Особенности и основные направления социальной политики в Республики Беларусь. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности и основные направления социальной политики в Республики Беларусь.

2018-01-14 293
Особенности и основные направления социальной политики в Республики Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Социальная политика Республики Беларусь находит отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.

Направления развития социальной политики на долгосрочную перспективу отражены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (на 15 лет), Основных направлениях социально-экономического развитияРеспублики Беларусь (на 10 лет), на среднесрочную перспективу ― в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; на краткосрочную перспективу ― в годовом прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь.

Государственная политика в социальной сфере основывается на сохранении наиболее ценного, использовании в новых условиях принципа социальной справедливости, который выражается в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Важнейшими путями реализации задач социальной политики в Республике Беларусь являются:

§ повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

§ постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

§ укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

§ повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;

§ улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Особая роль в системе республиканского государственного регулирования социальной сферы отводится социальным программам. В настоящее время в Республике Беларусь разработаны и реализуются более двух десятков социальных программ. Среди них:

1. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357;

2. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1211;

3. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126;

Комплексная программа включает следующие подпрограммы:

§ «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов';·

§ «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов';

§ «Развитие стационарных учреждений социального обслуживания».

4. Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. № 1602;

5. Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922;

6. Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 269;

7. Государственная программа «Туберкулез» на 2010–2014 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2010 г. № 11;

8. Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2011–2014 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2011 г. № 163;

9. Государственная программа «Кардиология» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 268;

10. Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08 февраля 2013 г.;

11. Республиканская программа «Детское питание» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2011 г. № 777;

12. Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 725;

13. Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 1900;

14. Государственная программа развития среднего специального образования на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 1901;

15. Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210;

16. Государственная программа развития высшего образования на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 893;

17. Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2008 г. № 1193;

18. Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27;

19. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 372;

20. Государственная программа развития хоккея с шайбой на 2011–2014 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 1590;

21. Государственная программа развития футбола в Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 1760;

22. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 373, подпрограммы:

§ «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма';

§ «Маркетинг туристических услуг».

23. Дзяржаўная праграма «Культура Беларусi» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2010 г. № 1905;

24. Государственная программа «Замки Беларуси» на 2012–2018 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 17;

25. Государственная программа по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн на 2011–2014 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 декабря 2010 г. № 1772.

 

21. Демографические проблемы в планетарном масштабе. Демографическая политика: понятие, национальные особенности, направления.

Важнейшим направлением деятельности современного государства является демографическая политика. Демографическая политика — это деятельность по регулированию в том или ином направлении состояния человеческих ресурсов страны, региона, области, района и т. д.

В науке и социально-политической практике наряду с термином демографическая политика часто используются такие понятия, как социально-демографическая политика, политика народонаселения, планирование населения и т. д. Наиболее распространенными в отечественной и зарубежной литературе, официальных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН являются термины политика народонаселения и демографическая политика, которые употребляются часто как синонимы.

Демографическая политика нацелена на то, чтобы направить демографические процессы в сторону оптимизации воспроизвод­ства населения, еще одной важной ее целью является формиро­вание определенного типа демографического поведения насе­ления.

Демографическая политика тесно связана с демографией. Де­мография — это наука, которая изучает общественно-экономи­ческие закономерности воспроизводства населения в их соци­ально-экономической обусловленности. Демография охватывает весь комплекс вопросов, связанных с народонаселением, таких как численность, возраст, образование, доходы, профессиональ­но-квалификационный состав, основные тенденции в развитии народонаселения и т. д. Демография описывает демографиче­ские процессы и выявляет проблемы в этой сфере общественной жизни.

Особенности демографической политики всегда обусловлены особенностями демографической ситуации.

В научной литературе можно встретить различные определе­ния демографической политики.

Кроме того, широкое распространение получил термин госу­дарственное регулирование демографических процессов. Это осо­бая система способов и мер государственного воздействия на де­мографические процессы (воспроизводство, миграцию и качество населения) посредством сочетания законодательных, экономиче­ских, правовых, организационно-хозяйственных и иных механизмов. В структуре демографической политики можно выделить три основных направления:

· социально-экономическое;

· административно-юридическое;

· социально-психологическое.

Социально-экономическое направление включает в себя комплекс мер, государственных и иных общественных программ, которые призваны регулировать демографические процессы. Это различные пособия, выплаты, создание системы социальных учреждений и т. д. К экономическим мерам относят оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на де- тей в зависимости от их числа, возраста; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы.

Административно-юридическое направление предусматривает разработку законов и специальных нормативных документов. Они регламентируют браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязательства, охрану материнства и детства, аборты, социальное обеспечение нетрудоспособных, внутреннюю и внешнюю миграцию и т. д.

Социально-психологические меры — это особая сфера реализации демографической политики. Прежде всего это формирование определенного отношения в обществе к семье, детям, родителям, воспитанию. В формировании морально-психологических установок в отношении семьи особую роль играют средства массовой ин- формации, литература, кино.

Демографическая политика является важнейшей составной частью социальной политики. Она согласуется с положениями таких международных актов, как Всеобщая декларация прав чело- века, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских, политических правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ. В соответствии с указанными документами демографическая политика должна осуществляться на основе следующих основных принципов:

· ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности в экологически благо- приятной среде;

· государственная защита брака, семьи, материнства, отцовства, детства;

· суверенность прав государства в выборе форм и методов воз- действия на развитие демографических процессов;

· приоритет национальных демографических интересов при полном уважении общепризнанных международных норм, религиозных, этнических ценностей и культурных устоев населения;

· обеспечение супружеским парам и отдельным лицам права свободно и ответственно решать вопрос о количестве и времени рождения своих детей и иметь в своем распоряжении информацию и средства, позволяющие им сделать это;

· равноправие и равенство мужчин и женщин;

· обеспечение права на получение доступа к информации и услугам в области здравоохранения, включая репродуктивное здоровье, и права на планирование семьи;

· обеспечение права выбора места жительства;

· недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определен- ной социальной группе или политическим убеждениям.

Большой вклад в формирование международных принципов демографической политики внесла Каирская международная конференция по народонаселению и развитию, которая состоялась в 1994 году. Согласно программе действий, принятой на ней, основными принципами, из которых должны исходить правительства при осуществлении демографической политики, являются:

· ответственность государства за создание условий для свободного и достойного развития личности, государственная защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства;

· устойчивое развитие экономики в целях роста благосостояния, повышения качества жизни и недопущения бедности;

· обеспечение всестороннего и равноправного участия женщин в общественной, культурной, экономической, политической жизни страны;

· всеобщая доступность медицинского обслуживания, в том числе услуг, связанных с планированием семьи;

· обеспечение права каждого человека на образование, кото­рое должно быть направлено на полное развитие людских ресур­сов, достоинства и потенциала людей.

На ближайшее время первоочередными задачами демографического развития республики должны стать:

· стабилизация рождаемости и доведение ее в долгосрочной перспективе до уровня, обеспечивающего простой режим демографического воспроизводства;

· улучшение здоровья населения, сокращение смертности и увеличение средней продолжительности жизни;

· укрепление института семьи, брачно-семейных отношений и улучшение условий ее жизнедеятельности;

· преодоление негативных демографических последствий катастрофы на ЧАЭС;

· совершенствование регулирования миграционных процессов.

Глобальная демографическая проблема состоит из двух частей:

1. быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран

2. старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.