Общая характеристика коллекции французского искусства 15-18 вв. в собрании ГЭ — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общая характеристика коллекции французского искусства 15-18 вв. в собрании ГЭ

2019-05-27 333
Общая характеристика коллекции французского искусства 15-18 вв. в собрании ГЭ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика коллекции французского искусства 15-18 вв. в собрании ГЭ

Обширна, позволяет проследить историю развития на протяжении многих веков. За пределами Франции лучшая коллекция. Очень разносторонняя. В неё входит живопись, скульптура, т.е. изобразительное искусство, рисунок и гравюра, прикладное искусство, мебель, шпалера, керамика, как фаянс, так и фарфор, эмали, ювелирное искусство, ткани. В каждой из этих областей экспозиция обширна. Не всё, что есть в Эрмитаже представлено на экспозиции. Неоднородна. Самая обширная часть 17-18 вв. К. 15-16 – всего 3 зала, это связано с тем периодом когда складывались коллекции. В 18 веке наибольший интерес и возможности покупать у Екатерины II – в моде был как 17 в, так и современное искусство 18 в.

В самом 1 приобретении –

1764 собрании Гацкого было несколько картин французских художников

1766 русский посол в Париже князь Голицын покупает Пуссена «Танкред и Эрминия»

1768 г. Кобенцля содержало большое количество рисунков 15-16 вв + неск полотен

1769 Кол Брюля - Ватто «Затруднительное предложение»

1772 собр. Кроза- свыше 500 картин (в Париже) много картин парижской школы, в составе этой кол-и 3 картины Ватто и «Прачка» Шардена

1779 собр Р. Уолпола

Этим не ограничилась, покупала и заказывала у современных ей мастеров, н-а, произв Буше, Шардена, пригл Фальконе (Зима). Гудона (Вольтер). Ей помогали ориентироваться. Строгановы, Юсуповы покупали для себя. Д. Дидро помогал советом, где и когда что покупать.

В 19 в. просыпается интерес к искусству Средневековья, Возрождения

1885 г Базилевского – ДПИ стран Зап Европы (Александр III)

Значительным пополнением в 20е гг 20 в. из Музея училища Штиглица.

В пострев. годы собр. Строгановых, Юсуповых влились в соб. Эрмитажа

 

В истории искусства Зап. Европы Франция, так же как Италия занимает особое место. Здесь рождались классические варианты стилей и направлений, создавались произведения большой художественной значимости, имевшие общеевропейское значение, служившие образцами для др стран.

 

Вв

Французский Ренессанс (позднее ит) охватывает к. 15 – к 16 в. Это время Франция – образцовая страна средневековой культуры занимает ведущее место среди заальпийских стран Европы. Процветают ремесла. Начиная с 12 в. славится эмальерным производством, центром которого был город Лимож.

Именно во Франции в 13-14 вв был создан классический вариант готического стиля. Архитектура, скульптура и прикладные искусства создавали здесь единый впечатляющий ансамбль.

На высоком уровне стояло искусство миниатюры. В своих открытиях книжная миниатюра опережала станковую живопись. Все чаще обращаясь к светским сюжетам, включая наблюдаемые в жизни детали.

Реалистические традиции национальной готики, миниатюры и Нидерландского искусства стали важными источниками формирования живописи раннего Ренессанса во Франции. (некот земли на северо-востоке Франции. В частности Бургундия, входили в состав провинции Нидерландов)

Произведения французской живописи 15-16 вв. имеются в Эрмитаже в небольшом кол-ве относятся к периоду превращения Франции в единое нац. гос-во после столетней войны. становление ренессансной культуры происходит здесь под эгидой сильной королевской власти.

«Въезд Христа в Иерусалим» - створка алтаря (ост части в Чикаго) неизв худ-к. относ к числу ранних, редких произведений станковой живописи. Краски яркие светлые. Ощущ праздника. Масляные краски, индивид. выразит лица, точны многообразны детали. При этом мироощущение французское – сцена представлена с королевской роскошью. Неприступный готический замок. Украшенной привычной для фр глаза скульптурой. Рельеф над воротами – Самсон раздир пасть льва символ победы над англ.

В Картине мастера святого Себастьяна «Святой Себастьян перед императорами Диоклетианом и Максимиланом» худ южно фр школы ориентируется на ит иск - уравновешенность композиции, цельность трактовки пространства, обощенность в передаче чел фигур. Но здесь он не в момент казни, здесь сильно светское начало, здесь Себастьян в латах средневекового рыцаря. Только по жестам можно догадаться о буд судьбе юноши.

Жак Шарль Белланж Оплакивание Христа Белланж далек от двора. Известен как портретист и автор историч (библ мифологич) комп.. В картине отражение настроений 2й половины 16 в. – кризиса ренессансной культуры. Сочетание караваджийских приемов (контраст света и тени) с маньеристической вычурностью

 

Французский портрет 16 в.

 Занимает важнейшее место во фр искусстве. Произв представленные на экспозиции относятся ко 2й половине 16 столетмя – период наивысшего подъема Ренессанса во франции

Портрет герцога Анжуйского (кроза) Личность изображенного на картине мужчины идентифицируют с сыном французского короля Генриха II и Екатерины Медичи герцогом Генрихом Анжуйским (1551-1581) - с 1574 г. королем Франции Генрихом III. Художник правдиво передал внешний облик портретируемого, легкую усмешку и пристальный взгляд, в которых угадываются особенности характера модели: ироничный ум, чувство собственного достоинства, сдержанность. Картина отличается мягкой светотеневой моделировкой, сдержанным колоритом и изяществом в трактовке деталей. Автором портрета был, возможно, придворный живописец Жан Декур. Сменивший на этом посту Франсуа Клуэ, он работал при королевском дворе, начиная с 1568-69 гг.

Изысканный по цветовому решению. Тонкая психолог. хар-ка, отличается сдержанностью, присущей для портрета того времени. Позволяет прикоснуться к далекой истории.

Портрет юноши Пьер Дюмустье Известный французский живописец и рисовальщик Пьер Дюмустье - один из многочисленных представителей семьи портретистов. В 1580-1590-е гг. он был придворным художником Екатерины Медичи. В своих произведениях Пьер Дюмустье уделял большое внимание передаче внутренней жизни моделей. Изображенный на картине юноша наделен умом и волей, но в его лице чувствуется разочарованность и легкая печаль. В этом портрете нашел отражение идеал поведения человека, который сформировался в образованной среде французского общества - чувство собственного достоинства и умение подчинять эмоции разуму. Картина отличается виртуозной живописной техникой: нежность юного лица передана прозрачной светотенью и тончайшими оттенками цвета. Лицо потрясающе живое и неповторимо индивидуально. Очень деликатная, теплая тональность.

Корнель де Лион Женский портрет выходец из Нидерландов, видный портретист ренессансной Франции. Характерный портрет. Элегантная простота и задушевность

 

Прикладное иск-во Фр 16 в.

 

Представлено характерными примерами шпалер и мебели богатой коллекцией керамики и выдающимся собранием лиможских эмалей.

Шпалера «Юноши, бросающие зерна голубям и розы свиньям» (272) принадлежит к типу «Тысячи цветов» (Мильфлёры). Фон. сплошь вытканный многочисленными цветами и растениями. Исполненная в 16 в., шпалера несет условности средневековья. Можно себе представить как празднично они звучали в своё время и какой декоративный эффект они имели, сплошным ковром покрывая стены замков.(согревая и взор, и тело) такие производили только во Франции. «некоторые проповедники не могут обратить своими красивыми речами закоренелых грешников»..интерес к окруж природе, подробное изображение разл видов цветов

Считается что в мире сохранилось всего лишь 53 керамических изделий, изготовленных в Сен-Поршере в 16 в. И 4 хрупких поршера, хранящихся у нас, представляют большую редкость.

Это Чаша с гербом д’Эпине (Базилевского), чаша с гербом Монморанси Лаваль, барона де Брюссюир и 2 солонки – 1 в виде 6гранного, др в виде треугольного сооружения техника инкрустации глины в глину. Изысканность гармония форм, декора и цвет гаммы

В Эрмитажном собрании есть 2 блюда работы самого Бернара Палисси (Базилевского) и много работ его последователей. Чел ренессансной многогранности – геолог, естествоиспытатель, физик, химик, приверженец эмпирического метода изучения природы. Керамист «Сельские глины» декоративные керамич изделия с изобр пресноводных начали выпускать с сер 1550щ. слепки с натуры. Поурытие разноцветными глазурями делало изображение иллюзорно живым.

Город Лимож был крупн центром производства эмалей ещё в 12 и 13 вв. предметы церковного и светского обихода, исполненными в технике выемчатой эмали снабжали многие страны Европы. Перерыв в связи со 100летней войной. Возродилось в 15 в.в искусстве расписных эмалей и расцвло в 16 в. продолжило сущ и в 17 в., но теряла своб самобытность.

Расписные эмали 15 – н. 16 вв. старая школа, средневековые традиции. Многоцветие., предметы церковного обихода, особенно славились трехстворчатые складни – триптихи.

Триптих «Распятие, бичевание. Положение во гроб» (Базилевский) для увеличения красочности повсюду помещены кабошоны = рельефные капли разноцветной эмали, нанесенные на золотую и серебряную фольгу, отчего вся поверхность кажется усеянной звёздами.

После 30х гг 16 в. тенденции эпохи Возрождения. Гл место удкляется предметам светского назначения – блюдам. Тарелкам. Кувшинам. Чашам., росписи не только библейские но и на мифологические сюжеты. Новый вид росписи гризайльная мнохромная в черно-белой или сине-белой гамме. Медную пластину покрывали слоем темной эмаои, обжиг, рлкрывали тонким слоем белой эмали, наносили рисунок, то, что за пределами рисунка из белой эмали соскаьливали до темного фона и опять обжиг и так много раз. Гризайльное главенство не исключало росписи цветными эмалями. На изделиях ставилась подпись мастера, иногда и дата.

Жан Пенико II – росписи в гризайльной технике, Колен Нуалье чаша «Давид, отсекющий голову Голиафу». К сер 2й половины 16 в. принадлежат изделия Леонард Лимозен, Пьер РАймон, Пьер Куртейс

 

За полвека своей работы Пьер Раймон созд огр кол-во сосудов светского назначения в гризайльной технике. В Эрмитаже более 20 его работ. Блюдо «Сотворение мира» (Базилевского) – 1 из вершин его творчества.

Роспись блюда «Сусанна и старцы» свидетельство яркой творческой индивидуальности Пьера Куртейса (собр Базилевского) Жан Лимозен «Охота на оленя»

 

Искусство Франции XVII в.

Новый этап разв для большинства стран Европы. Особенностью фр. Стало укрепление абсолютной монархии, видевшей в искусств 1 из сильных средств прославления и утверждения власти. Не менее важной особенностью явилось рождение искусства, независимого от требований и притязаний двора.

Никола Пуссен

Глава французского классицизма, представлен в Эрмитаже в зале 279

Это бывшая Гостиная Второй запасной половины, оформленной А.П. Брюлловым после пожара 1837 г. В зале расположена выставка произведений великого французского художника-классициста XVII в. Никола Пуссена (1594-1665). В собрании Государственного Эрмитажа хранится 11 полотен мастера, созданных в разные периоды его творчества. Картины на мифологические, исторические, религиозные и литературные сюжеты, а также героические пейзажи Пуссена отличает ясность композиции, возвышенный образный строй, глубина философского замысла. К шедеврам собрания относятся "Танкред и Эрминия", "Пейзаж с Полифемом", "Отдых на пути в Египет".

За исключением портрета, крайне редкого в его творчестве в собрании есть все жанры, кот худ=к разрабатывал – пейзажи, композиции на мифологические, лит, библ. и еванг. сюжеты.

В основе классицизма Франции рационалистическое начало. В творчестве Пуссена оно служило раскрытию возвышенных тем, как правило поднимаемых им до общественного звучания и общечеловеческой значимости. В его картинах впитавших и пластику античных творений, и достижения ит Реенессанса, и рационалистическую философию, царят благородные порывы, торжествует разум, порядок и мера. Госп добро и справедливость, без которых для него не сущ Прекрасное. Живя в Италии, без прессинга фр двора, оставался глубоко нац худ-ком, воплощая нравственные идеалы, волновавшие передовые круги его соотечественников.

Пуссен «Венера, фавн и путти» (их собр Кроза). Сатир помогает вакханке оседлать козу, целомудрие античного образца, мягкий теплый колорит. Период увлеченя живописью Тициана. Лирически моц грань творчества худ-ка

 

Картина «Танкред и Эрминия» Выдающийся французский живописец-классицист Никола Пуссен создал в конце 1620-х - начале 1630-х гг. свои самые лирические картины. К лучшим из них относится "Танкред и Эрминия", сюжет которой восходит к поэме "Освобожденный Иерусалим" итальянского поэта XVI в. Торквато Тассо. Пуссен изобразил дочь правителя Антиохии Эрминию, которая спешит на помощь рыцарю-крестоносцу Танкреду, раненому на поединке с великаном Аргантом. Рядом с Эрминией преданный оруженосец Танкреда Вафрин. Чтобы перевязать раны возлюбленному, Эрминия отрезает мечом свои волосы. В ее порывистом движении и нежном наклоне головы воплощена идея самопожертвования во имя любви. Эмоциональность и живописная мягкость в трактовке форм характерны лишь для короткого периода творчества Пуссена. Позднее эти качества сменились большей рассудочностью и строгостью.

Персонажи очертания треугольника, пейзаж усиливает эмоц звучание картины.

«Моисей, иссекающий поду из скалы» Картина была написана художником для его друга Жака Стелла в 1649 году. Источником сюжета послужил латинский перевод "Иудейских древностей" Иосифа Флавия, у которого этот эпизод представлен полнее, чем в Библии: "Моисей ударил по скале своим жезлом, и в то же мгновение она раскололась на две части, и из нее в великом изобилии полилась чистейшая вода". Пуссен не ограничился изображением свершившегося чуда, но одновременно попытался представить трагедию, пережитую беглецами в пустыне. Он делит композицию на три части, выделяя наиболее существенные для повествования моменты. Справа показаны люди, гибнущие от жажды в отчаянии и муках; здесь женщины, дети, старики, то есть те, кому труднее всего перенести обрушившиеся на них невзгоды. В центре мужи и воины; воспрянув духом, они стремительно бросаются к источнику, черпая воду чашами, кувшинами и даже шлемами. Здесь напряжение достигает кульминации. Наконец, в левой части картины мы видим Моисея и израильских старейшин, воздающих Богу хвалу за ниспосланное им чудесное избавление от гибели. Картина, которую называли в числе лучших работ Пуссена, получила самую высокую оценку уже у современников художника. Обилие копий и гравюр с нее также служит доказательством широкой популярности произведения.

Пейзаж с Полифемом Сюжет картины восходит к "Метаморфозам" Овидия (13:750-897). Одноглазый циклоп Полифем полюбил морскую нимфу Галатею. Однако нимфа отвергла его любовь. Тогда Полифем уединился на высокой скале, чтобы выразить свою печаль игрой на флейте-сиринксе. Любовь и музыка трактуются Пуссеном как источник гармонизации природы и человеческих отношений. Любовь укротила свирепого циклопа: он перестал крушить скалы, ломать деревья, топтать посевы, топить корабли. Музыку Полифема зачарованно слушают нимфы, пришедшие с амфорами к источнику. Вышли из рощ сатиры. Приостановил работу пахарь. В природе воцарились порядок, покой и гармония. Вздымающиеся вверх горные массивы, крепкие стволы и густые кроны деревьев создают впечатление мощи и величественной красоты природы.

Пейзаж, созданный воображением худ-ка, олицетворяющей всеобъемлющее величие природы. Природа Пуссена вечна, как вечны мифологические персонажи ее населяющие.

 

Лоррен

Не менее полно, чем Пуссен, представлен др выд мастер фр классицизма 17 в. пейзажист Клод Желле, выходец из Лотарингииотсюда прозвище Лоррен. Всю жизнь, как и Пуссен, провёл в Италии. Соз-е им образы вдохновляли многие поколения литераторов и живописцев.

Зал Лоррена 280

Это один из залов Второй запасной половины, оформленной А. П. Брюлловым после пожара 1837 г. Здесь развернута выставка картин Клода Желле, прозванного Лорреном (1600-1682) - крупнейшего французского классициста XVII в. Строгая красота природы в его "идеальных пейзажах" смягчена тонко проработанными световыми эффектами, мечтательно-элегическим настроением. В собрании музея хранится 11 картин художника. Среди них выделяется серия "Четыре времени суток" и "Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской".

Картина «Утро в гавани» (собр Уолпола)

Работа принадлежит к целому ряду произведений художника на тему "гавани". В альбоме Лоррена "Liber Veritatis", состоящем из зарисовок уже написанных полотен и служившем сводом образцов для заказчиков, этому варианту соответствует рисунок, который был выполнен, вероятно, в 1634 году. Он и послужил основанием для предполагаемой датировки картины. "Морские гавани", относящиеся к середине 1630-х годов, обычно невелики по размерам, на первом плане пейзажей представлены жанровые сценки, а на втором изображены архитектурные сооружения и корабли. В данной композиции справа высится античная арка Тита, рядом с ней большая круглая башня, вдали у входа в гавань видны в легкой дымке две другие башни. Игра света на резных украшениях арки создает известный романтический эффект.

Первоклассный пример классицистического пейзажа. Уравновешенность композиции, глубина пространства, деление на планы. 3 цвета – коричневатый 1 план, средний – зелёный, дали – голубовато-синие.

"Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет" ("Полдень") (Ж. Богарне) традиционно относится к серии "Четыре времени суток". Он был написан для одного из постоянных заказчиков Лоррена - Генриха ван Хальмале - декана антверпенского собора. Известно, что Лоррен интересовался неуловимыми, тончайшими переменами природной среды. Вот и в данной работе в изображении обычного летнего дня он находит созвучность своему настроению. Широкая долина, открывающаяся за поворотом реки, освещена неопределенным рассеянным светом, на равнину кое-где набегает тень от облаков, деревья и растения неподвижны, вода в реке спокойна. Кажется, что природа, вторя уставшим путникам, замерла в состоянии покоя и отдыха.

 

В анфиладе, берущей начало из Александровского зала и выходящей окнами на большой двор Зимнего дворца (290-297) размещается коллекция французского прикладного искусства 17-18 вв., что позволяет сконцентрировать внимание на богатейшем собании приклажного искусства Франции, вернувшись щатем в залы представлена живопись 17-18 вв. (283 -288)

 

Искусство Франции 18 в.

Охватывает период до Фр бурж рев.

Поворот к новым исканиям начинается с творчества Ватто – 1го выд худ-ка 18 века. На смену отвлеченности академических полотен времен Людовика 14 приходит оживление мира естественных чел чувств, тончайших движений чел души.

В эрмитажном собрании талант Ватто представлен разными гранями. можно судить о нем не только как о родоначальнике галантных сцен, но и как о мастере жанровой живописи, пейзажа, композиций на еванг сюжеты, театральные.

«Актеры французского театра» групповой портрет актеров. Амплуа актеров тесно переплетается с показанной индивидуальностью изображённых, чего не знало искусство Большого стиля

«Савояр с сурком»

рисунок, сделанный с натуры. Маленький музыкант с открытым улыбчивым лицом одет в скромную, удобную в многочисленных путешествиях одежду. Уроженец горной Савойи, он отправился на заработки, взяв с собой флейту и ящик, из которого ученый сурок вытаскивает маленькие записочки «со счастьем». Лирический подход к сюжету, внутренняя теплота, с которой трактуется образ, очень характерны для картин Ватто. Он умело подчеркивает одиночество мальчика, стоящего на фоне холодного утреннего неба. Подобные зарисовки из жизни обычных людей в творчестве Ватто шли параллельно со знаменитыми галантными празднествами и театральными сценами

нет зрителей, нет действия. Неуловимость и в то же времяубедительность

«Затруднительное предложение» (Кроза) Антуан Ватто жил в «век суетных маркиз» и всё его творчество отражает настроение и неповторимый флёр давно ушедшего XVIII века. Картина «Затруднительное положение», которая у Ватто было безымянной, а своё название приобрела годы спустя, явилась одним из характерных шедевров мастера, чётко демонстрирующий его стиль и интересы. На первый взгляд, здесь ничего не происходит – красиво разодетая публика наслаждается природой, которая имеет ярко выраженный декорационный вид. Деревья будто раздвинутые кулисы, открывают зрителю сцену, на которой о чём-то беседуют праздные господа. Однако если присмотреться к фигурам справа, то можно заметить, как разрушается эта спокойная идиллия. Здесь, несомненно, происходит выяснение отношений. Юноша пытается остановить даму, которая решительно удаляется наверняка чем-то обиженная или задетая. Остальная группа людей – дама с гитарой, ещё одна маркиза, повёрнутая спиной и юноша в красном камзоле, становятся невольными свидетелями этого затруднительного положения. Причём молодой человек, сидящий на земле, явно знает, как разрешится ситуация – дама всё равно уйдёт, о чём свидетельствует его ехидная полуулыбка. Очарование этой работы не только в прекрасно выверенной композиции, отличной передачи фактуры и складок одеяний, грамотной расстановке цветовых акцентов, но и в этой недосказанности, незавершённости сюжета, которая даёт возможность зрителю пофантазировать на заданную автором тему

Галантная сцена, ностроит произв не на сюжетной канве, а на посчти неуловимых оттенках настроения.

«Капризница» Антуан Ватто (1684-1721) был первым из французских художников XVIII столетия, который, отвергнув героическую патетику академизма, в своих так называемых галантных картинах стремился передать тончайшие оттенки человеческих переживаний и чувств. В основе каждого произведения живописца - зарисовки, которые он делал в светских салонах, театрах, садах и на улицах Парижа. На полотне «Капризница» молодая женщина в элегантном темном платье, гордо подняв голову и капризно надув губы, оборачивается к своему кавалеру, который ей что-то вкрадчиво предлагает. Мастер точно передает сомнения героини, пытающейся решить: уйти ей или все же дослушать речь мужчины. Ватто стремится зафиксировать характер и реакцию дамы - едва заметную тревогу. Картина интересна по колориту, основанному на сочетании нежных розовых, бледно-зеленых и голубых тонов. Насыщенность цвета в фигурах персонажей подчеркивает мягкость цветовых решений, используемых художником для передачи пейзажного фона с его полупрозрачными деревьями и едва различимыми силуэтами гуляющих пар

Часто развита лирическая грусть. Созд мир эфемерен, как неустойчива и переходная эпоха начала 18 в., к которой он принадлежал. Но какая духовная высота рядом с современным ему академическим искусством.

Художники Никола Ланкре и Жан-Батист Патер, испытавшие сильное влияние искусства Ватто. А также Франсуа Буше принадлежат к следующему после Ватто этапу развития фр иск-ва. Они – представители стиля рококо, расцвет которого приходится на середину 18 в. в этом блестящем но недолговечном стиле нашли свое отражение и настроения французской аристократии времени правления Людовика 15, жажда развлечений и изысканной роскоши. Стремление уйти от отвлечённости и жесткой регламентации академического искусства.

Триптих кисти Жан-Батиста Патера «Танец под деревьями», «ссцена в парке» «Музыкальное развлечение» есть мастерство исполнения вслед за Ватто, но все прозаично.

Ланкре «Портрет танцовщицы Камарго» (ввела соврем балетные туфли, предшественница совр балета). Напоминает фарфоровую статуэтку. Она парит над сценой, яркая декоративность. Восходит к галантным празднествам, но… нет хар-рного Ватто мира мечты. Изображена реальная Камарго в реальном сценическом пространстве.. Есть ещё его работы «Весна», «Лето», «Качели», «Концерт в парке»

Буше

Любимец аристократич кругов был центр фигурой французского рококо.. 1 живописец Людовика 15 оформлял особняки знати, делал картоны для шпалер, создавал модели фарфоровых фигурок знаменитой севрской мануфактуры, писал картины на мифологические сюжеты, портреты, пейзажи, создав наиболее законченный вариант придворного рококо изысканно жеманного и пикантного. Живопись носит декоративный хар-р

Пейзаж в окрестностях Бовэ кисти Буше не явл конкретным местом. В увеличенном варианте мог бы быть декорацией

Пасторальная тема в «Пастушечьей сцене» печать аристократических вкусов того времени. В этих нарядно одетых персонажах трудно узнать привычных пастуха и пастушку.

Буше «отдых на пути в Египет» театрализованная ложный пафос заказ маркизы помпадур. Дидро о Буше «У этого человека есть всё, кроме истины»»

Фальконе

Значительное место в эрмитажном собрании французского искусства 18 в. занимает скульптура. Работы 1 из крупнейших скульпторов Этьена Мориса Фальконе. Приглашенного в Петербург для создания монумента Петру I показывают восприимчивость Фальконе к вкусам эпохи и широту творческого диапазона и стремление выйти за пределы условных форм, принятых официальным искусством.

Есть оба варианта гипсовой модели луврского Милона Кротонского – самой ранней из прославленных композицмй мастера.

Широкую известность Фальконе принесли изящные произведениякамерного хар-ра, созд в духе рококо в к. 1750х гг. Мраморная статуя «Амура» (6 авторских копий) фигурка шаловливого бога любви оживает никому не грозит, просит не выдавать его шалости, собираясь пронзить кого-то. Вынимает стрелу из колчана, а лука нет.

Маленькие фигурки Амура и Психеи, выполненные по моделям Фальконе в бисквите. Психея кокетливо прячет лук Амура.

«Купальщица» ориг гипсовая модель, гипсовая модель «Нимфы источника» (не осущ-на в мраморе)

Статуя «Зима» (завершена в России в 1771) нарушая традицию изобр в виде прекр молодой женщины, чуть заметная улыбка играет на губах, когда она смотрит на цветы, кот она укрывает своим плащом как снегом. Неоклассицизм, новая волна интереса к античности Фальконе начал работу над статуей "Зима" в 1763 г., выполняя заказ маркизы Помпадур, фаворитки Людовика XV, которая была его первой покровительницей. Смерть маркизы в следующем году остановила работу над скульптурой. После окончания переговоров о приезде в Россию для выполнения памятника Петру I, незаконченная работа была приобретена Екатериной II и в 1766 г. отправлена в Петербург, где Фальконе ее завершил. Первоначально скульптуру хотели поместить в Ботаническом саду. Зима представлена в образе молодой женщины, укрывающей краем плаща цветы. У ее ног - расколовшаяся чаша с замерзшей водой - символ зимнего холода; куб, на котором она сидит, украшен знаками Зодиака, соответствующими зимним месяцам. В строгой простоте композиции, четком замкнутом контуре фигуры, реалистической трактовке деталей проявляется умение скульптора тонко сочетать условность языка аллегории с верностью натуре. Современники считали эту статую шедевром. "Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я только могу сделать; я даже смею думать, что она хороша", - так писал об этой работе сам скульптор.

Реалистич направленность присутствует в работах его ученицы мари-Анн Колло. Колло создаёт исключительно живой и глубоко проникновенный образ учителя и дорогого ей челка «Портрет скульптора Фальконе»

Жан Марк Натье «Портрет дамы в сером» - ключ фигура в создании портретов стиля рококо. Портрет имеет подчеркнуто интимный хар. светлая тональность поза спокойна тончайшие световые оттенки. портрет – часть декоративного убранства

«Портрет мальчика с книгой» Жан-Батист Перроно – полная противоположность Натье. Интерес. внутр мир модели. Это самый искренний живописный фр портрет сер 18 в.

 

Шарден

Картины Шардена «Прачка» и «Молитва перед обедом» типичные бытовые сцены из жизни 3го сословия, кот начал писать в сер 30х сложившимся мастером. Возрождаются в его работах реалистические традиции живописи братьев Ленен. Фиксация неторопливого течения времени, подкупающая простота,современники Шардена говорили, что любая представительница 3го сословия узнает себя со своими привычками, в своей одежде в своей бытовой обстановке. Но в обыденном он находит и прекрасное. «Не цвета ты смешиваешь на своей палитре… воздух и свет ты берешь на кончик своей кисти и кладешь на полотно» восторженно писал Дидро. Нравственность и семейные добродетели в противовес распущенности аристократических нравов.

«Натюрморт с атрибутами искусств» был заказан Шардену Екатериной II для Академии наук. Еще на заре его творчества натюрморты принесли известность ему. В поздний период вещи обретают значительность и величавую простоту.

Собирал предметы, символиз осн виды искусства – архитектур, живопись, скульптуру. Есть и книги – символ просв. Мысли, есть и награды., все получает неповторимые живописные хар-ки, начиная казаться одушевленным.. чувствуется веяние новой волны интереса к античности, захватившей Францию в 1760ее гг.

 Гудон

Крупнейший скульптор эпохи просвещения. «Лицо чел-ка – это изменчивое полотно, которое волнуется движется напрягается смягачется повинуясь бесчисленным сменам легких и быстрых дуновений, которые зовутся душой» Дидро.

Эрмитажные портреты работы Гудона сост замечат галерею очень разных, психологически насыщенных хар-ров. «Портрет Салтыкова – блестящий надменный вельможа. Портрет Лизочки – кристальная душевная чистота. Портрет Бюффона – образ героя своей эпохи – чел мысли, классицизм.

Фальконе

Этье́н Мори́с Фальконе́ (фр. Étienne Maurice Falconet; 1 декабря 1716, Париж — 4 января 1791, Париж) — французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.

Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский»; в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо.

Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. А иллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины, изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить.

1766—1778 — мастерская в доме П. П. Жако — Большая Морская улица, 11.

Общая характеристика коллекции французского искусства 15-18 вв. в собрании ГЭ

Обширна, позволяет проследить историю развития на протяжении многих веков. За пределами Франции лучшая коллекция. Очень разносторонняя. В неё входит живопись, скульптура, т.е. изобразительное искусство, рисунок и гравюра, прикладное искусство, мебель, шпалера, керамика, как фаянс, так и фарфор, эмали, ювелирное искусство, ткани. В каждой из этих областей экспозиция обширна. Не всё, что есть в Эрмитаже представлено на экспозиции. Неоднородна. Самая обширная часть 17-18 вв. К. 15-16 – всего 3 зала, это связано с тем периодом когда складывались коллекции. В 18 веке наибольший интерес и возможности покупать у Екатерины II – в моде был как 17 в, так и современное искусство 18 в.

В самом 1 приобретении –

1764 собрании Гацкого было несколько картин французских художников

1766 русский посол в Париже князь Голицын покупает Пуссена «Танкред и Эрминия»

1768 г. Кобенцля содержало большое количество рисунков 15-16 вв + неск полотен

1769 Кол Брюля - Ватто «Затруднительное предложение»

1772 собр. Кроза- свыше 500 картин (в Париже) много картин парижской школы, в составе этой кол-и 3 картины Ватто и «Прачка» Шардена

1779 собр Р. Уолпола

Этим не ограничилась, покупала и заказывала у современных ей мастеров, н-а, произв Буше, Шардена, пригл Фальконе (Зима). Гудона (Вольтер). Ей помогали ориентироваться. Строгановы, Юсуповы покупали для себя. Д. Дидро по<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.