Логика процесса профессионального (производственного) обучения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Логика процесса профессионального (производственного) обучения

2019-07-12 191
Логика процесса профессионального (производственного) обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логика процесса производственного обучения определяет наиболее типичный и оптимальный путь осуществления, объективную структуру учебного процесса. Логику процесса производственного обучения следует понимать и рассматривать с различных сторон.

Во-первых, логика содержательная. Процесс освоения любой профессии, как было показано в предыдущем разделе, строится на основе анализа-синтеза содержания обучения. Целостный трудовой процесс, включающий разнообразные характерные для профессии виды деятельности, не может быть сразу взят в качестве основы содержания производственного обучения, даже если эти работы расположить в целях освоения в порядке возрастания

32

Таблица 1 – Классификация трудовых процессов по характеру их отношения к процессу обучения

 

Группы трудовых процессов Типичные (примерные) характеристики групп трудовых процессов и соответствующие профессии Учебно-производственная характеристика трудовых процессов Основные особенности производственного обучения
1. Трудовые процессы, основные части которых могут быть самостоятельными частями процесса обучения Обработка металлов на станках (токари, фрезеровщики и др.). Слесарные работы (слесарь, монтажник). Обработка дерева (столяр, станочник деревообработки) и др. Большая повторяемость основных операций при относительно небольшой их вариативности на разных изделиях. Возможность вычленения, учащения и варьирования операций в производственных условиях. Наличие комплексов операций Полная возможность организации производственного обучения при выполнении типичных учебно-производственных работ. Необходимость и с пользования учебных объектов для отработки некоторых первоначальных приемов работы
2. Трудовые процессы, основные части которых не могут быть самостоятельны ми частями процесса обучения Обслуживание основных процессов химического, металлургического производства (аппаратчик, оператор и др.). Обслуживание энергетических установок (электромонтеры, электромеханики). Обслуживание автоматических станков и линий (наладчики, операторы) Небольшая повторяемость операций при значительной вариативности ситуаций. Невозможность или значительная трудность вычленения и упрощения операций в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций Изучение основ профессии (приемов, операций) с применением тренажеров, учебных установок, решения ситуативных задач; работа с учебными алгоритмами, самостоятельные наблюдения учащихся
3. Трудовые процессы, промежуточные между первой и второй группами Строительные работы (общестроительные профессии). Добыча полезных ископаемых (бурильщики, проходчики, горнорабочие). Обслуживание текстильных станков (ткач, прядильщик и др.). Управление различными машинами (машинист крана, дорожно-строительных машин и др.) Большая повторяемость операций при трудности их вычленения в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций Сочетание обучения на основе производительного труда по профессии с выполнением разборосборочных и лабороторно-практических работ, работ на учебном полигоне, тренажере, выполнением учебно-тренировочных работ в учебных мастерских

33

их сложности и характера технологии выполнения. Обучение любому трудовому процессу, как правило, начинается с предварительного освоения составляющих его элементов – трудовых приёмов, операций, способов (анализ), которые изучаются, как правило, более или менее изолировано. Затем эти элементы трудового процесса все сразу или по родственным группам (видам производственных работ) применяются (отрабатываются, закрепляются, совершенствуются) в ходе выполнения учебно-производственных работ, составляющих целостный трудовой процесс (синтез).

Такой аналитико-синтетический подход определяет и содержание процесса производственного обучения, и педагогические средства (в широком их понимании) достижения результатов и является «сквозным», характерным в основном для любой профессии специальности.

Во-вторых, логика дидактическая, которая определяет взаимосвязь дидактических целей процесса производственного обучения. Эти цели постоянно и постепенно (по мере продвижения процесса обучения и накопления опыта учащихся) повышаются по сложности и степени достижимости, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности. Такая логическая взаимосвязь целей обеспечивает последовательное поступательное продвижение учащихся в освоении основ профессионального мастерства. Взаимосвязь дидактических целей процесса производственного обучения можно представить следующим рядом: отработка правильности и точности трудовых действий (структуры, рациональной последовательности, координации движений, «сноровки», соблюдение технических требований к качеству и т. д.) →достижение определённой скорости выполнения трудовых действий (темпа, ритма, производительности труда и т. д.) → формирование профессиональной самостоятельности → формирование (воспитание) творческого отношения к труду. Каждая предыдущая цель сохраняется и присутствует во всех последующих целях. Цели эти можно «привязать» к различным временным периодам производственного обучения. Так, в период освоения и первоначальной отработки основ профессии (трудовых приемов и способов, трудовых операций, видов работ и т. п.) на первый план выходят цели освоения учащимися правильности и точности трудовых действий; на этапе закрепления и совершенствования изученных приемов и операций при выполнении учебно-производственных

34

работ, имеющих комплексный характер, наряду с правильностью и точностью можно уже ставить цель формирования скорости действий – учащиеся к этому уже подготовлены. На более поздних этапах обучения ведущими целями становятся формирование и развитие самостоятельности, творческих способностей. Для реализации каждой такой цели характерны свои специфические способы организации и методики учебного процесса.

В-третьих, логика процессуальная, которая определяет типичную последовательность основных этапов (звеньев) процесса производственного обучения, каждому из которых присущи специфические функции и содержание, включающие взаимосвязанную деятельность педагога (мастера производственного обучения) и учащихся:

целевая установка (включая мотивацию учащихся);

формирование ориентировочной основы действий учащихся;

формирование (отработка) новых способов действия;

применение (закрепление, углубление, развитие, совершенствование) освоенных способов действия;

контроль (самоконтроль) и подведение итогов.

Эти звенья составляют основу дидактической структуры урока (занятия) производственного обучения.

В-четвертых, логика стратегическая, определяющая движение учебного процесса с точки зрения ориентировочной основы действий учащихся: от ориентировочной основы, формируемой непосредственно мастером производственного обучения, к ориентировочной основе, определяемой, создаваемой учащимися самостоятельно. Более подробно об ориентировочной основе трудовых действий учащихся – в последующих разделах главы.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.