Народное представительство в России, его роль, законодательное закрепление, формы, проблемы функционирования. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Народное представительство в России, его роль, законодательное закрепление, формы, проблемы функционирования.

2018-01-14 534
Народное представительство в России, его роль, законодательное закрепление, формы, проблемы функционирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прямая и представительная демократия: общее и особенное. В соответствии с действующей федеральной Конституцией российский многонациональный народ осуществляет принадлежащую ему официальную и легитимную публичную власть через две основные конституционные формы демократии: прямое народовластие и представительное народовластие.

Первая форма конституционной демократии — ПРЯМОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ или непосредственная демократия имеет место тогда, когда российские граждане, составляющие политическую общность — российский народ, сами непосредственно решают государственные, общественные и местные дела.

Вторая форма конституционной демократии — ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ или ОПОСРЕДОВАННОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ имеет место тогда, когда власть народа осуществляется через органы публичной власти, сформированные на основе принципа представительства.

При этом закон может устанавливать разные варианты использования принципа представительства. Это может быть:

а/ избрание выборных органов публичной власти голосующими, например, избирателями или полномочными делегатами;

б/ назначение представителей власти управомоченными субъектами, например, таким образом формируется Центральная избирательная комиссия РФ; или

в/ утверждение представителей власти в публично-властной должности управомоченным субъектом, например, утверждение гражданина РФ в должности мирового судьи региональным парламентом.

Обе конституционные формы демократии, как непосредственная, так и представительная, имеют общую сущность, поскольку выражают и осуществляют единую политическую волю российского народа. Объединяет их и то, что обе формы демократии имеют отчётливо выраженную юридическую природу и устойчивые формы объективирования в реальной политической практике. Они реализуются на основе общих принципов, таких как признание человека высшей ценностью общества; соблюдение прав человека и гражданина; полнота политических прав и свобод: добровольность участия в политической жизни; строгое соблюдение законности; наличие законодательства, определяющего процедуры организации и деятельности институтов и органов власти. В тоже время представительная и непосредственная демократия обладают целым рядом свойств, которые доказывают их содержательное различие. Важнейшим свойством и особенностью прямой демократии является то, что она реализуется через институты публичной власти, участвуя в проведении которых, граждане сами используют свои конституционные политические права и лично решают важные вопросы социальной жизни. Институт публичной власти — это такой способ осуществления непосредственной демократии, при котором власть реализуется гражданами по принципу: «каждый гражданин — сам законодатель». При их проведении все участники прямого народовластия обладают властными правомочиями, позволяющими принимать обязательные для исполнения юридические решения.

Кроме того, непосредственная демократия может быть реализована через совещательные институты публичной власти, цель которых выработать рекомендации для решающих органов власти на основе выявления общественного мнения. Ещё одна специфическая особенность здесь в том, что в сфере непосредственной демократии возможно использование инициативных, то есть не предусмотренных законом, но могущих возникнуть на практике институтов публичной власти.

Главное отличие представительной демократии от прямой или непосредственной демократии в том, что она осуществляется только через органы публичной власти и в её осуществлении принимают участие только «избранные», «назначенные» или «утверждённые» должностные лица, прошедшие специальный отбор и, как правило, имеющие профессиональную подготовку.

Соответственно, орган публичной власти — это образованная на основе принципа представительства публично-властная структура, обеспечивающая осуществление официальной власти должностными лицами, прошедшими специальный отбор и имеющими профессиональную подготовку. Осмысление политической практики, сложившейся на основе действующего законодательства, позволяет утверждать, что в настоящее время в Российской Федерации сформировалась такая система представительных органов, которая включает 5 видов органов публичной власти:

Первый вид — органы государства,

Второй вид — органы местного самоуправления,

Третий вид — органы корпоративной публичной власти, например, постоянно действующие органы профессиональных союзов;

Четвёртый вид — учредительные органы публичной власти: органы руководства выборами, то есть избирательные комиссии;

Пятый вид — органы производственной демократии, например, забастовочные комитеты, возможность создания которых предусмотрена действующим законодательством /часть 4 ст. 37 Конституции РФ/. Нормы конституционного права подробно регулируют порядок организации и деятельности институтов и органов публичной власти и конкретно определяют их статус.

 

 

Как показывает обобщение новейшей политической практики, в сфере осуществления народовластия, действующая российская Конституция и законодательство об органах публичной власти устанавливают следующие правовые модусы (статусы) народных представителей:

1) Президент Российской Федерации — всенародный представитель в системе общероссийской публичной государственной власти;

2) Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ — представитель интересов соответствующего субъекта РФ;

3) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — представитель избирательного корпуса страны в случае избирания по федеральному избирательному округу по пропорциональной избирательной системе либо представитель интересов избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа в случае избрания по мажоритарной избирательной системе;

4) глава (президент) республики или высшее должностное лицо субъекта РФ с иным наименованием (губернатор, мэр), — представитель народа субъекта федерации (независимо от того, избирается ли он на всеобщих выборах всем населением субъекта РФ или избирается региональным парламентом по представлению Президента РФ);

5) Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — представитель избирателей в выборном органе государственной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

6) Выборные главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица местного самоуправления — представители населения соответствующей территории;

7) Депутаты (или выборные должностные лица с иным названием) представительных органов муниципальных образований (дум, советов, собраний представителей), представляющие интересы избирателей соответствующих избирательных округов;

8) Члены забастовочных комитетов как участники публичной власти в выборных органах производственной демократии;

9) Члены действующих на постоянной основе избирательных комиссий с правом решающего голоса в статусе должностных лиц органов руководства выборами;

10) Лица, занимающие публичные должности в постоянно действующих выборных органах различных институтов гражданского общества, в том числе политических партий и массовых общественных движений; 11) Руководители, уполномоченные представители и наблюдатели международных организаций. Каждый из перечисленных правовых модусов народных представителей в выборных органах публичной власти имеет собственное содержание, определяемое как специальными нормативными актами, которые непосредственно и исключительно посвящены правовому положению представителей публичной власти, так и юридическими актами, регламентирующими правовое положение этих органов в целом.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.