Сущность ноу-хау как объекта интеллектуальной собственности и объекта управления инновациями — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сущность ноу-хау как объекта интеллектуальной собственности и объекта управления инновациями

2018-01-14 228
Сущность ноу-хау как объекта интеллектуальной собственности и объекта управления инновациями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Секрет производства (ноу-хау) - техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного использования третьими лицами, при условии что:

1. эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

3. обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

В законе РФ «О коммерческой тайне» детально прописываются правовые нормы охраны, передачи и использования секретов производства (ноу-хау). Здесь речь идет о ноу-хау только такого типа, когда о результатах интеллектуальной деятельности, охраняемых в режиме коммерческой тайны.

Понятие коммерческая тайна существенно шире, чем понятие «секреты производства (ноу-хау)», так как коммерческую тайну могут составлять также списки клиентов, бухгалтерские документы и многие другие сведения, разглашения которых нежелательны по тем или иным причинам. Разумеется, такие объекты нельзя рассматривать как объекты интеллектуальной собственности, хотя с точки зрения оценки и учета они имеют с объектами интеллектуальной собственности много общего.

Секрет производства (ноу-хау) – техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного использования третьими лицами при условии соблюдения требований к служебной и коммерческой тайне.

Для целей бизнеса и оценки, связанной с этими целями, целесообразно различать три вида ноу-хау:

– неотделимые от конкретного индивидуума (физического лица), в том числе индивидуальные навыки и умения;

– неотделимая от конкретного предприятия (юридического лица), в том числе технологии, основанные на традиции или предполагающие необычно высокую культуру производства;

– отделимые в общем случае от предприятия или индивидуума, в том числе: сознательно скрываемые технические сведения, рисунки, чертежи, а также «условные (номинальные) ноу-хау», т. е. сохраняемые в секрете патентоспособные результаты.

Результатами интеллектуальной деятельности в полном смысле слова можно признать ноу-хау лишь третьего типа. В отношении ноу-хау второго типа такое признание возможно, но выглядит некоторой натяжкой, а в отношении ноу-хау первого типа более уместно говорить о способностях конкретного индивидуума, чем о результатах его деятельности.

Исходя из всего сказанного, в качестве ОИС можно рассматривать ноу-хау только третьего типа, причем только при условии признания их охраноспособными.

Следует отметить, что понятие «служебная и коммерческая тайна» существенно шире, чем понятие «секреты производства (ноу-хау)», так как служебную и коммерческую тайну могут составлять также списки клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения, разглашение которых нежелательно по тем или иным причинам. Разумеется, также объекты нельзя рассматривать как ОИС, хотя с точки зрения оценки и учета они имеют с ОИС много общего.

 

31 Особенности бизнес-планирования инновационных наукоемких проектов

 

Коммерческая и предпринимательская деятельность в среде научно-технического комплекса стала одним из ведущих направлений в индустриально развитых и постиндустриальных экономических системах. В связи с этим разработка бизнес-планов для инновационных проектов (т.е. развития научно-технических комплексов, внедрения конкретных инновационных решений и т.п.) должна опираться на общие методические принципы. При этом при подготовке бизнес-планов необходимо учитывать специфику инновационных проектов, их высокий экономический, интеллектуальный и социальный потенциалы.

Основным критерием актуальности разработки бизнес-плана является уровень проработки научной идеи и ее близость к возможности коммерческой реализации. Так, например специфика использования бизнес-плана в сфере науки и научного обслуживания состоит в следующем:

· если обычно объектом разработки бизнес-плана служит конкретный инвестиционный проект или стратегия развития фирмы, то в рассматриваемой задаче таким объектом является один из процессов - научно-технический прогресс, точнее, одна из составляющих этого процесса - конкретная инновация.В связи с этим дополнительно возникает методологически и технически сложная проблема выделения из общего потока результатов и затрат тех из них, которые непосредственно связаны с данной инновацией;

· в научно-технических разработках, как правило, задействовано большое число субъектов хозяйствования, генерирующих и последовательно реализующих данную инновацию; классическая их последовательность: фундаментальная наука - прикладная наука - проектно-конструкторская работа - разработка и испытание опытного образца - серийное производство. Кроме того, начиная с определенной стадии в процессе могут участвовать посреднические и внедренческие организации;

· фундаментальная наука обычно развивается в значительной мере автономно, ее достижения представляют собой не связанное с конкретным, предметным приложением знание, и потому выделить из затрат на ее развитие или результатов, влияющих на все общество, долю, связанную именно с данной инновацией, как правило, не представляется возможным;

· субъекты хозяйствования - участники процесса создания и реализации научно-технического проекта функционируют в различных организационно-структурных формах; это могут быть как юридически и хозяйственно обособленные звенья (институты, конструкторские бюро, посреднические фирмы, предприятия), так и в той или иной мере интегрированные в единую структуру (типа научно-производственных центров или объединений);

· разнообразны и источники инвестиций для реализации инновационного проекта; ими могут быть государственные вложения (за счет бюджета Федерации, субъекта Федерации или местного органа власти), кредиты государства (так называемый "налоговый" кредит) или банков, заемные целевые средства предприятий или внебюджетные фонды акционерных обществ, холдингов, ассоциаций и т.д.;

· научно-технические проекты при их реализации выполняют две различные функции: либо они позволяют заменить или вытеснить существующие технологические процессы, машины, приборы, транспортные средства, материалы, препараты и т.п.; в этом случае следует руководствоваться приростными показателями критериев (например, прирост чистой прибыли и всех других критериев), либо они порождают и удовлетворяют новые потребности общества; в этом случае рассматриваются абсолютные значения критериев;

· как правило, субъекты хозяйствования, формирующие научно-технический комплекс (прикладная наука, проектно-конструкторские разработки, опытное производство, серийное производство и использование, т.е. покупатели инновации), размещены на территории различных регионов, субъектов Федерации, государственно-территориальных образований России и даже государств; в связи с этим перед разработчиками бизнес-плана встает проблема распределения и учета эффекта от инновации для различных участников проекта, а также государства, его субъектов, государственно-территориальных образований, местных органов власти в форме налогов, сборов и других платежей.

Спецификой многих инновационных проектов, разрабатываемых в настоящее время, является отсутствие заранее определенных потребителей. Поиск инвестора для венчурного проекта вынуждает разработчиков особенно тщательно подходить к обоснованию проекта.

Для инновационных разработок, как правило, характерна высокая степень риска. Учет и тщательная оценка факторов, способных помешать осуществлению проекта, должны быть осуществлены в бизнес-плане, при подготовке соответствующего раздела должны использоваться мнения независимых экспертов в данной области. Возможно использование специализированных компьютерных программ, например программного модуля ProjесtRisk.

При подготовке бизнес-плана инновационного проекта следует обратить особое внимание на патентную "чистоту" внедряемой разработки, описать перспективы ее развития, в том числе возможность завоевания рынка родственной продукции или создания принципиально нового товара (услуги).

Для научно-технической разработки необходимо указать имеющиеся публикации по тематике проекта. В разделе "Команда управления" должны быть отмечены основные научные достижения генераторов внедряемой инновации, а также предшествующий опыт фирмы по реализации инновационных разработок.

В бизнес-плане должна быть рассмотрена возможность и степень подключения (постоянная работа в фирме, совместительство, контрактные отношения, консультирование и т.д.) научных работников и специалистов на различных стадиях реализации проекта.

При осуществлении научно-технической разработки коммерческая составляющая проекта должна быть выделена и на нее составлен бизнес-план, это особенно важно в условиях крайне скудного централизованного финансирования научных исследований и невостребованности инновационных разработок.

Бизнес-план может послужить для инновационной организации средством для налаживания международного сотрудничества, возможностью для включения в интернациональные научно-технические программы и т.д.

В настоящее время обострившиеся финансовые проблемы привели к широкому распространению таких явлений, как сдача в аренду и продажа площадей научно-исследовательских и учебных организаций фирмам, не имеющим никакого отношения к их деятельности. Однако, давая краткосрочный эффект, эта мера в перспективе приводит к подрыву научного потенциала и не может способствовать выходу научных учреждений из кризиса, в то время как развитие собственной инновационной пред-принимательской деятельности, развитие ее новых форм может сохранить научные коллективы. Возможным вариантом решения подобных проблем является создание на базе научной организации или вуза инновационного бизнес-инкубатора. В этих условиях бизнес-план приобретает особое стратегическое значение.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.