Документы и факты: получить и подтвердить — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Документы и факты: получить и подтвердить

2019-07-12 335
Документы и факты: получить и подтвердить 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Документы и факты: получить и подтвердить

 

А.Н. Тарасенкова,

юрист

 

Журнал "Библиотечка "Российской газеты", выпуск 9, май 2017 г., 176 с.

 

Предисловие

 

Документы сопровождают нас всю жизнь, а порой и после нее. Документ подтверждает факт нашего рождения и происхождения от конкретных родителей. Документ свидетельствуют о наличии у нас гражданства и о том, что мы уже достигли определенного возраста, который позволяет пользоваться "взрослыми" правами. Документами подтверждаются самые грустные и самые радостные моменты нашей жизни, материальные приобретения и потери. Скажем прямо: без документов - никуда (ну, не то чтобы никуда, но путь будет долгим и извилистым). Поэтому получать необходимые документы и подтверждать факты надо вовремя и правильно.

Итак, попытаемся в очередной раз объять необъятное, а именно: рассмотреть значение тех или иных документов для защиты наших прав, узнать, как они должны быть оформлены - в подлиннике, в виде копии, справки, выписки и т.п. Постараемся разъяснить, по возможности максимально подробно, кто, как и где получает необходимые документы, как при этом избежать отказов и проволочек (что нередко случается, когда соответствующие заявление или запрос составлены неправильно). Познакомимся с архивами, уточним, какие именно документы и сведения можно получить в этих сокровищницах человеческой памяти. Выясним, какие документы можно получить буквально не сходя с рабочего места, какие документы и сведения можно запросить у работодателя, в том числе бывшего. Узнаем, в каких случаях необходим нотариус (лицо, наделенное его полномочиями), а когда можно обойтись и без него (да простят нас уважаемые нотариусы, но всем известно, что дело это недешевое). И, само собой, заглянем в гражданское процессуальное законодательство. Далеко не многие знают, что суд не всегда разбирает только споры и конфликты. В суде можно получить содействие в сборе недостающих документальных доказательств, а также установить ряд важных и значительных фактов человеческой жизни, которые иначе (в другом порядке) установить никак нельзя.

Но сначала придется погрузиться в пучины теории государства и права - ненадолго и строго в пределах необходимого. Предвидим возмущение: мол, это ваши юридические "крючки", вас этому учили, а нас они не касаются, вы пальцем ткните, куда идти и на кого жаловаться, а желания разбираться во всем этом (далее зависит от вежливости говорящего) нет никакого. Если бы это было возможно, то это было бы примерно так же хорошо, как провести реанимацию после кратенького инструктажа.

Казалось бы, что проще: бумажка, печать, подпись - и готов документ. И как же часто эта "простота" оборачивается колоссальными проблемами и сложностями: выясняется, что документ не тот, выдан не тем, кем надо, заверен неправильно, свидетелей нет и т.д. Судебная практика знает случаи, когда люди теряют деньги, дома, квартиры, или, как минимум, жизнь их усложняется в разы, - как раз тогда, когда человек с самого начала предпочитает "не заморачиваться".

Тем более что уже очень много сделано для того, чтобы граждане не ломали головы, размышляя, где взять ту или иную бумагу, не обивали пороги различных ведомств, не нанимали дорогих (и порой нечестных) посредников. Неважно, для чего на самом деле все это было задумано изначально (вполне возможно, что для того, чтобы изгнать с "рынка" многочисленных посредников, готовых за немалые деньги побегать по инстанциям за вас).

Однако, во-первых, посредников меньше не стало, и спрос на их услуги по-прежнему велик, а во-вторых, какой бы ни была цель, сейчас получить необходимый документ стало все-таки проще. Если, конечно, предварительно выяснить установленный порядок, понять, какой именно документ нужен, и приложить некоторые усилия - прежде всего, с помощью Интернета.

Кроме этого, надо уметь разобраться, правильно ли заверены документы, выдаваемые по нашим запросам, - да, это тоже нужно знать. "Зубры" - секретари-делопроизводители старой школы - в основном уже на пенсии, а секретари новой формации, свободно говорящие на всех языках, бывают порой не в курсе того, что говорят российские ГОСТы, нормы и правила. Казалось бы, а нам то что? А нам то, что, затратив усилия и время, получив наконец необходимый документ, справку или копию, придется немало носиться, чтобы переоформить документ, составленный (заверенный) неправильно, подписанный не тем лицом и т.д.

Важно иметь представление об основах нотариального производства. Конечно, нотариусы не ошибаются (ну, как правило), но и мы должны знать, о совершении какого действия просить, какие именно документы нести на удостоверение и сколько и за что придется заплатить. Более того, есть случаи, когда нотариуса можно заменить "бесплатными аналогами", что по нашим временам - совсем не лишнее знание.

Суд может не только разрешить спор, но и вынести решение, оформив предположение в установленный факт, имеющий юридическое значение. Несмотря на то что судебная система стала более прозрачной и дружелюбной, по-прежнему необходимо понимать, какие именно факты и обстоятельства суд может установить, как и что писать, как документ озаглавить, каков размер госпошлины, - в общем, какова процедура установления факта, имеющего юридической значение. С учетом того, что каждая консультация юриста стоит немалых денег, это знание тоже далеко не лишнее.

 

Знакомьтесь - МФЦ

 

Эти заведения порой встречаются чаще, чем работающие банкоматы Сбербанка. МФЦ - это, по сути, информационные посредники, работающие по принципу "одного окна", обязанные соблюдать административные регламенты предоставления соответствующих услуг соответствующими ведомствами.

МФЦ занимаются, в частности, следующим:

- принимают запросы о предоставлении услуг;

- взаимодействуют с органами и организациями, предоставляющими услуги, в интересах заявителей;

- представляют интересы органов, оказывающих услуги, при взаимодействии с заявителями;

- информируют заявителей о порядке предоставления услуг, о ходе выполнения запросов и т.д.;

- консультируют о порядке предоставления услуг;

- выдают заявителям документы по результатам оказания услуг;

- составляют и выдают бумажные документы, подтверждающие содержание электронных документов.

МФЦ не вправе потребовать от заявителя:

- предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги;

- представления документов и информации (в том числе об оплате), которые уже имеются в распоряжении органов, предоставляющих услуги (заявитель вправе представить указанные документы и информацию по собственной инициативе);

- обращения в иные органы (за исключением установленных случаев).

Сотрудники МФЦ несут ответственность за защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также за соблюдение режима обработки и использования персональных данных. Они также обязаны устанавливать личность заявителя на основании паспортов и иных документов, удостоверяющих личность, а также проверять соответствие копий представляемых документов их оригиналам (исключение составляют нотариально удостоверенные документы).

Как сам МФЦ, так и его сотрудники несут ответственность:

- за полноту передаваемых органу, оказывающему услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя;

- за своевременную передачу соответствующему органу запросов, иных документов, принятых от заявителя;

- за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях МФЦ органом, предоставляющим услугу;

- за соблюдение прав субъектов персональных данных.

Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения МФЦ или их работниками обязанностей, возмещается по правилам ГК РФ.

В соответствии с общими правилами, установленными ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку особых правил для МФЦ не установлено, можно говорить о полном возмещении вреда виновным лицом. Вред, причиненный сотрудником МФЦ, возмещает его работодатель, т.е. МФЦ.

Скажем несколько слов о том, что должно ожидать заявителя перед и за стеклянными дверьми с надписью "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", причем эти требования обязательны для всех МФЦ России.

На территории, прилегающей к МФЦ, должна быть расположена бесплатная парковка для автотранспорта посетителей.

Перед дверями с соответствующей информационной табличкой (вывеской) должны быть лестницы с поручнями, пандусы. МФЦ должно располагаться на нижних этажах здания, иметь отдельный вход.

Если МФЦ "проживает" на втором этаже и выше, то должен быть лифт или иное автоматическое подъемное устройство.

Про столы, стулья, бланки документов и т.д. распространяться смысла нет. Они просто должны быть, равно как и работающая система электронной очереди и бесплатный туалет для посетителей (в том числе оборудованный для инвалидов).

МФЦ могут предоставлять не только государственные и муниципальные услуги, но и дополнительные услуги, такие как нотариальные, банковские, копировально-множительные, доступ к справочным правовым системам. (Так что не стоит видеть вселенский коррупционный заговор в том, что в здании МФЦ сидит "свой" нотариус. Вы совершенно спокойно можете пойти к любому другому, если это допускается законом.)

Некоторые МФЦ по запросу заявителя могут обеспечивать выездное обслуживание, а также доставку результатов оказания услуги. Конкретный порядок и цены такого обслуживания, а также категории льготников утверждают власти субъектов РФ.

Например, в сфере предпринимательской деятельности МФЦ может:

- выступить посредником между бизнесменом и Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства по поводу оказания соответствующих мер поддержки;

- помочь с регистрацией в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

МФЦ может принять и направить по адресу заявление о выборе или замене страховой медицинской организации, выдать оформленный медицинский полис обязательного медицинского страхования или временное свидетельство (если между МФЦ и страховыми организациями заключены соответствующие договоры).

Уточнить эти и другие вопросы можно по отдельной телефонной линии, которая должна быть выделена для ответов на вопросы заинтересованных лиц.

Кроме этого, в Интернете на соответствующих сайтах должны быть размещены:

- графическое изображение карты субъекта РФ с указанием расположения действующих и планируемых к открытию МФЦ и привлекаемых организаций в муниципальных образованиях;

- информация о МФЦ, привлекаемых организациях, территориально обособленных структурных подразделениях (офисах) МФЦ (адрес, ФИО руководителя, график работы, площадь, количество окон, общее количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, сведения об иных услугах);

- информация о бесплатном выездном обслуживании и иные необходимые сведения.

Помещения всех МФЦ организованы однотипно и делятся на два сектора:

1) информирования и ожидания;

2) приема заявителей.

В секторе информирования и ожидания размещаются информационные стенды с актуальной и исчерпывающей информацией относительно перечня доступных услуг и сроков их оказания, размеров госпошлины, о перечне дополнительных оказываемых услуг, о порядке обжалования, о возмещении вреда и т.д. Также в каждом МФЦ должно быть выделено одно окно или специально оборудованное место - стол информации, где можно получить всю необходимую информацию от специально обученного сотрудника. В МФЦ должна быть возможность доступа к Единому порталу государственных и муниципальных услуг и к региональным порталам. Обращение заявителей возможно и по предварительной записи.

Время ожидания в очереди для подачи документов и получения результата услуги не должно превышать 15 минут. Количество окон в секторе приема заявителей рассчитывается исходя из количества населения соответствующего муниципального образования (одно окно на 5 тысяч жителей), но в случае большой загруженности, которая не позволяет обслужить всех за 15 минут, учредитель МФЦ должен принять решение об увеличении количества окон обслуживания.

В зависимости от численности населения все МФЦ должны работать с соблюдением графика:

- до 25 тысяч человек - не менее пяти дней в неделю и не менее шести часов в течение дня;

- свыше 25 тысяч человек - не менее шести дней в неделю и не менее десяти часов в течение одного рабочего дня с возможностью обращения заявителей за получением государственных и муниципальных услуг не менее чем в один из рабочих дней в неделю в вечернее время до 20:00. Допускается сокращение графика (режима) работы МФЦ в выходной день.

Это стандарт. Можно лучше, но хуже или меньше - нельзя.

 

Об электронной подписи

 

Пользователи порталов, как правило, могут использовать электронную подпись. Подаваемые заявления и документы могут быть подписаны простой электронной подписью, за исключением случаев, когда закон прямо обязывает использовать квалифицированную электронную подпись.

 

Обратите внимание! Если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 г., предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись (ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").

 

Вопрос о том, какие подписи можно использовать при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, регулирует опять-таки Правительство РФ - в постановлении от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг".

В общем и целом, при обращении за получением услуг допускается использование как простой электронной подписи, так и усиленной квалифицированной электронной подписи.

Доверенность на получение услуги, выданная организацией, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, а доверенность, выданная физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Если законом или подзаконным актом предусмотрено предоставление нотариально заверенных копий документов, то соответствие электронного образа копии документа его оригиналу должно быть засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. В противном случае (когда закон не обязывает свидетельствовать верность копий нотариально) такие копии подписываются простой электронной подписью заявителя.

Если для получения государственной или муниципальной услуги установлена возможность подачи документов, подписанных простой электронной подписью, для подписания таких документов допускается использование усиленной квалифицированной электронной подписи.

Если федеральными законами используемый вид электронной подписи не оговаривается, вид электронной подписи определяется в соответствии со следующими критериями (см. табл. N 3).

 

Таблица N 3

 

N

Виды электронных документов

Виды используемой электронной подписи

Если услуга не предусматривает выдачу документов и (или) состоит в предоставлении справочной информации Если необходимо обязательное личного присутствие заявителя (его представителя) и предъявления им документа, удостоверяющего личность (правомочие) В прочих случаях
1. Документы, формируемые заявителем при обращении за предоставлением государственных и муниципальных услуг:      
  запрос заявителя простая простая усиленная квалифицированная
  согласие заявителя на обработку информации, которая связана с его правами и законными интересами, доступ к которой ограничен законом простая простая усиленная квалифицированная
2. Документы, подтверждающие получение согласия лица, не являющегося заявителем (в случае если для предоставления услуги необходима обработка персональных данных этого лица и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с его согласия), или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица усиленная квалифицированная усиленная квалифицированная усиленная квалифицированная
3. Документы в электронной форме, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых необходима для оказания услуги усиленная квалифицированная усиленная квалифицированная усиленная квалифицированная
4. Электронные копии (электронные образы) документов, указанных в п. 2, 3 данной таблицы, а также документов, удостоверяющих определенные юридические факты, информация о которых предоставлена для оказания услуги, в том числе в следующих случаях:      
  нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления соответствующих услуг, предусматривают требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов усиленная квалифицированная усиленная квалифицированная усиленная квалифицированная
  нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления соответствующих услуг, не предусматривают требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов простая простая простая

 

Простая электронная подпись - это электронная подпись, которая посредством использования соответствующего ключа подтверждает факт формирования подписи конкретным заявителем.

Ключ сочетает в себе два элемента - идентификатор и пароль.

Идентификатор - это страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя - физического лица либо руководителя или уполномоченного им иного должностного лица заявителя - юридического лица.

Пароль ключа - последовательность символов, созданная в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 33.

Для использования простой электронной подписи сначала надо зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации. Если для использования простой подписи используется номер мобильного телефона, потребуется подтверждение номера (путем направления кода).

Получить ключ можно в любых органах и организациях, подключенных к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг в электронной форме, в том числе в:

- органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

- организациях, участвующих в предоставлении услуг или организующих предоставление услуг, при обращении за получением которых допускается использование простой электронной подписи;

- банках;

- иных органах и организациях в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Создание (замена) ключа осуществляется с использованием сервиса генерации ключа единой системы идентификации и аутентификации.

Заявитель вправе самостоятельно заменить свой ключ с использованием единого портала и региональных порталов, с учетом требований к паролю:

- не менее восьми символов;

- с содержанием букв и (или) цифр;

- без "звездочек" (*) и "решеток" (#).

Создание (замена) и выдача ключа осуществляется безвозмездно. Заявитель - владелец ключа обязан:

- хранить в тайне ключ, принимать все возможные меры, предотвращающие нарушение его конфиденциальности;

- формировать простую электронную подпись с использованием полученного ключа;

- при нарушении конфиденциальности ключа (его утраты) незамедлительно уведомить об этом оператора выдачи ключа или оператора единой системы идентификации и аутентификации.

Есть возможность получить (заменить) ключ в день обращения. Для этого необходимы личная явка, подача письменного заявления с предъявлением основного документа, удостоверяющего личность (или доверенности). При этом можно выбрать один из следующих способов выдачи ключа:

- непосредственно у оператора выдачи ключа;

- по почте (с уведомлением о вручении);

- по электронной почте или через мобильный телефон.

Если в процессе выдачи ключа выдающая организация допустила ошибку (прежде всего, при установлении личности заявителя), то гражданско-правовую (и иную) ответственность за неблагоприятные последствия, наступившие для участников отношений в результате допущенной ошибки, несет эта организация.

Личность может быть установлена одним их двух способов:

1) предъявление документа, удостоверяющего личность (документа, подтверждающего право действовать от имени юридического лица);

2) подтверждение сведений, представленных заявителем путем использования индивидуальных средств коммуникации - электронной почты или мобильного телефона.

Запрос и иные документы, необходимые для предоставления услуги, подписанные простой электронной подписью и поданные заявителем с соблюдением всех требований закона, признаются равнозначными запросу и иным документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе. Исключение составляют случаи, прямо указанные в законе.

 

Пример получения документа на портале госуслуг

 

Прежде всего всегда обращайте внимание на домен, по которому вы переходите. Официальный сайт портала госуслуг: https://www.gosuslugi.ru, все остальные сайты, добавляющие к ключевому слову "gosuslugi" другие слова (portal-, -online, vse- и т.д.), порталами государственных услуг не являются. Все данные, которые вы вводите на таких сайтах "госуслуг", могут стать легкой добычей злоумышленников. Обыденностью стали случаи, когда предприимчивые личности рассылают фальшивые СМС-сообщения и электронные письма с сообщениями о необходимости заплатить штраф, уплатить долг по налогам и т.д. Цель таких "художеств" очевидна: любым способом принудить человека самостоятельно "слить" свои персональные данные, логины и пароли, а если повезет, то и номера и коды банковских карт.

Так выглядит фальшивое письмо о штрафе (см. рис. 1).

 

Для того чтобы не стать легкой жертвой, следует соблюдать элементарные правила безопасности:

- не переходить по ссылкам в электронных письмах и сообщениях;

- не открывать и не скачивать приложения;

- не сообщать личные данные, номера и коды карт;

- не звонить по телефонам, не отвечать на СМС-сообщения и письма.

При получении подозрительного письма обратите внимание на адрес почтового ящика, с которого оно было отправлено. Правильным будет: @gosuslugi.ru.

СМС-сообщения от портала госуслуг приходят с номеров 0919 и буквенного "gosuslugi".

Если от вас требуют что-то уплатить, скачать документ, перейти по ссылке, закройте письмо, браузер, можно даже перезагрузить компьютер - и после этого зайдите на портал госуслуг (gosuslugi.ru или мобильный вариант - m.gosuslugi.ru) и проверьте, в самом ли деле вы что-то должны. Актуальная информация о штрафах и долгах размещена прямо на главной странице.

Просят перезвонить по такому-то номеру телефона? Сначала проверьте, что это за номер - все контактные данные имеются на самом портале: https://www.gosuslugi.ru/structure.

И будет совсем хорошо, если о полученных письмах, СМС-сообщениях и т.п. вы расскажете как можно большему количеству людей, чтобы предупредить возможную беду.

Итак, мы зашли на правильный сайт. Теперь надо зарегистрироваться (см. рис. 2).

 

Зарегистрироваться можно с помощью мобильного телефона, СНИЛС, электронной почты. При регистрации указываются имя, фамилия и (в описываемом случае) электронная почта (см. рис. 3).

 

На почту выслано письмо с кодом подтверждения (см. рис. 4).

 

Письмо пришло, надо подтвердить почту (см. рис. 5).

 

Затем создадим пароль. Помним, что он должен состоять не менее чем из восьми символов, включая буквы и (или) цифры, можно использовать спецсимволы, но без "звездочек" (*) и "решеток" (#) (см. рис. 6).

 

Далее надо будет указать: фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, дату рождения, СНИЛС - и отправить все это на проверку (см. рис. 7).

 

Можно включить дополнительную систему защиты, задав "секретный вопрос", включив двухэтапную проверку входа, вход с помощью электронной подписи (см. рис. 8).

 

Чтобы получить полный доступ ко всем услугам портала, понадобится подтверждение учетной записи. Для этого можно лично предъявить свой паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования в одном из центров обслуживания (см. рис. 9) или заказать код подтверждения через "Почту России" и дождаться письма.

 

Далее переходим в каталог госуслуг для физических лиц и выбираем ту услугу, которая нам нужна (см. рис. 10).

 

Например, если надо поменять паспорт в 45 лет, выбираем соответствующую категорию услуг, т.е. "Паспорта, регистрации, визы" - "Паспорт гражданина РФ" - "Замена паспорта РФ в связи с достижением возраста 20 или 45 лет" (см. рис. 11).

 

Появится подробная информация об услуге (см. рис. 12):

- сроки оказания услуги (10 дней с момента подачи заявления);

- стоимость услуги (300 руб. Оплата госпошлины для данной услуги через портал должна стать возможной не позднее 1 июля 2017 г.);

- тип получения услуги (электронная услуга или личное посещение подразделения ГУВМ МВД).

 

После этого вводим личные данные, ждем автоматической проверки. Далее заполняем заявление в электронном виде, указывая в нем данные следующих документов:

- паспорта гражданина РФ, подлежащего замене;

- загранпаспорта (если имеется);

- свидетельства о браке (если брак заключен);

- свидетельства о разводе (если брак расторгнут);

- свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии);

- документа воинского учета (при наличии соответствующего основания)

и загрузив фотографию.

Отправляем заявление, дожидаемся результатов проверки. В "личный кабинет" на портале придет приглашение посетить подразделение ГУВМ МВД. Сообщение придет выбранным нами способом: оповещение в мобильном приложении, СМС-сообщением или по электронной почте.

Кроме этого, в "личный кабинет" придет уведомление о возможности оплаты на портале и бланк квитанции об оплате.

В назначенные дату и время идем в подразделение ГУВМ МВД, имея при себе оригиналы документов, указанные в заявлении. Сотрудник полиции сверит данные оригинальных документов с данными, указанными в электронном заявлении, и сообщит о сроке готовности паспорта. На выходе получаем новый паспорт.

Это лишь одна из услуг, доступных для получения официально, без посредников, через Интернет. Можно было бы и не рассказывать об этом, но многие по-прежнему предпочитают пользоваться услугами фирм и фирмочек, получающих свой "кусок" то ли за счет людской боязни Интернета и (или) тотальной слежки, то ли за счет нежелания ни в чем разбираться. В Интернете масса рекламы (пример см. на рис. 13), податели которой обещают решить вопросы, которые можно решить, обратившись на порталы услуг, но по совсем иной цене.

 

Вот государственный "прейскурант" на получение загранпаспорта (см. рис. 14).

 

А вот "прейскурант" посредников (см. рис. 15).

 

Аналогичным образом обстоят дела со сферой недвижимости: многие граждане предпочитают "не связываться" и платить деньги агентам по недвижимости за то, что можно сделать за два визита и одну госпошлину в соответствующем МФЦ (которые открываются чуть ли не в каждом поселке и деревне).

Разумеется, жизненные ситуации могут быть разными, и люди разные, и у всех разные финансовые возможности. Мы просто обращаем внимание на то, что в стране многое сделано для вполне легального и доступного документооборота и что все прекрасным образом работает без посредников. Но пока есть люди, готовые платить деньги посредникам, а не тому, кто непосредственно оказывает услуги, посредники будут существовать, а люди - жаловаться на несправедливости мира и тех, кто на них наживается.

 

Запросы о военной службе

 

В фондах Федерального казенного учреждения "Российский государственный военный архив" (РГВА, Москва, ул. Адмирала Макарова, 29, rgvarchive.ru) хранятся документы:

- управлений, соединений, частей и учреждений Красной Армии с 1918 по 1940 год;

- управлений, соединений, частей и учреждений войск ВЧК - ОГПУ - НКВД - МВД - МГБ - МВД СССР с 1918 по 1950 год (части, дислоцировавшиеся на территории Российской Федерации);

- частей войск МВД, дислоцировавшихся на территории нынешних республик СНГ, - по 1980 год;

- частей войск МВД СССР, дислоцировавшихся на территории республик Закавказья и в Прибалтике, - по 1991 - начало 1992 года.

Документы Военно-морского флота России (конец XVII века - 1940 год) содержатся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 36, rgavmf.ru).

Документы о прохождении службы офицерского состава в органах НКВД - МВД СССР хранятся в Государственном архиве РФ (Москва, ул. Большая Пироговская, 17, statearchive.ru), в МВД (УВД) краев, областей и т.д. по месту дислокации.

Для подтверждения службы в Советской - Российской Армии необходимо обращаться в Центральный архив Минобороны России (ЦАМО) (142100, Московская область, Подольск, ул. Кирова, 74, archive.mil.ru) - документы с 1941 года по настоящее время; службы в Военно-морском флоте - в Центральный военно-морской архив (188306, Ленинградская область, г. Гатчина, Красноармейский проспект, 2) - документы с 1941 года по настоящее время; в пограничных войсках - в Центральный пограничный архив ФСБ России (141213, Московская область, г. Пушкино, ул. Русакова, 6, fsb.ru/fsb/supplement/archive.htm).

Точный перечень организаций и архивов, исполняющих запросы социально-правового характера, и их адреса указаны в приложении N 2 к приказу Министра обороны РФ от 19.10.2012 N 3300 "О порядке ведения справочной работы по личному составу".

 

Особое производство

 

Далеко не всегда необходимость судебной защиты связана с нарушением или оспариванием. Суд в ряде случаев обязан, по прямому указанию закона, содействовать в приобретении и осуществлении прав и законных интересов, если самостоятельно это сделать затруднительно или даже невозможно. В частности, эта обязанность реализуется в порядке особого производства путем:

- установления фактов, имеющих юридическое значение;

- внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

- рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении и т.д.

Особым производством называется порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел с целью оказания содействия заявителю и заинтересованным лицам в приобретении прав либо создания необходимых условий для осуществления имеющихся субъективных прав.

Особое производство применяется, если:

- юридический факт и (или) обстоятельства, на основании которых возникает какое-то правоотношение, не очевидны;

- без их установления реализовать право (законный интерес) нельзя.

То есть право конкретного лица никто не оспаривает, на него никто не претендует, его не нарушают. Но реализовать его лицо не может, поскольку имеется сомнение в наличии или отсутствии данного права из-за того, что лицо не может представить требуемые доказательства. В этом смысле особое производство называют еще бесспорным. В нем нет спора о праве.

Если же этот спор появляется (при подаче заявления или при рассмотрении дела), суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в исковом порядке (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

Так, Н. заявлены требования об установлении факта принятия наследства после смерти прабабушки - А. в виде 1/2 доли квартиры. Из содержания заявления усматривается, что ранее квартира принадлежала прабабушке А. и бабушке В. на праве общей совместной собственности, а Н. говорит о том, что она наследник только одного сособственника - А., и просит определить доли в указанной квартире и решить вопрос о включении половины квартиры в наследственную массу. Как минимум из заявления следует, что у скончавшейся прабабушки А. имеется наследник первой очереди, В. (она же - бабушка заявительницы Н.). Суд оставил заявление без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, разъяснив, что заявление не подлежит рассмотрению в порядке особого производства: разрешение спора о праве в порядке наследственных правоотношений возможно только в порядке искового производства.

См.: Апелляционное определение Московского городского суда от 26.01.2017 N 33-0573/2017.

Очевидно, что определить границу между спором о факте и спором о праве довольно сложно даже профессиональному юристу, но, как правило, судьи с этой задачей справляются, опрашивая заявителей и заинтересованных лиц. (Чаще всего задаются прямые вопросы: не желают ли они оспаривать в судебном порядке права, вытекающие из устанавливаемых в особом производстве фактов и обстоятельств?)

Поскольку спор о праве отсутствует, в особом производстве нет антагонистов - истца и ответчика. Есть заявитель, и могут быть заинтересованные лица. Поводом для возбуждения дела особого производства является адресованное суду заявление. Поскольку никаких требований не может быть предъявлено, в заявлении указываются лишь просьба заявителя к суду и лица, которые, по мнению заявителя, могут быть заинтересованы в исходе дела. Вполне возможно, что у заявителя нет никаких версий о том, кто может быть заинтересован в этом деле. Тогда суд выявляет таких лиц самостоятельно, исходя из содержания поданного заявления (ч. 2 ст. 263 ГПК РФ).

Например, для правильного разрешения заявления об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации суд должен располагать позицией компетентных органов - миграционной службы, чтобы определить, какое юридическое значение и на основании каких нормативных актов может иметь для гражданина установление такого факта, в том числе для отражения в решен


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.