Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-14 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: проверить пригодна ли анкета к работе, выявить узкие и проблемные места в анкете, проверить анкету на наличие как смысловых так и технических ошибок.
Два типа пилотажного исследования
комплексное (проверка всех элементов исследования
дифференцированное (тестирование отдельных методик)
Припилотажном исследовании гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной. Например, верность утверждения о неудовлетворительном состоянии морально-психологического климата в коллективе не вызывает сомнения, если мы располагаем данными, полученными в пилотажном исследовании, о том, что 50 % опрошенных идут на работу с полным безразличием, а 12 % - ожидая какой-либо неприятности. [
Кабинетный вариант методов исследования подвергается эмпирической, экспериментальной проверке на малой выборке на соответствие методическим критериям - пилотажное исследование. Выявленные погрешности подвергаются окончательной проверке.
11 билет
1 вопрос: Социологическая программа Ст. Милля
Угроза свободе индивида -от тирании правительства,от тирании общ. Мнения большинства. Поэтому важно установить границу, далее которой общественное мнение не может законно вмешиваться в индивидуальную независимость,
" Милль считал, что в обществе закон и общественное мнение должны обязывать людей к исполнению известных правил поведения. Есть несколько принципов, играющих важную роль в образовании правил поведения: 1 интерес господствующего класса. 2 раболепстве, в желании угодить своим временным господам или богам. + общественный интерес.Люди индивидуально или коллективно могут вмешиваться в действия индивидуума только в том случае, если тот причиняет кому-либо вред, но никто не имеет права принуждать индивидуума что-либо сделать или не сделать, ссылаясь на то, что, по их мнению, так ему будет лучше. Сфера жизни индивидуума, которая имеет непосредственное отношение только к нему самому, и есть сфера его индивидуальной свободы. Она вкл. свободу совести,свободу мысли, чувства, мнения касательно всех предметов,свободу выбора цели, устройства жизни по своему усмотрению, свободу действовать сообща с другими для достижения цели, которая не вредна другим людям. Даже у всего рода человеческого, будь оно единого мнения, нет права заставить молчать одного индивидуума, думающего иначе.
|
Материальное благосостояние людей зависит от их умственного благосостояния, считал Милль. Свобода мнений необходима по следующим причинам:
1) мнение, которое хотят насильственно уничтожить, может быть верным, отрицая это, мы претендуем на непогрешимость;
2) лишенное возможности быть высказанным, мнение обычно содержит часть истины, а господствующее мнение редко или почти никогда не представляет собой всей истины, поэтому толь ко при столкновении мнений может быть открыта недостающая часть истины;
3) если даже общепризнанное мнение истинно, то без права на критику оно превращается в глазах людей в предрассудок;
4) делая себя недоступной для критики, доктрина утрачивает смысл, превращаясь в догму, она утрачивает влияние на характер и поступки людей, препятствует зарождению искренних убеждений, исходящих из разума и опыта.
Все свои усилия человек должен направлять на развитие своей индивидуальности. Для этого необходимы два условия - «свобода и разнообразие личных положений».
Милль поддерживал либеральный принцип невмешательства государства в дела гражданского общества. Во-первых, индивидуумы всегда сделают лучше, чем правительство, всякое дело, которое касается их самих. Во-вторых, предоставление частным лицам возможности быть присяжными, управления большими промышленными и филантропическими предприятиями посредством свободных ассоциаций и служит мощным средством к умственному воспитанию индивидуумов и развитию их способностей. всегда в высшей степени вредно увеличивать правительственную власть без крайней к тому необходимости. ценность государства, по мнению Милля, определяется ценностью его граждан. Альтернативу частной собственности можно найти в кооперативах, муниципалитетах, профсоюзах и других ассоциациях, основанных на добровольном союзе, а не на суверенной власти государства. Частную собственность нужно не разрушать, а стремиться каждого сделать собственником. Необходима «ассоциация рабочих, коллективно владеющих капиталом и работающих под руководством избранных ими менеджеров». Нельзя подавлять личную свободу ради сильного государства.
|
2 вопрос
Массовые общности. Толпа как массовая общность
Соц. Общ. - группы людей, объединенных какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д.
Массовые общности (квазигруппы) – это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:
1)спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей;
3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.);
4) кратковременность совместных действий.
Существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.
Аудитория. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором.
Толпа. Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Структура- разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта
характеристики:
1. Внушаемость. (принимают мнения, чувства и действия большинства.)
2. Анонимность. (незначительный/неузнаваемость
3. Спонтанность(действия зависят от эмоции).
|
Неуязвимость. (дейтствуя со всеми вместе как одно целое, не чувст. ответсвенность)
поведение толпы -продукт групповой «инфекции», в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе.
Социальные круги— это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги — это общности дискутирующих людей.
1) общая заинтересованность в теме дискуссии (собрание на улице людей, обсуждающих политические события); 2) принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших слоев общества).
Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц,
3 вопрос. Контент анализ:
Это Метод сбора данных и анализ содержания текста. Контент (содержание) Исп. для анализа текстов, статей, книг, журналов, офиц. Документов, кино и видео записи, песни фотографии. Исп. Для узучения больших объемов текста и для исслед. На расстоянии- историч. Документов.-
- систематическая фиксация определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с -Существует два вида контент-анализа - неколичественный и количественный. Неколичественный контент- фиксируется лишь наличие элемента содержания текста - индикатора, соответствующей категории содержания, а количественные меры не используются). позволяет выявить типы качественных моделей содержания. Количественный контент-анализ –кол-во
|
Контент-анализ позволяет создать картину видения продукта/персоны/бренда/процесса, которая создается в обществе посредством СМИ. Объективность: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. проверочным механизмом становится повторяемость результатов.Главным оказалось не описание "явного содержания" текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива как источника информации. Отсюда контент-анализ стал пониматься как качественно-количественный анализ содержания текстового массива в социологических целях. Именно возможность- выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних
Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие. единица анализа текста, может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация,. Устанавл. единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:
1. классификатор контент-анализа, (таблица с котагериями и подкатегорями анализа и единициы анализа) Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании.
2. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
3. (Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа).)
4. регистрационная карточка или кодировальная матрица,
|
5. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
6. каталог (список) проанализированных документов.
12 билет.
1 вопрос. Социология О.Конт (1798-1857)
разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. необходимо новое знание о самом себе позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией». должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.
Социология как наука о человеческом об-ве — самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества. Чтоб заниматься социологичей нужно усовитть – мат-ку, астрономию, физику, химия, биологию.
две части социологии — социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика - гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой — анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус — основная идея социальной статики Конта.
Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным — в виде трех форм социально-политической организации общества:
теологическая стадия — военное господство;
метафизическая стадия — феодальное господство;
позитивная стадия — промышленная цивилизация.
Данные стадии закономерно следуют одна за другой, поэтому неравенство между социальными группами связано с уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает в силу всеобщей гармонии соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях — искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции.
Основные положения контовской позитивистской социологии
- социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы являются однотипными по своей сущности и форме.
-методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, поэтому можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.
- задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, которые эмпирически обоснованы. Эти социологические положения должны стать основой объяснения социальных явлений и прогнозирования их развития.
трех стадий интеллектуальной эволюции человечества и индивида.
теологическая, (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия — метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия - позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями.
Новую науку социологию Конт разделил на две части. Первая часть — социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены.
Вторая часть — социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения.
2 вопрос Социальные группы. Первичные и вторичные социальные группы.
Социальная- некоторое множество людей, имеющих какой-либо общий социальный признак. Такая группа выполняет определенную функцию в обществе.
особенностями:
§ в ней существуют устойчивые взаимодействия людей, что способствует прочности и устойчивости группы на протяжении длительного времени;/относительно высокая степень сплоченности; состав группы весьма однороден: она характеризуется аналогичным набором признаков и особенностей;/ может входить в состав более широких общностей в качестве составного элемента, не теряя при этом своей специфики.
К первичным социальным группам обности, хар-иеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.
Характерными признаками первичной группы являются:
§ немногочисленный состав;/пространственная близость членов группы;/относительная устойчивость и длительность существования;/общность ценностей, норм и форм поведения;/добровольный характер связей людей;/моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.
К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами.
Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего ориентирована на некоторую цель. преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции. главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.
Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.
В нашей стране принято различать формальные и неформальные группы.
Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. отношения между людьми регламентируются правилами и внутренними регламентами.
особенность такого рода групп состоит именно в том, что они преследуют реальные цели. И дело не в том, что групп, не соответствующих этим свойствам, не бывает. Они возникают, создаются, но продолжительность их с ществования незначительна.
Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние.
В неформальных группах самодеятельного типа действуют дружеские отношения, отсутствует жесткая иерархия и дисциплина. Численность такого рода групп, как правило, невелика. Они построены по принципу «близости» — территориальной, эмоционально-психологической или по общности интересов (соседи, охотники, болельщики, сверстники, друзья, туристы). Отношения внутри таких групп имеют личностный характер, большую роль играют симпатии, привычки, традиции, взаимоуважение.
Неформальные группы не являются закрытыми в том смысле, что их члены могут одновременно входить в другие сообщества и действовать в них.
3 вопрос
Наблюдение как метод сбора информации.
Наблюдение - это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации.
- наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей непосредственно в момент его проявления;
- наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.
Отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми.
можно классифицировать по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации, регулярности проведения. По степени формализации наблюдение на стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное.
Стандартизированное наблюдение - исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследователя, сосредоточивает на них свое внимание. используется для проверки результатов, полученных другими методами. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.
Нестандартизированное наблюдение - это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации.
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают невключенное и включенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое. Главными условиями для проведения включенного наблюдения являются непосредственное участие наблюдателя в трудовой деятельности обследуемого коллектива; нейтральное отношение к происходящим событиям; личностные качества наблюдателя - контактность, доброжелательность, сдержанность. Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок адаптации длится обычно от 4-5 дней до 2-3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола и возраста.
По условиям организации наблюдения делятся на лабораторные, полевые и лабораторно-полевые.
Лабораторное наблюдение - вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях..
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Получаемая таким образом информация намного чище, достовернее. Недостаток полевого наблюдения - в воздействии на испытуемых разнообразных внешних факторов, не характерных для данной проблемной ситуации. Лабора-торно-полевое наблюдение производится в естественных условиях, но с отдельными ограничениями. Здесь предпринимается попытка снять недостатки, присущие как лабораторному, так и полевому наблюдению.
По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические, эпизодические и случайные.
Систематическое наблюдение позволяет выявить закономерности взаимодействия процессов и явлений, происходящих в данном предприятии. Оно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков.
При эпизодическом наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации программой наблюдения строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования.
Случайное - это наблюдение, при котором единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты.
Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в которой вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя. Используя метод наблюдения, всякий раз необходимо четко выяснить цель, задачи и характер исследуемого объекта, а также позитивные и негативные свойства его различных видов.
13 билет
1 вопрос
Г.Спенсер и эволюционная социология
Герберт Спенсер англ. философ и социолог; Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию
По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индус триальное. Военные об-ва единая система веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где экономическая система,-демокр. принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Не индивид сущ. для гос-ва, а гос-во — для инд-ов. Соц. Развитие-движение от военных обществ к индустриальным.
мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей).
Основоположник органической социологии- общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому.состоит из органов,кот. выполняет определенные функции. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюци противостоит разложение, их борьба сущность процесса движения в мире.
Социальные организмы — это вершина природной эволюции.. Крестьянские хоз-ва объедин. в большие феод. Системы,те объед. в провинции, потом королевста, потом империи. социальный организм состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь).
Механизм социальной эволюции включает три фактора:
§ люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, появл. Дифференция по всем признакам/существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);/общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.
С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:
-простые и изолир-е друг от друга чел-ие общ-ва, люди заняты примерно одинаковой дея-тью;
-военные общества(времен. Терр., разделением труда, ведущая роль у централизованной пол. Орг-ии;
-индустриальные общества, (постоянной территорией, конституцией и системой законов;)
-цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.
на первом этапе развитие - полным контролем теологии, потоми эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, Затем мыслительсменили ученые (естествоиспытатели), ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или филос.. возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:
§ объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
§ общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
§ социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
§ общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
§ развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
§ наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
§ социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
§ для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
§ задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
§ человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.
2 вопрос
Понятие социального института
Это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
§ удовлетворение потребностей общества;
§ регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
потребность в безопасности- инст. обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Одна потр. Может удовлт. Несколькими инст.
Структуру образуют:социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;/совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;/система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);/идеологические обоснования деятельности социального института;/социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
Признаки: совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;/система культурных образцов, норм, ценностей, символов;/система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;/материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;/общественно признанная миссия, цель, идеология.
Признаки инста на примере мред. Проф образ-ия, вкл. В себя:
§ преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;/нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;/сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;/здания, аудитории, учебные пособия;/миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.
В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:
§ экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
§ политические институты — государство, армия, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
§ институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление,
§ институты культуры — школа, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.
Осн. Институты и функции: Семья (восп. Эконом. Репр.)/ гос-во (стабил.защита,координация)/образ-ие (профес., гуман., культ,гражд) / Церковь (мирозовр./общекульт)/наука(объясн,/ миров./соц-ая/прогн.), право- (охранит. И регулят)
§ Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
§ Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
§ Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
§ Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
3 вопрос:
Интервью как метод сбора информации.
Интервью –личный контакт с респондентом.
В формализованном интервью (зачитывание вопросов по анкете, повтор вопрос, изменение интонации и скорости но порядок вопросов жестоко фиксирован, их нельзя менять
Неформализованное интервью (сводное повествование) функция интервьюера состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания, задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.)
Промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами
14 билет
1 вопрос: Психологизм в социологии и его разновидности
Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки, обусловлено успехами эксперимент. психологии. Психология начала изучать соц. Поведение. возникает психологическое направление в социологии- появился интерес к проблемам мотивации чел поведения.
Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру:психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие.) содержание проблематики имеем социологический ракурс.
Стремление искать ключ к объяснению всех социальных явлений и процессов в психических факторах развития человека и общества. Представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую.
Под психологизмом социологии принято понимать ориентацию ее отдельных представителей и направлений (течений, школ) на объяснение социальных явлений и процессов лишь с помощью данных психологической науки. По существу, это психологический редукционизм (полное или частичное сведение многообразных социальных явлений и процессов к действию тех или иных психических факторов), поскольку при таком подходе внимание обращается, прежде всего, на психологические механизмы человеческого поведения и межгрупповых, а также внутригрупповых отношений. Более того, не допускается рассмотрение социальных систем (подсистем) и институтов вне психологических составляющих индивидуальной (групповой) деятельности.
Что касается самого психологического подхода (а не психологизма как черты социологии), то различают три его разновидности: индивидуалистскую, групповую, социетарную. Первая разновидность означает, что социальные явления и процессы обусловлены действием индивидуальных психических факторов, поэтому следует постоянно обращаться к анализу психики индивида и в ней искать причины того, что происходит в обществе. Вторая разновидность — групповая — ориентирует на поиск причинно-следственных связей в объяснении общественных явлений и процессов в психологии групп (рода, племени, семьи, коллектива и др.) и их поведении. Согласно третьей разновидности, объяснение социальной жизни и деятельности должно осуществляться с позиций общественной п
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!