Система и источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Система и источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2018-01-14 225
Система и источники административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система административного праваэто его внутренняя форма, характеризующая его внутреннее строение. Структура системы административного права включает в себя: а) административные правовые нормы; б) административные правовые институты.

Административноправовые нормы можно охарактеризовать, как общеобязательные, формально-определенные правила поведения человека в обществе, которые устанавливаются (санкционируются) и обеспечиваются государством с целью закрепления, регулирования и охраны общественных отношений в сфере государственного управления.

Административно-правовым нормам присущи как общие признаки, характеризующие любую правовую норму, так и некоторые особенности, присущие только этому виду правовых норм. К особым признакам административно-правовых норм можно отнести следующие:

- закрепляют властные (руководящие) и внутриорганизационные отношения;

- метод воздействия на общественные отношения является государственно-властным (императивным);

- гарантирование государственного убеждения и принуждения при их реализации;

- органическое объединение их в пределах отрасли административного права (законодательства) и невозможность существования в отдельности.

Административно–правовые нормы имеют логическую структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). Они могут объединяться по разным критериям и создавать административно - правовые институты (например, общие, особенные и специальные).

Объединяясь, нормы и институты образуют общую, особенную и специальную части административного права Российской Федерации.

Общая часть объединяет административно-правовые нормы и институты, закрепляющие и регулирующие основные принципы управления, правовой статус субъектов управления, формы и методы их деятельности, функционирование административного процесса, а также гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении.

Особенная часть включает в себя административно-правовые нормы и институты, закрепляющие и регулирующие управление в разных сферах общественной жизни, а именно: в экономической, административно-политической, социально-культурной, государственно-правовой и др.

Специальная часть охватывает административно-правовые нормы и институты, регулирующие административно-правовую деятельность конкретных органов (например, внутренних дел, таможенных, налоговых).

Внешнюю форму административного права составляют его источники. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты, содержащие административно-правовые нормы.

Основным видом источников административного права являются нормативно-правовые актыписьменные документы государственных органов и других компетентных субъектов, которые принимаются ими в установленном порядке и содержат административно-правовые нормы.

Основным источником административного права является Конституция Российской Федерации. В частности, Конституция РФ закрепляет, что граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления (ст. 32 Конституции РФ).

Среди законов, являющихся источниками административного права, можно выделить кодифицированные и инкорпорированные. К кодифицированным законам относят, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Земельный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации и некоторые другие. Инкорпорированные законы, в свою очередь, могут быть органическими и обычными. К органическим законам как источникам административного права можно отнести законы Российской Федерации «О милиции», «О прокуратуре», «О воинской обязанности и военной службе», «О Федеральной службе безопасности», «О службе в таможенных органах», «О налоговых органах Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др. К обычным законам как источникам административного права относятся законы Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», «О государственной границе Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.

Источниками административного права является целый ряд Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, а также акты федеральных министерств и ведомств.

Отдельную группу источников административного права составляют акты органов власти субъектов Российской Федерации. Сюда, например, следует отнести Областные законы Ростовской области «Об административных правонарушениях», «О муниципальных административных комиссиях в Ростовской области» и ряд других[15].

Источниками административного права могут быть также нормативные акты органов местного самоуправления, акты руководителей предприятий, учреждений и организаций, если в них содержатся административно-правовые нормы.

Одним из кодифицированных источников административного права является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[16], который был принят 30 декабря 2001 года (начал действовать с 1 июля 2002 года). В нем содержатся нормы, которые регулируют и охраняют материальные и процессуальные общественные отношения в сфере административных правонарушений и административной ответственности. В общих положениях закрепляются задачи и система законодательства об административных правонарушениях, компетенция и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в решении вопросов об административных правонарушениях, их предупреждении, выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению, действие законодательства и обеспечение режима законности в производстве по делам об административных правонарушениях.

Материально-правовые нормы об административных правонарушениях и административной ответственности распределены по Общей и Особенной частей. В Общей части (раздел I КоАП РФ) закрепляются понятия административного правонарушения, отдельные элементы объективных и субъективных признаков состава административного проступка, понятие и виды административных наказаний, а также общие правила их назначения.

В Особенной части (раздел II КоАП РФ) закрепляются виды административных правонарушений в разных областях, а именно: а) защиты прав граждан, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) посягающие на собственность; в) охраны природы и использования природных ресурсов; г) в промышленности, строительстве, энергетике; д) в сельском хозяйстве; е) на транспорте в области дорожного хозяйства и связи; ж) в сфере предпринимательства, финансов и таможенного дела; з) посягающие на институты государственной власти, на установленный порядок управления, на общественный порядок и общественную безопасность.

В нормах и институтах процессуального права закрепляется система органов, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, дела, которые подведомственны им, а также их компетенция относительно рассмотрения этих дел (раздел III КоАП РФ).

Отдельный раздел посвящен регулированию порядка производства по делам об административных правонарушениях (раздел IV КоАП РФ). В нем закреплены задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях, порядок составления протоколов, задержания правонарушителей, личного досмотра, досмотра вещей и транспортных средств, изъятия вещей и документов. Определяется круг лиц, принимающих участие в производстве по делам об административных правонарушениях, порядок рассмотрения дел, обжалования и опротестования постановлений по делу об административном правонарушении.

Отдельным разделом также регулируется порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (раздел V КоАП РФ). В нем закрепляются основные положения и порядок производства по исполнению постановлений:

а) о наложении штрафа;

б) возмездном изъятии или конфискации предмета (орудия);

в) лишении специального права;

г) применении административного ареста;

д) административном выдворении за пределы Российской Федерации;

е) дисквалификации;

ж) административном приостановлении деятельности.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.