Память о Зинаиде Леляновой, о нашей Зиночке — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Память о Зинаиде Леляновой, о нашей Зиночке

2019-05-27 216
Память о Зинаиде Леляновой, о нашей Зиночке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Зинаида Степановна часто читала стихотворение Евгения Долматовского «...и пахнет юная сирень сильней, чем старый порох». Музыку к этим проникновенным строчкам написал Константин Васильевич Козлов,композитор-вологжанин родом из поселка Молочное.

Зина и я периодически обращались к родословной Козловых п. Молочное. И вот перед нами композитор Константин Васильевич Козлов.

       А исполнитель песни «Сирень» Марк Тишман. Он исполнил её на праздничном концерте, посвященном дню Победы. А сирень? Она до сих пор засушенным цветком хранится в семье Козловых в поселке Молочное. В наши дни песня «Сирень» вошла в золотой фонд песен о Великой Отечественной войне. Эта история взволновала меня, и я написала картину «Сирень» и подарила семье Козловых.

Февраль 2018 года.

«Очень понравились Ваши «Купавы» - романтика, гармония, изящество, небывалая красота – в простых, казалось бы, цветочках. Спасибо, Валентина Васильевна! А Вашу деревеньку зимне-весеннюю, я бы с радостью унесла к себе домой, так она мне мила. Спасибо! Успехов Вам, здоровья, счастья!

Лелянова З. С.

1/02 – 2009г.»

ПЕРЕСТОРОНИНА

 НИНА НИКОЛАЕВНА

«Мне очень тяжело без неё…»

Мне очень больно писать о Зинаиде Степановне, она была моей близкой подругой. И всё же я убеждена, что об этой необыкновенной женщине надо рассказать, как можно больше, чтобы сохранить память о ней.

       Зинаида Степановна - человек глубоко порядочный и добрый, умеющий сострадать и помочь в трудную минуту. Думаю, со мной многие согласятся, что эти качества встречаются редко в наше время. За все годы нашей дружбы с Зинаидой Степановной, в моменты радости и в моменты горя, она была рядом. Печальных событий в моей жизни в последнее время было предостаточно: болезнь и смерть мужа, болезнь и смерть младшей дочери, проблемы с младшим внуком. И всегда Зинаида Степановна была рядом, находились слова поддержки и утешения, а когда она делила со мной радость, то делала это искренне и эмоционально.

       С Зинаидой Степановной всегда было интересно общаться. Она хорошо знала и интересовалась классической музыкой, поэзией, литературой. Благодаря ей я узнала замечательный симфонический оркестр под управлением В. Голубевой, прекрасных череповецких солистов Ирину Бебневу, Наталью Грушичеву, актрису Елену Кузьмину.

       Зинаида Степановна помогла мне открыть всю прелесть и своеобразие бардовской песни. Это с ней мой муж и я ездили дважды на фестиваль бардовской песни на реке Петух; с ней - на незабываемые концерты наших бардов.

       Но кроме этого Зинаида Степановна увлекалась путешествиями, любила природу. Она умела разглядеть красоту там, где многие просто проходили мимо, ничего не замечая. Этот дар (на мой взгляд, то именно дар свыше!) помог проявиться ещё одному качеству Зинаиды Степановны: она была прекрасным рассказчиком и умела прекрасно описывать свои впечатления.

       Насколько мне известно, Зинаида Степановна ещё в юности вела дневник. В последние годы она его отредактировала и получились заметки, которые я прочитала на одном дыхании.

Когда я читала её заметки, я ярко представляла себе Череповец тех лет, который не знала, так как приехала сюда только в 1966 году. Очень было интересно читать о вечерней школе, в которой Зинаида Степановна училась в выпускном классе. О своих одноклассниках и учителях она писала тепло и с добрым юмором, и это придавало рассказу теплоту и искренность. Мне особенно запомнилось, как Зинаида Степановна писала о своей близкой подруге Тале. Поэтому, когда спустя несколько лет я встретилась с Наталией Николаевной, у меня было впечатление, что я знаю эту женщину много лет.

Первой книгой, напечатанной и оформленной Зинаидой Степановной, была «Зелёная Радуга» (как назвала её сама Зинаида Степановна, «зарисовки и рассказы»). Они разные по объёму и относятся по времени к разным периодам. Однако в каждом из них поражают неравнодушие автора, искренность, тонкие и точные наблюдения. У меня, например, вызвало восхищение описание рассвета в зарисовке «На острове Путятина».

Позднее Зинаида Степановна добавила к сборнику ещё дневниковые записи из периода её работы в качестве камбузника на судне «Посьет». Читать эти записи «Из дневника морской волчицы» не менее увлекательно. Здесь и яркие описания тех необыкновенных мест, колоритные характеристики «коллег» Зинаиды Степановны и снова тот же добрый юмор.

 

Февраль 2017 года.

 

Письмо Маши – дочери З. С. Леляновой в адрес членов Центра Н. М. Рубцова:

    " Мне очень непросто написать это для вас. Я никогда не умела выражать мысли письменно, да ещё и по-русски. Устно тоже никогда не умела, в принципе.

На детях гениев природа отдыхает – я ходячее воплощение этой гениальной фразы.

Во-первых, спасибо вам, что не забываете маму. Я надеюсь, ваша сегодняшняя встреча проходит отлично, у вас много вкусного и всё хорошо.

 Что вам рассказать? Что вам было бы интересно?
     Это может быть странно прозвучит, но я бы хотела, чтобы вы не ограничивались одной маминой книгой «Рубцовские адреса». Да, она очень важна, она потрясающая, в неё вложено невероятное количество труда, времени, упорства, таланта. Но ведь у мамы есть и другие книги, в которых таланта не меньше.

Её талант был всегда, она писала невероятные письма, даже открытки от неё были самыми особенными, интересными, такими личными.

Благодаря моим хорошим друзьям на мамин прошлый день рождения у меня получилось сделать мамин сайт lelyanova.com и выложить туда её книги, я надеюсь, вы почитали их тоже. Это всё

дневники, реальные истории, настоящая жизнь.
      Меня всегда поражало, как она могла заметить столько всего вокруг, гриб чагу в виде рожицы, снег на ветке в форме зайки, поведение собаки или вороны на улице. Мы же все проходим мимо, не замечая ничего (ну я, так точно), а она подмечала всё, и превращала это в рассказы, от которых не оторвёшься.
        И в фотографии. И называла их по-особенному. Зайчик – это «живёт зима в избушке». А тот гриб чага теперь живёт у меня на Парковой на шкафу, и смотрит оттуда сверху. Его зовут Лесовичок. Мама привезла его с собой.

Она была самым добрым и чутким человеком. Наверное, это производное от внимательности – она понимала, как могут отозваться слова или вопросы, как бестактностью можно причинить боль.

 Я тоже так хочу, хочу быть доброй и умной, как она.
       Это третий день рождения, в который я больше не могу её поздравить. Да и на кладбище не могу прийти. Мне кажется, на прошлые 2 дня рождения я была в Москве, сейчас я ещё дальше.
        После её ухода всё перестало быть важным. Вообще всё. Ничего больше не имеет значения.

Тут, где я сейчас нахожусь, мне устроили что-то вроде разговора с ней. Хочется верить, что это и правда реально. Она говорила, что у неё всё хорошо, что она с папой и с Леной, что всё спокойно и радостно, и я хочу в это верить.

Я понимаю, что, если человек хочет уйти – а рак, обнаруженный на 4й стадии у человека, который всегда вёл здоровый образ жизни, не пропускал зарядку с 16 лет, моржевал, старался питаться правильно и вообще... – так вот, настолько быстро прогрессирующий рак, что его уже только на последней стадии нашли – это, конечно, знак, что человек хочет уйти. И кто я, чтобы держать?

Что я могу дать тому, кто похоронил самую большую, настоящую, огромную любовь, а через год - младшую дочку? Как с этим жить?

Я понимаю, что никак. Нельзя с этим жить.

Поэтому я рада, что теперь они все трое рядом. И она сказала, что это очень хорошее место.

Может, это рай?”

Мария Лелянова

 

Я очень благодарна вам за всё, пожалуйста, не забывайте мою маму!
Она - самый волшебный человек.

 

 Зинаида Степановна Лелянова Париж 2013 год.

 

Мария Лелянова, дочь Зинаиды Степановны.                                                        

Фото со страницы Марии в контакте.

  ВАЛЕНТИНА ТУГАРИНОВА

- город Санкт – Петербург

 

       Дорогая Машенька! Спасибо, что ты прислала это письмо - исповедь. Я не знала твою маму лично, но очень полюбила её благодаря Татьяне Ерохиной, подписавшись в группу " Николай Рубцов. Тихая моя Родина" Понимаю твоё состояние и горе. В 1998 году я потеряла трёх самых близких и дорогих мне людей. Боль утраты не оставляет меня и сейчас, но жизнь продолжается, и теперь, понимая, что их не вернуть, я настроилась на позитивные мысли и благодарю Всевышнего, что свёл меня с ними. Для меня они не умерли, они в моей душе, просто их нет рядом. Держись, Машенька. У тебя вся жизнь впереди. Я желаю тебе набраться силы воли и достойно пережить невосполнимые потери родных и любимых людей. Не погружайся, пожалуйста, в уныние. Время, хоть и медленно, лечит. Просто нужно набраться терпения и нести в своём сердце незабываемую любовь к ним.

 

Валентина Тугаринова

       В сердцах и душах таких личностей, как Зинаида Степановна, такой источник добра и любви на земле, и пусть он будет неиссякаемым!

Цветы на подоконнике у Н. Л. Деревягиной.

Фото Зинаиды Леляновой.

Зинаида Лелянова


ДВЕ "ПАВАНЫ"


       Умерла моя мама. Мне ни с кем не хотелось говорить об этом, чтобы не слышать сочувственных слов, ведь всё равно легче не станет. После похорон, глубоко затаив горе, я вернулась к работе и общественным делам. И на концерт в училище искусств пришла тоже вроде как по обязанности.

Симфонический оркестр под управлением Валентины Голубевой исполнял музыку Бизе - мою любимую, но сейчас такую ненужную. Зачем я здесь? Хочу к маме! Надо бы встать и уйти. Но что-то удерживало на месте.

Ведущий концерта, Владимир Иннокентьевич Полутов (бывший в ту пору директором филармонии), объявил: "Равель. Концерт № 2 Ре-мажор для фортепиано и симфонического оркестра (для левой руки)". И рассказал историю этого произведения: австрийский пианист Пауль Витгенштейн, потерявший на войне правую руку, обратился к композиторам всего мира с просьбой написать фортепианный концерт для левой руки; откликнулись только двое - Сергей Прокофьев и Морис Равель.

 Солировал пианист из Москвы Александр Вершинин. Мои глаза неотрывно следили за его правой рукой, неподвижно лежавшей на крышке рояля. Трудно было поверить, что этот длинноволосый москвич играет одной рукой. Полнозвучность фортепиано была фантастической!

Снова на сцене Владимир Иннокентьевич. Теперь он настраивал зал на восприятие другого произведения Равеля - "Павана усопшей инфанте". Он объяснил, что павана - это ритуальный танец, инфанта - принцесса.

    В сопровождении оркестра Вершинин играл обеими руками. Больше я ничего не видела: меня заворожила мелодия, небывало прекрасная и невыносимо печальная.

Именно такой музыки ждала моя душа.

Некоторое время спустя, встретившись с Владимиром Иннокентьевичем, я (святая простота!) обратилась к нему с просьбой (ни много ни мало!) повторить "Павану" на концерте, который состоится как раз в мамин Сороковой день. Директор филармонии слегка опешил от таких слов, однако деликатность не позволила ему отмахнуться от незнакомки. Поблагодарив меня за то, что я была на том концерте, он объяснил, что концертные программы расписаны на весь сезон. Извинился за то, что Равель не вписывается ни в одну из нынешних программ, и пообещал мою просьбу не забыть, обязательно включить "Павану" в один из концертов следующего сезона.

       Наступил следующий сезон. Я следила за афишами, ходила на концерты. Но Равель не звучал. Видно, забыл своё обещание Владимир Иннокентьевич. И вдруг! На большом рекламном щите филармонии огромными буквами на самом первом ряду: РАВЕЛЬ, ПАВАНА УСОПШЕЙ ИНФАНТЕ. Боже мой, не забыл, и даже вот так крупно написал, для меня, чтобы даже издали заметила! (Прямо как в фильме "Место встречи изменить нельзя" - так, чтобы дать знать, куда надо попасть, повесили на дверь большую фотографию любимой девушки.)

Я принялась звонить друзьям и знакомым, приглашая их на концерт.
       В ожидании этого дня буквально не находила себе места. Услышать "Павану" - словно снова пережить мамины похороны... Накануне ночью спать не могла, выдержать бы завтра!

       И вот мы в битком набитом зрителями зале. Концерт уже под

ходит к концу, а "Павану" не исполняют. Неужели отменили?! Наконец, ведущая объявляет долгожданную. Но при этом продолжает что-то объяснять. Оказывается, Равель сделал для дирижёров пометочку, так сказать рекомендовал: при исполнении этого сочинения делать акцент не на слове "ритуальный", а на слове "танец".

Музыка показалась мне совсем непохожей на ту, которую я ждала. Это был просто танец, спокойный, даже равнодушный. Не было в нём вселенской скорби, а без неё не осталось и той несказанной красоты, от которой слёзы сами лились из глаз, а душа улетала высоко-высоко... Зрители стоя аплодировали музыкантам, дарили цветы.

Друзья спешили поделиться впечатлениями об услышанном и больше всего восхищались "Паваной". Я не разделила их восторгов.

Вспоминая оба концерта, понимаю, что вторая "Павана" была не хуже первой. Дело во мне: не сумела "переставить акценты".
       Я безгранично благодарна Валентине Голубевой и всем музыкантам за их мастерство, за такое удивительно разное исполнение знаменитого равелевского произведения! Ведь сначала они скорбели вместе со мной, а потом они же, той же музыкой, не позволили мне снова уйти в скорбь.

З. С. Лелянова 29. 06. 2009 года.

 

Архивный материал. 2006 год
------------------------------------
Зинаида Лелянова

И БУДУ ЖИТЬ В СВОЁМ НАРОДЕ...


       3 марта комбинат по обработке спецодежды СБК, возглавляемый Светланой Георгиевной Метельковой, принимал у себя в гостях городской клуб "Госпожа Провинция". "Провинциалы" рассказали о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка, великого русского поэта, Николая Михайловича Рубцова, которому нынче исполнилось бы 70 лет, и в честь которого 2006 год назван Годом Рубцова.

Приближаясь к "объекту", гости со страхом оглядывали устрашающий своей железной мощью промышленный пейзаж, наводящий на романтические души унылость и скуку; жалели работников заводской прачечной, вынужденных заниматься, таким, казалось бы, неинтересным и неблагодарным делом, и уже настроились на встречу с "народом" - простым и огрубевшим... Но!

Сюрпризы начались буквально от порога. Комбинат поразил "новеньких" своей чистотой, обилием цветов, радушием работающих здесь красивых, молодых женщин. Гости сразу обратили внимание на необычную картину в коридоре - со снегирями и ёлочками; засмотрелись на букет из ярких, очень изящных сухоцветов. Всё говорило о хорошем вкусе работниц, так называемого "мыльного пузыря". А в актовом зале всех ожидала необыкновенная выставка работ, созданных руками прачек. Словно в цветущий сад попали! Люди не верили собственным глазам. Многие не видели ничего подобного! Ведь вся эта красота выполнена выжиганием на ткани - "гильошированием". Буквально потрясли гармонией картины мастера участка Марины Авиловны Панковой: букеты цветов казались живыми, а лица изображённых женщин - прекрасными и совершенными. Понравились салфетки, кружева, панно, воротники, всего не перечтёшь. Хочется выразить восхищение и благодарность мастерицам: Татьяне Балутиной, Катюше Шохаловой, Наталии Капитоновой.

Это роскошное убранство зала сопровождало другую выставку - "И буду жить в своём народе" с портретами Николая Рубцова, с фотографиями близких ему людей и родных мест.
       Гости тоже постарались подивить людей, приблизить их к творчеству Рубцова.

Руководитель клуба, Надежда Леонидовна Деревягина, рассказала о жизни поэта.

Ида Александровна Климина прочитала своё стихотворение, посвящённое подруге детства Николая Рубцова Тоне Шевелёвой (Антонине Александровне Силинской), которая скромно сидела в зале.

Антонина Алексеевна Чумеева (Серкова) поведала о своей

малой родине, Николе, где прошло детство поэта.

Лаконично и очень эмоционально выступила Любовь Николаевна Пыченкова о своём отношении к личности и творчеству Рубцова.

Рассказ Галины Михайловны Березиной о встрече с Николаем Рубцовым никого не оставил равнодушным, так же, как и её задушевное исполнение романса "Раздумья" и песни на стихи Рубцова "Морошка".

Неожиданное появление в зале одного из главных специалистов дирекции СБК, Николая Николаевича Плотникова, и поэта Сергея Аркадьевича Созина, менеджера дирекции СБК, пришлось как нельзя кстати. Николай Николаевич сыграл на баяне песню Евгения Максимова на стихи Рубцова "Деревенские ночи". Сергей Аркадьевич прочитал своё посвящение Николаю Рубцову.

Дошла очередь до Владимира Петровича Чащина, и зазвучали рубцовские стихи и песни под баян.

Надо было видеть лица слушателей! Заинтересованные, внимательные, взволнованные!

Песни продолжились и за чаепитием. Очень щедро угощали

гостей! И каждому гостю вручили подарки.

Состоялся праздник для души. Все остались довольны друг другом.

 Спасибо Николаю Рубцову!

 

ТАТЬЯНА МИРЧУК – поэт.

 Живет в Комсомольске - на - Амуре. Она принимает активное участие в литературно-музыкальном фестивале «Рубцовская осень» в г. Вологда, в Клюевских чтениях г. Вытегра. В Комсомольске-на- Амуре проходят творческие встречи с читателями и презентации новых сборников. Она победитель и лауреат многих поэтических конкурсов.

ОТЗЫВ О КНИГЕ

После прочтения книги «И это всё о ней», в сердце и душе у меня возникло очень большое сожаление о том, что мне не пришлось познакомиться с Зинаидой Степановной Леляновой. Я много хорошего слышала о ней из уст моих друзей по «Рубцовскому центру» города Череповца. Видела её фотографии, читала её заметки, но как же многого я лишилась, не общаясь с ней лично!

       Говорят, что глаза человека – зеркало его души, а ещё, говорят, что с возрастом человек выглядит сообразно своему внутреннему миру. Сообразно состоянию души. Думаю, что все со мной согласятся, что внешний вид Зинаиды Степановны, её глаза очень многое говорили окружающим о её красоте внутренней, потому что она была прекрасна!

       Полны сожалений и горечи утраты воспоминания её друзей, её коллег. И сколько слов любви они сказали о ней в этой книге! «За всю любовь расплатимся любовью...» - это о ней тоже. Как в такой маленькой хрупкой женщине уживались и страсть, и любовь, и ошеломительная энергия,и неуёмная работоспособность, и желание всё время узнавать что-то новое, учиться?

       Каждому Господь отпускает такую ношу, которую человек сможет, взвалив на себя, нести всю жизнь. Зинаида Степановна не только несла то, что ей отпущено, но ещё и другим помогала, поддерживала, чтобы шли ровнее. Много радости, много счастья досталось ей, но и горя, что свалилось на её хрупкие плечи, хватило бы на несколько человек. Потому ли она ушла так рано, или потому, что и Богу такие люди нужны в качестве Ангелов? Нам здесь это неведомо.

       Остались на земле её дочь, её друзья, которые помнят и любят свою Зиночку, и молятся за неё. И пока память о ней жива, она будет жить среди нас, ведь она оставила всем нам свои конкретные дела, в которые вложила всю свою любовь и своё большое щедрое сердце!

2 октября 2018 года.

 

 

 

В филармонии: Валентина Сажина, Надежда Деревягина, Оксана Демина и Зинаида Лелянова. Фото из архива Н. Л. Деревягиной.

 

 

ТАМАРА РОМАШОВА


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.