Антимонопольное регулирование — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Антимонопольное регулирование

2019-05-27 272
Антимонопольное регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОМАШНЯЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему «Цели, организация и методы антимонопольного регулирования»

 

 

Выполнила студент гр.237334/1

_______________О.А. Ражева

 

Проверил доцент, к.э.н.

_______________М.В. Иванов

 

Санкт-Петербург

2019


                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

2. ПОНЯТИЕ «МОНОПОЛИЯ»……………………………………………...4

3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………...……6

4. ЦЕЛИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………...……….7

5. МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………….....9

6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА………………………………….…12

7.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства. Следует отметить актуальность, многоплановость и сложность проблемы регулирования деятельности крупных фирм-монополистов. В настоящее время в передовых странах по данной теме имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение данной проблемы, в том числе и научное изучение ее аспектов, находится на этапе становления. Отсутствие в российских условиях надлежащего механизма регулирования монополий, действующих в промышленных отраслях и обладающих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления должного изучения по данной проблеме очевидна. Безусловно, антимонопольная политика важна для экономики государства в целом. Четко спланированные мероприятия по регулированию монополий стимулируют развитие конкуренции, а также стабилизации рынка и совершенствованию экономики страны в целом.

Цель данной работы – изучение целей, организации и методов антимонопольного регулирования.

ПОНЯТИЕ «МОНОПОЛИЯ»

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при определении ее сущности целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

• рыночная структура или рыночная ситуация, в которой имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);

• исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству;

• крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

В соответствии с российским законодательством доминирующим признается положение, если у компании доля рынка составляет: 65% и более.

Существование монополии связано с наличием четырех основных условий:

 

1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Поскольку на монопольном рынке действует одна фирма, то поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

2. Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-заменителей, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.

3. Контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальный доход.

4. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы; наличие положительного эффекта масштаба и др.

Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:

•   на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;

•   нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;

•   полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

•   наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антимонопольное регулирование – безусловно, одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.

Решение комплекса задач, связанных с контролированием уровня монополизации неразрывно связано с пониманием рассмотренных в данной работе основных методов, организации и целей антимонопольного регулирования.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему «Цели, организация и методы антимонопольного регулирования»

 

 

Выполнила студент гр.237334/1

_______________О.А. Ражева

 

Проверил доцент, к.э.н.

_______________М.В. Иванов

 

Санкт-Петербург

2019


                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

2. ПОНЯТИЕ «МОНОПОЛИЯ»……………………………………………...4

3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………...……6

4. ЦЕЛИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………...……….7

5. МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ………….....9

6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА………………………………….…12

7.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..14

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства. Следует отметить актуальность, многоплановость и сложность проблемы регулирования деятельности крупных фирм-монополистов. В настоящее время в передовых странах по данной теме имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение данной проблемы, в том числе и научное изучение ее аспектов, находится на этапе становления. Отсутствие в российских условиях надлежащего механизма регулирования монополий, действующих в промышленных отраслях и обладающих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления должного изучения по данной проблеме очевидна. Безусловно, антимонопольная политика важна для экономики государства в целом. Четко спланированные мероприятия по регулированию монополий стимулируют развитие конкуренции, а также стабилизации рынка и совершенствованию экономики страны в целом.

Цель данной работы – изучение целей, организации и методов антимонопольного регулирования.

ПОНЯТИЕ «МОНОПОЛИЯ»

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при определении ее сущности целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

• рыночная структура или рыночная ситуация, в которой имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);

• исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству;

• крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

В соответствии с российским законодательством доминирующим признается положение, если у компании доля рынка составляет: 65% и более.

Существование монополии связано с наличием четырех основных условий:

 

1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Поскольку на монопольном рынке действует одна фирма, то поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

2. Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-заменителей, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.

3. Контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальный доход.

4. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы; наличие положительного эффекта масштаба и др.

Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:

•   на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;

•   нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;

•   полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

•   наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

 


АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер со стороны государства для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.

Опасность монополий заключается, в первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья для компании монополиста занижены. К тому же, в монополистической среде отсутствует конкуренция, что чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране может вызвать определённые социальные колебания, недовольства. Именно поэтому в развитых странах государство обязано контролировать данный вопрос.

Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Правовую основу российского антимонопольного законодательства формируют следующие нормативные акты: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ "О естественных монополиях". ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" ФЗ "О рекламе", ФЗ "О защите прав потребителей" ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.