Психологические особенности эстетического восприятия — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Психологические особенности эстетического восприятия

2018-01-30 279
Психологические особенности эстетического восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек – высшая ступень живых организмов на земле, объект общественно-исторического развития деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания, обладающий различными способностями. Способность – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. [28] Получая на генном уровне при рождении задатки различных способностей от своих предков, индивид, попадая в социум, развивает способности, необходимые для его проживания. Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. [28]

Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них, прежде всего, зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Большинство из задатков предопределены генетически. Кроме врожденных задатков, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка, особенно в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей. Другое

важное условие развития способностей - социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды

деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей [9, с. 72].

Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию [12, с. 27]

Развитие способностей происходит путем познания, приобретение навыков, необходимых для деятельности. Познание – процесс духовного освоения человеком мира. Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания является человек, способный отражать в своем сознании явления действительности. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области деятельности, на которую направлена познавательная деятельностьсубъекта[28]. Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств и называются способностью к чувственному отражению действительности. Существуют три формы чувственного отражения:

- представление – чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств;

- восприятие – результат активного, деятельного отношения человека к внешней среде;

- ощущение – субъективный идеальный образ предмета, отражающий и преломляющий воздействие предмета через сознание. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия невозможны без ощущений. Представление возникает на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания.

Рациональное познание основывается на способностях логического мышления, включая рассудок и разум. Рассудок оперирует понятиями в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденций к формализации, приводя знания в систему. Разум приводит знания более глубокого и обобщенного характера, анализирует данные чувственного опыта, критически оценивает собственные решения, обеспечивает получение нестандартных творческих решений. Разум дополняется рассудком, который выполняет нетворческую работу мышления.

Мышление – процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных образов действительности. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или определенный род явлений. Понятие является исходным моментом движения мысли, создающий мыслительный процесс. Суждение – это форма мышления, в котором отражается связь между предметом и его признаком, как факт его существования. В суждении может быть выражена и истина, и ложь, и заблуждение. Умозаключение является логической формой

выводного знания, основанная на переходе от некоторых суждений к новому знанию. [24]

Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями

человека: памятью, вниманием, эмоциями. Память – одна из психических

функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. [28] Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы её проявления, виды и типы многообразны. По характеру целей деятельности человека выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей. Она является генетически первичной – ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной памяти, которая позволяет запоминать с необходимой полнотой, то что необходимо человеку в данный момент. [29]

Внимание является отдельной формой психической деятельности человека и представляет собой идеальную, сокращенную и идеализированную форму контроля. Способность сосредоточиться, сконцентрировать внимание предполагает активное торможение всех посторонних движений, благодаря этому восприятие нужного объекта становиться более ясным и отчетливым. Умение устранять лишние движения позволяет расширить поле внимания[8,с.32]. Эмоция – процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно. Одна из важных особенностей эмоций заключается в способности к обобщению и коммуникации, из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусств и окружающего мира [28].

Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, когда можно

Выявитькачества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профессиональная пригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы [12, с. 287].

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая — линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения. Ребенок запоминает лучше потому, что развились и усовершенствовались нервно-психические процессы, лежащие в основе памяти, развилась органическая основа этих процессов. Ученик старшего возраста запоминает не только больше, чем ребенок младшего, но он запоминает также иначе, иным способом. В процессе развития происходит все время это качественное изменение форм поведения, превращение одних форм в другие. Есть все основания предположить, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств, для осуществления той или иной психологической операции.

Культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо,

система счисления и многочисленные культурные наследия [12, с.289]. Именно культурное наследие формирует эстетическое восприятие.

Эстетическое восприятие - процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека. Чувствоватькрасоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия [30].

Это особая форма психической деятельности человека, сущность которой заключается в том, что общественно значимое содержание произведений исторически развивающегося художественного творчества человечества становится достоянием отдельной личности, и оказывает на неё своё специфическое воздействие. Только в процессе эстетического восприятия социально-эстетическая ценность произведений искусства, красота изображаемой ими действительности становится фактом сознания конкретного человека – представителя своего социума. Эстетическое восприятие содержит в себе как элементы общебиологические и общепсихологические, так и структуры, возникшие и постоянно развивающиеся исторически с развитием человека, как социального существа и находящиеся в определённой зависимости от ведущих форм художественной деятельности людей разных исторических эпох. В процессе эстетического восприятия последовательно раскрываются естественные и социальные характеристики объектов, составляющие чувственно-изобразительные элементы. Их взаимодействие порождает значение целостного произведения, не содержащееся в его отдельных элементах. Это позволяет нам за непосредственно наблюдаемыми явлениями открывать собственно эстетическую сущность содержания произведений искусства [31].

Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта. Способность человека к эстетическому восприятию — результат длительного общественногоразвития, социальной шлифовки органов чувств. Эстетическое восприятие формируется социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями. Особую проблему для современного эстетического восприятия представляет вопрос о соотношении исторического изучения художественной литературы и других видов искусства с непосредственным художественным восприятием. Всякое изучение искусства должно опираться на его восприятие и корректироваться. Никакой самый совершенный научный анализ искусства не способен заменить непосредственного контакта с ним. Изучение призвано не «оголять», рационализировать и сводить к готовым формулам смысл произведения, тем самым разрушать художественное восприятие, а, напротив, развивать его, обогащать, делать более глубоким [32].

Восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства — с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.Однако эстетическая выразительность предметной среды не может заменить собой искусства, с его специфическим отражением мира, идейно-эмоциональной направленностью и обращенностью к самым глубинным и интимным сторонам духовной жизни человека. Вовлекая ребенка в мир изобразительного искусства, следует не забывать о таких мерах воздействия как заражение и убеждение.

Заражение – особый способ воздействия, процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психологического контакта. [21, с. 38].

Убеждение – разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека, с целью формирования у него желаемых качеств. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. [28] Эффективность убеждения зависит от соблюдения

целого ряда педагогических требований:

- высокий авторитет педагога,

- опора на жизненный опыт воспитанников,

- искренность, конкретность и доступность убеждения,

- сочетание убеждения и практического приучения,

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Любые достижения ребёнка всегда зависят от взрослых с которыми он общается: их увлечений, образованности, интерактивного общения, включающие различные методы воздействия (заражения, внушения, убеждения и т.д.). Общение взрослого и ребенка должно проходить в спокойной благоприятной обстановке, доставлять радостные минуты обеим сторонам. Доверяя опытному педагогу, дети спокойно воспринимают его рекомендации, что способствует развитию творческого воображения ребенка. Творческое воображение всегда стремиться воплотиться в реальные дела: картины, стихи, музыку, механизмы и другие предметы, необходимые людям. Под руководством опытного педагога, увлеченного каким-либо творчеством, дети овладевают знаниями основ искусства, формируют навыки, развивают умения самостоятельно создавать свои «произведения».[12, с. 127]

Основная цель педагога – вовлечь ребенка в творческий процесс, дать ему почувствовать, что у него все получается. В таком случае у ребенка интерес к занятиям будет возрастать с каждым разом, страх перед работой

Будетисчезать, и не будет мешать ему, заниматься творчеством, развиваться через искусство. В процессе работы ребенок каждый раз будет искать свое решение поставленной задачи, будет пытаться найти и свои способы выражения. [10, с. 6]

Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием: и в том и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой,

 

зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в той и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. Возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия. Наконец, Вместе с тем нельзя не видеть глубоких различий между этими темами восприятий. Произведение искусства требует особой концентрации внимания, сосредоточенности, а также активизации духовного потенциала личности, интуиции, напряженной работы воображения, высокой степени самоотдачи. При этом необходимо знание и понимание специального языка искусства, его видов и жанров приобретенного человеком в процессе обучения и в результате общения с искусством. Одним словом, восприятие искусства требует напряженного духовного труда и сотворчества. [20, с. 48]

Если толчком и для эстетического, и для художественного восприятий, может стать аналогичная позитивная эстетическая эмоция от объекта, вызывающая стремление постичь его наиболее полно, с различных сторон, то дальнейшее течение этих типов восприятий различно. Художественное восприятие отличает особая нравственно-мировоззренческая направленность, сложность и диалектичность противоречивых эмоционально-эстетических реакций, позитивных и негативных: удовольствия и неудовольствия. Когда зритель вступает в контакт с высокой художественной ценностью, отвечающей его критериям вкуса, радость и удовольствие, доставляемые искусством в процессе восприятия, зиждется на обретении человеком особого знания о мире и о себе. Вместе с тем художественное восприятие включает целую гамму отрицательных, негативных эмоций, связанных с воссозданием в искусстве явлений уродливых, низменных, отвратительных, а также с самим течением процесса восприятия. Если гнев, отвращение, презрение, ужас по отношению к реальным предметам и явлениям прерывают процесс эстетического

 

восприятия даже в том случае, когда вначале был получен позитивный стимул, то совсем иное происходит при восприятии искусства по отношению к его воображаемым предметам. [19,c.36]

Когда художник дает им верную социально-эстетическую оценку, когда известная дистанция изображаемого со зрителем соблюдена, когда форма воплощения совершенна, художественное восприятие развивается несмотря на отрицательные эмоции (здесь не учитываются случаи намеренного смакования уродств и ужасов в искусстве, а также особые индивидуальные ситуации воспринимающего). Кроме того, получаемая при первичном контакте с произведением искусства информация в отдельных своих звеньях может превысить возможности зрительского понимания и вызвать вспышки кратковременного неудовольствия. Отнюдь не безоблачным, а зачастую напряженным, является взаимодействие прежнего, относительно стабильного художественного опыта личности с той динамичной, полной неожиданностей информацией, которую несет нам новое, оригинальное произведение искусства. Лишь в целостном, итоговом восприятии или только при условии его повторности и даже многократности все эти неудовольствия окажутся переплавленными в доминирующее общее чувство удовольствия и радости. Диалектика художественного восприятия заключается в том, что оно, с одной стороны, не требует признания произведений искусства за действительность, с другой — создает вслед за

художником воображаемый мир, наделенный особой художественной достоверностью [27].

Художественное восприятие может быть первичным и многократным, специально или случайно подготовленным (суждением критики, других зрителей, предварительным знакомством с копиями и т. п.) или неподготовленным. В каждом из этих случаев будет своя специфическая точка отсчета (непосредственная предварительная эмоция, суждение о произведении, «предчувствие» его и предварительный абрис, целостный

Образ-представление и т. п.), свое соотношение рационального и эмоционального, ожидания и неожиданности, созерцательного успокоения и поискового беспокойства[22, с. 21].

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое восприятие - целенаправленный созидательный процесс, в результате которого происходит формирование творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль восприятия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно, как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность, способны развить

их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности. В кратком словаре по эстетике эстетическое восприятие, определяется как «способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве»[22, c. 12].

В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое восприятие это способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно

 

понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического восприятия, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое восприятие не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Существует множество определений понятия "эстетическое восприятие", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического восприятия формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного произведения[20,с.26].

Своеобразное понимание сущности эстетического восприятия обуславливает и различные подходы к его целям. По этому, проблема целей и задач эстетического воспитания с целью развития восприятия требует особого внимания. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную

роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое -учит сочувствию, а комическое помогает бороться с недостатками [22, c. 187].

Педагогика определяет эстетическое восприятие как способность целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства[24]. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое восприятие параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.