Экологическая экспертиза мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Экологическая экспертиза мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения

2018-01-30 311
Экологическая экспертиза мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации рассматриваемого объекта.

1. Составные элементы, цели и задачи экологической экспертизы

Составными элементами экологической экспертизы являются:

1. Оценка воздействия на окружающую среду – научное исследование всех влияний техногенных систем на природу.

2. Общественная экспертиза – привлечение широкой общественности, в том числе непрофессионалов, для ответа на вопрос о возможности осуществления конкретного проекта.

3. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – обязательная процедура изучения материалов ОВОС специально назначенными экспертами, результатом которой становится компетентное решение о возможности осуществления проекта. Результат ГЭЭ может быть оспорен или отменен только повторной государственной экспертизой.

Цели экологической экспертизы заключаются в оценке и предупреждении возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду деятельности человека, а также в обеспечении конституционных прав граждан на информацию, благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Задачи экспертизы заключаются в следующем:

1. Исследование, анализ и прогнозирование возможных воздействий рассматриваемого объекта на природу и здоровье людей.

2. Оценка соответствия деятельности нормативным требованиям и подготовка выводов о возможности реализации проекта.

3. Информирование населения и заинтересованных лиц о возможных экологических последствиях.

2. Принципы экологической экспертизы

Принцип обязательности. Он гласит, что "государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы..."

Принцип научной обоснованности означает, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна проводиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. Результатом экспертизы должна быть не только констатация допущенных нарушений и оценка их последствий, но и разработка рекомендаций органам или лицам, принимающим решения, а также необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

Принцип независимости (вневедомственности) в организации и проведении. Принцип относится, в основном, к государственной экологической экспертизе и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами.

Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает открытый доступ к информации в ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы; возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить свою позицию до сведения лиц, принимающих решения, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д.

Кроме указанных, выделяют принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, ответственности.

По российскому законодательству экологическая экспертиза – комплексная деятельность, в некоторой мере опирающаяся на общественное мнение. Согласно представлениям об экологической экспертизе, в её состав могут входить рекомендации по устранению замеченных недостатков и нарушений; часто это способ получить основания для наказания нарушителя.

3. Геоэкологические принципы проектирования

На предпроектном уровнеосуществляется технико-экономическое обоснование строительства, реконструкции, технического перевоо­ружения, расширения, модернизации объектов хозяйственной дея­тельности. Следующий уровень— основной, проектный, на котором разрабатывается рабочая документация, состав которой жестко определен нормативными документами и законами РФ. Среди них — экологическая составляющая проектирования.

Общие положения геоэкологических принципов проектирования были намечены в 80-х годах XX века в Институте географии РАН В. С. Преображенским и Т. Д. Александровой, а охраны природы — В. А. Красиловым. Результаты этих исследований положены в основу настоящего раздела лекции.

Геоэкологические принципы проектирования — это указания, ориентирующие проектные институты, фирмы, проектировщика на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов, сохранение среды обитания человека.

Сохранять надо ландшафт как функционально целостное образование, а не только его отдельные компоненты (воды, воздух, почвы, растения и т.д.). Ландшафт, благодаря системной природе, обладает многими свойствами, способными удовлетворять различные потребности общества.

Лица, участвующие в проектировании (а также в экспертизе), дол­жны сознавать свою личную ответственность за последствия предлагаемых и принимаемых решений. Проектировщик обязан:

- обладать региональными геоэкологическими знаниями, знаниями о специфике структуры и функционировании конкретных ландшафтов, которые вовлекаются в проектирование;

- иметь представление о технологии конкретного производства, на которое направлено проектирование;

- знать основные положения строительных норм и правил, государственных стандартов и ведомственных документов;

- владеть правовыми основами охраны природы и знать Закон об экологической экспертизе 1995 г. и Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

- принятый Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г. и одобренный Советом

Одним из основных принципов охраны природы является принцип комплексности в геоэкологическом проектировании.

Геоэкологическое проектирование — это проектирование пространственно-временной природно-технической системы, включение объекта, технологии или инженерного сооружения, технической системы в природу. Это наиболее трудно понимаемый принцип проектирования, реализация которого встречает серьезные затруднения.

Необходимость его соблюдения обусловлена тем, что геосистемы — природно-территориальные комплексы — сложные пространственно-временные открытые системы, обладающие внутренней взаимной связанностью и взаимодействием компонентов и структурных частей (подсистем). Одновременно они связаны с соседними и с более крупными геосистемами.

Конкретным проявлением этого базисного принципа выступают следующие положения:

- целостность, системность, взаимосвязь элементов хозяйства предопределяют взаимосвязанное рассмотрение при проектировании конкретного объекта или предприятия его воздействия на природу и обратного влияния измененной природы на состояние хозяйства и здоровье людей;

- в проекте должны быть отражены отраслевой и территориальный подходы;

- при осуществлении проекта необходимо предусматривать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих природоохранных мероприятий: технологических, территориально-планировочных, экономических, юридических. Системный характер социально-экономической деятельности предусматривает определение точного адреса, т. е. конкретных предприятий, объектов, групп лиц, органов управления, которые должны выпол­нять каждое проектное предложение;

- в процессе проектирования важно иметь в виду, что функциональная целостность, системность, взаимосвязь компонентов геосистем определяет невозможность сохранения ландшафта в целом, отдельных свойств каждого из природных компонентов.

Региональный подход (принцип) в проектировании подразумевает учет местных природных, социальных и экономических особенностей территории не только в границах конкретных объектов, но и окружающего их фона, например, в рамках физико-гео­графических провинций и административных районов и областей.

Местные условия учитываются при использовании ландшафтного подхода, который выступает частным случаем регионального.

| Ландшафтный подход учитывает территориальную физико-географическую дифференциацию при составлении ОВОС. Важно, что один тип воздействия (даже при одинаковой интенсивности) может дать неоднозначную ответную реакцию в различных ландшафтах и в их структурных частях.

Этим вызвана необходимость использования ландшафтного подхода в проектировании, что значительно повышает достоверность прогноза последствий создания инженерного сооружения, технического объекта и т.д. В этом заключен важнейший принцип ландшафтного подхода.

Другая его сторона проявляется в необходимости рассмотрения цепочки причинно-следственных связей в геокомплексах, от источника воздействия до самых отдаленных, но потенциально значимых, которые могут проявится в дальней перспективе. Третья сторона сущности ландшафтного подхода заключается не в простом вписывании инже­нерного объекта в природу, а конструирование природно-антропоген-ного (культурного) ландшафта, геотехнической системы с блоком уп­равления.

Очень важнымb являя.тся принципы управления. В проект должен быть введен блок управления, включающий подсистему контролирования (мониторинга) и регулирования. Сложность управления геотехническими системами (ГТС) обусловлена:

- необходимостью сочетания в них процессов саморегулирования, свойственных природной составляющей, и процессов управления технической их частью;

- использованием процессов самоорганизации в интересах управления;

- открытым характером геосистем, их тесной связью с другими геосистемами, приводящей к непрерывному обмену веществом, энергией и информацией;

- необходимостью учета процессов функционирования, динамики и развития природной составляющей геотехнической системы.

Опережающее управление при проектировании — это анализ соответствия изучаемой геосистемы социально-экономическим потребностям общества, возможности перевода ее в другое со­стояние и прогноз ближайших и отдаленных во времени и про­странстве последствий такого перевода.

Оно также включает выбор методов воздействия, анализ состояния геосистем и допустимых последствий.

Оперативное управление ГТС направлено не только на контроль ее технической части (подсистемы), но и на мониторинг изменений и последствий, которые могут возникнуть в природе, хозяйстве и населении в ответ на воздействия в ходе строительства и последующего функционирования ГТС.

 

 

4. Нормативная база экологического проектирования.

Нормативную основу экологического проектирования и экологического обоснования проектов составляет совокупность экологических и природоохранных требований к ним.

Требования экологические — комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды.

Природоохранные требования — требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами.

Различают собственно методическую, инструктивную, нормативную базу самого процесса проектирования и систему правовых и нормативных документов, используемых в качестве экологических критериев и требований при проектировании.

Экологическое проектирование регламентируется правилами проектирования, строительными нормами и правилами (СНиПы), ведомственными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и также санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных природоохранных и других объектов (СанПиН).

Нормативно-методическая основа экологического проектирования в РФ определяется следующими документами:

«Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйствен­ной и иной деятельности» (утверждена Приказом Минприро­ды России от 29 декабря 1995 г. № 539);

«Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено приказом Госкомэкологии РФ 16 мая 2000 г. № 377, зарегистрировано в Минюсте 4 июня 2000 г. № 2307);

разделом 8 «Инженерно-экологические изыскания» в СНиП П-02-96, разработанными Министерством строительства Российской федерации (Минстрой России), 1997 г.;

разделом «Инженерно-экологические изыскания для строитель­ства» в Своде правил по инженерным изысканиям для строи­тельства (СП-11-102-97), разработанным государственным ко­митетом РФ по жилищной и строительной политике (Гос­строй России);

«Санитарными нормами и правилами проектирования промыш­ленных предприятий» (СН 245-71);

Санитарными нормами и правилами проектирования, строи­тельства и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов;

«Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4960-88);

Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН № 4630-88);

Санитарными правилами по охране атмосферного воздуха на­селенных мест (Минздрав СССР, 1989 г.).

Нормативная основа экологического обоснования проектов в РФ — это Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности; Правила по экологическим изысканиям; СНиП (строительные нормы и правила) и СанПиН (санитарные правила и нормы). Согласно этим нормативам, экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности на разных стадиях проектирования осуществляется для оценки экологической опасности проектов, учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия реализуемых объектов на окружающую среду.

Таким образом, экологическое обоснование проектов — совокупность доводов (доказательств) и прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) определенного региона и человека.

5. Особенности экологической экспертизы проектов мелиоративных систем

Осушение есть уничтожение гидроморфных комплексов, лесной и кустарниковой растительности, нивелировка местных локальных природных различий путем прокладки дренажа, проведения культуртехнических работ, известкования, внесенения минеральных и органических удобрений.

Это приводит к формированию антропогенного ландшафта с присущими ему процессами мелиоративной эрозии, дефляции, минерализации и сработки торфяной залежи, уплотнения почвы, перестройки орнитофауны и др. При этом появляются новые свойства ландшафта: увеличение пожарной опасности, уменьшение продолжительности безморозного периода и снижение температур воздуха и на поверхности почвы ночью, сокращение и даже исчезновение некоторых видов естественной фауны.

Влияние осушения происходит через поверхностные и грунтовые (дренажный сток).

Размер зоны гидрогеологического влияния определяется: глубиной дренажа, расстоянием между дренами регулирующей и проводящей сетей, типом регулирования, литологическим составом пород, мощностью водоносного горизонта, уклонами рельефа, сезонными по годными условиями и др. Ширина зоны влияния может составлять от нескольких десятков метров до 3—6 км.

Снижение уровня грунтовых вод определяет две цепочки причинно-следственных связей: одна проявляется в изменении ландшафтно-геохимических условий, почвенного и растительного покрова; другая связана со снижением затрат тепла на физическое испарение, изменениями в структуре радиационного и теплового балансов, что наряду с альбедо деятельной поверхности формирует новый микроклимат.

При осушении происходит перестройка геохимических ландшафтов на прилегающих территориях. В связи с этим з адачи проектирования заключаются в следующем

Первая — оценка плодородия осушенных земель с позиций геохимических факторов урожая и норм внесения минеральных удобрений. Сложность ее решения заключается в том, что процессы, протекающие на осушительной системе, противоречивы. С одной стороны, в результате осушения происходит перестройка гидроморфного ряда почв в автоморфный, усиление в них зональных процессов, что приводит к формированию более плодородных почв. С другой стороны, при трансформации осушенных почв, сработке торфа и выносе химических элементов с урожаем наблюдается отрицательный баланс органического вещества, несбалансированность круговорота зольных элементов.

Вторая — расчет потерь питательных элементов с однонаправленным дренажным стоком и оценка возможной «химической» эрозии Уничтожение или сокращение природных геохимических и биологических барьеров (низинных болот) способствует выносу химических элементов из ландшафта. Потенциально это является предпосылкой для снижения качества вод и загрязнения, что создает условия евтрофирования водоемов и снижения рыбопродуктивности.

Третья задача — расчет качества дренажных вод и качества поверхностных вод местных рек и озер.

Интегральным показателем последствий геохимической перестройки ландшафтов выступает сток дренажных канав. Эти воды в зоне чаще всего относятся к гидрокарбонатно-кальциевым, они минерализованы. Характерен вынос Са, С1, сульфат-иона и соединений азота. Потеря вещества с дренажным стоком относится к отрицательным последствиям функционирования осушительных систем. В районах с обилием озер, которые принимают дренажный сток, снижается рыбопродуктивность и возникают благоприятные условия для евтрофирования.

Очень важное практическое значение имеет влияние в основном негативное осушительной мелиорациина птиц.

При проектировании осушительных систем на уровне ОВОС необходимо определить размеры зон влияния и направленность процессов. Размеры поясов и подзон влияния определяются совокупностью физико-географических условий, важнейшими из которых выступают три:

глубина дренажа, огранительных (ловчих) каналов;

угол наклона рельефа местности;

гранулометрический состав почвообразующих пород.

По совокупности указанных свойств выделяются четыре вида зон влияния с подвидами.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экологическая экспертиза?

2. Перечислите составные элементы экологической экспертизы.

3. Назовите цели и задачи экологической экспертизы.

4. Принципы экологической экспертизы

5. Геоэкологические принципы проектирования

6. Принцип комплексности в геоэкологическом проектировании.

7. Нормативная база экологического проектирования

8. Особенности экологической экспертизы проектов мелиоративных систем

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.