Процессуальный порядок применения личного поручительства в качестве меры пресечения включает в себя: — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Процессуальный порядок применения личного поручительства в качестве меры пресечения включает в себя:

2019-06-06 974
Процессуальный порядок применения личного поручительства в качестве меры пресечения включает в себя: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Получение ходатайства в письменной форме с просьбой о применении к определенному лицу (подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления) меры пресечения в виде личного поручительства.

Данное ходатайство может быть получено не только по инициативе самого возможного поручителя, но и по инициативе обвиняемого (подозреваемого), его защитника, законного представителя или по предложению дознавателя, следователя или суда. Данное ходатайство должно сопровождаться письменным ручательством о том, что подозреваемый (обвиняемый) не будет препятствовать производству по уголовному делу и будет в назначенный срок являться по вызову должностного лица, ведущего расследование по уголовному делу.

2. Выяснение мнения обвиняемого (подозреваемого) по поводу применения в отношении него такой меры пресечения, как личное поручительство. В диспозиции ст. 103 УПК не указано, в какой форме (письменной или устной) должно быть выражено согласие или отсутствие такового со стороны лица, в отношении которого избирается данная мера пресечения.

3. Вынесение должностным лицом мотивированного постановления (определения) об избрании в качестве меры пресечения личного поручительства.

Обязательным условием применения данной меры пресечения будет являться такое процессуальное действие должностного лица, избравшего личное поручительство в качестве меры пресечения, как разъяснение поручителю сущности дела, т. е. того, в совершении какого преступления подозревается или обвиняется лицо, а также об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым ненадлежащих действий или при уклонении его от явки. Данный факт должен быть отражен как в постановлении (определении) об избрании меры пресечения, так и в письменном обязательстве о личном поручительстве. При наличии нескольких поручителей, обязательство отбирается с каждого поручителя в отдельности.

4. Вручение копии постановления (определения) об избрании меры пресечения под расписку обвиняемому (подозреваемому), личному поручителю, защитнику и другим заинтересованным лицам. Обвиняемый (подозреваемый), при избрании в отношении него в качестве меры пресечения личного поручительства, предупреждается о том, что в случае его ненадлежащего поведения во время предварительного следствия и суда к нему может быть применена более строгая мера пресечения в порядке ст. 110 УПК или наложено денежное взыскание в размере до 2 500 рублей в порядке, установленном ст. 118 УПК.

Ответственность личного поручителя наступит в том случае, если обвиняемый (подозреваемый) будет уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя или суда или каким-либо иным способом препятствовать производству по уголовному делу. Ответственность поручителя заключается в наложении на него по решению суда денежного взыскания в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ, в размере до 2 500 рублей. Орган, в производстве которого находится уголовное дело, решает вопрос о направлении материалов в отношении поручителя в суд на основе учета конкретных обстоятельств, личности поручителя, тяжести последствий, наступивших из-за некачественного выполнения поручителем своих обязанностей.

Залог состоит во внесении или в передаче на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства — в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в РФ акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений.

Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Залог в качестве меры пресечения может быть применен к обвиняемому (подозреваемому) как впервые, когда лицо находилось на свободе, и в порядке ст. 110 УПК, когда залог избирается для изменения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Процедура применения залога как меры пресечения состоит из нескольких последовательных этапов:

 1. Определение залогодателя. По общему правилу избрание залога в качестве меры пресечения инициируется стороной защиты. Лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, не должно навязывать идею внесения залога обвиняемому (подозреваемому).

Согласно ч. 1 ст. 106 УПК внести залог может сам обвиняемый (подозреваемый), другие физические лица (например, родственники) или юридические лица, которые имеют возможность по своему усмотрению и в своих целях распоряжаться средствами юридического лица. Государственные предприятия, учреждения, организации не могут быть залогодателями, так как они не имеют права расходовать денежные средства в подобных целях. Главное правило при определении залогодателя заключается в следующем: залогодателем не может быть лицо, как физическое, так и юридическое, чьи отношения с обвиняемым не выяснены.

 2. Определение вида и размера залога. Вид и размер залога определяется судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности обвиняемого (подозреваемого) и имущественного положения залогодателя. Залог как мера пресечения не должна применяться к лицам, чье намерение продолжать преступную деятельность или воспрепятствовать производству по делу очевидно.

Размер залога определяется из соображения обеспечения его невосполнимости в случае его утраты. Другими словами, риск лишиться такой суммы денег должен заставлять обвиняемого (подозреваемого) являться по вызовам следствия и суда столько раз, сколько это необходимо. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 50 000 рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — менее 500 000 рублей. Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание.

3. Избрание меры пресечения в виде залога.

4. Внесение залога. Для каждого вида имущества, являющегося предметом залога, законодатель предусмотрел свой порядок внесения. Наиболее распространенным способом является внесение денег на депозитный счет суда.

 5. Принятие залога. Данный факт документируется путем составления протокола о принятии залога, копия которого вручается залогодателю.

Одновременно с составлением протокола суд разъясняет залогодателю сущность обвинения (подозрения), если залогодатель и обвиняемый (подозреваемый) не одно и то же лицо. Кроме того, суд разъясняет залогодателю под расписку его обязанности по обеспечению явки обвиняемого (подозреваемого) по вызову, по обеспечению его нахождения по месту постоянного или временно места жительства и по непрепятствованию производству по уголовному делу, а также последствия их нарушения или невыполнения.

 6. Данная мера пресечения считается избранной с момента внесения суммы залога на депозитный счет суда. Это является основанием для освобождения обвиняемого (подозреваемого) из изолятора временного задержания, если мера пресечения в виде залога была избрана для замены такой меры пресечения как заключение под стражу.

При прекращении уголовного дела, при условии соблюдения обвиняемым (подозреваемым) наложенных ограничений, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела. Таким же должен быть порядок возвращения залога при прекращении уголовного преследования лица, которому в качестве меры пресечения избирался залог.

В том случае, если обвиняемый (подозреваемый) в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела добросовестно выполняет условия применения рассматриваемой меры пресечения, то залоговая сумма возвращается залогодателю независимо от того, каким (обвинительным или оправдательным) является приговор и какова мера наказания, назначенная судом. В материалах дела должно быть указано о факте возвращения суммы залога лицу, которое ее внесло.

 Если же обвиняемый (подозреваемый) уклоняется от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, совершил или попытался совершить новое преступление, т. е. не выполняет возложенные на него обязательства и нарушает меру пресечения, то внесенный залог решением суда обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со ст. 118 УПК.

При назначении судебного заседания по вопросу обращения залога в доход государства в суд вызываются обвиняемый (подозреваемый), в обеспечение явки которого в органы дознания, предварительного следствия или суд им или другим лицом внесен залог, а также и залогодатель — гражданин или представитель организации, внесший залог в его интересах, которым направляются повестки. О назначении судебного заседания извещается прокурор.

Копии постановления судьи, независимо от характера принятого судом решения, направляются для сведения обвиняемому (подозреваемому), иному залогодателю и органу, ходатайствующему об обращении залога в доход государства.

При вынесении постановления об обращении залога в доход государства копии постановления, кроме того, направляются органу, принявшему залог для исполнения, и налоговому органу для контроля.

 Производство в этих случаях считается оконченным по поступлении в суд копии постановления с отметками о передаче внесенного залога налоговому органу.

 37. Наблюдение командованием воинской части, присмотр за несовершеннолетним и домашний арест как меры пресечения.

  Наблюдение командования воинской части как мера пресечения может быть применена к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, являющимся военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы. Наблюдение командования воинской части за данной категорией граждан заключается в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, направленных на обеспечение выполнения этими лицами обязательств являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя или суда и не препятствовать тем или иным способом производству по уголовному делу.

Главным условием эффективности применения данной меры пресечения является непрерывность пребывания подозреваемого (обвиняемого) в воинском подразделении под присмотром командования. Ведомственные нормативные акты Вооруженных Сил РФ предусматривают ряд ограничений для военнослужащих, в отношении которых избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Например, на время производства по уголовному делу они лишены права на ношение всех видов оружия, постоянно пребывают под наблюдением непосредственных начальников или суточного наряда, не направляются для выполнения заданий вне воинской части, не назначаются в караул и в другие ответственные наряды. Им запрещено увольнение в городской отпуск.

Процессуальный порядок применения в качестве меры пресечения наблюдение командования воинской части состоит из следующих действий должностного лица:

 1. Получение согласия обвиняемого (подозреваемого) на применение меры пресечения. Согласие командования воинской части не требуется.

2. Вынесение постановления об избрании в качестве меры пресечения — наблюдения командования воинской части.

3. Вручение копии постановления об избрании меры пресечения командиру воинской части или его представителю, а также лицу, в отношении которого избрана эта мера пресечения, и другим лицам по их просьбе. Одновременно с этим представителю командования воинской части разъясняется существо обвинения (подозрения), основания по которым была избрана эта мера пресечения, и обязанности командования воинской части по исполнению целей, для которых она была избрана.

4. Получение должностным лицом, избравшим данную меру пресечения, письменного извещения о фактическом установлении наблюдения командования воинской части за надлежащим поведением обвиняемого (подозреваемого).

В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) избранной в отношении него меры пресечения, путем запугивания свидетелей, потерпевших, уничтожения документов, попыток скрыться от следствия или суда, командование воинской части немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю или в суд, которые избрали эту меру пресечения. Последние, в свою очередь, решают вопрос о применении к обвиняемому (подозреваемому) меры уголовно-процессуального принуждения в виде денежного взыскания в порядке ст. 118 УПК или избрании более строгой меры пресечения.

Статья 104 УПК не предусматривает оснований для наступления ответственности командования воинской части в случае невыполнения или возложения на них обязательства по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) в ходе уголовного судопроизводства.  За организацию исполнения постановления об избрании рассматриваемой меры пресечения командир воинской части несет только дисциплинарную ответственность.

  Присмотр за несовершеннолетним, подозреваемым или обвиняемым заключается в обеспечении его надлежащего поведения на период производства предварительного следствия и суда по уголовному делу, в совершении которого он подозревается или обвиняется. Присмотр является специфической разновидностью поручительства, которое в одних случаях в отношении несовершеннолетнего обвиняемого дают родители, опекуны или попечители, другие заслуживающие доверия лица, а в других (если несовершеннолетний является воспитанником специализированного детского учреждения) — должностные лица соответствующего детского учреждения.

Мера пресечения заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства по обеспечению явки несовершеннолетнего обвиняемого к дознавателю, следователю или в суд, нахождения несовершеннолетнего по месту жительства и по лишению его возможности воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Главной особенностью этой меры пресечения является то, что она применяется исключительно в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, не достигших возраста 18 лет. Обязанность по присмотру может быть возложена должностным лицом на родителей (опекунов, попечителей) несовершеннолетнего или на других, заслуживающих доверия лиц, к которым, с учетом их личностных качеств, можно отнести: совершеннолетних братьев, сестер, других родственников, учителя или воспитателя. К специализированным детским учреждениям относятся: детские дома, школы-интернаты, приемники-распределители, спецшколы, реабилитационные центры и другие учреждения.

 Избрание меры пресечения в виде присмотра может осуществляться как по инициативе должностного лица или органа, ведущего расследование по уголовному делу, так и по письменному прошению одного из лиц, перечисленных в ст. 105 УПК. В диспозиции этой нормы не содержится указания о том, что эта мера пресечения применяется только при наличии согласия субъектов, осуществляющих ее исполнение. На практике получение согласия лица, которому несовершеннолетний передается под присмотр, является обязательным. В противном случае применение этой меры пресечения лишено всякого смысла. Исключение составляет администрация детского учреждения, с должностных лиц такого согласия не требуется, так как надзор за несовершеннолетним подопечным входит в число их прямых должностных обязанностей.

Процессуальный порядок применения в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним, подозреваемым или обвиняемым в целом аналогичен порядку избрания личного поручительства. Вместе с тем в обязательстве лица, на которое исполнение обязательства было фактически наложено, подписка, что несовершеннолетний не скроется, не будет заниматься преступной деятельностью, не будет препятствовать производству по уголовному делу, будет вести себя надлежащим образом, как в семье, так и по месту работы (учебы).

В том случае, если обязательство о присмотре берут на себя родители несовершеннолетнего, то подписка берется с одного из них. При этом он может участвовать в уголовном деле в качестве законного представителя. В детском учреждении обязательство об осуществлении присмотра берет на себя либо сам руководитель этого учреждения, либо уполномоченное им должностное лицо.

Письменное обязательство о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым, данное лицами, перечисленными в ст. 105 УПК РФ, приобщается к материалам уголовного дела.

В случае нарушения возложенной на них обязанности присмотра за несовершеннолетним, попечители и другие лица несут ответственность в соответствии со ст. 118 УПК. А представители администрации детских учреждений помимо наложения на них денежного взыскания могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности, как должностные лица, нарушившие трудовые обязанности. Как нарушение несовершеннолетним меры пресечения в виде присмотра, можно рассматривать неявку несовершеннолетнего по вызову без уважительной причины, попытки скрыться от правоохранительных органов или суда, воздействие на других обвиняемых, потерпевших, свидетелей с целью помешать производству по делу, совершение несовершеннолетним нового преступления.

При решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого судам необходимо выполнять требование ст. 423 УПК об обязательном обсуждении возможности отдачи его под присмотр. Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями судье на основании ст. 105 УПК надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как передача его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении — под присмотр должностных лиц этого учреждения. В постановлении о рассмотрении таких ходатайств обязательно должны быть указаны причины, по которым эта мера пресечения не может быть применена.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

При этом суд может ограничить и (или) запретить данному лицу:

 1) выходить за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

2) общаться с определенными лицами;

3) получать и отправлять почтово-телеграфные отправления;

4) использовать средства связи, информационно-коммуникационную сеть «Интернет».

Данные ограничения и запреты могут быть территориальными (запрет покидать место жительства или иное место, выбранное судом для исполнения этой меры пресечения, или находиться в месте, запрещенном постановлением об избрании данной меры пресечения: ночные клубы, рестораны, места жительства соучастников или потерпевших от действий обвиняемого (подозреваемого)), либо временными (запрет покидать место жительства или иное место, выбранное судом для исполнения этой меры пресечения, или находиться в месте, запрещенном постановлением об избрании данной меры пресечения в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) или больше, чем на определенное время — 2–3 часа).

Запрет (ограничение) на общение с определенными лицами распространяется на соучастников обвиняемого (подозреваемого) по расследуемому уголовному делу, соучастников по ранее расследованным уголовным делам, возможно, вообще со всеми лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, свидетелями, потерпевшими и их представителями, друзьями и родственниками, проживающими отдельно от него.

Другие два запрета (ограничения) следует объединить, так как они затрагивают один принцип, закрепленный в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ — каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Уже сама конституционная формулировка позволяет сделать вывод о том, что дознаватель и следователь не могут самостоятельно принять решение о применении данного ограничения.

Кроме того, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 63 ФЗ «О связи», осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Решением суда, на основании которого осуществляются перечисленные действия в случае избрания домашнего ареста в качестве меры пресечения, является постановление судьи об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, так как установление соответствующих ограничений (запретов) предполагает невыдачу обвиняемому (подозреваемому) находящихся у операторов почтовой связи почтовых отправлений — адресованные письменная корреспонденция (простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, бандероли и мелкие пакеты), посылки, прямые почтовые контейнеры.

 Уведомляя организации связи об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста к определенному лицу, к постановлению следует прикладывать копии некоторых процессуальных документов из уголовного дела, что сделает более понятными и исполнимыми возложенные на них обязанности.

 При этом не следует забывать о тайне следствия и направлять минимальное количество процессуальных документов.

Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней, международной связи  содержат формулировки, ограничивающие право на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям связи, различие составляет только передача сообщений посредством подвижной связи.

Пункт 4 Правил включает следующие нормы: оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров (сообщений), передаваемых по сетям связи; ограничение права на тайну телефонных переговоров (сообщений), передаваемых по сетям связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами; сведения о передаваемых по сетям связи телефонных переговорах (сообщениях) могут предоставляться только абонентам или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Суд, избирая домашний арест в качестве меры пресечения, с учетом конкретных обстоятельств личности обвиняемого (подозреваемого), вправе установить как все, так и только часть указанных запретов.

 Цель применения домашнего ареста — предотвратить совершение обвиняемым (подозреваемым) действий, указанных в ст. 97 УПК РФ на досудебной и судебных стадиях, а также для обеспечения исполнения приговора, путем установления запретов (ограничений), определенных в ст. 107 УПК РФ при наличии оснований, которые установлены для заключения под стражу, с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

При этом особое внимание надлежит обращать на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не достигших 18 лет: на их возраст, условия жизни и воспитания, особенности личности, влияние на них старших по возрасту лиц, в том числе их законных представителей.

В постановлении судьи об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения (запреты), которым подвергается обвиняемый (подозреваемый).

Контроль за исполнением подозреваемым (обвиняемым) данной меры пресечения возлагается на ГУФСИН в соответствующем субъекте РФ, фактически данные функции выполняют Уголовно-исполнительные инспекции района (города) по месту жительства обвиняемого (подозреваемого), избранного судом в качестве места домашнего ареста.

Домашний арест избирается на срок до 2-х месяцев, в случае невозможности закончить предварительное расследование и при отсутствии оснований для изменения или отмены данной меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном ст. 109 УПК.

В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) меры пресечения в виде домашнего ареста — мера пресечения может быть изменена судом по ходатайству следователя (дознавателя) либо представлению контролирующего органа.

38. Основания, порядок и сроки заключения под стражу в стадии предварительного расследования.

Заключение под стражу — самая строгая из предусмотренных УПК РФ мер пресечения. Сущность данной меры пресечения заключается в помещении обвиняемого (подозреваемого) по решению суда на период производства по делу в место предварительного заключения.

Основанием применения в отношении обвиняемого (подозреваемого) заключения под стражу в качестве меры пресечения могут служить: лишение этого лица возможности скрыться от расследования и суда, воспрепятствовать производству по делу, предупреждение продолжения им преступной деятельности, обеспечение исполнения приговора.

УПК РФ предусматривает избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения, в исключительных случаях, по мотивам высокой общественной опасности совершения преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 108 УПК:

1. Подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;

2. Личность обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления не установлена;

3. Обвиняемый (подозреваемый) нарушил меру пресечения, избранную ранее;

 4. Обвиняемый (подозреваемый) скрылся от органов предварительного следствия или от суда.

При избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения особенно важен учет обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК, а именно, данные о личности обвиняемого (подозреваемого), его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и других обстоятельств, характеризующих лицо, в отношении которого оно применяется.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 частями первой - четвертой, 159.1 - 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 159 частями пятой - седьмой, 171, 171.1, 171.3 - 172.2, 173.1 - 174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4 и 190 - 199.4 при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 1–4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.

Несовершеннолетний может быть подвергнут заключению под стражу только по подозрению или обвинению в совершении умышленного преступления, за которое УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет (тяжкое преступление) или за умышленное преступление, за которое наказание может составить лишение свободы на срок свыше 10 лет (особо тяжкое преступление). Заключение под стражу несовершеннолетнего лица, обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести (возможное наказание от 2 до 5 лет лишения свободы), возможно лишь в исключительных случаях. Практика показывает, что к таким случаям относятся фактические данные, свидетельствующие о ненадлежащем поведении несовершеннолетнего лица: обоснованные опасения, что он скроется от следствия суда, будет продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствует установлению истины по делу. Судья, принимая решение о заключении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) под стражу, должен быть уверен, что никакая другая мера пресечения, кроме этой, не сможет исключить возможность совершения несовершеннолетним какого-либо из названных действий. Судам необходимо выполнять требование ст. 423 УПК РФ об обязательном обсуждении при решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого возможности отдачи его под присмотр. Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями судье на основании ст. 105 УПК РФ надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как передача его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении — под присмотр должностных лиц этого учреждения. В постановлении о рассмотрении таких ходатайств обязательно должны быть указаны причины, по которым эта мера пресечения не может быть применена.

Если у лица, к которому в качестве меры пресечения было применено заключение под стражу, будет установлен факт психического заболевания, то согласно ст. 435 УПК, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд в порядке, установленном ст. 108 УПК, принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей.

Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации.

Порядок заключения под стражу в стадии предварительного расследования

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК, доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.

Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный и (или) межгосударственный розыск.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 УПК, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому, обвиняемому или потерпевшему и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 389.3 УПК, в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда апелляционной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу п


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.