Зеленого Мыса Острова — архипелаг в Атлантическом океане, приблизительно в 600 км от Зеленого мыса в Африке.

Зондский пролив — пролив между островами Суматра и Ява в Индонезии, в Зондском проливе расположен вулкан Кракатау.

Зюйдвестка — широкополая морская непромокаемая шляпа.

Зыбь, мертвая зыбь — пологое волнение без ветра, иногда может достигать крупных размеров; бывает или после продолжительного ветра, когда море не может сразу успокоиться, или перед ветром, когда по соседству дует сильный ветер и гонит перед собой волну. Мелкая зыбь, или рябь — малое волнение.

 

Идти — судно идет, его экипаж, принимающий участие в движении корабля, также идет. Пассажиры, которых везут моряки, едут. Например, пассажир сообщит: «Я еду на пароходе», моряк же скажет: «Я иду на пароходе».

Иллюминатор — круглое окно из толстого литого стекла в металлической раме, вмонтированной в борт корабля.

Иман — город в Приморском крае РСФСР, на реке Иман.

 

Кабельтов — толстый трос. Так как раньше парусным кораблям без помощи буксирных пароходов часто приходилось перетягиваться с места на место путем завоза на шлюпке верпа с привязанным к нему кабельтовом, то вошло в практику измерять расстояние меньше мили числом кабельтовых. Кабельтов — 100 шестифутовых морских саженей. В одной морской миле 10 кабельтовых.

Каболка — толстая нить, из которой свиваются тросы, которые состоят из прядей, а пряди — из каболок.

Каболочные стропы — пеньковые кольца, которые связаны; ими охватывают груз при подъеме талями.

Каботаж — плавание у своих берегов и между портами своего государства, Каботажное судно, каботажник — судно, плавающее у своих берегов без захода в заграничные порты.

Кадис — крупный порт на юге Испании, в Андалусии.

Камбуз — судовая кухня.

Камлот — плотная ткань из шерсти (часто с примесью шелка или хлопчатобумажной ткани).

Кампания — плавание, поход, навигация. («Я сделал на этом судне три кампании».)

Канат — канатом назывались самые толстые перлини и кабельтовы, привязывающиеся к якорю до применения для этой цели цепей. До сих пор якорную цепь часто называют цепным канатом или просто якорным канатом.

Карантинный флаг — желтый четырехугольный флаг, поднимается на передней мачте и означает, что на судне все благополучно в санитарном отношении.

Картахена — город и порт на юго-восточном побережье Средиземного моря в Испании.

Кат — кран для подъема якоря.

Катиться под ветер — уклонять нос корабля под ветер.

Каюта — комната на корабле.

Квартердек — приподнятая до линии фальшбортов кормовая палуба.

Квебрахово дерево (квебрахо) — субтропические южноамериканские виды деревьев, имеют твердую, тяжелую древесину, кору и дубильный экстракт.

КВЖД, Китайско-Восточная железная дорога, — теперь называется Китайская Чанчуньская железная дорога — была построена Россией в 1887—1903 гг. Советское правительство в 1952 г. безвозмездно передало правительству Китайской Народной Республики права на КВЖД.

Киль — продольный брус или стальной лист, идущий вдоль судна и служащий основой всей его структуры.

Кильсон — внутренний киль, идущий поверх шпангоутов (ребер) судна.

Кильватер — струя за кормой идущего судна.

Класть руль право или лево на борт — ворочать штурвал, а значит, и руль в правую или левую сторону до отказа.

Клетень, клетневка — предохранительная обивка троса тонкими линями в тех местах, где он подвергается постоянному трению.

Кливер — один из косых парусов на бушприте.

Клипер — большое, узкое и острое, быстрое на ходу судно.

Клипер-штевень — красиво изогнутый, украшенный золоченой резьбой форштевень.

Клот, клотик — точеная шишка или кружок, надеваемый на вершину мачты или флагштока. Сквозь клотик пропускаются тонкие снасти, называемые сигнальными фалами и служащие для подъема флагов

Клюз — круглое отверстие в борту судна для пропуска перлиней, швартовов или якорных канатов (якорный клюз).

Кнехт — чугунная тумба или деревянная колонка для крепления снастей.

Кноп — узел на конце снасти, не завязанный, а особым образом сплетенный из распущенных прядей.

Княвдигед — верхняя, уширенная часть форштевня на старых кораблях, сильно выступавшая вперед.

Кобе — город, порт в Японии (1,3 млн. жителей), на юге острова Хонсю, на берегу залива Осака.

Кожух — наделка, надстройка для прикрытия чего-нибудь, например кожух дымовой трубы.

Кок — судовой повар.

Коносамент — документ на груз.

Копра — высушенная питательная ткань (эндосперм) плода кокосовой пальмы — кокосового ореха. Используется для получения кокосового масла, производства маргарина и мыла.

Корабль — 1) судно вообще; 2) большое парусное судно, не менее как трехмачтовое, с прямым вооружением на всех мачтах.

Корма — задняя оконечность судна.

Кортик — нечто вроде четырехгранного кинжала, употреблялся во время абордажных боев кораблей. Впоследствии кортик получил значение отличительного личного оружия морских офицеров.

Кофель-нагель — железный штырь для крепления снастей.

Кофель-планка — дубовая толстая доска с гнездами, укрепленная у борта корабля или мачты для пропуска через нее кофель-нагелей.

Крамбол — кронштейн на носу корабля для подвешивания якоря.

Кранец — обрубок дерева или грубая подушка, набитая мягкой пробкой и оплетенная растительным тросом, свешиваемая за борт для предохранения корпуса судна от трения о причал или о другое судно.

Крейсировать — плавать в определенном море между определенными местами.

Крен — наклон судна набок, измеряется в градусах дуги инструментом, называемым кренометром.

Круче держать — держать ближе к направлению ветра.

Крепить паруса — скатывать, увязывать их на реях, или на бушприте, или около мачт.

Крепить снасть — завернуть или замотать ее вокруг головки кнехта или кофель-нагеля.

Крюйсель — марсель на бизань-мачте.

Кубрик — общее жилое помещение для команды.

Курс — направление, по которому идет судно.

 

Лавировать — двигаться вперед зигзагами против ветра.

Лаг — 1) инструмент для измерения пройденного расстояния и скорости хода; 2) борт корабля. Например, ошвартоваться лагом (т.е. боком) к пристани, к другому судну, приткнуться всем лагом к отмели.

Ла-Плата — залив Атлантического океана у юго-восточного берега Ю. Америки и морской порт на южном берегу этого залива.

Ла-Манш — французское название пролива (англичане называют его Английским каналом), проходящего между северным берегом Западной Европы и островом Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Главные порты: Портсмут, Саутгемптон, Плимут (Великобритания), Гавр, Шербур (Франция).

Левентик — положение парусов, когда они не надуты и трепещут от дующего им в кромки ветра.

Леер — туго натянутая веревка, проволока или металлический прут, служащие для привязывания парусов (леера на реях) или для защиты людей от падения в воду (бортовой леер).

Ликтрос, или ликовина — трос, которым обшит для прочности парус.

Линь — трос меньше 25 миллиметров в окружности.

Лисели — добавочные паруса, ставящиеся по бокам прямых парусов для увеличения их площади.

Лихтер — мелкосидящее вспомогательное судно, служит для подвоза и отвоза груза стоящим на якорях кораблям.

Лопасть — лопатка весла, пароходного гребного винта или колеса, последняя иногда называется гребком или плицей.

Лот — прибор измеряющий глубины, с его помощью достают образцы грунта со дна моря.

Лоция — часть науки о кораблевождении, руководство для мореплавателей, подробное описание морей и омываемых ими берегов, маяков, знаков, створов и т.д.

Лоцман — моряк-судоводитель, занимающийся проводкой кораблей в определенном районе: в проливе, порту, фиорде, канале.

Люверсы — обшитые отверстия в парусе для пропуска снастей.

Люки — отверстия в палубах: для опускания в трюм грузов — грузовые люки; для пропуска света — световые люки.

Люстрин — тонкая темная шерстяная или хлопчатобумажная ткань с блеском.

 

Маврикий — остров в западной части Индийского океана. В настоящее время на этом и ряде мелких островов расположено независимое (с 1968 г.) государство.

Мадейра — группа островов в Атлантическом океане близ северо-западных берегов Африки, а также название реки в Боливии и Бразилии, крупнейшего правого притока реки Амазонки.

Макао (Аомынь) — территория на юго-востоке Китая, включающая полуостров Аомынь, острова Тайпа и Колоане в устье реки Чжуцзян. Главный город — Аомынь (прежде — Макао).

Манила (абака) — манильская пенька, волокно, получаемое из тропического растения абака. Из манилы изготовляют морские канаты, растительные тросы и т.д.

Маневрировать — управлять судном или отрядом кораблей, меняя направление движения и скорость хода.

Манометр — прибор, измеряющий давление пара в котлах.

Мариинская водная система — искусственный водный путь, открытый в начале XIX века, вместо которого сооружен Волго-Балтийский водный путь.

Мариуполь — до 1948 г. название г. Жданова УССР, на берегу Азовского моря.

Марлинь — тонкий линь, скрученный из двух каболок или нитей.

Марс — площадка на месте соединения мачты со стеньгой.

Марсели — вторые снизу прямые паруса.

Мартын-гик — деревянная или железная распорка под бушпритом для проводки такелажа утлегаря и бом-утлегаря.

Мат — ковер, сплетенный из прядей или каболок старого троса.

Машина-компаунд — двухцилиндровая паровая машина двойного действия с параллельным расположением цилиндров: пар, отработав в одном цилиндре, поступает в другой (большего диаметра).

Мачта — вертикально или почти вертикально установленное рангоутное дерево, служит для подъема парусов и тяжестей.

Маяк — 1) башня с особо устроенным фонарем на вершине; 2) плавучий маяк — судно, поставленное на мертвых якорях у мели, находящейся далеко от берега. Плавучие маяки имеют характерную окраску, надпись крупными буквами на борту, шары из толстых прутьев и сильные фонари на вершинах мачт.

Мессинский пролив — пролив между Апеннинским полуостровом и островом Сицилия, соединяет Ионическое море с Тирренским морем.

Миля — морская мера длины, равная 1852 метрам.

Модзи — один из крупнейших портов Японии, на острове Кюсю, у пролива Симоносеки.

Молескин — род толстой бумажной ткани, идущей на одежду.

Мостик — приподнятый над бортами судна и защищенный от ветра и волн помост, простирающийся от борта до борта. С мостика управляют судном.

Муссоны — периодические ветры, изменяющие свое направление в зависимости от времени года, наблюдаются главным образом в тропиках.

Мушкель — массивный деревянный молоток для такелажных работ.

 

Набор судна — совокупность всех брусьев дерева и полос фасонной стали, составляющих скелет или каркас корабля.

Наветренная сторона, берег, борт — сторона, берег, борт, от которых или со стороны которых дует ветер.

Надраивать — начищать.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.