Кейс «Реализация межведомственного взаимодействия — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кейс «Реализация межведомственного взаимодействия

2019-05-27 166
Кейс «Реализация межведомственного взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рамках организации Дня чтения»

Актуальность выбранной темы

В конце ХХ – начале ХХI в. под воздействием целого ряда факторов (социокультурных, социально-экономических, политико-технологических и деятельностно-антропологических) сформировалась новая социокультурная ситуация постграмотности, когда одновременно существуют тексты и чтение, основанные на рисуночном (пиктографическом) письме, буквенном, алфавитном письме и современном мультимедийном письме, сочетающем визуальные и алфавитные средства создания текста.

Одновременно в современной культуре сформировались и сосуществуют три исторических типа чтения – рисуночное, книжное и компьютерное чтение. Параллельно росту многообразия техник и разновидностей чтения наблюдается сокращение читательской активности в социуме: падение количества читателей, покупателей книг, подписчиков на газеты и журналы, посетителей библиотек. Между тем, установленным социологическим научным фактом является зависимость темпов и успешности модернизации развивающихся стран от количества и качества чтения в стране [3, с. 34].

Согласно докладу Всемирного экономического форума за 2014 г., Россия находится на четвёртом месте в мире по количеству граждан, пользующихся мобильной связью; аудитория Интернета в России – 66,5 млн. человек, при этом более 80 % пользователей выходят в Сеть ежедневно. В стране во всех трёх доменных зонах –.RU,.РФ и.SU– зарегистрировано почти 6 млн. доменов (по состоянию на 30.05.2014 г.) [12].

Увеличение объёмов цифровой информации влечёт за собой проблемы её сохранения и нахождения. Другой проблемой является поиск и нахождение релевантной информации в гигантских массивах данных.

В то же время продолжает своё существование традиционная книжная культура. Несмотря на снижение основных показателей книгоиздания, согласно данным Российской книжной палаты, в 2014 г. российскими издательствами было выпущено 112126 названий книг и брошюр совокупным тиражом 485,5 млн. экз. Конечно, по сравнению с 2008 г. тиражи печатных изданий сократились, но выросли тиражи электронных книг. В целом по числу издаваемых книг и брошюр Россия занимает четвёртую строчку в рейтинге мирового книгоиздания, уступая Китаю, США и Великобритании [5].

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в области библиотечного дела является создание, поддержка и модернизация системы общедоступных библиотек, являющихся центрами доступа к информации и проведения культурных мероприятий [2]. В отрасли культуры (по данным ГИВЦ Минкультуры России) в 2015 году функционировало почти 39,7 тысяч общедоступных библиотек. На сельскую местность приходилось 77 % от их общего числа или более 30,5 тысяч. По последним данным, в общедоступные библиотеки записан 31% населения Российской Федерации (те, кто имеет читательский билет). Большая часть из них – это дети и подростки.

Совокупный фонд книг и периодических изданий общедоступных библиотек в 2015 г. составил почти 843,0 млн. экземпляров, при том, что всего за историю человечества было создано чуть более 15,0 млн. наименований книг [4].

В Российской Федерации в настоящее время создана современная нормативно-правовая база библиотечной деятельности, включающая «Основы государственной культурной политики» [8], «Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года» [9] федеральные законы, «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» и пр. В течение 2015 г. опубликовано порядка 20 новых нормативно-правовых актов, в т.ч. поправки в Закон «О библиотечном деле» (№ 78-ФЗ) в части, касающейся Национальной электронной библиотеки [1], внесены поправки в Гражданский Кодекс РФ, глава 79 «Авторское право» статьи 1273-1275, предусматривающие расширение прав библиотек по переводу в электронную форму произведений, охраняемых авторским правом. Для достижения целей государственной культурной политики в сфере культуры действуют Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа «Культура России» на 2012-2018 годы [11].

Роль библиотек состоит в том, чтобы обратить современного человека к вдумчивому неторопливому чтению, а не к потреблению информации, к самостоятельному выбору книги, не завязанному на диктате рейтинга, к превращению нечитателей в читателей.

Несмотря на немалые усилия в последние годы, кризис чтения в России далеко не преодолен. Количество активно читающей публики по-прежнему уменьшается, а качество чтения снижается, о чём свидетельствуют и данные социологических исследований, и статистика книгоиздания, книжной торговли, данные о посещаемости библиотек, пополнении и обновлении их фондов. По результатам проведенного в 2014 г. исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения «в целом отмечается снижение потребности в чтении: если в 2009 году о том, что «практически не читают», сказали 27 % опрошенных, то сегодня их количество увеличилось до 36 %» [5, с. 86]. «Фанаты библиотек практически не изменили свои привычки: услугами публичных книгохранилищ продолжают пользоваться всего 8 % россиян, тогда как в 2009 году их было 10 %» [Там же, с. 87].

Одним из показателей качества жизни населения является доступность библиотечно-информационных услуг. Тем не менее, количество общедоступных библиотек неуклонно сокращается, снижается доступность библиотечного обслуживания (см. табл. 1) [10].

Таблица 1.

Численность библиотек, тыс.

2005 2010 2011 2012 2013 2014
49,5 46,1 43,2 40,8 39,8 40,1

 

С 2011 по 2013 год сокращение сети произошло на 3,4 тыс. библиотек, увеличившись незначительно в 2014 году за счёт присоединения Крыма к России (соответственно, и крымских библиотек). Закрытие библиотек можно назвать массовым явлением, так как оно наблюдалось в большинстве субъектов Федерации (66 регионах).

Это неизбежно ведёт к быстрой культурной деградации общества, поскольку чтение незаменимо для:

- развития человеческого капитала;

- повышения уровня образованности, общекультурной компетентности населения;

- выработки компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, предприятий, общественных организаций;

- формирования интеллектуальной элиты, которая призвана способствовать поддержанию и повышению общего культурного уровня в стране;

- повышения качества жизни и культурной активности граждан;

- повышения статуса страны в мире.

Анализируя состояние дел в сфере чтения в России, можно прийти к выводу о том, что меры, предпринимаемые в стране после принятия в 2006 году Национальной программы поддержки и развития чтения [7], начали приносить свои плоды:

- мероприятия по продвижению чтения сегодня проходят во всех регионах России, этой деятельностью в той или иной степени охвачена вся страна;

- поднялась волна определенного общественного интереса к проблемам чтения, продвижению литературы, сохранения русского языка;

- оживились научные исследования в области изучения проблем чтения;

- растёт число публикаций о проблемах чтения в профессиональной и массовой печати, на телевидении и радио;

- в столице и в регионах России регулярно проводятся фестивали книги и чтения, книжные ярмарки.

Важным фактором в достижении положительных результатов является расширение поля реализации проектов, направленных на развитие чтения. Библиотеки сохраняют ведущую роль в этом процессе, но немалым потенциалом обладают и другие учреждения культуры, такие как музеи, театры, досуговые учреждения, особенно в удаленных регионах и муниципалитетах. Включение же механизмов межведомственного взаимодействия позволяет достигать лучших результатов, привлекать большее число участников благодаря расширению охваченной аудитории.

Таким образом, реализация в регионе крупного интегрированного межведомственного мероприятия по продвижению чтения (Дня чтения) позволит добиться объективных социальных и экономических результатов, повысить привлекательность и информационную «видимость» учреждений культуры.

Цель и задачи

Цель проекта: увеличение числа обращений в библиотеки на 1% в течение 2-х лет при минимизации бюджетных затрат с повышением информационной привлекательности учреждений культуры и их услуг.

Задачи, которые решает проект:

- построение системы межведомственного взаимодействия;

- определение инструментария информатизации библиотечных услуг;

- определение нормативных, материально-технических, экономических и кадровых ресурсов для организации Дня чтения;

- реализация информационного и организационного сопровождения Дня чтения.

Проектное решение

Данный проект включает два инструмента, направленных на решение проблемы снижение уровня интеллектуального чтения среди населения:

1. Организация акции «День чтения»

- выстраивание межведомственного взаимодействия на этапах подготовки и проведения акции,

- разработка плана проведения акции,

- разработка кампании по продвижению акции,

- проведение акции.

2. Внедрение IT-технологий в деятельности библиотек

- создание тематического сайта «День чтения»,

- создание тематического канала «Читают все!» на видеохостинге RuTube,

- создание группы «День чтения» на Facebook.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.