Психофизиологическое воздействие цвета — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Психофизиологическое воздействие цвета

2018-01-14 458
Психофизиологическое воздействие цвета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой вполне определенные, измеряемые качественно и количественно све­товые стимулы, способные вызывать в организме человека определенные физиологические процессы и через них — различные психические, эмоцио­нальные реакции.

Поэтому понятия «светлота», «цветовой тон» и «насыщенность» могут рассматриваться как основные понятия из области психо­логии зрения, и это указывает на необхо­димость рассматривать ощущение цвета как явление, обусловленное, с одной стороны, воздействием на наш зрительный орган объективно, вне нас существующей материи, с другой — способностью сетчатки нашего глаза реагировать на это воздействие, вызывать цветовые ощущения и связанные с ними эмоции/

Современная психология выделяет в цветовом зрении два качествен­ных уровня: ощущение цвета и восприятие цвета. Специфика художест­венной проблематики, как нам представляется, требует выделить и тре­тий уровень — чувство цвета.

Физические ассоциации: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые…);температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие...);фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые...);акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные...);пространственные (выступающие, отступающие, глубокие...),

Эмоциональные ассоциации: позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические...);негативные (грустные, скучные, трагические, сентиментальные…);нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные...).

Красота цветовых сочетаний, и изобразительная сила цвета существуют в искусстве ради выражения чувств и идей человека. Выразительность составляет главную, внутреннюю основу образа, выразительность цвета — главную, внутреннюю основу колорита картины.

В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика цвета играла особо важную роль в идейно-образном содержании художественного произведения. Особенно заметна ее роль в искусстве средневековья, в условиях господства рели­гиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности, и верой в якобы магическую силу цвета.

В каждой стране в известный исторический период складывалась своя символика, но даже и в этих ограниченных рамках она не была устойчива и имела отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался и цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, согласно другим средневековым источникам, красной бородой наделялись положительные персонажи.

Символическое содержание, признанное за тем или иным цветом, под­вергалось изменению со временем. Так, например, в раннем немецком средневековье белый и черный цвета противопоставлялись как прекрас­ный и безобразный, но позже черный цвет теряет свою репутацию безоб­разного и становится просто контрастной противоположностью белого. В описаниях человеческой красоты говорится, например, о белой как снег коже и черных, как крыло ворона, волосах.

В произведениях живописи символика выступает не только носи­телем дополнительной смысловой нагрузки, но и существенным образом влияет на эстетическое впечатление, производимое отдельным цветом и всей картиной в целом.Разногласие в символическом содержании цветов в одну и ту же эпо­ху и в одной и той же стране, возможно, объясняется пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы.

Цвет Символ Воздействие
Белый Духовность, духовный авторитет. Освящение, трансцендентность Чистота, невинность. Ослепительное действие
Черный Пустота, горе, злой дух. Время, черная дева, разврат Печаль, поглощение. Теплота, смерть
Красный Мужчина, сила, энергия. Любовь, страсть, секс Сила, гнев, борьба. Страсть, любовь, динамика
Коричневый Земля. Духовная смерть Трудность. Грубость
Серый Траур, смирение, скорбь. Нейтральность, мудрость Бездонность, безотрадность. Достоинство, аристократичность
Оранжевый Огонь, роскошь. Счастье, любовь, пламя Радость, тепло, зрелость. Энергия, взволнованность
Желтый Солнце, эмоции. Интуиция, вера Величие, юность. Сияние, ревность
Зеленый Радость, молодость, уважение. Ожидание, мистика Покой, юность, уверенность. Скрытность, уравновешенность
Голубой Пустая бесконечность, «способность» вместить все Слабость, удаленность, холод. Упрямство, скрытность
Синий Женщина, верность, мудрость. Лояльность, сдержанность, ум Верность, скромность. Вера, страстное желание
Фиолетовый Культура, скорбь, старость. Самоотречение, святость Покорность. Мистика
Пурпурный Власть, гордость, истина. Достоинство, умеренность Роскошь, зрелость. Сила, достоинство

Красный цвет. Спектрально чистый красный выражает чувство сильного возбуждения. Красный цвет возбуждает, а поэтому импонирует наблюдателю. Возбуждающее действие красного может проявиться как в любви, так и в ярости. Красный как удовольствие - это любовь, аппетит, сила. Красный как неудовольствие - это ярость, отвращение, перевозбуждение. В красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. В религиозной символике красный цвет является символом пылкой страсти, которая возникает как пламя в головах освященных духом. Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени - современности.

Оранжевый цвет. Дерибере дает свою характеристику этому цвету: «стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Создает чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но не утомляет». У Серова оранжевый - это теплый, уютный цвет, у Люшера оранжевый - это раздражение. В раздражающем оранжевом действие красного становится бесцельным и изнурительным состоянием возбуждения.

Сине-красный цвет. Пурпурный - изысканный, претенциозный. В данном сочетании жизненная энергия красного цвета накапливается и тормозится. Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета, а в сине-красном - нежная сдержанность и утонченность.

Розовый цвет. Белизна розового цвета также уничтожает энергичную силу крас­ного. Однако она не тормозит ее, а освобождает от целенаправлен­ной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый — это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость, и в этом его со­блазнительное обаяние.

Синий цвет. Синий цвет (противоположность красного) отражает покой. Чтобы повы­сить основное значение синего цвета, усилить чувство покоя, в тесте Люшера используется темно-синий цвет. Темно-синий представляет собой свободный от раздражения покой. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флег­матичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизон­тальному направлению, плавному почерку. Синий выражает вечность, а потому и традиции.Отклонение темно-синего цвета означает, что человек избегает ослабляющего напряжения покоя, так как считает, что не может в данный момент позволить себе отдых без отказа от чего-то важного. Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен «удовлетворяющего единения», которого ему недостает. В резуль­тате возникает тревожное и напряженное беспокойство.

Светло-синий (голубой) цвет. Его психологическая характеристика — беззаботное веселье. Светло-синий не обременен ни тяжестью темного, ни беспокойством красного, ни холодной сдержанностью и застоем зелено-синего. Свет­ло-синий — цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъяв­ляет претензий и поэтому не принимает обязательств.

Зелено-синий цвет. При зелено-синем зеленый цвет приносит оттенок напряженно­сти и самоутверждения и блокирует чувство самоотверженности. С точки зрения взаимоотношений людей это можно охарактеризовать как гордую манеру держаться. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в светлом зелено-синем цвете. Здесь остается лишь холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы.

Фиолетовый цвет. Красный путь — мужской, патриархальный. Синий путь — женс­кий, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. Слияние противоположностей, отождеств­ление — одно значение фиолетового цвета. Фиолетовый — последняя краска спектра, которую человек может увидеть. Дальше идет ультра­фиолет. Символизирует ту же границу, за которой начинается невидимый для нас мир боже­ственного.В целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как внушаемость. Так, например, исследования показали, что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значитель­но чаще, чем средние, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости значительно чаще, чем средние, и тем самым проявля­ют свое негативное и критическое отношение к этому цвету.

Зеленый цвет. Зеленый цвет указывает на то, что избравший его желает повысить уверенность в себе. Причем он желает внушить симпатию при помощи чего-то, чем он сам обладает, имеющего характер финансовый, телесный или духовный. Недаром в средние века зеленый цвет покоев был при­вилегией королей.Зеленый цвет, как состояние внутреннего напряжения, выражает «Я» или отношение человека к самому себе. Различные оттенки зеле­ного цвета показывают разнообразное отношение к себе самому. Чис­тый, как кристалл, жесткий сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, возводят свои воз­зрения в принцип и добиваются его выполнения с непримиримой пос­ледовательностью. Чисто зеленый абсолютно консервативен. Зеленый — это концентрированное напря­жение и инерция.

Желто-зеленый цвет. Заключенная в чисто зеленом скрытая энергия освобождается при подмешивании к нему снимающего напряжение желтого. Зеленый, при добавлении к нему желтого, освобождается из своего статичес­кого состояния, из своей консервации и плена: желтый выпускает его из защищающих и разделяющих стен. Поэтому действие желто-зеленого навевает воспоминания о цвете распускающихся из почек листьев, так как они тоже вырываются из зимнего плена. Желто-зе­леный означает распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с чем-то новым.

Коричнево-зеленый цвет. При коричнево-зеленом цвете маслин к чистому зеленому под­мешивают, например, желтый и черный, но не синий. Таким обра­зом, оливково-зеленый раскрывается благодаря желтому. Однако в результате одновременного затемнения он приобретает дополнитель­ное значение чувственной пассивности. Кто предпочитает коричне­во-зеленый, тот хотел бы наслаждаться состоянием, благотворно вли­яющим на чувства и содействующим отдыху.

Желтый цвет. Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и поэтому воз­действует он легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он явля­ется стимулирующим. Желтый цвет воспринимается нами как солнце — свет­лым и сверкающим. Желтый цвет, легкий, сияющий, возбуждающий. И поэтому согревающий, соответствует беспрепятственному распро­странению, освобождению, релаксации.

Золотой цвет. Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то имен­но это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золото независимо от своей покупательной спо­собности выражает чувство лучезарного счастья.

Коричневый цвет. Коричневый — это затемненный желто-красный. Коричневый цвет те­ряет экспансивный импульс и ударную жизненную силу красного. У него остается только жизненное состояние. Эта жизненность в коричневом цве­те, теряя активность, становится пассивной. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту. Мрачному, тусклому коричневому цвету в тесте часто отдают пред­почтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в ко­торой они находятся, неразрешима. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям.

Серый цвет. Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый — это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, не напряжение и не рас­слабление. Серый вообще не территория, на которой можно жить, это только граница; граница как ничейная полоса, как контур, как разде­лительная черта. Если серый — границу ставят в тесте на первое место, значит, не хотят позволить познать себя, ограждают себя от всяческих влияний, чтобы остаться невозбудимым. При сильном переутомлении оградительной (защитной) реакцией часто служит склонность к серо­му цвету.

Светло-серый цвет. В противоположность темно-серому цвету светло-серый действует лег­ко. Это роднит его с красным. Таким образом, светло-серый выра­жает характер свободного и возвышенного психоэнергетического со­стояния возбуждения. Если среди других серых тонов отдается пред­почтение светло-серому, то можно предположить наличие готовно­сти к полному и адекватному реагированию на раздражитель. Психологически это вегетативное состояние можно охарактеризо­вать как готовность к возбуждению или готовность к переживани­ям и контактам.

Темно-серый цвет. Темно-серый воздействует так же, как и темно-синий, — спокой­но, полно и тяжело. Возбуждение в данном случае приглушено или заторможено, но это еще не застой. Тому, кто предпочитает темно-серый, присуща повышенная чувствительность. Для него важно дос­тичь устойчивого, гармоничного состояния равновесия без напряже­ния и возбуждения, приносящего удовлетворение и исполнение же­ланий. Так же, как и при коричневом цвете, доминирует потребность в регрессивном физическом и душевном удовлетворении. Тот же, кто отклоняет темно-серый цвет, страдает от своей чувствительности. Так как ожидаемая гармония нарушена, то он отклоняет также сердеч­ные и чувственные связи.

Белый и черный цвета. По сравне­нию со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершеннос­тью как конечный пункт яркости, а черный — как конечный пункт темно­ты. В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрирует абсолютное и окончательное решение («черно-белый приговор»). Черный, как кон­центрическое сгущение отражает агрессивное упорство; белый как экс­центрическое растворение — бегство.Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и сво­боду для всех возможностей. Белый — это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало, он является символом физи­ческой смерти, если его считать началом нового воплощения или погружения в нирвану. Тот, кто отдает предпочтение белому цвету, нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств. Белый — это граница начала и согласие.Черный выражает застой, защиту и вытеснение возбуждающих вли­яний. Тот, кто ставит черный цвет на первое место, из упрямого проте­ста восстает против своей судьбы. Тот, кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, что по статистике происходит чаще всего, не хо­чет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пуга­ющие нехватки.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.