НАПАДЕТ ЛИ БЕН ЛАДЕН С МОРЯ? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

НАПАДЕТ ЛИ БЕН ЛАДЕН С МОРЯ?

2019-07-11 232
НАПАДЕТ ЛИ БЕН ЛАДЕН С МОРЯ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

(По материалам М. Штейнберга.)

 

Глобальная угроза терроризма сегодня исходит отовсюду. После «черного вторника» – 11 сентября 2001 года – основные усилия администрации, конгресса и спецслужб в сфере обеспечения безопасности США от террористических атак были направлены на отражение воздушной угрозы. На это тратились и тратятся колоссальные силы и средства. На блокирование других путей и способов проникновения в страну террористов средств расходуется намного меньше. Как будто администрация и спецслужбы обладают точными данными, что исламские экстремисты непременно повторят атаку испытанным способом. Хотя следующей целью террористов может быть нападение на крупнейшие порты восточного побережья США и захват пассажирских круизных лайнеров.

Действительно, сегодня большинство исследовательских структур в США, Англии и России все более настойчиво прогнозируют возможность нападения террористов с использованием акватории Мирового океана. Особенно если учесть, что его бороздят около 55 000 пассажирских и грузовых судов большого и среднего классов грузовместимостью более 500 тонн, а количество более мелких кораблей вообще не поддается систематическому учету.

В наши дни около 90 процентов всех межконтинентальных перевозок в мире осуществляется морским путем. Только в США функционирует 360 океанских портов, куда ежегодно совершается около 51 тысячи заходов свыше 7500 судов крупного и среднего тоннажа, которые доставляют более полутора миллиардов тонн грузов. Большинство из этих грузов размещается в контейнерах, число которых составляет не менее 6 миллионов в год.

Вся эта информация наглядно демонстрирует уровень возможностей, которые дает акватория для проникновения и атак членов международных террористических организаций в США и другие прибрежные государства.

Что касается «Аль-Каиды», то эта террористическая организация сформировала военную флотилию численностью 16–19 кораблей грузового класса. Большинство судов экстремисты приобрели в 2002—2003 годах через маклерскую судовую контору в Салониках (Греция). Около трети – куплены у пиратов Индонезийского архипелага. И сейчас эти корабли рассредоточены в небольших гаванях и островных укрытиях Индийского океана.

Хотя они и разнотипны, но в основном представляют собой сухогрузы водоизмещением 200—300 тонн, то есть принадлежат к классу малых судов, что позволяет им избежать контроля со стороны региональных и международных организаций.

Если верить данным, опубликованным в журнале «Джейнс нейви интернэшнл», суда флотилии «Аль-Каиды» после приобретения были немедленно перекрашены и переименованы. Они прошли ремонт и переоборудование, на многих снесены палубные надстройки. Все это сделано для того, чтобы сделать силуэт неузнаваемым. На борту эти корабли могут нести скорострельные автоматические пушки, крупнокалиберные пулеметы, переносные зенитные и противотанковые комплексы.

По боевому применению они подразделяются на ударные и брандеры. Последние предназначены для действий в качестве кораблей-камикадзе. На большинстве судов флотилии имеются по 2–4 быстроходных катера, часть из них предназначена также для самоубийственного взрывного тарана и могут нести на себе до трех тонн взрывчатки.

По тем же данным, флотилия бен Ладена состоит из двух отрядов. Один из них базируется на стоянке в районе Африканского Рога (Северо-Восточная Африка) и ориентирован на действия в западной части Индийского океана. Второй отряд скрывается среди многочисленных островов Индонезийского архипелага и нацелен на операции против судов, следующих через Малаккский пролив.

Именно в этих двух регионах Индийского океана наиболее интенсивное судоходство. Именно здесь особенно активно орудуют пиратские группировки, которые творят свои разбойные нападения практически безнаказанно, что подтверждает реальную возможность действий флотилии бен Ладена и колоссальную трудность обнаружения ее кораблей, которые могут успешно маскироваться под пиратские.

Если принять во внимание, что даже намного более крупные корабли в такой насыщенной судами акватории, как Индийский океан, могут выпасть из системы спутникового навигационного контроля, то что же тогда говорить о судах малых классов? Они такому контролю практически недоступны. Определить дислокацию флота исламских террористов, их маршруты и объекты нападений возможно только с помощью разветвленной агентурной сети.

Упомянутые суда в Индийском океане, оказывается, не единственные корабли «Аль-Каиды». По последним данным разведслужбы американских ВМС, в нескольких портовых пунктах экваториальных стран Западной Африки скрываются корабли атлантического отряда террористов. Он состоит из 2–4 брандеров и предназначен для атаки крупнейших портов восточного побережья США.

Основные приемы террористов можно с большой долей достоверности назвать уже сегодня, основываясь на прецеденте достаточно большого числа атак, проведенных террористами в последние десятилетия XX и в начале XXI веков. Это захват крупных грузовых судов и пассажирских лайнеров для получения выкупа или выдвижения политических требований. В 1961 году с такой целью был захвачен португальский лайнер «Санта-Мария», в 1985 году – итальянский лайнер «Акилле Лауро», в 1997-м – российский пассажирский паром «Аврасия». Этот список можно продолжить, но, если учитывать особо изуверскую суть атак «Аль-Каиды», то захват огромных пассажирских круизных лайнеров или супертанкеров, скорее всего, завершится их взрывом и потоплением, что повлечет гибель 4–5 тысяч пассажиров и членов судовой команды или колоссальную экологическую катастрофу.

Наличие вооруженных кораблей, судов и катеров-брандеров предоставляет исламским террористам большой выбор тактических приемов, некоторые из которых недавно опробованы на практике. В 2000 году на рейде йеменского порта Аден два шахида на катере, груженном полутонной тротила, врезались в борт американского эсминца «Коул» и подорвались. Несмотря на огромную пробоину, корабль остался на плаву, но погибли 17 и более 30 моряков получили ранения. Через два года снова у берегов Йемена такой же катер-брандер подорвал французский танкер «Лимбург».

Можно с большой вероятностью предположить, что такого рода атаки неизбежны, только с поправкой на гораздо большую их эффективность у бен Ладена. К примеру, ночное нападение на одиноко следующий лайнер или танкер, обстрел с целью захвата или подрыв и затопление этого судна. Такая атака может быть проведена одним вооруженным кораблем или несколькими катерами-брандерами.

Возможны и другие варианты нападения. Например, если одно из судов-брандеров будет взорвано в крупном американском порту (Нью-Йорк, Бостон, Майами, Лос-Анджелес, Сан-Франциско и др.) или у терминала разгрузки танкеров, то такой взрыв неизбежно вызовет детонацию соседних судов, что многократно усилит его бризантный эффект. Мощность взрыва в таком случае будет сопоставима со срабатыванием малого ядерного боеприпаса, и разрушению подвергнутся объекты в радиусе нескольких миль.

Захват супертанкера с последующим его подрывом и затоплением в крупном порту или международном проливе типа Аденского или Малаккского не менее страшен. Это может привести к параличу экономики нескольких стран региона, не говоря уж о массовых жертвах населения и глобальном ущербе для экологии.

А еще экстремисты могут использовать морской транспортный контейнер, в котором будет смонтирован ядерный, химический или бактериологический заряд. Емкость такого контейнера позволяет поместить заряд, мощность которого повлечет катастрофические разрушения и нанесет поражение жителям в районе его разгрузки или там, куда контейнер будет доставлен.

Конечно, этими вариантами не исчерпываются возможности морского терроризма, но и сказанного достаточно, чтобы понять реальность угрозы массовых жертв и глобального урона экономике США.

Оценивая уровень безопасности океанских портов США, исполнительный директор консультативной группы торгового флота Стифен Уайт заявил недавно: «Что говорить о высокотехнологичных системах, если сейчас большую часть суток даже сходни некому охранять».

Вопросом вопросов остается контроль захода в гавани судов, чтобы исключить проникновение кораблей, принадлежащих террористам. На это нацелен международный Кодекс безопасности портов и кораблей, принятый на Лондонской конференции Международной морской организации в декабре 2002 года. Он вводит меры превентивного характера и обязателен для всех судов, имеющих водоизмещение 500 тонн и более – таких насчитывается около 55 тысяч, – и всех портов, которые обслуживают международные перевозки, их свыше 5500.

Кодекс требует, чтобы каждый из таких кораблей нес строго фиксированный бортовой номер, позволяющий его мгновенно опознать и определить местонахождение. Экипаж должен быть подготовлен к отражению атак террористов, а само судно иметь систему оповещения береговых служб о нападении.

Не менее жесткие требования предъявляет кодекс к портовым службам. Они должны быть готовы воспрепятствовать попытке проникновения в порт любого судна без соответствующих сертификатов и опознавательных систем. Кодекс вступил в силу с 1 июля 2004 года. Но большинство стран, подписавших Лондонскую конвенцию, не выполнили мероприятия, предусмотренные кодексом. Это произошло не из нежелания, а ввиду отсутствия средств, весьма немалых. В число таких стран входит большинство государств третьего мира. Сегодня и в дальнейшем их корабли не будут допускаться в порты стран, выполнивших его требования. Это нанесет колоссальный урон их экономике и заставит изыскивать лазейки, чтобы не подорвать окончательно свое судоходство.

А кто может поручиться, что такого рода лазейки не найдет и штаб морских сил «Аль-Каиды»? Но, быть может, это им и не потребуется, поскольку корабли террористов имеют водоизмещение, не подпадающее под контроль кодекса.

Задолго до этого кодекса, с октября 2001 года, было проведено несколько масштабных кампаний по контролю судов в наиболее опасных районах Индийского океана. В операции «Эктив Индевор», цель которой заключалась в перехвате судов террористов, пиратов и контрабандистов, участвовали военно-морские соединения НАТО. Всего за два года было досмотрено около 36 000 судов. Результаты, однако, далеко не соответствовали затраченным усилиям: задержаны лишь 20 человек, подозреваемых в причастности к терроризму. Но не задержано ни одно судно из флотилии бен Ладена.

И все же администрация Буша намерена наделить все группировки своих ВМС правом досматривать любые торговые суда во всех регионах Мирового океана, не исключая и территориальных вод прибрежных государств, что может вызвать крайне негативную реакцию.

 

КИБЕРАТАКА РЕАЛЬНОЙ ВОЙНЫ

 

 

(По материалам В. Гаврилова.)

 

В 1985 году в Японии леворадикальная группировка с помощью компьютерных систем предприняла атаку на единую сеть управления железной дорогой. К счастью, у железнодорожных компьютеров оказалась надежная защита, взломать которую не удалось.

1 мая 2000 года в Азии в Интернет был запущен компьютерный вирус «I love you», который с невероятной скоростью распространился по планете, нарушив работу правительственных учреждений, парламентов и корпораций многих стран, в том числе Пентагона и британского парламента. За первые 5 дней он нанес ущерб в 6,7 миллиарда долларов. Позже спецслужбы США и Филиппин вычислили автора вируса – участника одной из террористических группировок.

Кажется, уже недалек тот день, когда атака хакеров-террористов на современное высокотехнологичное государство способна причинить ущерб, сопоставимый с ядерным ударом. И, к сожалению, гипотетически этот день может настать гораздо скорее, чем полагают многие. Особенно если учесть поистине бешеное развитие высоких технологий за последние 10 лет.

Если обратиться к другой печальной статистике, то за то же самое время в мире было совершено более 6 тысяч терактов, в которых погибли и пострадали свыше 25 тысяч человек. По данным специалистов, в наши дни около 500 экстремистских организаций и групп, разбросанных по всему свету, готовят и осуществляют вооруженные вылазки, диверсии, политические убийства.

Но терроризм, получивший глобальное распространение в XX веке, шагает в ногу со всеми новшествами науки и техники. Специалисты предрекают, что недалеко то время, когда автомат, снайперская винтовка, самодельное взрывное устройство – «традиционное» вооружение террористов – станут анахронизмом. Например, председатель Антитеррористического центра государств СНГ Александр Попов считает, что возникает реальная угроза появления совершенно новых разновидностей технологического терроризма, прежде всего кибернетического. Так что же это такое, и какую угрозу кибертерроризм несет человечеству?

Вот мнение Тимоти Л. Томаса, старшего аналитика Центра зарубежных военных исследований академии «Форт Ливенворд», США:

«Когда впервые Интернет, все дружно приветствовали его как средство объединения культур, как способ общения предпринимателей, потребителей, представителей власти. Но уже вскоре стало понятно, что он может представлять и большую угрозу. Имеются убедительные свидетельства, что террористы использовали Интернет при планировании своих акций 11 сентября 2001 года. В компьютерах руководства талибов, захваченных в Афганистане, содержался огромный массив информации разведывательного характера и зашифрованная переписка с агентами в Европе и США. Кстати, ячейки "Аль-Каиды", действующие на территории Америки, использовали для связи интернет-телефоны. Эти факты доказывают: Интернет террористы используют как инструмент киберпланирования. Он обеспечивает им анонимность, возможность управлять и координировать действия при подготовке и осуществлении терактов».

Российские специалисты определяют кибертерроризм как незаконное уничтожение или разрушение цифровой собственности в целях устрашения или запугивания людей. Хотя, судя по всему, его функции гораздо шире. По самым скромным подсчетам, нынче террористы могут работать во «всемирной паутине» с помощью 15 прикладных программ.

Например, сбор информации, которая в войне представляет собой одну из главных составляющих успешных боевых действий. Скажем, в статье, размещенной в Интернете, отмечается, что в аэропорту Цинциннати таможенники находят лишь 50 процентов контрабанды. Для террористов это может послужить сигналом – здесь есть возможности для провоза каких-то предметов или литературы. А сообщения о тех или иных действиях спецслужб позволяют террористам выводить свои ячейки из-под удара, работать с опережением.

С помощью Интернета террористы могут собирать и денежные пожертвования со всего мира. Опять же на условиях анонимности.

Они могут воровать важную информацию, выбирать объекты будущих атак, собирая о них всесторонние сведения. По сообщению сайта, принадлежащего мусульманскому клубу хакеров, они атаковали американские сайты, чтобы получить секретные данные. В частности, их интересовали «имена кодов» и радиочастоты, используемые спецслужбами США. Среди «целей», которые изучали террористы, были Центр контроля и предотвращения заболеваний в Атланте, банковская система электронных денежных переводов. Как и другие пользователи Интернета, они имели доступ к изображениям, картам, схемам, другим данным о важных предприятиях и сетях.

В свое время в одном из компьютеров «Аль-Каиды» были найдены инженерные и структурно-архитектурные характеристики плотины, имеющей стратегическое значение.

Террористы активно используют Интернет для отправки скрытых сообщений. Бессмысленные фразы могут быть закодированными инструкциями. С помощью всемирной сети они также пытаются разрушить деловые связи, если считают какой-либо бизнес враждебным. Организация «Хезболла», например, выработала стратегию нанесения ущерба израильскому правительству, военным и деловым кругам. Первой фазой, по мнению ее лидеров, должна стать дестабилизация правительственных органов. Вторая будет сконцентрирована на крахе финансовых институтов. А в ходе третьей и четвертой произойдет уничтожение в компьютерной сети данных о сотнях сделок и финансовых операций.

Это всего лишь некоторые виды использования виртуального пространства экстремистами. На самом деле их гораздо больше.

По мнению Олега Нечепоренко, эксперта Международной антитеррористической тренинговой ассоциации, «сегодня приходится констатировать, что высокотехнологичное общество достигло одновременно с комфортом и высшей степени уязвимости. Вот и прорыв в области информационных технологий, открывший человечеству дорогу в виртуальное пространство, породил так называемый кибертерроризм».

Хотя это и звучит несколько парадоксально и кощунственно, но терроризм – это прежде всего творчество, постоянный поиск новых форм и методов реализации поставленных задач. Сегодня теракты угрожают не просто жизни и здоровью каждого из нас, но способны потрясти общество в целом, расстроить системы управления, жизнеобеспечения, создать атмосферу всеобщего страха и постоянной тревоги.

Когда в 1997 году военное руководство США попросило независимых хакеров смоделировать информационную атаку на важнейшие системы жизнеобеспечения страны с помощью общедоступных компьютерных программ и Интернета, то в ходе эксперимента трех хакеров порознь отправили на катерах в океан, снабдив лишь портативными компьютерами и каналами спутниковой связи. К всеобщему удивлению, они сумели доказать, что способны нанести государству вред, сравнимый с последствиями ядерного удара. Если бы атака была реальной, то в первый же день погибло не менее 20 000 человек, а экономические потери составили бы несколько миллиардов долларов.

Весьма показательный пример, свидетельствующий о том, что кибертерроризм – вполне реальная опасность, не замечать которую по меньшей мере недальновидно. Предполагается, что наиболее привлекательными «мишенями» для него могут стать зоны высокой концентрации населения, в первую очередь политические и промышленные центры, где теракты чреваты социальными, экологическими, эпидемическими и другими опасными последствиями. Москва, например, как мегаполис, помимо высокой концентрации населения, насыщена большим числом различных производств. Это в значительной степени увеличивает риск возникновения крупномасштабных техногенных аварий и катастроф в случае кибератаки террористов.

Сегодня террористические организации, действующие на территории нашей страны, используют Интернет для пропаганды своих идей, дезинформации, связи. Но они вряд ли этим ограничатся. Творческий поиск в этих группировках идет беспрерывно. И это чревато новыми угрозами безопасности не только нашей страны, но и других государств. Назрела потребность координации совместных действий государственных силовых ведомств с теми структурами, которые обеспечивают безопасность промышленных и коммерческих объектов. Подразделения охраны крупных предприятий, холдингов, банков нынче имеют все атрибуты многофункциональных спецслужб и способны оказать большую помощь в борьбе с кибертерроризмом.

По мнению Александра Коростылева, эксперта в области программирования, спецслужбам для борьбы с кибертерроризмом необходимо объединять свои усилия со службами безопасности холдингов, банков и предприятий. В каждой крупной коммерческой структуре сейчас есть отдел, который занимается защитой внутренних компьютерных сетей от проникновения шпионов и атак хакеров. Разработаны сотни, если не тысячи программ такой защиты. С недавнего времени в государственных структурах также имеются подразделения, весьма серьезно занимающиеся этой проблемой.

Пока обнадеживает то, что реальных данных о хакерах-террористах, которым где-то действительно удалось осуществить глубокое и деструктивное проникновение в систему жизнеобеспечения государства, пока нет. Практически все случаи, которые можно отнести к кибертерроризму, связаны с уничтожением информационных сайтов политических противников, дестабилизацией работы гражданских серверов – опять же информационного назначения.

Не исключено, что очень скоро ситуация изменится и развитие технологий откроет для экстремистов в виртуальном пространстве новые, гораздо более опасные горизонты.

Остается только надеяться, что правительственные и правоохранительные органы по всему миру сконцентрируют свои силы, чтобы противостоять кибертерроризму. Это надо сделать, чтобы по меньшей мере хотя бы затруднить координацию и управление террористической деятельностью.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.