Роль воспитателя в проведении музыкально – дидактических игр. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Роль воспитателя в проведении музыкально – дидактических игр.

2018-01-14 1092
Роль воспитателя в проведении музыкально – дидактических игр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни человека. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке: активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях, стимулирует творчество детей, направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, участвует в отборе музыкального материала. [1, 246]

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога понимают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А.С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей. [4,57]

Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать развлечение с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.

В садике большое место в работе музыкального руководителя занимают индивидуальные занятия с воспитателями, в процессе которых они учатся играть на детских и обычных музыкальных инструментах (фортепиано, баяне). Надо отметить особый интерес воспитателей к обучению, они с удовольствием исполняют несложные произведения индивидуально и в ансамбле, принимают активное участие в ходе музыкального занятия и становятся помощниками детей в различных музыкальных играх.

Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.

Например, воспитатель предлагает детям музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок». Все музыкальные загадки он исполняет на металлофоне сам. Это могут быть песни «Падают листья», «Зимняя песня» М. Красева, и др. дети стрелкой указывают картинку, соответствующую содержанию данной песни.

Эту игру воспитатель проводит с детьми без музыкального руководителя и может использовать не только металлофон, но и другие детские инструменты.

На занятиях детей знакомят с музыкальными инструментами, учат играть несложные мелодии, часто вместе с детьми приходится играть и воспитателю. Например, работая над распевкой, ребенку предлагают передать на инструменте ритмический рисунок этой мелодии. Если он затрудняется, воспитатель проигрывает нужную мелодию на своем инструменте. Воспитатель может применять свои знания и в том случае, когда дети хорошо усвоили данный материал и идет его закрепление. Например, мелодию попевки предлагают сыграть сразу нескольким детям: двое играют на триолах, двое на металлофонах, нескольким детям можно дать аккордеоны, а воспитатель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет детям большую радость – ведь они играют вместе с воспитателем. [4,58]

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми. Привлекаются и родители. Периодически мы проводим смотры групп по оснащению дидактическим оборудованием, большому внимание при этом обращаем на творчество в создании и оформлении пособий.

В организации и проведении музыкально-дидактических игр, таких, как «Наши любимые пластинки», «Любим, слушать музыку», «Определи» и др., большую помощь оказывают воспитателям наборы пластинок, выпущенные студией «Мелодия» специально для детских садов.

 

Таким образом: музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно, шире развивать творческие способности дошкольников.

5.Опыт практической работы с детьми по использованию музыкально – дидактических игр. Привести примеры музыкально – дидактических игр.

В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально – творческих способностей детей. В магазинах имеются различные музыкально – дидактические игры. Такие игры используются и во время занятий, и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. В музыкальном развитии малышей я широко использую музыкально – дидактические игры. В план самообразования включила изучение материала по данной теме, на родительском собрании провела беседу «Значение музыки в развитии ребенка младшего дошкольного возраста».

В оформлении музыкального уголка большую помощь оказали родители. Они изготовили музыкальные лесенки, фланелеграфы, ширму, персонажей кукольного театра. Таким образом – родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

К своей работе подхожу творчески, так имея образование портного, сама сшила «Чудесный мешочек», украсила его. Для развития звуковысотного слуха использую именно его.

В «Чудесный мешочек» кладу игрушки: зайчик, мишка, петушок, медведь, собачка.

Ход игры. Участвует вся группа. Дети рассаживаются полукругом. Обращаюсь к детям. «Ребята, к нам сегодня пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (Показываю мешочек). Давайте мы с вами угадаем, кто к нам пришел. Голосом имитирую звуки, которые издает, например, медведь, детки узнаю кто это. Все вместе изображаем походку и издаем звуки рычания медведя. Также и с другими игрушками из «Чудесного мешочка». Эту игру можно проводить с использованием музыкальных произведений, знакомых детям: «Заинька», музыка М.Красева, слова Л.Некрасовой, «Медведь», музыка В.Ребикова, «Петушок» музыка В.Витлина, слова А.Пассовой.

Игра «Подумай и отгадай». Изготавливаю карточки, на которых изображены животные: медведь, зайчик, птичка. Раздаю их детям, участвует вся группа. В грамзаписи звучат мелодии: «зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и достают нужную карточку.

Работая в группе младшего дошкольного возраста, использую музыку во всех режимных моментах (утренняя гимнастика, умывание, подготовка ко сну, подьем, прогулка и т. д.). Разнообразные попевки, прибауки очень нравятся малышам, вызывают положительные эмоции, помогают в развитии у детей музыкального слуха, чувства ритма и др.

В музыкальном уголке есть разнообразные музыкальные инструменты, в свободное от занятий время, дети с удовольствием играют на них.

Таким образом: продуманно и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей.

Примеры музыкально – дидактических игр.

 

Средняя группа.

 

«Тише – громче в бубен бей»

1. Может бубен загреметь,

Будто гром,

Может бубен зазвенеть

Ручейком.

Припев: бом-бом-бом,

Бом-бом-бом!

Это, ясно, не ручей-

Это гром.

2. Может бубен загреметь,

Будто гром,

Может бубен зазвенеть

Ручейком.

Припев: Бам-бам-бам-бам,

Бам- бам-бам!

Это прыгает ручей

По камням!

Дети стоят в кругу. Воспитательница ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит. Затем она исполняет первый или второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к кому нибудь из детей, протягивая ему бубен. Ребенок должен от того, какой из двух припевов споет воспитательница.

Н. Ветлугина.

 

 

«Чудесный мешочек»

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др. дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Н. Кононовой.

 

Старшая группа.

 

«Качели».

Игровой материал. Небольшие карточки: на одних изображены качели в верхнем углу, на других карточках – в нижнем углу, металлофон, настольная ширма.

Ход игры. Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для нее, проигрывая их на металлофоне, затем раздает по карточке, играет высокие или низкие звуки и спрашивает, где сейчас качели, вверху или внизу. Дети поднимают соответствующие карточки.

«Есть качели на лугу вверх-вниз, вверх-вниз!

Я качаться побегу вверх-вниз, вверх-вниз!»

Н. Ветлугина.

 

 

«Громко – тихо запоем»

 

«Мяч от нас умчался вскачь, разыщи Сережа, мяч,

Разыщи, разыщи, разыщи, Сережа, мяч!

Если тихо запоем, далеко он значит.

Если громко петь начнем, значит рядом мячик».

 

Дети сидят на стульях. Одного ребенка просят выйти из комнаты, а воспитатель тем временем прячет мяч. Затем водящего приглашают войти и поют ему песенку, в которой объясняются игры. На 3-й куплет, который поется без слов на слоги «ля-ля», водящий ищет мяч. Дети поют, то усиливается, то ослабляя звучание, в зависимости от удаления или приближения водящего к спрятанному мячу. Этот куплет повторяется произвольное количество раз, пока ребенок не найдет мяч.

Н. Ветлугина.

 

 

«Догадайся, кто поет».

«Поиграй ка, Ваня с нами, выходи скорей вперед.

И с закрытыми глазами догадайся, кто поет.

Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,

Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»

 

Дети идут по кругу и поют 1-й куплет. На 2-й куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-й куплет.

Н. Ветлугина.

 

Подготовительная группа.

«Эхо»

«Кричу в лесу: Ау, ау! И мне в ответ: Ау, ау!

В горах кричу: Ау, ау! Гора в ответ: Ау, ау!

 

Вариант. Дети условно разделены на подгруппы («Эхо» и «Дети»). Одна подгруппа – «Дети» - запевает, другая – «Эхо» - повторяет. Возможны и другие варианты. Важно, чтобы было чистое интонирование «Эхом» «ау».

 

«Охотники и зайцы»

 

Дети – «охотники» и «зайцы» - становятся в две шеренги, одна за другой.

1. Мы охотиться идем, «Охотники» идут вперед четками,

Громко песенку поем, решительным шагом и поют.

Где вы, зайцы серые,

Где, где, где?

2. Мы тихонечко идем, идем, «Охотники» стоят. «Зайцы» идут

Мы тихонечко поем, поем, вперед крадущимся шагом и тихо

Вы нас не поймете, поют.

Да, да, да!

3. Вот сейчас, сейчас, сейчас Повторяются движения первого

Мы поймаем, зайцы, вас! куплета.

Вы от нас не скроетесь,

Нет, нет, нет!

4. Мы тихонечко идем, идем, Повторяются движения второго

Мы тихонечко поем, поем, куплета.

А вот от вас мы удераем,

Да, да, да!

Лови, нас! «Зайцы» убегают, «охотники» их ловят.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.