Конспекты уроков по литературному чтению — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Конспекты уроков по литературному чтению

2019-07-12 269
Конспекты уроков по литературному чтению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка по 2 уроку. Произведение К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

 III. Работа по теме урока.

1. Чтение третий части, текста.

-Дава йте вспомним, чем закончилось вторая часть.

2. Проверка домашнего задания.

-Прочитаем, что же было дальше. Старайтесь читать выразительно, без ошибок.

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа по содержанию третьей части текста.

-Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик?

- Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик?

- Какова была реакция домашних на это происшествие?

- Как повел себя Пашка?

2. Составление рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ должен быть от имени мамы.

(Дети составляют рассказ, обращая внимание на передачу чувств героев.)

3. Выборочное чтение

–Прочитайте  диалог мамы и дочери, как проходил спектакль. Рассказ должен быть от имени мамы.

- Ребята, а вы как думаете, разве от радости можно плакать?

-как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?

 

 

- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя?

 

-Назовите главных героев.

V. Рефлексия.

-Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VI. Подведение итогов урока.

- Что же сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народного сказки?

Домашнее задание.

 

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

 

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация темы.

1. Введение в тему.

 

 

- Послушайте музыку и скажите, как называется это музыкальное произведение и почему именно его я предлагаю сегодня вашему вниманию.

(фрагмент из балета «Золушка» С. Прокофьева. Именно это произведение упоминает К.Паустовский в своём рассказе «Растрёпанный воробей»)

2. Сообщение целей урока.

 Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка.

3. Речевая разминка.

Послушайте загадку и скажите, о ком в ней говорится:

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона

Это… (ворона).

- По каким признакам вы догадались?

4. Словарная работа.

- По характеру ворона в произведении названа еще и «сварливой». Как вы понимаете значение этого слова?

(Ворчливая, склонная к ссорам).

- Найдите, как об этом сказано у К.Г. Паустовского в тексте? (с. 15)

- Послушайте следующую загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей).

 

 

- Что из этой загадки можно узнать о воробьях?

 

 

(Питаются жучками, не улетают на юг, обитают под крышей).

- А зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется. Как вы понимаете выражение «Питаются из лошадиных торб овсом».

(Торба – мешок с овсом, который подвешивается к морде лошади).

- Прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского? (с.16)

III. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом? (прочитать произведение, подобрать другое название и поработать художниками: сделать рисунок – обложку к произведению).

- Покажите и расскажите, что вы изобразили.

1. Индивидуальный опрос. Краткий пересказ отрывков.(2 -3 ч.)

2. Работа со словарём. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?

(Он способен подарить чудо)

Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:

сказка это или рассказ? В этом нам поможет словарь. Найдём определение слов сказка и рассказ в словаре С.И. Ожегова.

(Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера).

 

(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).

 

-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?

(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)


 

- Вспомним, кто ещё является главными героями изучаемой нами сказки? (на доске имена героев)

 

 IV. Работа с текстом произведения.

 

1. Жужжащее чтение

Обратимся к тексту произведения.

Прочитайте начало сказки и определите, кто из героев предстаёт перед нами первым? (с.12)

 

2. Работа в парах.

Придумайте вопрос по прочитанной части и задайте его соседу (поменялись ролями)

3. Выборочное чтение.

- Кем была мама Маши? (балериной). Мама очень волновалась. Как об этом пишет Паустовский?

Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем (с. 13)

- К какому важному событию готовилась мама Маши?

(Она готовилась впервые танцевать Золушку)

- Почему маме был так дорог стеклянный букетик? (Его подарил маме Машин папа)

 

В этом рассказе, как и в произведениях других авторов, главный герой – не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Об этом образе поговорим после небольшой паузы.

V. Физминутка.

VI. Работа над образом воробья Пашки и вороны.

- Как же Пашка попал в дом к Маше? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из           мультфильма, который был поставлен по мотивам рассказа Паустовского.

1. Просмотр отрывка из мультфильма (слайд 2)

- Что произошло после?

2. Инсценировка (диалог милиционера и Маши)

 

Маша принесла Пашку домой, накормила и выпустила. Но воробушек прилетал каждый день и хотел отблагодарить Машу. Как он это делал? Прочитайте отрывок и добавьте недостающие слова (слайд 3)

3. Беседа с сопровождением выборочного текста.

Совсем по-иному вела себя другая героиня сказки-ворона. Она частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?

(Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.)

 

- Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (в ыборочное чтение) с.20

 

4. Свободные высказывания.

 

- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.

Чтобы так отчаянно сражаться, необходимо обладать определёнными чертами характера.

5. Работа со слайдами. Характеристика героев.

1) Какими характеристиками обладала ворона, а какими воробей Пашка? Выберите (слайд 4)

2) Вчера дома вы все работали художниками-оформителями. Художник должен перевести язык писателя - на свой язык, язык красок. Совпадает ли взгляд художника с текстом автора? Определите, к какой части текста относятся эти иллюстрации (б еседа с сопровождением выборочного текста.) (слайд 5,6)

3) Воспроизведи последовательность событий (слайд 7)

Паустовский очень точно смог выстроить сюжетную линию. В сказке события следуют одно за другим. В представленном мною варианте что-то напутано. Восстановим последовательность.

- Почему на глазах у Золушки после окончания спектакля были слёзы? (она вспомнила о потерянной брошке).

- Кто помог вернуть маме брошь? 

-Как это произошло? (выборочное чтение) с.22-23

Пашка помог маме вновь обрести хрустальный букетик, который был ей так дорог.

 

VI. Творческая работа. Релаксация.

Рисование хрустального букетика – брошки под мелодию С. Прокофьева из балета «Золушка»

- Предлагаю вам разукрасить букет. Возможно он выглядел именно так.

 

VII. Рефлексия.

- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

- Зачем написано это произведение?

- Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.

 VII. Итог.

VIII. Домашнее задание (слайд 8)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Материалы контрольного тестирования на уроках литературного чтения по разделу «Были-небылицы» для определения уровня освоения учебного материала

 

ВАРИАНТ 1

1. Как звали нянюшку Маши?

А) Ивановна;

Б) Степановна;

В) Петровна.

2. Мама Маши в театре:

А) пела;

Б) играла;

В) танцевала.

3. Мама готовилась танцевать:

А) Снегурочку;

Б)Золушку;

В) красную Шапочку.

4. Маленький букет цветов был сделан из:

А) хрусталя;

Б) тонкого стекла;

В) толстого стекла.

5. Папа должен был вернуться:

А) весной;

Б) летом;

В) осенью.

6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:

А) когда Петровна уйдет;

Б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;

В) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.

 

 

ВАРИАНТ 2

1. Ворона жила:

А) в ящике;

Б) в сарае;

В) в ларьке.

2. Растрепанного воробья звали:

А) Пашка;

Б) Васька;

В) Тишка.

3. Воробья подобрал(а):

А) милиционер;

Б) прохожий;

В) Маша.

4. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы:

А) отблагодарить Машу;

Б) отомстить вороне;

В) восстановить справедливость.

5. Маша открыла форточку, чтобы:

А) проветрить комнату;

Б) выпустить воробья;

В) посмотреть, как ворона протискивается в форточку.

6. Растрепанный воробей ворвался в зрительный зал, когда:

А) Золушка потеряла туфельку;

Б) Золушка танцевала с принцем;

В) спектакль кончился.

 

 Тест по закреплению материала по разделу «Были-небылицы»

А1. Укажи отличительную черту литературных сказок

1) троекратный повтор  2) зачин

 3) написана или обработана писателем  4) чудеса

А2. Укажи автора сказки «Мороз Иванович»

 1) Д.Н.Мамин - Сибиряк  2) В.Ф.Одоевский

 3) В.М.Гаршин  4) Л.Н.Толстой

А3. Отметь сказку, которую написал Д.Н.Мамин –Сибиряк.

 1) «Сказка про храброго Зайца»  2) «Лягушка - путешественница»

 3) «Мороз Иванович»  4) «Сказка о рыбаке и рыбке»

В 1. Узнай сказку по опорным словам.

Болото, утки, юг, прутик, высота

 1) «Сказка про храброго Зайца»

 2) «Лягушка - путешественница»

 3) «Мороз Иванович»

 4) «Дикие лебеди»

В 2. Назови героя по его характерным чертам

Трудолюбивая, добрая, отзывчивая

 1) Рукодельница  2) Ленивица

 3) Лягушка 4) нянюшка

С1. Укажи пословицу, которая подходит к сказке «Мороз Иванович»

 1) По работе и награда  2) Терпенье и труд всё перетрут

 3) Сытый голодного не разумеет 4) И готово, да бестолково

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.