В агропромышленном техникуме — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

В агропромышленном техникуме

2018-01-28 245
В агропромышленном техникуме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1898 год – один из самых плодотворных в жизни А. П. Чехова. «Дом с мезонином», «Маленькая трилогия», «Ионыч» − созданы в этом году. Эти произведения нашли свое место не только в отечественной, но и в мировой литературе. Как построить уроки по рассказу «Ионыч»?

Занятие можно начать с картины И. Левитана «Лунная ночь. Деревня», которая написана художником в 1897 году. Она имеет прямое отношение к чеховским рассказам этого периода. На ней деревенская улица, освещенная лунным светом, спящие избы, умиротворение и покой. Дружба Чехова с Левитаном подсказывает, что Чехов эту картину видел, посмотрим, как это звучит в рассказе «Человек в футляре»: «Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением, и что зла уже больше нет на земле, и все благополучно.» В эту пору Чехов, размышляет о Божьем мире и мире человеческом, где почему-то не как у Бога, не хватает гармонии и скрытой красоты.

Когда обсуждаешь с первокурсниками колледжа, как развивался и менялся рассказ в творчестве А. П. Чехова, они охотно вспоминают «Каштанку», «Хамелеона», «Злоумышленника» и т. д., и с хорошим настроением собираются читать «Ионыча». Но после чтения у всех в глазах немой вопрос: и это вершина творчества? Да это же тоска! И тут преподаватель, он же «партнер по чтению», должен объяснить, что бывает жизнь без любви и со стороны не всегда понятно почему. А вот Чехов обратился к неинтересной, с точки зрения беллетристики, теме и с профессиональной точностью поставил диагноз, только историю болезни написал как художник. Композиция произведения, искусство детали, горчинка, приправленная в повествование, − вот что должно привлечь внимание читателя. Но цель урока − выявить главное свойство поздних рассказов Чехова: их бесфабульность, простоту сюжета и психологизм.

В домашнем задании, помимо чтения, предлагаем ответить на вопросы:

1. Какова композиция рассказа? Похож ли он на драматургическое произведение? Если похож, в чем, по-вашему, драматический конфликт?

2. Зачем Чехову 5-я глава?

3. Как герой стал «Ионычем»? Есть ли у Чехова авторские замечания по этому поводу?

4. Какими художественными средствами написана история героя?

5. Есть ли приметы, обозначающие время?

6. Есть ли портретные характеристики?

В начале урока студентам предлагается пересказать фабулу произведения. Молодой доктор Дмитрий Ионыч Старцев влюбился в девушку Екатерину Ивановну, посватался, получил отказ, т. к. она не хотела замуж, а хотела стать знаменитой пианисткой, посвятить себя музыке. Она уехала в Москву, в консерваторию, но пианисткой знаменитой не стала, вернулась домой. Теперь доктор Старцев ей нравится. Он кажется ей человеком, который занят благородным делом, служит людям. Она вспоминает, как он сватался к ней: «Да и она ему нравилась, очень нравилась».

Обсуждение. Как видим, из этого материала мог бы получиться целый роман о любви, когда к героям приходит запоздалое счастье. Что еще могло бы быть в этом романе? Как он жил без нее четыре года, как не измельчал в этом уездном городишке, не слился с обществом обывателей. Да так это произведение и начиналось. Герой приехал в Дялиж. И Чехов пишет: «Больше года прошло в трудах и одиночестве». Вот! Из этой фразы должен был вырасти совсем другой герой. Так что же произошло? Почему только рассказ? С чего начать анализ произведения?

Если присмотреться к произведению, к его построению, то бросается в глаза драматургическое начало. И не удивительно. К этому времени Чехов уже сложившийся драматург. В рассказе «Ионыч» пять глав. Слушаем ответы студентов на вопрос о том, какую роль играет каждая из глав в композиции произведения.

Первая глава – знакомство читателя с городом С. и его обитателями. Семья Туркиных. Это экспозиция.

Вторая глава – завязка. Герой начинает бывать в доме Туркиных. Свидания на скамейке, под широким кленом, где он мог говорить о литературе, об искусстве, мог жаловаться. Герой влюбился.

Третья глава – кульминация. Герой объясняется и получает отказ. Героиня уезжает в Москву.

Четвертая глава – развязка. Она возвращается. Опять скамейка в саду. Но что-то не слышно слов любви. Напротив, бессловесный разрыв. Герой перестает бывать в доме Туркиных.

Пятая глава – эпилог. Как в романе. Старцев, некогда презиравший городское общество, растворился в нем, стал Ионычем.

Зададим вопрос: как понять фразу «Она ему нравилась, очень нравилась…»? Почему же тогда Ионыч перестал бывать?

На первый взгляд перед нами почти драма в 5-ти актах. Но в чем драматический конфликт? И между кем и кем? Кто разлучил героев? Начнем с Ионыча, раз он им стал.

Что такое Ионыч?

Обсуждение. Это фамильярное обращение, возможное только на бытовом уровне с теми, с кем ты на короткой ноге. А он доктор. Как же произошло это постепенное превращение? Давайте обратимся к тексту и проследим историю судьбы.

В начале рассказа он много работает. Девять верст прошел и никакой усталости. Во второй главе «ему хотелось закричать, что он хочет и ждет любви». В третьей главе Дмитрий Ионыч объяснился. Но это какая-то карикатура на любовное чувство. На самом деле, кто, когда и кому так признавался в любви? «…К чему предисловия, описания? К чему ненужное красноречие? Любовь моя безгранична…Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!» И тут, на этой же странице, после отказа Котика автор насмешливо пишет: «У Старцева перестало биться сердце…и не верилось, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле». Автор сочувствует? Нет, он смеется: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона». Чехов снижает образ до карикатуры: «Потом дня три у него все валилось из рук». Отчего же только три дня? Это уже смешно. Но в четвертой главе мы видим, что вовсе не смешно. Опять обращаемся к тексту: «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся», но пристрастился считать «бумажки, добытые практикой…и когда собиралось несколько сот, он отвозил их в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет».

Но вот вернулась Екатерина Ивановна. Вот опять скамейка в саду, та самая, под широким кленом. Читатель ждет. Читатель приучен, что в романах и повестях на скамейке происходит ключевое событие. Вспомним: Татьяна и Онегин, Марья Гавриловна и полковник Бурмин, Лиза и Лаврецкий, Аркадий Кирсанов и Катя…

Не может быть, чтобы воспоминания не всколыхнулись. И действительно, «он вспомнил все, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек.

− А помните, как я провожал вас на вечер в клуб?... Тогда шел дождь, было темно...

Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь.

−Эх! – сказал он со вздохом.− Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…

− Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. <…>

Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас».

Итак, вывод, который делают студенты, среда поглотила его. Но есть ведь еще пятая глава. Читаем: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует…По вечерам он играет в клубе в винт, потом сидит один за большим столом и ужинает. <…> У него много хлопот, но все же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и там и здесь».

Где борьба? Где конфликт? Ничего нет. У Чехова в произведениях этого периода часто бывает конфликт героя с жизнью. Но здесь этот конфликт даже не созрел: стоячее болото повседневности поглотило героя, булькнуло и замерло.

Итак, перед нами история судьбы человека, который пропал, не пережив ни катастроф, ни каких-либо исключительных обстоятельств. Одолела умного доктора жадность, а за ней пришло и внутреннее омертвение.

Переходим к следующему этапу, слушаем ответы на вопрос о том, как написана история судьбы героя, какими художественными средствами выражена.

Студенты всегда указывают на течение времени в рассказе. Оно обозначено автором в каждой главе. В 1-ой главе Старцева представили Ивану Петровичу Туркину зимой, а весной, на Вознесение, он побывал у них первый раз. Вторая глава начинается словами «Прошло больше года». Третья – «на другой день…». Четвертая – «Прошло четыре года». И пятая – «прошло еще несколько лет».

Какие вы видите в тексте приметы, обозначающие время? В 1-ой главе: «Своих лошадей у него еще не было». Во 2-ой главе: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». В четвертой главе: «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами».

Что еще меняется в жизни героя?

Студенты находят портретные характеристики. Если в 1-ой главе «пройдя девять верст, он не чувствовал ни малейшей усталости, а, напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать», то в 5-ой главе, «когда он, пухлый, красный едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным “Прррава держи!” картина бывает внушительная, и, кажется, что едет не человек, а языческий бог».

Как произошло превращение доктора Старцева в языческого бога?

В 3-ей главе на пике своей влюбленности он вдруг подумал: «А приданого они дадут, должно быть, немало». В 4-ой главе: «Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, − это по вечерам вынимать из кармана бумажки, добытые практикой…». В 5-ой главе: «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…»

Обсуждение. Зачем одинокому доктору третий дом? В недвижимость вкладывает он свои капиталы. История стара, как мир. Старцев мог бы стать героем романа, но стал «негероем» рассказа. Чехов его не щадит. Щедро выводит подробности: и как подают ему лафит № 17, и как старшины клуба, и повар, и лакей знают, что он любит и чего не любит и стараются изо всех сил угодить ему,− «а то чего доброго рассердится вдруг и станет стучать палкой об пол». Да это уже не доктор. Это то ли Плюшкин в начале процесса накопительства, то ли самодур Дикой, про которого домашние говорят: «Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите».

Вспомним, в 4-ой главе он еще способен критически и отстраненно оценивать свою жизнь: «Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Вот это «которых я терпеть не могу» и могло бы составить ядро, основу для целого романа в русском стиле, где герой – «лишний человек». Но вот беда: герой уже «негерой». Харизмы не хватает: «Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные благодарные испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился!» Но почему?Ясно, что в рассказе должно быть еще что-то, иначе мы ничего не поймем. И это что-то – стиль жизни целого поколения. Читаем: «Опыт научил его мало- помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

Невольно вспоминается «Дама с собачкой». Сопоставляем эти два эпизода, где Старцев и Гуров, противоположные по своему содержанию люди, говорят почти в один голос:

Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!

Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:

−Дмитрий Дмитрич!

−Что?

− А давеча вы были правы: осетрина-то с душком.

«Эти слова, такие обычные, почему-то вдруг возмутили Гурова, показались ему унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестанстких ротах!»

Где же изящные люди, красивые отношения? Они должны быть. Ведь в городе С. «есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, наконец, есть умные, интересные семьи, с которыми приятно завести знакомства».

Какие перемены произошли с Туркиными?

«Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты, Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». Вот это по-прежнему лишает читателя надежды.Все тот же абсурд повседневности.

Что вы можете теперь сказать о занимательности рассказа?

Студенты, которым было предложено дома повторить «Из любви к искусству» и «Дарыволхвов», говорят, что совсем не в духе О. Генри. Нет интересной неожиданной развязки, но много интересных деталей, которые дорисовывают образ. Автор проникает в психологию героя. Необычна тема: абсурд повседневности. Теперь понятен конфликт героя с жизнью.

Преподаватель уточняет, что именно абсурд повседневности и станет не только темой рассказа «Ионыч», но и центральной темой творчества Чехова 1890-х годов. −

Работа с текстом закончена. Необходимо собрать все мнения. Любит ли автор своих героев? В этой заключительной части урока рождаются интересные мысли, на ум приходят аргументы, знаменитая чеховская фраза «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо и одежда и душа и мысли» звучит впервые − как хороший посыл.

ЛИТЕРАТУРА

1.Чехов А. П. Дама с собачкой. Собр. сочин. в 18 томах, т. 10. «Наука», М., 1977.

2.Чехов А. П. Ионыч. Собр. сочин. в 18 томах, т. 10. «Наука». М., 1977

3.Чехов А.П. Человек в футляре. Собр. сочин. в 18 томах, т. 10. «Наука». М., 1977


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.