Тема 1. Введение. Основные проблемы и понятия гармонии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 1. Введение. Основные проблемы и понятия гармонии

2018-01-14 373
Тема 1. Введение. Основные проблемы и понятия гармонии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Место гармонии в системе средств музыкальной выразительности

Интонационная природа музыкального искусства. Система средств выразительности. Гармония как важный компонент общей системы музыкально-выразительных средств. Историческая эволюция понятия "гармония".

2. Основные аспекты и понятия гармонии

Гармония в единстве образно-выразительного и конструктивно-формообразующего начал. Функциональная и фоническая стороны гармонии.

Фактурные координаты гармонических структур: вертикаль, горизонталь.

Основные проблемы начального курса гармонии: структура тональности и функциональная логика, виды вертикальных структур (интервалов, аккордов), линеарный аспект голосоведения и мелодическая фигурация, формообразующие силы гармонии.

 

Тема 2. Классическая "школьная" гармония. Аккордика.

1. Общее понятие вертикального измерения фактуры.

Условно-пространственные эквиваленты временных измерений музыки. Вертикаль как одновременность и горизонталь как последовательность. Единичная вертикаль как отражение свойств звуковысотной системы в целом.

2. Основные понятия, характеризующие вертикаль

Аккорд. Функциональный подход к определению: аккорд как логически дифференцированное созвучие, построение аккорда по определенному принципу, отражение аккордом свойств всей системы звуковысотного мышления. Структурный подход к определению: наличие некоторого интервального принципа (чаще всего-терцового, возможны и другие варианты) как основы построения аккорда. "Сопутствующие" понятия: созвучие как совместное звучание не менее, чем двух тонов; сочетания с неаккордовыми звуками; вертикаль как наиболее обобщенный и универсальный термин по отношению к одновременному звучанию.

3. Основные типы и виды аккордов

Принципы типологии: базисный интервал, количество тонов. Терцовый принцип как ведущий в классико-романтическойаккордике. Терцовая основа и побочные тоны. Традиционная "школьная" терминология в области аккордики. Система обозначения аккордов Ю.Н. Холопова.

4. Логическая структура аккордов

Аккорд как единство разнофункциональных единиц. Внутриаккордовые функции классико-романтической аккордики: основной тон, аккордовые консонансы, аккордовые диссонансы, побочные тоны, внеаккордовые функции.

5. Три стороны аккордов

Линейность тонов, тональная функциональность и фонизм аккорда - три взаимосвязанные стороны аккорда.

6. Фактурные условности изложения аккордов в начальном курсе

"Школьное" гармоническое четырехголосие - схема гармонико-фактурных типов классико-романтической музыкальной практики.

Ориентация на хоровое звучание, возможности человеческого голоса как одна из предпосылок мелодизации ткани. Преобладающий аккордовый склад. Развитие мелодической фигурации, "тематизация" голосов - предпосылка возникновения элементов гомофонного и гомофонно-полифонического склада. Специфика фактурного изложения гармонии в русской народной песне.

 

Тема 3. Голосоведение

1. Определение. Специфическое отношение голосоведения к области гармонии

Голосоведение - движение в голосах многоголосной ткани. Голосоведение - воплощение действия гармонии по горизонтали. Две стороны голосоведения: линия движения каждого отдельного голоса (горизонтальный аспект) и координация линий движущихся голосов (вертикальный аспект). Голосоведение - один из аспектов фактурного бытия гармонии, один из основных в классической системе гармонии.

2. Виды голосоведения

Двухголосие как базисная фактурная форма для классификации типов движения голосов. Типы движения голосов в двухголосии: прямое (частный случай - параллельное), противоположное и косвенное. Комбинации этих типов в многоголосной фактуре. Количественный (звуковысотные изменения) и качественный (смена реальных/подразумеваемых аккордов) факторы голосоведения.

3. Контурное двухголосие

Мелодия + бас - контурноедвухголосие. Контурноедвухголосие - основа гармонии. Контурноедвухголосие как простой контрапункт. Элементы полифонизации, "тематизации" (путем мотивной работы) в контурномдвухголосии.

4. Стилистическая обусловленность норм голосоведения

Система ограничений на голосоведение, принятая в "школьной" гармонии классической традиции. Причины, конкретно-исторические мотивировки ограничений на паралеллизмы. Вокальная природа "школьной" гармонии - ограничитель интервалики отдельно взятого голоса.

 

Тема 4. Тональность. Функциональность (диатоника)

1. Понятие тональности. Мажор и минор

Тональность в широком смысле - иерархически централизованная система функционально дифференцированных высотных связей. Тональность в узком смысле - система функционально дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия и классических гармонических функций - T, D, S. Критерии отличия тональности от модальности - степень выраженности центра, мера стабильности звукоряда.

 

Мажоро-минорная природа классической тональности. Сходство и различие мажора и минора.

2. Понятие функции. Типология ладогармонических функций

Общие понятия функции как системного значения звуков в высотной системе. Специфическое для классической гармонии понятие тональных

функций T, D, S. Деление тональных функций на собственно тональные (основные и переменные), линеарные и колористические.

3. Система основных тональных функций

Функции T, S, D - основа классической функциональной системы и как совокупность "основных" опор, и как базисное последованиеTSDT. Функциональные спутники основных функций. Неоднозначность функциональной трактовки побочных ступеней, решающая роль последования аккордов в определенном контексте. Окружение ступеней их доминантами и субдоминантами - образование собственно побочных функций. Интегрирующая роль основной тональности.

 

Тема 5. Фактура. Фигурация

1. Общее понятие о фактуре

Фактура - строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Координатные измерения фактуры: вертикаль, горизонталь, глубина.

2. Фактурные функции голосов

Основное деление возможных фактурных функций: ведущий голос, побочные голоса, бас. Функции побочных голосов: гармонический звук (голос), контрапункт, имитирующий (предымитирующий) голос, характеристический голос (пласт), подголосок, органный пункт (также как функциональный заместитель баса).

3. Виды фактуры

Определенная совокупность фактурных функций как характеристика видов фактуры. Применяемые в "школьной" гармонии виды фактуры: аккордовый склад, гомофония, гомофонно-полифонический склад, подголосочность. Аккордовоечетырехголосие как основная гармонико-фактурная форма в "школьной" гармонии.

4. Понятие фигурации. Неаккордовые звуки

Взаимодействие фактурных функций как основа организации ткани. Фактурный рисунок как обработка основы. Фигурации и дублировка - виды фактурного рисунка. Неаккордовые звуки - средство мелодически-линейной фигурации аккордов.

Метрический и линеарный аспекты - основные критерии для классификации неаккордовых звуков. Типы неаккордовых звуков: задержание, вспомогательный звук, проходящий звук, предъем; также педали и свободные тоны. Внутреннее деление неаккордовых звуков (простые-сложные,диатонический-хроматический, обычная линеарная форма - усложненная линерная форма и др.)

Тема 6. Альтерация

1. Хроматизм и альтерация

Внутриаккордово-функциональный аспект альтерации. Характеристика хроматизма и альтерации. Виды хроматизма: модуляционный, ладовый, мелодический, гармонический. Альтерация - частный вид хроматизма, связанный с обострением ладовых тяготений.

2. Альтерация и линеарность

Альтерация как генетически связанная с хроматическими проходящими и вспомогательными звуками.

3. Альтерированные ступени мажора и минора, аккорды с их участием

Общая система возможных альтерационных изменений в мажоре (повышение и понижение II ступени, повышение IV ступени и понижение VI ступеней) и миноре (понижение II ступени, повышение и понижение IV ступени). Альтерированныеступени лада как элементы аккордов доминантовой и субдоминантовой функций разных структур (V,V7,VII7,IV,II7,DD).

 

Тема 7. Энгармонизм

1. Определение энгармонизма

Энгармонизм - совпадение по высоте звуков, аккордов, тональностей, имеющих различную тональную, функциональную принадлежность и нотацию. Изменение интервального строения аккорда при энгармонической замене входящих в его состав звуков.

Энгармоническая модуляция - внезапная модуляция, приводящая к далекой тональности путем резкого, "обманного" модуляционного сдвига.

2. Энгармонизм малого мажорного септаккорда

Энгармонизм малого мажорного септаккорда. Принцип: 7 ак. = ув.6/5=дв.ув 4/3. Высотное положение тональности аккордов, энгармонически равных малому мажорному септаккорду: "ложные" доминантсептаккорды возникают в любой тональности на ступенях, отстоящих на полтона вверх от звуков их тонических трезвучий (т.е. на II пониженной в мажоре и миноре, IV в мажоре, IV пониженной в миноре, VI пониженной в мажоре, VI в миноре). Наиболее типичные тональные соотношения при энгармонических модуляциях данного типа: на м. 2 вниз, на б.3 вверх, на тритон от исходной тональности.

 

Тема 8. Модуляция

1. Определение модуляции. Связь модуляции с формообразованием

Модуляция - переход из одной тональности в другую. Принципиальная постановка вопроса о модуляции в связи с тематизмом и формообразованием (Ю. Холопов). Ведущий критерий модуляции - наличие нового центра с кругом подчиненных гармоний.

2. Виды модуляций

Различная типология модуляций в зависимости от выбора критерия классификации.

1. По положение в форме, отношению к тематическому процессу модуляции делятся на "большие" и "малые" (Ю. Холопов). Малая модуляция - разновидность однотонального изложения; происходит внутри темы; выявляется кадансом не на тонике. Большая модуляция - собственно модуляция, тональное движение при переходе от одной темы к другой. Связь типов участвующих в модуляции композиционных структур (тема, ход) с ее типологией.

2. По способу функциональной связи аккордов модуляции делятся на функциональные (через общий аккорд), энгармонические (функциональная связь аккордов энгармоническое переключение звуков аккорда) и мелодико-гармонические.

3. По линеарному характеру появления новой тональности различают модуляции мелодически связанные (аккорды, принадлежащие различным тональностям, мелодические соединены) и сопоставления.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.