Режим – режим как метод правления означает комплекс элементов институционального, социологического и идеологического порядков, образующих политическую власть конкретной страны на определенный период. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Режим – режим как метод правления означает комплекс элементов институционального, социологического и идеологического порядков, образующих политическую власть конкретной страны на определенный период.

2018-01-14 338
Режим – режим как метод правления означает комплекс элементов институционального, социологического и идеологического порядков, образующих политическую власть конкретной страны на определенный период. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Режим – режим как метод правления означает комплекс элементов институционального, социологического и идеологического порядков, образующих политическую власть конкретной страны на определенный период.

 

Институциональное измерение, определяющее инструментальные средства и способы взаимодействия управителей (гос.органов) и управляемых групп.

При определении полит.режима важно отметить: (Элементы)

1) Институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение норм конституции и т.д.)

2) степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия гос.решений

3) уровень возможности свободного соперничества между правящей группой и оппозицией при формировании гос.органов

4) роль открытого насилия и принуждения в управлении государством

 

Типы партий (М. Дюверже)

Различие кадровых и массовых партий не связано ни с их масштабом, ни с их численностью; дело не в различии размеров, а в различии структур.

 

1) Кадровые – знать; клуб «больших» людей; нет формализованного членства. Базовый элемент (как сказал Миронюк, - «кирпичик») кадровой партии - комитет, задача которого – выиграть выборы. Высшим органом является Съезд. Комитеты примерно равны по своему статусу.

2) Массовые – членство; члены – социально неоднородная масса; занимается воспитанием своих членов. Состоит и секций, между которыми распределены функции.

 

Массовые партии. Рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу, как с политической, так и с экономической точки зрения. С финансовой точки зрения партии существенно зависит от взносов своих членов. Партия собирает средства необходимые ей для политического просвещения и каждодневной работы. Этим же путем она может финансировать и выборы (к финансовому аспекту присоединяется политический). Технология массовых партий заменяет капиталистический способ финансирования демократическим. Массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них приходится скромная сумма. Точно так же и для массовых партий характерен призыв к общественности - она заплатит и позволит избирательной кампании партии избежать зависимости от денежных мешков; отзывчивая и активная, она получает политическое воспитание и приобретает инструмент дл я участия в государственной жизни.

Кадровые партии – это объединение нотаблей. Прежде всего эти нотабли влиятельные, чьи имена, престиж и харизма служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса. Это нотабли технические – те, кто владеет искусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию, это нотабли финансовые, они составляют главный двигатель, главный мотор борьбы. Качества, которые имеют место прежде всего – это престиж, степень влияния, размер состояния.

Кадровые партии – это партии комитетские, децентрализованные и слабо интегрированные. Массовые партии – это партии, основанные на секциях, более централизованные и с жесткой структурой.Партии, построенные на базе ячеек и милиции, тоже принадлежат к категории массовых.

 

 

Билет 97 Демократия как рынок власти. Понятие «полиархии» (по Р.Далю).

 

Роберт Даль. Полиархия, плюрализм и пространство.

Полиархия.

I. Как тип режима. Полиархия может быть рассмотрена как специфический тип режима, отличающийся от других режимов в результате совмещения двух характеристик: относительно высокая терпимость к оппозиции и относительно широкая возможность участвовать во влиянии на поведение правительств и даже смещения мирным путем различных официальных лиц. Более определенно полиархтю от других режимов можно отличать благодаря наличию и функционированию семи институтов:

· избирательное право

· право участвовать в общественных делах

· справедливо организованные выборы

· защита свободы выражать свое мнение

· существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации

· высокая степень свободы в создании относительно автономных и разнообразных общественных организаций, включая оппозиционные партии

· относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов

Полиархия - вид режима, приспособленный для управления нациями-государствами, в которых власть и авторитет над общественными делами распределены среди плюралистического множества организаций и ассоциаций, которые достаточно автономны не только по отношению друг к друг, но и во многих случаях они автономны по отношению к управленческой деятельности государства.

Плюрализм. Плюрализм означает значительную степень социального плюрализма, или разнообразие социальных организаций, сочетающееся с определенной автономией по отношении друг к другу.

По Далю критерями совершенного демократического процесса являются:

**эффективное участие, **равное голосование, **понимание,основанное на информированности (компетентность), **контроль за повесткой дня, ** включенность в жизнь общества.

Демократия помогает не допустить к власти жестокого и аморального тирана, гарантирует своим гражданам более широкий диапазон личной свободы, позволяет людям защищать свои основополагающие интересы, поощряет развитие человека в большей степени, чем это делает любая иная система, может обеспечить относительно высокий уровень политического равенства.

Даль выделяет 5 благоприятных для демократических институтов условий:

Эволюция

Б) Паспорт или документ его заменяющий и документы подтверждающие указанные в заявлении данные

В) Сведения о размере и источниках доходов кандидата, об имуществе на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. МОЖЕТ быть предусмотрена необходимость предоставления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Г) Документы предоставляются ЛИЧНО кандидатом. Могут быть предоставлены другими лицами если он болен, в местах содержания подозреваемых и обвиняемых, и ИНЫХ БЛЕАТЬ СЛУЧАЯЯХ.

Д) Избирательная комиссия проверяет данные

Статья 35. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями

Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.

Одномандатный окру г – 1

Многомандатный – сколько мест подлежит замещению

Единый избирательный округ – 1 список

Должностное лицо – 1

 

Списком

1) Список кандидатов представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами (см. выше).

2) список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии,заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии.

3) Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.

4) Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом.

 

РЕГИСТРАЦИЯ БЛЕАТЬ Основания регистрации

 

1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов (выше), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов

 

Билет 100 Понятие гражданского общества. Гражданское общество и государство: проблема границы, взаимосвязь и взаимодействие.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Кумулятивный вотум

 

Каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него.

 

Система пропорционального представительства политических партий

 

каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей

 

Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей.

1. Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется оно различно.

2. Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

Заградительный пункт

Чаще из распределения мандатов исключаются партии, не собравшие определенного процента голосов

Смешанные системы

Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе относительного большинства, позволяющей, как мы говорили, оттенить личностный характер голосования. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5 –процентным заградительным пунктом и распределением по правилу наибольшего остатка.

 

Билет 102 Общественное мнение: определения, структура; каналы и механизмы формирования. Психологический климат общества: компоненты, влияние на общественное мнение

Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения в различных социальных группах на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

Структура общественного мнения:

1) субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);

2) объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);

3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;

4) социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;

5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

Факторы формирования общественного мнения:

1) социальные интересы людей;

2) различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);

3) уровень компетентности.

 

Билет 103 Порядок формирования избирательных комиссий в Российской Федерации. Их роль в разрешении избирательных споров. Механизмы разрешения избирательных споров

 

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) избирательные комиссии муниципальных образований;

4) окружные избирательные комиссии;

5) территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

6) участковые комиссии.

 

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Формирование

Избирательные комиссии всех мастей (не ЦИК) формируются на основе предложений политических партий, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в ГД РФ, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в Субьекте РФ.

В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Все предлагаю по 1 кандидатуре.

Государственные и муниципальные служащие не могут с оставлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии (перечислить виды). Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

Необходимо письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой комиссии.

Если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом ОГВ, ОМС и комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный ОГВ, ОМС, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии

1) субъекта РФ назначается ЦИК РФ,

2) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательной комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.

Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района.

комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, могут быть обжалованы в избирательную комисси ю субъекта Российской Федерации.

избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

 

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Билет 104 Конституционный принцип идеологического разнообразия. Крупнейшие политические идеологии. Опыт влияния коммунистической идеологии на политические режимы.

Конституция РФ

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

 

 

Идеологии

Либерализм

экономический либерализм (нач.XIX в.) – пропаганда свободного капитализма

 

классический либерализм (XIX в.) – минимальное государственное вмешательство

 

социальный либерализм/либерализм «всеобщего благоденствия» (к. XIX в.) ~~> современный либерализм/либерализм XX в./кейнсианство – необходимость соц. реформ и гос. вмешательства

 

Либерализм – политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов обеспечение:

а) свободаиндивида (ограничена общественным договором);

б) индивидуализм;

в) правовое и политическое равенство + равенство возможностей;

г) терпимость и плюрализм;

Основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790) и Джоном Локком (1632-1704), идеологом Славной революции 1688 г.

Принципы классического либерализма (Дж. Локк):

- жизнь;

- свобода;

- собственность.

Американские революционеры (1775-1783 гг.) – Томас Пейн, Томас Джефферсон, Джон Адамс:

- жизнь;

- свобода;

- стремление к счастью.

Центральное в классическом либерализме – идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laissez-faire («ночной сторож»)минимальное вмешательство государства в экономические и социально-политические дела общества, допустимость только контроля внутренней и внешней безопасности.

Идеологические ценности классического либерализма:

1) индивидуализм;

2) прогрессизм;

3) рационалистичность;

4) равенство (но: меритократия – власть лучших (одаренных));

5) согласие индивидов на власть над ними;

6) терпимость;

7) плюрализм;

8) частная собственность;

9) конституционализм (система сдержек и противовесов, разделение властей)

Консерватизм

Наследование

Выборы

Кооптация

Смена:

наследование, выборы

Парето:

1) правящая - не правящая элита

2) с этикетками - без этикеток правящая элита

Этикетки – обозначение принадлежности человека к определенному статусу, в политике к высокой политической должности (министры и блаблабла)

Смена элит: эволюционная- революционная

Эволюционная. Элита деградирует. Медленно в низшем слое (не элите) эволюционирует смена. Индивиды из низшего слоя благодаря своим способностям и силе захватывают власть.

«Циркуляция элит»- феномен, когда существуют 2 группы (элита, не элита) и процесс привнесения персональных особенностей одной группы в другую, при соответствующем переходе.

Михельс:

Властные - подвластные

Смена элит, ввиду неспособности масс править и «Железного закона олигархии» - любая организация, нацеленная на участие бюрократизируется, в организации выделяются те, кто управляют и управляемые(большинство), когда интересы расходятся меньшинство управляющих продолжает управлять большинством.

Йозеф Шумпетер.

Роль элит в демократическом обществе.

Человек на политическом рынке имеет голос, как на политическом деньги, то есть то, что у него не отнять. Он может воспользоваться своим правом голоса и внести вклад в решение социально-политической судьбы своего государства.

Суть концепции:

Примеры

Античность

Для древних греков безграничность – это зло, она тождественна хаосу, нарушению меры. Это влияло на представление о допустимых размерах полиса, ограничивало размеры политического организма (С.С.Аверинцев).

Базовые для современной политической мысли идеи о политике как о конкуренции различных групп интересов в средневековой культуре появиться не могли. Они стали формулироваться только в культуре Возрождения.

Новейшие времена

-«Пафос нового человека – избавиться от всякой реальности, чтобы «хочу» законодательствовало вновь строящейся действительностью, фантасмагоричной, хотя и заключенной в разграфленные клетки» (П.Флоренский.Обратная перспектива»)

- «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор» (Советская песня)

- «Мы просим некоторых товарищей, которые слишком часто суются к нам со словом «некомпетентен», чтобы они забыли это слово» (Г.Зиновьев, XII съезд РКПб)

- «Проклятое прошлое» (термин, использовавшийся большевиками в 20-е годы для описания дореволюционного времени)

Либерализм

экономический либерализм (нач.XIX в.) – пропаганда свободного капитализма

 

классический либерализм (XIX в.) – минимальное государственное вмешательство

 

социальный либерализм/либерализм «всеобщего благоденствия» (к. XIX в.) ~~> современный либерализм/либерализм XX в./кейнсианство – необходимость соц. реформ и гос. вмешательства

 

Либерализм – политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов обеспечение:

а) свободаиндивида (ограничена общественным договором);

б) индивидуализм;

в) правовое и политическое равенство + равенство возможностей;

г) терпимость и плюрализм;

Основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790) и Джоном Локком (1632-1704), идеологом Славной революции 1688 г.

Принципы классического либерализма (Дж. Локк):

- жизнь;

- свобода;

- собственность.

Американские революционеры (1775-1783 гг.) – Томас Пейн, Томас Джефферсон, Джон Адамс:

- жизнь;

- свобода;

- стремление к счастью.

Центральное в классическом либерализме – идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laissez-faire («ночной сторож»)минимальное вмешательство государства в экономические и социально-политические дела общества, допустимость только контроля внутренней и внешней безопасности.

Идеологические ценности классического либерализма:

10) индивидуализм;

11) прогрессизм;

12) рационалистичность;

13) равенство (но: меритократия – власть лучших (одаренных));

14) согласие индивидов на власть над ними;

15) терпимость;

16) плюрализм;

17) частная собственность;

18) конституционализм (система сдержек и противовесов, разделение властей)

Кумулятивный вотум

 

Каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него.

 

Система пропорционального представительства политических партий

 

каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей

 

Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей.

1. Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Определяется оно различно.

2. Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

Заградительный пункт

Чаще из распределения мандатов исключаются партии, не собравшие определенного процента голосов

Смешанные системы

Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе относительного большинства, позволяющей, как мы говорили, оттенить личностный характер голосования. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5 –процентным заградительным пунктом и распределением по правилу наибольшего остатка.

 

 

Билет 120. Политика, власть, государство, легитимность. Типы легитимности.

В политике одна из основных категорий – ВЛАААААСТЬ ДАААА ДААА ВЛАААСТь!! АХАХААХАХАХ

 

Макс Вебер

Веберовская концепция наиболее полно отражает принцип, который является основным в современной кратологии (науке о власти) и политологии.

Власть по Веберу – это возможность теми или иными особыми способами добиться подчинения со стороны объекта, притом, что существует внешний или внутренний интерес к подчинению.

Необходимые элементы: субъект и объект (управитель и управляемый), согласие обеих сторон принимать участие в отношениях господства и подчинения.

Формула власти Макса Вебера:

Власть состоит в способности индивида A добиться от индивида B соответствующего воле A поведения или воздержания от действий, с которыми B в противном случае не согласился бы.

ð НЕ ВСЯКИЕ отношения есть власть. Если воли А и B совпадают, или B случайно повёл себя тем или иным образом (в соответствии с волей А), то это будут уже не отношения господства.

Роберт Даль

Формула власти Роберта Даля:

A имеет власть над B настолько, насколько A может заставить B сделать то, что он не сделал бы самостоятельно.

Схематически это можно изобразить так:

1. A ----------> (не влияет) на BBà (поступает) как X

2. A (влияет) на BBà (поступает) как Y

Уязвимость теории: на A и B есть множество различных воздействий, помимо их самих. Представляется нелёгким определить, что в итоге на самом деле повлияло на поведение подчиняющегося.

В чём различие формулы власти Вебера и Даля?

Даль вводит категорию степени. Обратите внимание на его изначальную формулировку. Настолько, насколько. è Он предполагает разные степени воздействия и подчинения.

Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Источники легитимности в настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти.

легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима.

Легитимность может формироваться и внешними политическими центрами — дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государства, в условиях международных конфликтов.

 

Типы легитимности Многообразие возможностей различных политических субъектов поддерживать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

— традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

— рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

— харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти.

 

Билет 121. Виды политической деятельности и субъекты политики. Примеры классификаций видов политической деятельности и субъектов политики.

М.Вебер – политика как призвание и профессия

Политики:

1. по случаю – приходящий на выборы не интересующийся блабла

2. по совместительству –занимаются политикой, но это неосновной источник доходов

3. по профессии – живет он за счет политики

 

Билет 122. Профессиональные политики: мотивы деятельности. Политический лидер и чиновник: различия

политика = профессия

«для» политики Различие в экономической стороне «за счет» политики, «политикой»

Политик, живущий за счет политики – пребендарий – оплачиваемый чиновник.

Политика = профессиональная деятельность:

1. чиновники-специалисты

2. «политические» чиновники – в любой момент могут быть перемещены и уволены или же «направлены в распоряжение».

1. Билет 123. Государство в современном обществе – основные функции.

 

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

· Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

· Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

· Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

· Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

· Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Билет 124. Определение элиты. Политическая элита: роль в обществе, механизмы отбора и воспроизводства; факторы деградации. Элита в демократическом обществе.

Элита – это меньшинство,

• обладающее б о льшими возможностями для реализации своих целей (возможности: больше власти, больше влияния, больше ресурсов, больше профессионализма и пр.)

рассматриваемоенеэлитой в качестве источника позитивных образцов поведения и ценностей (!)

Элиты – роль в обществе

• В любом обществе элиты являются важнейшими референтными группами.

Они являются носителями норм, стилей, стандартов и ценностей, которые рассматриваются в качестве эталонных. В стабильном обществе - эталонных со знаком «+», в переходном – часто со знаком «-».

• Контр-элита и новая элита являются либо «негативом», либо «недопозитивом» старой элиты. Если старая элита плоха, новая почти никогда не бывает значительно лучше. По некоторым параметрам она хуже старой.

• Резкое обрушение старой элиты всегда несет с собой длительную дестабилизацию общества. Особенно в случае отсутствия контр-элиты.

• Достижение новой элитой стадии зрелости занимает несколько поколений.

Теории Элит

Обновление и смена элиты

Эволюционное обновление

«Кто-то действительно может сказать, что


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.