Влияние игрушек на психику ребенка — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Влияние игрушек на психику ребенка

2019-05-27 778
Влияние игрушек на психику ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     Игрушки окружают ребёнка буквально с рождения. Некоторые игрушки по факту совсем не предназначены для детей, напротив, для ребёнка они могут стать очень опасными.

    Как минимум половина игрушек, лежащих на российских прилавках под сомнением относительно полезности их для детей, как минимум одна треть всех игрушек — оказывают однозначно негативное влияние на психику, помимо других своих качеств, — из токсичных материалов или просто опасны для жизни, здоровья.

    Детский мир народов России был очень разнообразен, в играх ребенок постоянно общался с природой, а в этом ему помогали народные игрушки. Игрушки из природных материалов отражали все то, чем жили народы их быт, уклад жизни, нравы и обычаи.

    Яркие, кричащие цвета современных игрушек действуют как раздражающий фактор, очень часто вызывают психологическое перенасыщение, в итоге раздражение, агрессию. Эти игрушки очень токсичны, не исключено, что в своём составе они содержат ртуть, свинец или мышьяк. Даже погремушки для самых маленьких могут делать с добавлением ядов: фенол в краске и другие вредные вещества (формальдегиды, кадмий, мышьяк). Мало того, что ребенок может их трогать (аллергия, раздражение кожи, попадание ядов на кожу) — он может их грызть, все яды прямиком попадают в кишечный тракт и могут вызвать отравление.

    Известно, что игрушки-монстры существовали во все времена у разных народов. Они изображались в виде злых сказочных и мифических персонажей. На Руси детям изготавливали из глины волков, медведей, Лешего, Змея-Горыныча и т.д. Такие игрушки были лишены подробных деталей, благодаря чему развивалось воображение ребёнка. Во время игры малыш практически всё придумывал сам, а игрушка являлась лишь символом страшного персонажа. К классическим страшным игрушкам можно отнести Бабу-Ягу, Змея-Горыныча, волка. С современными страшными игрушками дело обстоит сложнее. Острые зубы, когти, огромные глаза - игрушки, символизирующие страх, ужас, пусть и сказочный, наградят ребенка самыми разнообразными фобиями и страхами.

В основном, современные игрушки имеют агрессивный вид вне зависимости от того, положительный то персонаж или отрицательный.

    Какие раньше были куклы? В виде маленьких детей, пупсы, младенцы. Внешность куклы была не столь важна, внешность была скорее милой, а не вызывающе гламурной, она отличалась от облика взрослого человека и явной параллели не проводилось между девочкой и куклой. С ними хотелось играть, пеленать их, кормить, лечить, катать в коляске.

 

Требования к игрушкам

1.4.1 Психолого-педагогические требования к игрушкам:

1. Они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначение, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

2. Содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

3. Иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использования их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

4. Соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

5. Должны быть безопасными и гигиеничными;

6. Развивать познавательные интересы, активизировать общение;

7. Приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

8. Пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Психолого - педагогические требования направлены на духовно-интеллектуальное развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, защиты от негативных воздействий. В целях защиты детей от вредного влияния подобных игрушек и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введена обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Приказом Министерства образования России от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» введен Временный порядок проведения экспертизы и определен перечень критериев оценки детских игр и игрушек.

В соответствии с Временным порядком производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально - психолого-педагогического заключения, не допускаются. Экспертизу игрушек осуществляют Федеральный экспертный совет Минобрнауки России и государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Требования соответствия возрастным особенностям детей

Игрушки для детей ясельного возраста. Ясельный возраст: группа раннего возраста (1-й год жизни), вторая группа раннего возраста (2-й год жизни), первая младшая группа (3-й год жизни).

В раннем ясельном возрасте ребенку для развития органов чувств необходимы погремушки, шары, кольца. Игрушки должны быть яркими, простыми по форме, гигиеничными и безопасными.

Ребенок к 12 месяцам начинает вставать, ходить, у него развивается координация движений. Для этого возраста необходимы ходунки, качалки, куклы, фигурки животных, птиц, пирамидки и др.

Дети в возрасте от 1 года до 3 лет развиваются как физически, так и умственно. Для физического развития нужны трехколесные велосипеды, обручи, мячи, для умственного — кубики, игрушки «Лего» и т. п.

Игрушки для детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст: вторая младшая или средняя группа (4 и 5-й год жизни ребенка); старшая группа (6-й год жизни), подготовительная группа к школе (6—7-й год жизни).

Для детей второй или средней группы большое значение имеют игрушки-забавы, куклы, кукольная мебель, мягконабивные игрушки, игрушки для игр с песком и др.

Для детей средней и старшей группы дошкольного возраста рекомендуются транспортные и технические игрушки, игрушки с заводными механизмами, сборно-разборные игрушки и др.

Ассортимент игрушек для старшей и подготовительной группы отличается большим разнообразием: настольные игры, игрушки театральные, музыкальные и др.

Игрушки для детей школьного возраста (от 7 до 17 лет). Шахматы, шашки, наборы для конструирования, компьютерные игры, сборка радио- и телеаппаратуры. (Источник: https://znaytovar.ru/new430.html)

1.4.3 Санитарно-гигиенические требования и требования к безопасности

Все игрушки должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности (ГОСТ 25779-90, ГОСТ Р 51555-99, ГОСТ Р 51557-99, ГОСТ Р ИСО 8124-1-99, ГОСТ Р ИСО 8124-2-99, ГОСТ Р ИСО 8124-3-99, СанПиН 2.4.7.007-93, СанПиН 42-123-4240-86) и иметь сертификат соответствия.

Игрушки должны удовлетворять требованиям химической, биологической, механической, конструктивной, акустической, электрической, оптической, пожаро-, взрыво- и другими видами безопасности. Для изготовления игрушек должны применяться материалы, разрешенные органами Госкомсанэпиднадзора РФ. Игрушки и материал, из которого они изготовлены, должны быть чистыми, неинфицированными и не пораженными насекомыми и грызунами.

Для изготовления игрушек, предназначенных для детей до 3 лет, не допускается применять стекло и ворсованные материалы. В игрушках не допускается применять легковоспламеняемые материалы, набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла и др.), а также гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее.

Защитно-декоративные покрытия игрушек должны быть стойкими к действию слюны, пота и влажной обработке. Надувные игрушки для игры на воде должны быть водонепроницаемыми и герметичными, иметь невозвратные клапаны. Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей должны быть не доступны для ребенка.

Игрушки должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптические и акустические приборы должны правильно и надежно работать. Конструкция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование. Игрушки, подвергающиеся действию воды, не должны изменять окраски и деформироваться.

Игрушки должны по массе соответствовать силе ребенка и способствовать развитию его мускулатуры. Максимальная масса игрушки или детали игры (за исключением крупногабаритных или механизированных) не должна превышать 400 г для детей до 7 лет, 800 г — для детей от 7 до 10 лет. Масса игрушек типа погремушек, предназначенных для детей до 3 лет, не должна превышать 100 г.

Маркировка должна быть нанесена или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий игрушку. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой, несмываемой и содержать: наименование и возрастное назначение игрушки, наименование предприятия-изготовителя, его адрес, дату изготовления, предупредительные надписи по безопасности эксплуатации.

В маркировке игрушек, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно присутствовать графическое условное обозначение возраста по ГОСТ Р 51556-99 в виде перечеркнутого (по диагонали слева направо) круга, выполненного красным цветом, на белом фоне которого черным цветом указана возрастная группа 0-3 и контур лица.

Основные нормативные документы, регулирующие продажу детских игрушек: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

СанПиН 2.4.7.007-93 «Производство и реализация игр и игрушек»;

ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля».

 

 

Исследовательская часть

В качестве метода исследования применялся метод группового анкетирования. Анкета была составлена исполнителем проекта.

Цель анкетирования –

Определить главные критерии выбора детской игрушки у родителей.

Всем участникам было предложено ответить на 9 вопросов о детских игрушках. Опрос (анкетирование) проводился среди покупателей магазина "Дочки-Сыночки", расположенного в ТЦ "Фан Фан", в количестве 30 человек.

2.1 Анкетирование ( Приложение 1)

Результаты полученных данных (результаты анкетирования):

1 Игрушки какого производителя вы предпочитаете приобретать для своего ребенка? Россия - 22                                                    Китай - 8
2 Где вы покупаете игрушки (рынок, крупный ТЦ, маленький магазин)? Рынок - 2                           ТЦ - 27                                  Маленький магазин - 1
3 Обращаете ли вы внимание на запах игрушки (резкий, едкий, характерный для данного материала)? ð да - 26 ð нет - 4
4 Обращаете ли вы внимание на наличие сертификата качества на этикетках игрушек? ð да - 4 ð нет - 26
5 Обращаете ли вы внимание на цвет игрушки («ядовитый», естественный)? ð да - 19 ð нет - 11
6 Какой ценовой категории вы предпочитаете покупать игрушки? ð низкой ценовой категории ð средней - 18 ð высокой ð не обращаю на это внимание - 12
7 Какие игрушки вы чаще всего покупаете? ð Мягкие - 9 ð Развивающие (вкладыши, сортеры, пазлы, бусины и пр. и пр.) - 8 ð Куклы - 9 ð Музыкальные - 5 ð Фигурки (людей, животных - просто для сюжетных игр) - 4 ð Машинки - 12 ð Конструкторы/кубики - 9 ð Радиоуправляемые игрушки - 4 ð Традиционные: матрешки, юла, пирамидка - 1 ð Свой вариант
8 По каким критериям вы выбираете игрушки? (Можно указать несколько вариантов, но не больше 7)  ð Низкая цена - 3  ð Яркая окраска - 6  ð Аккуратные швы, края - 7  ð Естественная окраска - 14  ð Нерезкий запах - 17  ð Высокая цена  ð Российский производитель - 19  ð Китайский производитель - 4  ð Этикетка с сертификатом безопасности - 5  ð Без упаковки  ð Резкий запах
9 Выберите три главных параметра при выборе игрушки: ð Возраст ребенка - 25 ð Пол ребенка - 26 ð Характер игры - 15 ð Разнообразие - 2 ð Качество товара - 17 ð Имидж магазина - 4

Ваш пол

Мужской - 17 Женский - 13

 

 

Анализ результатов

   Опрос показал, что 22 человека из 30 покупают игрушки производства России в основном в крупных торговых центрах. "Лидерство" среди востребованных игрушек все-таки составляют мягкие игрушки, куклы, машинки, конструктора и развивающие игрушки. Лишь некоторые из опрошенных предпочитают музыкальные игрушки, фигурки людей и животных, радиоуправляемые игрушки (Приложение 2,3).

    Хотелось бы при помощи взрослых изменить ситуацию в сторону
игрушек, доставляющих радость, удовольствие от общения, воспитывающих
доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающим, трудолюбие и

другие положительные нравственные качества.

    Анализируя выбор родителей по безопасности для здоровья ребенка, можно сказать, что большинство взрослых при покупке обращают внимание

на запах и цвет. Хотя наличие сертификата качества не беспокоит основную массу покупателей. Я пришла к следующему выводу: необходимо больше пропагандировать игрушки безопасные для здоровья ребенка с наличием сертификата на этикетке.

     Как показало анкетирование, приобретая игрушки для своих детей взрослые в основном ориентируются на три основных критерия выбора: возраст, пол ребенка и качество товара (Приложение 2).

 

 

Вывод: Для того, чтобы не подвергать здоровье ребенка опасности, при выборе игрушек следует учитывать качество материалов, из которых изготовлена игрушка, а также обращать внимание на безопасность игрушки с

точки зрения детской психики. Всем нам необходимо понимать, что любая игрушка развивает. Вопрос – что она развивает? Агрессию, страх, неврозы или положительные эмоции, интеллектуальные и познавательные способности ребенка.

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, взрослый зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей раннего возраста. Взрослые должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку ребенка такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей. А для этого необходимо понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

     Цель родителей –

внести в жизнь ребенка правильный выбор игры и игрушки!

Быть или не быть игрушке?

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Игрушка вредна, если она:

1. Провоцирует на агрессию и жестокость;

2. Вызывает страх или тревогу;

3. Имеет грубый натурализм;

4. Уничтожает человеческое достоинство;

5. Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребёнка.

Игрушка полезна, если она:

 1. Безопасна;

 2. Привлекательна;

 3. Эстетична;

 4. Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

 5. Полифункциональна (представляет возможность для развития способностей ребёнка: познавательных, физических, духовных, нравственных и т.д.);

 6. Выполнена из экологически чистых материалов;

 7. Правильно пакована.

Нужны ли детям игрушки?

Ребенок учится в игре! А какая же игра без игрушек? Но необходимо правильно выбирать игрушки для ребенка.

 

 

Заключение

В последнее время кукольный мир детей кардинально изменился. Традиционные пупсы и нарядные девочки-красавицы все более вытесняются невиданными раньше образцами, которые удивляют, поражают воображение и естественно притягивают и детей, и взрослых, как все новое и модное.

Производители всё чаще обращаются к куклам-монстрам. Очень популярны в последнее время куклы героев-вампиров «Сумерки». Художник Шейн Эрин создаёт кукол, олицетворяющих призраков, монстров, скелетов и мумий. Одна из таких кукол – кукла по имени Сесилия.

Мы считаем, что игрушки со страшными гримасами, игрушки-монстры должны играть роль наглядных пособий того, какими детские игрушки быть не должны.

    Стройные пластмассовые красавицы с шикарными волосами, мускулистые и непобедимые Бэтмены и Спайдермены со сверхчеловеческими умениями и «накачанными» торсами становятся самыми желанными игрушками. Подобные игрушки совершенно очевидным образом провоцируют у ребенка скрытое чувство зависти, а никак не стремление стать красивее, сильнее и успешнее.

Нужны ли детям игрушки? Ребенок учится в игре! А какая же игра без игрушек? Игрушка - один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизни.

Игрушка – это увлекательный и в то же время поучительный мир для ребенка. Игрушка формирует у детей любовь к труду, повышает их двигательную активность, развивает интерес к творчеству, любознательность, наблюдательность, воспитывает художественный вкус.

    Игрушка – не прихоть, а необходимость! В связи с этим мы проанализировали все факторы и составили список рекомендаций для правильного выбора игрушки (Приложение 4).

 

Гипотеза подтверждена –

Покупая игрушку, родители не задумываются о том, полезна ли она или опасна для ребенка, и зачастую они даже не знают, по каким критериям нужно выбирать игрушки.

Цель проекта выполнена -

Мы изучили, что такое игрушка и определили влияние современной игрушки на психику ребенка. Углубили свои знания к требованиям безопасности, предъявляемые к игрушкам.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.