Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с НОДА — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с НОДА

2019-05-27 385
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с НОДА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К шести годам [5] ребенок:

- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

-  различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

- владеет простыми формами фонематического анализа;

- использует различные виды интонационных конструкций;

-  выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;

- использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;

- передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;

-  стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

- проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;

-  занимается доступным продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);

-  устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;

- имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;

- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

- может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

- в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;

- сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);

- изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;

- положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;

- знает основные цвета и их оттенки;

- сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;

- внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

- выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

- выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного развития;

- элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п.

1.2.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи-восьми годам [6] ребенок:

-  обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

-  составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

- владеет доступными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

- определяет времена года, части суток;

- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

- владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;

- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

- имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка, воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

- сопереживает персонажам художественных произведений;

- выполняет доступные движения и упражнения по словесной инструкции взрослых;

- знает и подчиняется правилам игр, игр с элементами спорта;

- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Темпы двигательного развития могут существенно варьировать в зависимости от тяжести двигательных нарушений и динамических изменений в ходе лечения. Речевое и познавательное развитие детей с НОДА тесно связаны с их двигательным развитием. У детей с тяжелой двигательной патологией может задерживаться темп познавательного и речевого развития.

 

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям ФГОС и Программы в дошкольном образовании детей с НОДА направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т. д.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми с НОДА планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с НОДА;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с НОДА;

- не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с НОДА с учетом сенситивных периодов в развитии.

Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ОВЗ, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

- карты развития ребенка с НОДА;

- различные шкалы индивидуального развития ребенка с НОДА.

Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

В соответствии со ФГОС дошкольного образования и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:

1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка раннего и дошкольного возраста с НОДА;

2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка с НОДА в условиях современного постиндустриального общества;

3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для детей с НОДА;

4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии:

– с разнообразием вариантов развития ребенка с НОДА в дошкольном детстве,

– разнообразием вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной среды,

– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;

5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования для детей с НОДА на уровне Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.

Система оценки качества реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с НОДА на уровне Организации должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

- диагностика развития ребенка раннего и дошкольного возраста с НОДА, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми с НОДА по Программе;

- внутренняя оценка, самооценка Организации;

- внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Программы решает задачи:

- повышения качества реализации программы дошкольного образования;

- реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;

- обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки качества адаптированной программы дошкольного образования детей с НОДА;

- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации;

- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием обучающихся с НОДА.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации, адаптированной основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с НОДА, его семья и педагогический коллектив Организации.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ПрАООП, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности Организации, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов Организации.

Система оценки качества дошкольного образования:

– должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации, адаптированной основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;

– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;

– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;

– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка с НОДА, семьи, педагогов, общества и государства;

– включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;

– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

‑ описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с НОДА в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития детей дошкольного возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе развивающей предметно пространственной, представленные в комплексных и парциальных программах;

‑ описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с НОДА, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

‑ программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с НОДА.

Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации, местом расположения Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования детей с НОДА и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития детей с НОДА, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся с НОДА по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др.). Воспитанник получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

При включении обучающегося с НОДА в группу общеразвивающей направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование» или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

При включении обучающегося с НОДА в группу оздоровительной направленности его образование осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование» или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы приводится с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с НОДА, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников с НОДА, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как: образовательные ситуации, предлагаемые для группы детей, исходя из особенностей их речевого развития (занятия), различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов ФГОС ДО и раскрытых в разделе 1.1.2 принципов и подходов Программы, т. е. должны обеспечивать активное участие ребенка с нарушением речи в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.

При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, описанных в ФГОС ДО в форме целевых ориентиров и представленных в разделе 1.2. Программы, и развития в пяти образовательных областях необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода, а также особенности речевого развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

2.2.1. Младенческий и ранний возраст

2.2.1.1. Младенческий возраст (2 – 12 месяцев)

Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе – ключевая задача периода раннего развития ребенка в период младенческого и раннего возраста.

С возрастом число близких взрослых увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, и они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.

Личностно-развивающее взаимодействие со взрослым предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку «группы риска» по нарушению двигательного, а, иногда, и речевого развития: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, стремления, мотивы. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в Организации или в семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности. Такое взаимодействие взрослых с ребенком является важнейшим фактором развития двигательной, эмоциональной, мотивационной, познавательной сфер ребенка, личности ребенка в целом.

Особое значение для данного возрастного периода имеет поддержка потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочно-исследовательской активности ребенка.

В первом полугодии жизни ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

‑ развития надежной привязанности как условия здорового психического и личностного развития на протяжении жизни;

‑ развития базового доверия к миру;

‑ развития эмоционального (ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым;

‑ познавательной активности по отношению к предметному окружению и предпосылок ориентировочно-исследовательской активности;

‑ физического развития ребенка.

В ходе эмоционального общения на этом возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям.

В области социально-коммуникативного развития

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии: обращается к ребенку с улыбкой, ласковыми словами, бережно берет на руки, поглаживает, отвечает на его улыбку и вокализации, реагирует на инициативные проявления ребенка, поощряет их. Создает условия для самовосприятия ребенка: обращается по имени, хвалит, реагирует на проявления недовольства ребенка, устраняет его причину, успокаивает. Способствует предречевому развитию ребенка: сопровождает ласковой речью все свои действия в ходе режимных моментов, комментирует действия ребенка, называет предметы, игрушки, организует эмоциональные игры, напевает песенки.

В области познавательного развития

Взрослый создает условия для обогащения ребенка новыми впечатлениями, поддерживает проявления любознательности: помещает в поле зрения и досягаемости ребенка игрушки и предметы разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания; после того, как младенцу исполнится 3 месяца, вкладывает игрушку ему в ручку; время от времени носит ребенка на руках, показывает и называет предметы, находящиеся в помещении.

В области физического развития

Взрослый способствует росту, укреплению здоровья, нормализации мышечного тонуса, развитию движений ребенка: организует питание, правильный режим сна и бодрствования, прогулок; проводит гимнастику, массаж по рекомендации врача.

Во втором полугодии основные задачи образовательной деятельности состоят в создании условий для: развития предметно-манипулятивной и познавательной активности; ситуативного-действенного общения ребенка со взрослым; развития речи; приобщения к художественно-эстетическим видам деятельности; развития первоначальных навыков самообслуживания; физического развития.

В области социально-коммуникативного развития

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии: играет с ребенком, используя различные предметы. При этом активные действия ребенка и взрослого чередуются. Взрослый показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, обращает внимание на достижения ребенка, высказывая радость и поощряя их.

Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям; создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, проявлениями интереса детей друг к другу, взаимодействием детей, называет детей по имени, комментируя происходящее. На этой стадии развития ребенок еще не может понять интересы другого ребенка, не может делиться игрушкой и/или не брать чужую игрушку. Такие требования к ребенку на этом возрастном этапе не выдвигаются. Задача взрослого – предотвращать возможные конфликты, отвлекая детей, переключая внимание конфликтующих на более интересные объекты или занятия.

Взрослый также поддерживает стремление ребенка к самостоятельности в овладении навыками самообслуживания: поощряет стремление ребенка самостоятельно держать ложку, зачерпывать из тарелки пищу, пить из чашки и т. п.

В области познавательного развития

Взрослый способствует развитию любознательности ребенка: обогащает окружающую ребенка среду предметами, которые можно исследовать и/или с которыми можно экспериментировать (разбирать на части, соединять и разъединять детали, складывать, извлекать звуки и пр.). Это могут быть предметы различной величины, формы, с разнообразной поверхностью, разного цвета, позволяющие ребенку знакомиться с их физическими свойствами; игрушки, стимулирующие развитие памяти (исчезновение и появление предметов); игрушки и предметы, производящие шумы, позволяющие ребенку обнаружить первые причинно-следственные связи (погремушки, колокольчики и т. п.).

На регулярных прогулках взрослый наблюдает за проявлениями детского любопытства, интереса к природным объектам, разделяя детское удивление и интерес, называя объекты, которые привлекают внимание детей, вместе с ребенком рассматривает камешки, листья, цветы и т. п.

В области речевого развития

В процессе взаимодействия с ребенком взрослый внимательно относится к попыткам ребенка выразить свои желания, потребности и интересы, тем самым поощряя начало активной речи. Он пытается понять, чего хочет ребенок, и вербализирует то, что тот хочет «сказать» или спросить. В ходе общения и игр взрослый стимулирует понимание ребенком речи: комментирует собственные действия и действия ребенка, называет окружающие предметы, читает детские стихи, поет песенки, показывает картинки, рассказывает, что на них изображено. Организует игры, включающие ритмические стихи и движения.

В области художественно-эстетического развития

Взрослый организует предметно-пространственную среду, заполняя ее необходимыми оборудованием, предметами и материалами – музыкальными инструментами, репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками и т. п. Взрослый организует прослушивание детьми фрагментов музыкальных произведений; демонстрирует звучание детских музыкальных инструментов, побуждает пританцовывать и/или позволяет детям свободно двигаться под музыку. Взрослый рассматривает вместе с ребенком картинки, репродукции картин; показывает короткие инсценировки с куклами, пальчиковыми игрушками; рисует в присутствии детей, побуждая их тем самым к собственной изобразительной деятельности; предоставляет детям возможность использовать все материалы для самовыражения и/или экспериментирования с ними: извлекать звуки из инструментов, чиркать каракули мелками или карандашами, экспериментировать с красками и т. п.

В области физического развития

Взрослый способствует, прежде всего, двигательному развитию, соблюдает лечебно-профилактический режим, организует полноценное питание, режим дня, включающий сон и регулярное пребывание на свежем воздухе, организует и лечебную физкультуру по назначению врача, массаж и стимулирует двигательную активность.

Развитию сенсорно-перцептивных действий ребенка на данном этапе следует придавать особое значение.

Взрослый поощряет самостоятельную активность и развитие движения; организует безопасную предметно-пространственную среду, способствующую развитию двигательной активности, перемещению ребенка в помещении.

Для развития здоровой пространственной координации и двигательного аппарата ребенка важно, чтобы ребенок учился перемещению в пространстве и прямостоянию самостоятельно, без активного вмешательства взрослых.

Взрослый насыщает среду предметами из разнообразных материалов различной величины и формы, ощупывание которых способствует развитию тонкой моторики ребенка, учитывая требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.

2.2.1.2. Ранний возраст (1 – 3 года)


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.