Призрак. Верховенство Антония — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Призрак. Верховенство Антония

2019-07-11 112
Призрак. Верховенство Антония 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Призрак Антония продолжает витать. Было что‑то пророческое в предположении Горация о том, что дух убитого Рема все еще преследует судьбу Рима; определенно дух Марка Антония преследовал Августа. Один за другим умерли оба старших сына Агриппы и Юлии. Поскольку третий был сумасшедшим, вопрос о его наследовании не поднимался. Это положило конец всем надеждам Августа на то, что он получит наследника и преемника по мужской линии. Единственным выходом из создавшейся ситуации было усыновление. Тиберий был вызван с Родоса и усыновлен Августом, сделавшись его наследником.

Родственная линия Августа целиком не прекратилась. Она продолжилась в двух девочках, Агриппине и Юлии – дочерях Агриппы и Юлии. Среди детей, окружавших Августа, был юноша, на которого возлагались большие надежды: Германик, сын Друза и внук Ливии. У Августа созрел план – последний план – женить молодого человека на Агриппине. В конце концов, он был племянником Тиберия – сыном любимого брата Тиберия. Все, казалось, способствовало этому браку. Дети Германика и Агриппины были бы потомками Августа, Ливии и Агриппины – эта мысль согревала сердца стариков.

Однако неприятным обстоятельством было то, что Германик был и внуком Марка Антония. Делая то, что он делал, Август не мог избавиться от призрака, витавшего над ним. Совершенно определенно Антоний овладел преимуществом, которого не имел при жизни. Из трех наследников Тиберия, кончая Нероном, о котором известно, что он «из дома Цезарей», лишь двое имели кровь Августа, но во всех троих текла кровь Марка Антония. И помимо его крови, они унаследовали его дух. Сумасшедший Калигула и безумный Нерон были вроде Марка Антония, разделяли его взгляды и повторяли его характер. Именно против этого дикого духа Антония восстал Рим после смерти Нерона; а дух Августа возродился в Веспасиане, который прекратил борьбу и успокоил общество еще на одно столетие.

 

Деяния Августа. Он возвращается домой. Небольшой отдых. И… прощай, Август. 14 г. н. э.

 

Люди часто недоумевают: какие разительные перемены могли превратить мир Августа и Вергилия в мир Нерона и Сенеки? Это было возвращение духа Марка Антония. Война шла на небесах – столкновение идей и нарушенное согласие, которые не утихали со времен Траяна. Однако лихорадка, раздражение, неустроенность и дым этих времен не смогли уничтожить плодов деяний Августа. Они сохранялись во все времена несчастий и стали основой длительного периода мира при императорах второго века.

С начала своего правления под именем Августа он правил сорок один год. Если же считать со дня, когда он прибыл в Италию принять наследие Цезаря, прошло пятьдесят семь лет. Он заслужил это наследие, показал себя истинным преемником Юлия, отомстил его убийцам, устранил всех соперников и претендентов и принес мир Римской империи. Он реформировал конституционное устройство Рима; он расширил границы государства до Данубы, очертил их по границам Рейна, перешел Эльбу, вернул штандарты, которые парфяне когда‑то отняли у Красса, и сделал мир настолько стабильным и безопасным, как только мог это сделать военный и государственный деятель. Для него писали Гораций и Вергилий, и, хотя он и не знал об этом, уже жил палестинский плотник, которому суждено было сделать его правление еще более величественным и бессмертным и тем самым положить начало еще одной эпохе в истории. Август прокладывал свой путь, он был победителем поколения необычных людей. Когда он умер, ему было семьдесят пять лет. Он пережил всех своих современников, которые способствовали появлению золотого века. Он был младшим из них и пережил их, встретив старость; он с его хрупкостью, слабым здоровьем, диетами и режимом жил долго и сделал больше их всех. Лишь одно не дало ему Провидение – ему не дано было контролировать будущее.

Все согласны с тем, что его смерти предшествовали различные предзнаменования. Он хотел сопровождать Тиберия в его поездке в Иллирию, но, отвлекаемый делами, наконец воскликнул, что не останется в Риме, даже если все там останутся. Люди потом вспоминали эту фразу, которая предсказывала его кончину. Он ехал по дороге в Астуру, сел на корабль в Кампанию, поскольку это считалось менее утомительным путешествием, чем по суше. Однако в пути он подхватил какую‑то простуду или дизентерию.

Сохранились подробности его последнего путешествия, как если бы их запоминали специально. Когда он высадился южнее Путеол, там находился вновь построенный александрийский корабль. Команда и пассажиры в белых парадных одеждах жгли факелы и осыпали его добрыми пожеланиями и благодарностью, заявив, что они живы и путешествуют по морям, наслаждаются свободой и благоденствием благодаря его стараниям. Очень этим довольный, он раздал каждому члену команды по сорок золотых аур, чтобы они использовали эти деньги для покупки исключительно александрийских товаров. Он остановился на четыре дня на своей вилле на Капри, наблюдая за гимнастическими состязаниями местных школьников, и устроил им праздник, на котором сам присутствовал. На празднике было много веселья. Сам он также был весел, хотя и страдал от приступов дизентерии. Он развлекался, декламируя греческие стихи, а затем просил греческого компаньона Тиберия, знаменитого Трасилла, назвать автора, которого он цитировал. Трасилл был слишком хорошим поэтом, чтобы его можно было застать врасплох, и тактично отвечал, что стихи хороши, кто бы ни оказался их автором, что вновь развеселило Августа. Наконец, он провожал Тиберия в Беневент. Затем он вынужден был слечь в Ноле, и Тиберия срочно отозвали из путешествия.

Старый человек – старым стал тот, который был так молод, когда начинал, – постепенно угасал. 19 августа – в месяц, носящий его имя, – он почувствовал приближение смерти. Он спросил, нет ли каких‑либо беспорядков в связи с его состоянием, а затем (вероятно, убедившись, что все спокойно) попросил принести зеркало, привел в порядок себя и прическу. Друзья были допущены к нему проститься. Он спросил их, хорошо ли он сыграл свою роль в комедии жизни, и процитировал греческие стихи о том, что если он исполнил роль хорошо, то ждет аплодисментов. Затем они его оставили. Позже он поцеловал Ливию со словами: «Ливия, вспоминай о нашей жизни вместе и прощай», а затем спокойно умер. Он всегда желал такой смерти и восхищался теми, кто ее удостоился.

О том, что он оставил после себя, о содержании его завещания, подробностях погребения, о памятниках, ему воздвигнутых, можно прочитать у Светония. Главное, что он оставил, – это традиция. Мир, компромисс, правление в интересах людей, населявших Римскую империю, – это основное, чего он добился и оставил потомкам.

 

 


[1] Знамения и знаки, сопровождавшие убийство Юлия Цезаря, были не просто плодом народных суеверий; их современник Вергилий перечисляет их в «Георгиках», 1, 461–497.

 

[2] Светоний, кажется, ошибается, полагая, что Марк Атий Бальб был особенно знаменитым предком. Атилий Бальб, консул в 245 и 235 гг. до н. э., видимо, не был его предком. Антоний (см.: Светоний, «Божественный Август», IV, 2) слышал, будто Бальб был сыном парфюмера и булочницы в Ариции. Это, разумеется, история особого свойства, и она могла оказаться правдой.

 

[3] Юлий отправился из Рима в Галлию весной 58 г. до н. э., когда маленькому Октавию было четыре с половиной года. Он не вернулся в Рим и не видел племянника до 49 г. до н. э., пока мальчику не исполнилось четырнадцать. Их тесная связь началась в том же году, а сотрудничество особенно плодотворным было в 45 г. до н. э., когда восемнадцатилетний Октавий находился вместе с Юлием в Испании.

 

[4] Атия снова вышла замуж, и ее второй муж (который оказался хорошим отчимом для пасынка) быт гораздо более значительной личностью, чем Гай Октавий. Это был Луций Марций Филипп, который происходил из сенаторского сословия, его отец, дед, прадед и прапрадед были консулами и фигурировали в консульских списках; сам он также дважды исполнял консульские обязанности. Разница – весьма существенная – заключалась в общественной значимости, достигнутой Юлием. В 64 г. до н. э. Юлий был политическим банкротом, и Октавий был достаточно хорош для его племянницы; в 58 г. до н. э. Юлий начал завоевание Галлии, и теперь его племянница могла претендовать на Филиппа с его длинным списком предков‑консулов. Это имело значение для укрепления общественного статуса и сына Атии.

 

[5] Его учителями были Аполлодор Пергамский, а потом Арей и его сыновья Дионисий и Никанор. В 84‑й и 88‑й главах Светоний («Божественный Август», LXXXIX) подробно это описывает, а также говорит об особенностях стиля и дикции Августа.

 

[6] Светоний. Божественный Август. 79–83. См. также отдельные подробности биографии Юлия Цезаря у Плутарха.

 

[7] Возможно, Октавий рассуждал именно так, мы, однако, не обязаны с ним соглашаться. Цицерон («Письма Аттику», XV, 4) полагал, что Юлий никогда не возвратится. Вполне вероятно, что тактические трудности, которые уже оказались непреодолимыми для такого полководца, как Красе, и даже для Марка Антония, стали бы непреодолимыми и для Цезаря; в Месопотамии он, может быть, утратил бы лавры, которые приобрел в Галлии. Бессмертная военная слава Юлия, возможно, осталась в памяти благодаря его ранней кончине, охранившей его от опасностей, исходивших от парфянских горных племен и по‑парфянски одетых в кольчуги вооруженных жителей, которые сражаются на своей земле. Интересно поразмышлять о возможной реакции относительно восточного поражения Юлия. История Гая Октавия определенно была бы другой!

 

[8] В письме к Аттику после 18 мая Цицерон называет молодого человека Октавием. Но уже в конце июня он называет его Октавианом («Письма к Аттику», XV, 2, 12).

 

[9] В Рим – то есть на Игры в честь Аполлона. Встреча происходила 26 июня, за десять дней до начала Игр.

 

[10] Содержание этого разговора приводится столь подробно, поскольку его сохранил для нас Цицерон в «Письмах к Аттику», XV, 11

 

[11] Свидетельство Цицерона в «Письмах друзьям», XII, 23; «Филиппики», III, 7–8. Светоний в «Божественном Августе», X, повторяет обвинение без всякого комментария; Плутарх говорит о нем как о слухе. Д‑р Райе Холмс («Здание Римской империи», 1, с. 27), кажется, склонен верить в обвинение. Аппиан («Гражданские войны», III, 39), вероятно, прав, обращая внимание на то, что Антоний все еще был нужен Октавиану.

 

[12] Письма к Аттику. XIV, 21 и XV, 2; Цицерон упоминает лишь Гирция, а об остальных мы можем только догадываться.

 

[13] События во время осады Мутины произвели впечатление на всех очевидцев из‑за колоссальной разницы между обученными и необученными войсками. См. кн. м‑ра Стренчен‑Дэвидсона «Цицерон», с. 412–416, который цитирует «Письма друзьям» Цицерона X, 11, 24, 30; XI, 14; «Филиппики», X, 7 и 9; XIII, 6, 13; к этому можно прибавить и «Тускуланские беседы», II, XVI, 37–38 и «Гражданские войны» Аппиана, III, 69.

 

[14] Существует рассказ (Аппиан, «Гражданские войны», III, 75) о том, что Панса перед смертью имел беседу с Октавианом и изложил ему все эти соображения. Историки всегда с подозрением относились к этому сообщению, и для этого есть причины, однако суть разговора Пансы сама по себе истинна.

 

[15] Это была форма усыновления, известная как adrogatio. Родного отца Октавиана не было в живых, а Гай Юлий Цезарь был мертв, поэтому Октавиан не мог быть передан новому отцу по обычным правилам усыновления, которое представляло собой форму передачи‑продажи одного другому. Он должен был обратиться к высшим магистратам, народному собранию, известному как курия; и это собрание должно было официально ввести его в новый статус своей властью. Очевидно, появились какие‑то сомнения или возникли вопросы о законности прежнего усыновления Октавиана, поэтому он воспользовался первой же возможностью уладить дело.

 

[16] Многие читатели помнят из Посланий св. Павла Галатам (4: 4–9): «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник». У св. Павла было перед глазами множество примеров, и эта фигура речи имела силу и неоспоримость, которые ныне отсутствуют; и случай Октавиана был одним из них.

 

[17] Если бы речь зашла о суде над Цицероном, его защитникам очень трудно было бы доказать его непричастность к сочувствующим убийству.

 

[18] Об ответе Антония см. гл. 3.

 

[19] Технический термин Rei publicae constituendae causa определял диктаторскую власть Суллы и Цезаря и связывал с ними триумвират как развитие того же принципа.

 

[20] Светоний («Божественный Август», XXVII) представляет Октавиана самым суровым из всех триумвиров, очевидно по свидетельству Юлия Сатурнина. Светоний, однако, признает, что Октавиан не принимал некоторых обвинений в свой адрес. Подробно характер Октавиана описан Светонием в главах 33 и 51–56, и он совершенно не соответствует обвинениям его в жестокости и суровости. Мы должны увязать факт проскрипций с равно признанным фактом, что и Октавиан, и Антоний имели репутацию людей добродушных. Был, однако, путь, по которому в проскрипции вкрались элементы жестокости, и это античные историки связывали с женой Антония – Фульвией. Во всяком случае, именно она была натурой жестокой и злопамятной. См. рассказ Валерия Максима и Аппиана, IV, 39, о Казетии Руфе. Глядя на его голову, Антоний сознался, что не знал этого человека и что, скорее всего, это дела его жены. Говорят, она пронзила язык мертвой головы Цицерона булавкой. Если мы примем к сведению эти сообщения, то тогда можно будет предположить, откуда в проскрипциях появилась такая жестокость. Разумеется, триумвиры должны были учитывать последствия своего решения.

 

[21] Этот замечательный документ (истинный или сфабрикованный, но скорее все‑таки истинный), который Аппиан («Гражданские войны», IV, 8–11) приводит в своей истории, заслуживает разъяснения. Авторы заявляли, что они подвергли проскрипциям меньше людей, чем Сулла, что, во‑первых, говорит о длине списка Суллы и сколь сильное негодование он вызвал; и, во‑вторых, что практика включения в списки военнопленных, как в случае с самнитами в Султанских проскрипциях, все еще была в ходу. Согласно Аппиану, в списке Суллы было 40 сенаторов и 1600 человек всаднического сословия. Аппиан также называет цифры списка триумвиров – около 300 сенаторов и 2000 всадников. Аргумент относительно ареста звучит странно для современного уха, но арест, безусловно, был лучшей долей. У римских правителей не было надежных тюремщиков, и любая попытка удерживать под стражей столько людей была серьезным риском, который сделал бы комитет более непопулярным, чем простое уничтожение людей.

 

[22] Есть другая версия относительно этого. В соответствии с Плутархом, один из рабов Квинта, по имени Филолог, предоставил информацию, но он же говорит, что Тирон не упоминает о Филологе. Аппиан пишет, что это быт сапожник, один из клиентов Клодия. Эти противоречивые рассказы доказывают лишь то, что никто не обладал достоверной информацией о том, кто выдал Цицерона.

 

[23] Римские женщины того времени находились совсем в другом положении, нежели в XIX в. Они (это можно видеть из рассказа о Клодий и Доброй богине Плутарха в жизнеописании Цезаря) имели свои организации, независимые от мужских; коллегия весталок была самой влиятельной в городе. Она в свое время смогла повлиять на Суллу, и этого уже достаточно, чтобы понять, насколько они были могущественны.

 

[24] Талант не был монетой, но суммой денег наподобие лакха рупий (100 000 рупий). Мы можем проследить суммы в 16 000, 1500, 150, 8000 и 500 талантов, или 26 150 талантов всего, кроме сумм, собранных за десятилетний срок азиатского налога, и все эти деньги были потрачены на содержание армий Брута и Кассия.

 

[25] Хозяйство Горация обрабатывали восемь рабов, как известно из его «Сатир», II, VII, 101.

 

[26] Вентидий был человеком, который сделал сам себя, вышедшим из военных контрактников. Если судить по примерам, приведенным Фронтином (I, I, 6; II, II, 5; II, V, 36, 37), он оказался отличным психологом и своим успехом был обязан этому. Сравнение между психологом Вентидием и инженером Агриппой заслуживает размышления.

 

[27] Порт Юлиев можно было видеть еще в 1538 г., когда он был уничтожен мощным землетрясением, в результате которого поднялась гора Монте‑Нуово и наполовину заполнила Лукринское озеро. Вероятно, именно во время этих работ Вергилий подробно ознакомился с Авернским озером, которое затем обессмертил в шестой книге «Энеиды».

 

[28] И христиане, и мусульмане впоследствии эффективно использовали ее в борьбе со своими врагами.

 

[29] Послания Антония были, очевидно, получены консулами в начале 33 г. до н. э. вместе с его письмом с жалобами на Октавиана. В ответ на его обвинения, что он присвоил всю Сицилию, не возвратил посланные ему корабли и завладел долей Лепида, Октавиан отвечал, что он поделился бы с Антонием, если бы тот поделился с ним Арменией. В ответ на еще одно обвинение, что он всю Италию приспособил под раздачу земли своим войскам и не оставил территории для войск Антония, Октавиан отвечал, что воинам Антония, видимо, не понадобятся земли в Италии после героических усилий и успехов, достигнутых ими в Мидии и Парфии. Последний намек был убийственным (Плутарх, «Антоний»).

 

[30] Со времени построения последнего акведука прошло 92 года. Работа Агриппы знаменовала собой конец гражданских войн и возврат к мирной жизни. Он стал первым постоянным главой службы водного снабжения на систематической основе (Фронтин, «Акведуки», 98).

 

[31] Об этих письмах говорит Светоний («Божественный Август», 68–70). Многие из этих обвинений – на современный взгляд – полнейшая чушь, но, безусловно, рассчитанная на общественное мнение. Из Плутарха видно, что Октавиан отвечал тем же («Антоний», 50, 5).

 

[32] Кроме великолепного портика Октавии с сокровищами искусства, библиотеками и переходами, Август построил Форум Аугусти, место отдыха, которое вызывало всеобщее восхищение, со стенами в сто футов высотой, а также мавзолей, где были захоронены все его предки и преемники вплоть до Нервы. Форум был построен в память о победе при Филиппах и в память отмщения за смерть Юлия и был освящен во II в. до н. э. Мавзолей представлял собой грандиозное круглое здание с огромным земляным холмом на крыше, засаженным деревьями и увенчанным статуей Августа. Он стоял посреди небольшого парка. Восстановление зданий и более мелкие работы, предпринятые Августом, были бесчисленны.

 

[33] Ливий – историк золотого века. Однако он не был единственным историком своего времени. Дионисий Галикарнасский писал по‑гречески и потому не считается автором века Августа, но тоже был значительным писателем. Не стоит забывать и Деллия, отпущенника Марка Антония, историка, которому, вероятно, обязан Плутарх, в описании жизни Антония, и все его последователи, включая «Антония и Клеопатру» Шекспира. Его произведения до нас не дошли, так же как и произведения Фенестеллы, латинского автора, у которого Плутарх взял несколько интересных сцен, был также и Асиний Поллион, истинный автор века Августа, который донес до нас «Жребий брошен» и который не боялся критиковать стиль Ливия или беспристрастие Юлия. Произведения величайшего знатока древности Варрона также не дошли до наших дней.

 

[34] Возможность появления у Августа наследника столь значима, и неспособность произвести на свет такового имела столь далеко идущие последствия, что мы должны остановиться и посмотреть, действительно ли «ничего нельзя было поделать». То, что причина была не в Августе, видно из его брака со Скрибонией, которая произвела на свет Юлию. Естественно предположить, что Ливия была бездетна, однако она была матерью Тиберия и Друза, так что и этот аргумент отпадает. Светоний («Божественный Август», 71) проливает свет на это обстоятельство. Сказав, что Август опроверг все нравственные обвинения в роскоши, Светоний добавляет: «Сладострастным утехам он предавался и впоследствии и был, говорят, большим любителем молоденьких девушек, которых ему отовсюду добывала сама жена». Было это правдой? Если так, то это многое объясняет. Однако это могло быть ложью и сплетнями, распространенными в римском обществе. Это замечание у Светония возникает столь неожиданно и столь обрывочно, причем сопровождается словом «говорят», что в это трудно поверить.

 

[35] Имеется единственный намек на то, что Август «жену одного консуляра на глазах у мужа увел с пира к себе в спальню, а потом привел обратно, растрепанную и красную до ушей», однако вряд ли даже самый строгий судья заключил на основании покрасневших ушей нарушение седьмой заповеди. Все подробности в «Божественном Августе», 69, видимо, приведены на основании утверждения Марка Антония, который злословит ему в письме, не придавая этому серьезного значения. Мы уже знакомы с этим случаем во «Второй филиппике» и ответом Антония.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.