Тема 7. Социальные институты — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 7. Социальные институты

2018-01-14 178
Тема 7. Социальные институты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семья является одним из важнейших социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности развития и функционирования. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Э. Дюркгейм видел брачный и семейный союз в качестве не совсем одинаковых явлений. Действительно, как родители супруги могут иметь общие цели, а как сожители зачастую имеют разные, даже противоположные интересы. Причем для женщины он считает неоспоримым следующий закон: «брак тем более благоприятствует женщине, в смысле защиты ее от самоубийства, чем более распространен в данном обществе институт развода, и наоборот». Брак он определяет как «регламентацию отношений между полами, охватывающую не только сферу физиологических инстинктов, но и всевозможных чувств, привитых цивилизацией на почве материальных интересов». Теоретики французской социологии считали, что изменение семейных и половых отношений подрывают традиционный социальный порядок и его моральный фундамент.

Работы Токвиля имеют эвристическую ценность в исследовании тенденций общества, претендующего на юридическое равенство. Стремление к равенству Токвиль переживал как потерю, которую не ощущали те, кто стремится и требует формальных юридических прав, отрицая при этом естественные. Он, несмотря на традиционный взгляд на роль женщины, построил модели взаимоотношений в семье, способов формирования представлений о половом равенстве и неравенстве в аристократических и демократических обществах, представляющие интерес. Согласно его мнению, демократия ослабляет отцовскую власть, которая является инструментом традиции. Ослабляются социальные связи, но зато крепнут естественные.

В 1997 г. на I Всемирном конгрессе семей в Праге приняли следующую формулировку семьи: «Семья – это связь мужчины и женщины в пожизненном брачном союзе, заключенном с целью воспроизводства человеческого рода, рождения и воспитания нескольких детей, регуляции сексуальных отношений, обеспечения взаимоподдержки и взаимозащиты, создания альтруистического семейного производства и домашней экономики и укрепления преемственности поколений». Сейчас трудно согласиться с выражением «пожизненный брачный союз». При проведении среди студентов дискуссии на тему «Семья в России: быть или не быть?» один из вопросов был о форме, которую они бы предпочли для совместного проживания, будь то брачный контракт, традиционная регистрация или так называемый «гражданский брак», то есть простое сожительство.

Большинство молодых людей, юношей и девушек в возрасте от 18 до 22 лет, предпочло сожительство в течение одного-двух лет, так называемый «пробный брак». Аргументация весьма традиционная: нужно присмотреться друг к другу, вдруг не понравимся, зачем штамп в паспорте и т.д. Но за этим скрывается подчас боязнь ответственности, инфантилизм. Никто из молодых не представляет, как можно прожить со своим избранником всю жизнь, порой искренне удивляясь, что это возможно и существует во многих семьях. Сегодня, к сожалению, становятся нормой те семьи, которые распадаются в течение двух-трех лет, а семьи, в которых люди живут по десять лет и более – это уже отклонение.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.) Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

По Конту семья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра существенно меняются. Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим, по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства (фермера, арендатора и др.), представителя интеллектуального труда и т.д.; во-вторых, городская, сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи). По особым условиям существования выделяют студенческие и дистантные семьи (те семьи, которые юридически существуют, а фактически – нет, например, семьи моряков).

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная. Репродуктивная функция – это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количество детей в каждой семье было не менее двух, а лучше трех.

Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у многих специалистов. Для нее характерны снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.

По данным социологических исследований, из общего количества новорожденных в середине 80-х годов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину. Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов, потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая часть супружеских пар вообще не желает иметь детей.

Среди мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребенка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся детям, стесненные жилищные условия, материальные затруднения, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя».

В 90-х годах происходят существенные изменения в мотивации ограничения рождаемости: на первый план выходят материально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения детей в семье «стимулируется» и ростом разводов (или их угрозой). Наблюдаются непропорционально большие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения.

Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Минисемья – именно так называл новую форму семьи наш выдающийся демограф Б.Ц. Урланис, оказалась столь удобной и привычной, что люди просто не в состоянии разглядеть в этом новом обличье какую-либо социальную проблему.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи – воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами и общественными учреждениями. Однако сегодня в семье происходят серьезные перемены. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще. Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи.

Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей.

Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога с взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.

3. Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как более адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного потребления, проблему распределения семейного труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.

Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха.

ТЕМА 8. Социология личности

Представления о механизмах социализации нашли отражение в теориях развития личности.

Теория Теоретик Основная идея
Теория “зеркального Я” Чарльз Кули Поведение человека формируется под влиянием “зеркального отражения”, представлений о том, как их оценивают другие люди. Это “зеркальное Я” включает три элемента: как меня воспринимают другие; как они реагируют на то, что видят; как я отвечаю на реакцию других людей
  Джордж Герберт Мид Развитие личности связано с принятием на себя функций других людей, включающего три стадии: 1. Имитация (копирование без понимания) 2. Игра (освоение ролей, при этом дети придают своим действиям такой смысл: какой придают им другие) 3. Коллективные игры (освоение ожиданий многих людей, заканчивающегося формированием социальной идентичности)
  Эрик Эриксон Личность проходит 8 стадий развития, связанных с преодолением кризисов: 1. Доверие - недоверие (грудной период). 2. Стремление к к автономии (1-2 г.). 3 Развитие инициативы (3-5 лет). 4. Развитие трудолюбия (мл. шк. возраст) 5. Становление индивидуальности (юность). 6. Интимность (начало взрослого периода). 7. Творче- ская активность - застой. 8. Умиротворение – отчаяние (старость)
Психоаналитические теории Зигмунд Фрейд Противоречие между “Оно” (Ид) и культурой (супер-эго) формирует “Я” (эго), управляющего временем, местом и формой удовлетворения потребностей “Оно” в соответствии с нормами культуры. Стадии развития определяются стадиями сексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, генитальная
Теория развития познания Жан Пиаже Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий (сенсомоторная - способность сохранять в па -мяти образы, предоперациональная - способность сохранять в памяти символы, конкретных операций - мыследействия, форма-льных операций - абстрактного мышления), каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками
Теория нравственного развития Лоренс Кольберг Человек развивается в процессе нравственного развития: 1. Избегание наказания 2. Стремление к поощрению 3. Приспособления к социальному одобрению 4. Осознание интересов общества - нравственное сознание 5. Осмысление противоречий между нравственными убеждениями в обществе 6. Собственное этическое чувство

 

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1.В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди, окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

- изменение роли агентов социализации

- изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

- усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

- несовпадение между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

- противоречие между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом, на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации.

Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания и способностей к самоконтролю.Исследования, проведенные Мелвином Коном, показали, что классовые различия играют значительную роль в процессах социализации. Так, в семьях «среднего класса» превалирует ориентация на осмысление фактов и ответственность (автономия), инициативу и свободомыслие, в семьях «низшего класса» - на подчинение внешнему авторитету, конформизм. При этом в первых семьях, прежде всего, имитируется поведение отца, во-вторых – поведение матери.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценке существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности и имеет практическое и символическоезначение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Н. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению.

Таким образом, осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти «старшие» их товарищи.Таким образом, школа есть общество в миниатюре.

Отклонение в социализации принято называть девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения (делинквентность), пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства. Ряд социологов считает, что характер человека формируется под влиянием биологических факторов.

Так, Эдмонд Уилсон утверждал, что биологические особенности человека, накапливаемые и передаваемые из поколения в поколение и закрепленные на генетическом уровне, стимулируют альтруизм, употребление мясной пищи, создание структур власти, совершенствование половых ролей и охрану своей территории. Бронислав Малиновский считал, что созданные человеком институты легитимизируют определенные формы удовлетворения естественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в непосредственно естественной форме: институт семьи легитимизирует сексуальные отношения, спорт - агрессию и т.д. Процесс социализация таким образом есть процесс включения человека в деятельность соответствующих институтов.

Типы личности:

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как стремление к самореализации, самостоятельность у данного типа весьма низкие.

2. Идеалисты – сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к традиционным нормам и авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Маргиналы – характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя будто выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты – сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалисты ориентированы, прежде всего на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает форму удовлетворения потребительских желаний.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.