Тема 1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.

2018-01-14 297
Тема 1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________ Музейное дело и религиозное искусство _________________

(наименование учебной дисциплины)

Направление(я) подготовки (специальность) _ 031801.65 __ Религиоведение _______

________________________________________________________________________

Форма обучения ___________ очная, очно-заочная (вечерняя), заочная _____________

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Барнаул


 

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

 

1) ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 022200 Религиоведение

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

утвержденный Министерством образования РФ «_ 05 _» _ апреля __2000 г.

 

2) Учебный план ________________ 031800.65 Религиоведение __________________

утвержденный от «___» ________20__г., протокол № ___

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

________________________________________________________________________

от «___» ________20__г., протокол № ___

 

Заведующий кафедрой ____________________________________ ____ П.К. Дашковский ___

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета политических наук

от «___» ________20__г., протокол № ___

 

Председатель методической комиссии_________________________ __ О.С. Опекун _


I. Введение

Учебная дисциплина «Музейное дело и религиоведение» предназначена для студентов очной, заочной и вечереней форм обучения специальности «Религиоведение». Изучение курса направлено на формирование знаний об основных музееведческих категориях и терминологии, принципах организации музейной экспозиции, методах хранения, консервации и реставрации предметов религиозного назначения. Рассматривается история комплектования коллекций религиозного назначения в российских и зарубежных музеях. Анализируется история музейного дела в связи с религиоведением. Значительное внимание направлено на выявление особенностей организации и деятельности в России церковных и церковно-археологических музеев, ризниц. Изучаются протомузейные формы.

Дисциплина имеет практическую направленность, т.к. освещаются приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях.

Актуальность курса определяется современными тенденциями взаимодействия музеев и религиозных объединений на территории РФ. Федеральный закон от 2010 г. предполагает безвозмездную передачу имущества религиозного значения религиозным организациям. Возникающие в связи с данным обстоятельством правовые вопросы требуют знаний по истории формирования коллекций религиозного значения в российских музеях на отдельных исторических этапах, судеб религиозных предметов в советский период. Также немаловажным аспектом этой проблемы является знание и соблюдение правил хранения предметов религиозного назначения, реставрации и консервации.

Целью освоения учебной дисциплины «Музейное дело и религиоведение» является представление теоретических и практических сфер взаимодействия музейного дела и религиоведения; теоретическая подготовка религиоведов для работы в музейных учреждениях.

Задачи:

1. Рассмотреть историю развития музейного дела в связи с религиоведением; сформировать представление об основных этапах собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного назначения.

2. Выделить и изучить основные типы хранилищ религиозных предметов.

3. Изучить приемы, средства и методы музейной экспозиции предметов культа.

4. Описать собрания религиозных предметов в музеях России, выявить принципы формирования фондов и построения экспозиций.

5. Рассмотреть основные проблемы взаимодействия религиозных организаций и музеев на современном этапе.

В результате освоения курса студенты должна знать:

- основные музееведческие категории и терминологию;

- методы хранения, консервации и реставрации религиозных предметов в музеях;

- принципы, приемы и методы организации музейной экспозиции;

- сущность федерального закона РФ о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения

- российские музеи, храмы и монастыри, располагающие предметами религиозного назначения;

- направления и этапы деятельности научных коллективов по музеефикации культовых зданий (история вопроса и современные тенденции);

- этапы разработки закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям; мнения музейных коллективов и религиозных организаций.

Уметь:

- описывать технологии формирования экспозиции и организации экскурсии религиоведческого характера в церковных и светских музеях;

- характеризовать приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях;

- представлять историю формирования и развития музейного дела в период древности и средневековья, объяснять специфику храмовых и монастырских сокровищниц Европы, выделять особенности религиозных собраний Востока;

- характеризовать специфику развития музейного дела в России в XVIII–XIX вв.

- организовывать работу по составлению и презентации выставок предметов религиозного назначения.

Владеть:

- приемами, методами и технологиями построения выставки предметов религиозного назначения;

- современными методами музейной коммуникации;

- технологиями организации музейной экспозиции и выставки, приемами организации экскурсий в музеях-храмах, музеях-монастырях, церковных и церковно-археологических музеях;

- методами реставрации культовых предметов (иконы и т.д.);

- способностью представлять современный этап организации и деятельности церковных музеев и церковно-археологических кабинетов;

- способностью самостоятельно производить описи и составлять сводные каталоги предметов религиозного искусства в музеях Алтайского края.


II. тематический план

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) Лабораторные
             
Дневная форма обучения
  Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.          
  История музейного дела в России          
  История протомузейных форм. Церковные ризницы.          
  Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.            
  Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.            
  Становление и развитие музейного дела в Советской России          
  Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность          
  Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением          
  Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.            
  Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее            
  Музей и церковь: этапы взаимоотношений            
Очно-заочная форма обучения
  Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.            
  История музейного дела в России          
  История протомузейных форм. Церковные ризницы.          
  Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.            
  Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.            
  Становление и развитие музейного дела в Советской России          
  Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность          
  Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением          
  Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.            
  Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее            
  Музей и церковь: этапы взаимоотношений            
Вечерняя форма обучения
  Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.            
  История музейного дела в России          
  История протомузейных форм. Церковные ризницы.          
  Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.            
  Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.            
  Становление и развитие музейного дела в Советской России          
  Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность          
  Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением          
  Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.            
  Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее            
  Музей и церковь: этапы взаимоотношений            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________ Музейное дело и религиозное искусство _________________

(наименование учебной дисциплины)

Направление(я) подготовки (специальность) _ 031801.65 __ Религиоведение _______

________________________________________________________________________

Форма обучения ___________ очная, очно-заочная (вечерняя), заочная _____________

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Барнаул


 

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

 

1) ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 022200 Религиоведение

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

утвержденный Министерством образования РФ «_ 05 _» _ апреля __2000 г.

 

2) Учебный план ________________ 031800.65 Религиоведение __________________

утвержденный от «___» ________20__г., протокол № ___

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

________________________________________________________________________

от «___» ________20__г., протокол № ___

 

Заведующий кафедрой ____________________________________ ____ П.К. Дашковский ___

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета политических наук

от «___» ________20__г., протокол № ___

 

Председатель методической комиссии_________________________ __ О.С. Опекун _


I. Введение

Учебная дисциплина «Музейное дело и религиоведение» предназначена для студентов очной, заочной и вечереней форм обучения специальности «Религиоведение». Изучение курса направлено на формирование знаний об основных музееведческих категориях и терминологии, принципах организации музейной экспозиции, методах хранения, консервации и реставрации предметов религиозного назначения. Рассматривается история комплектования коллекций религиозного назначения в российских и зарубежных музеях. Анализируется история музейного дела в связи с религиоведением. Значительное внимание направлено на выявление особенностей организации и деятельности в России церковных и церковно-археологических музеев, ризниц. Изучаются протомузейные формы.

Дисциплина имеет практическую направленность, т.к. освещаются приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях.

Актуальность курса определяется современными тенденциями взаимодействия музеев и религиозных объединений на территории РФ. Федеральный закон от 2010 г. предполагает безвозмездную передачу имущества религиозного значения религиозным организациям. Возникающие в связи с данным обстоятельством правовые вопросы требуют знаний по истории формирования коллекций религиозного значения в российских музеях на отдельных исторических этапах, судеб религиозных предметов в советский период. Также немаловажным аспектом этой проблемы является знание и соблюдение правил хранения предметов религиозного назначения, реставрации и консервации.

Целью освоения учебной дисциплины «Музейное дело и религиоведение» является представление теоретических и практических сфер взаимодействия музейного дела и религиоведения; теоретическая подготовка религиоведов для работы в музейных учреждениях.

Задачи:

1. Рассмотреть историю развития музейного дела в связи с религиоведением; сформировать представление об основных этапах собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного назначения.

2. Выделить и изучить основные типы хранилищ религиозных предметов.

3. Изучить приемы, средства и методы музейной экспозиции предметов культа.

4. Описать собрания религиозных предметов в музеях России, выявить принципы формирования фондов и построения экспозиций.

5. Рассмотреть основные проблемы взаимодействия религиозных организаций и музеев на современном этапе.

В результате освоения курса студенты должна знать:

- основные музееведческие категории и терминологию;

- методы хранения, консервации и реставрации религиозных предметов в музеях;

- принципы, приемы и методы организации музейной экспозиции;

- сущность федерального закона РФ о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения

- российские музеи, храмы и монастыри, располагающие предметами религиозного назначения;

- направления и этапы деятельности научных коллективов по музеефикации культовых зданий (история вопроса и современные тенденции);

- этапы разработки закона о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям; мнения музейных коллективов и религиозных организаций.

Уметь:

- описывать технологии формирования экспозиции и организации экскурсии религиоведческого характера в церковных и светских музеях;

- характеризовать приемы оформления религиоведческих экспозиций и выставок в музеях-храмах, музеях-монастырях, епархиальных музея, церковных и музеях при высших духовных учебных заведениях;

- представлять историю формирования и развития музейного дела в период древности и средневековья, объяснять специфику храмовых и монастырских сокровищниц Европы, выделять особенности религиозных собраний Востока;

- характеризовать специфику развития музейного дела в России в XVIII–XIX вв.

- организовывать работу по составлению и презентации выставок предметов религиозного назначения.

Владеть:

- приемами, методами и технологиями построения выставки предметов религиозного назначения;

- современными методами музейной коммуникации;

- технологиями организации музейной экспозиции и выставки, приемами организации экскурсий в музеях-храмах, музеях-монастырях, церковных и церковно-археологических музеях;

- методами реставрации культовых предметов (иконы и т.д.);

- способностью представлять современный этап организации и деятельности церковных музеев и церковно-археологических кабинетов;

- способностью самостоятельно производить описи и составлять сводные каталоги предметов религиозного искусства в музеях Алтайского края.


II. тематический план

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) Лабораторные
             
Дневная форма обучения
  Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.          
  История музейного дела в России          
  История протомузейных форм. Церковные ризницы.          
  Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.            
  Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.            
  Становление и развитие музейного дела в Советской России          
  Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность          
  Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением          
  Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.            
  Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее            
  Музей и церковь: этапы взаимоотношений            
Очно-заочная форма обучения
  Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.            
  История музейного дела в России          
  История протомузейных форм. Церковные ризницы.          
  Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.            
  Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.            
  Становление и развитие музейного дела в Советской России          
  Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность          
  Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением          
  Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.            
  Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее            
  Музей и церковь: этапы взаимоотношений            
Вечерняя форма обучения
  Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.            
  История музейного дела в России          
  История протомузейных форм. Церковные ризницы.          
  Церковные и церковно-археологические музеи. Епархиальные древлехранилища («епархиальные палаты древностей») как тип церковных музеев.            
  Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев.            
  Становление и развитие музейного дела в Советской России          
  Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность          
  Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением          
  Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях.            
  Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее            
  Музей и церковь: этапы взаимоотношений            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа.

Музейные собрания древности. Размещение сакральных предметов в древних святилищах и храмах. Появление понятия «музей» в период античности. Древнегреческие «мусейоны»: структура, функции, содержание. Состав посвящаемых божествам предметов. Роль пинакотек в собирании и хранении предметов музейного назначения. Восприятие греческой системы хранения предметов религиозного значения в Римском государстве. Формирование в Риме института частного коллекционирования. Храм Мира. Применение методов консервации, правила и условия осмотра храмовых собраний.

Развитие музейного дела в европейском средневековье. Изменения концепции мироздания и роли человека. Ризница как протомузейная форма: самые ранние образцы, факторы распространения. Источники возникновения новых сокровищниц в период средневековья. Состав ризниц (реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами, мучениками). Реликварии. Христианские храмы и монастыри как места публичных выставок редких культовых предметов. Предметы религиозного культа в частных собраниях.

Религиозные собрания Востока. Реализация идеи «вакфа» в мусульманстве. Музеи-сокровищницы как форма предмузейного собирательства. Пути формирования религиозных коллекций.

Эпоха Возрождения. Развитие коллекционирования (дом Медичи).

Эпоха Просвещения и появление первых публичных музеев.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.