Тема 6. Идеология революции Мэйдзи син в Японии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 6. Идеология революции Мэйдзи син в Японии

2018-01-14 830
Тема 6. Идеология революции Мэйдзи син в Японии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общественно-политическая мысль Японии в60 — 80-е годы XIX

2. Мэйдзинские преобразования.

 

 

1. Общественно-политическая мысль Японии в60 — 80-е годы XIX

Конец 18 – начало 19 вв. Школа национальных наук (Кокугакуха)

Причины упадка японского общества видели во влиянии китайской культуры. Они хотели устранить это влияние, возродить «Путь Японии в древности». Школа национальных наук признавала существование единой и непрерывной императорской династии, наличие особых связей между императором и народом, правителями и подданными, которые основываются на принципе эмоционального контакта. Вывод, следовавший из учения Школы национальных наук, состоял в утверждении идей «идущего от сердца» почитания императора.

20-40-е годы 19 веке Школа Мито также подчеркивала важность существования единой императорской династии Японии, но при этом они считали, что отношения между правителем и подданными должны основываться на строгом соблюдении конфуцианских принципов отношений между людьми. Для упразднения неурядиц в стране Школа Мито предлагала «укрепить моральный дух подданных», возвысить престиж императора как объекта Великого морального долга». В своем учении школа пропагандировала концепции кокутай (буквально «тело страны») и тюко идти («единство верноподданности и сыновней почтительности»). Под первой подразумевалась совокупность политических, моральных и религиозных особенностей, присущих только Японии как «божественной стране». Вторая предполагала, что подданные должны относиться к императору как дети к отцу.

Общность идей Школы национальных наук и Школы Мито состояла в том, что приверженцы обеих признавали верховный суверенитет за императором, а не за сёгуном, как это было в действительности.

Представители Школы Мито высказывали опасение, что угрозу для Японии представляет западная цивилизация. Негативное отношение к западной цивилизации привела к появлению в учении Школы Мито лозунга дзёи («изгнание варваров»).

Ученые-голландоведы приверженцы идеи «Открытия страны». Голландоведов называли рангакуся. Наиболее известный Хаяси Сихэй (1733-1793). Ученых голанноведов было немного, но именно с их деятельностью связана традиция зарождения в Японии интереса к культуре европейских стран. В 50-е годы 19 века в стране появилась группа общественных деятелей выступавших за открытие страны. Они опасались, что Япония в любой момент может разделить судьбу Китая или Индии.

Вскоре после революции Мэйдзи исин ведущими просветителями Японии стали Фукудзава Юкити (1835-1901) и Като Хироюки (1836-1916). Фукудзава посетил Америку и Европу. Для него характерно критическое отношение к традиционным ценностям ориентации японцев, убежденность в пагубности конфуцианских законов морали и синтоистских религиозных представлений для развития страны, для превращения её в равноправного партнера западных государств. Фукудзава постепенно пришел к осознанию того, что существуют такие понятия, как свобода и независимость личности, права человека, и что именно они и составляют суть, основную пружину прогресса, достигнутого на Западе. Для того, чтобы добиться равенства в отношениях с Западом недостаточно построить корабли и пушки. Нужно отказаться от прежних законов и морали, от бессмысленных китайских наук, все люди должны почувствовать себя свободными и равными, стать активными творцами истории своей страны – таково было убеждение Фукудзава. Накануне революции Мэйдзи он убежденно доказывал бессмысленность политики изоляции и пренебрежительного отношения к европейским наукам. Теорию «изгнания варваров» Фукудзава считал недальновидной.

Като относил корабли и пушки к внешним аспектам цивилизации. Он писал: «Если вы хотите избежать презрения со стороны западных государств, то прежде всего нужно создать основу за счет дзинва (гармонии между людьми, национального единства. Наилучшей политической системой Като считал ограниченную монархию, существующую в большинстве европейских стран. Като высоко оценивал значение парламента.

Фукудзава отвергал старую литературу, которая, по его словам, «занималась только описанием обрядов, любованием цветами и луной». Он сам составлял учебники. Понятия «реальные» и «пустые» науки были предметом оживленных научных споров в Японии на протяжении всего периода Токугава.

В первые годы периода Мэйдзи либеральные идеи были не чужды даже членам правительства. В 80-е годы, когда началась подготовка к введению конституции, в правящих кругах Японии стали приобретать влияние консервативные политико-правовые учения немецкого происхождения.

В 60-е – начале 70-х годов Като Хироюки был активным сторонником идеи парламентаризма, естественных прав человека. Однако в 1881 г. он стал отстаивать принцип выживания сильнейших и приспособленных индивидуумов. Като публично отказался от своих прежних взглядов. Като писал о разделении власти между низшими и высшими. В этом чувствовалось влияние конфуцианской идеи. По мнению Като, конституционная система должна быть введена правительством, т.е. «сверху». Като писал, что люди слишком легко дают волю своему желанию к неограниченной свободе. В результате сильный побеждает слабого, большой владеет над малым, и, таким образом, этический путь цивилизованного общества исчезает. При исчезновении Пути никто не может достичь счастья и наслаждаться жизнью. Отсюда Като делал вывод, что единственный способ достижения цивилизованного общества состоит в создании централизованного авторитарного государства, где люди бы подчинили бы свое желание свободы контролю со стороны правительства как наиболее сильного, став его послушными подданными. Таким образом, идея иерархичности общественного устройства, приоритета прав государства над правами индивидуума была присуща сочинениям Като Хироюки с самого начала.

Таким образом, в период наивысшего расцвета просветительства, пропаганды необходимости заимствования западных знаний и осуществления перемен в жизни японского общества просветители связывали возможность этих перемен с отказом от прежних систем ценностей, в первую очередь от конфуцианства. И однако именно конфуцианство наложило такой резкий отпечаток на формирование их мировоззрения, что даже в критике конфуцианства они часто оставались конфуцианцами, рассуждая в соответствии с принципами, лежащими в основе этого идеологического учения. Социальная заострённость конфуцианства, выделение нравственного начала как определяющего жизнь человека и общества, преобладание группового сознания над индивидуальным – эти традиционные черты мышления были свойственны и просветителям.

В работах Фукудзава, написанных в первые годы периода Мэйдзи, полностью отсутствует восхищение императорской династией. В отличие от Европы история Японии до сих пор была лишь историей правительств. Здесь никогда не было соперничества равных, правительство всегда подавляло народ. С этой точки зрения, утверждал Фукудзава, существование в Японии, с одной стороны, идеи почитания императора, с другой – учений, оправдыавших правление военных клик, благотворно сказалось на развитии общественной мысли. Фукудзава не питал восторженного отношения к тем героям японской истории, которые превозносились за преданность императору. Фукудзава отрицал, что значение революции Мэйдзи состоит в реставрации императорской власти. Сейчас правительство пытается привить народу любовь к императору, но в век цивилизации сделать это очень трудно. Таким образом, Фукудзава не считал, что существование императорского дома является неотъемлемым компонентом цивилизованного государства. Не верил он и в синтоистские мифы о сотворении Японии богами, о божественном происхождении императорской династии

Развивая теорию классовой гармонии, Фукудзава настаивал на объединении всех сил для решения общенациональных внешнеполитических задач, предостерегая против распыления сил на внутреннюю борьбу: «Страна не может остаться целой, если не обуздать всеобщее неудовольствие, волнение, смуты, – предостерегал он. В поисках средства стабилизации общества он обращался к императорскому дому. По мнению Фукудзава, нормально функционирующая политическая система предполагает периодическую смену власти в государстве, переход её от одной партии к другой. Это вносит элементы изменчивости, разнообразия, но, с другой стороны, и напряженности в жизнь общества. Изменчивости необходимо противопоставить нечто стабильное, некий символ единства. Такую задачу Фукудзава возлагал на императорский дом. По его убеждению, император не должен иметь какое-либо отношение к политической власти, вмешиваться в управление государством. В противном случае он неизбежно окажется на стороне какой-нибудь партии и будет представлять тогда лишь часть нации. Фукудзава считал, что наиболее подходящей для Японии является конституционная монархия (по типу английской).

Фукудзава выступал за обогащение страны, за усиление прав государства. На примерах Индии и Китая он описывал ужасы колонизации, говорил об опасности превращения в аграрный придаток развитых стран. Путь сохранения независимости он видел в достижении цивилизации. Цивилизацию народа ученый считал средством достижения независимости. Фукудзава считал, что внутренняя структура нации не есть что-то неизменное, она может меняться с течением времени. Но если нация теряет свой суверенитет и попадает под господство иностранцев, тогда можно говорить и о потере ею своей кокутай. «Кокукатай – это когда объединяется народ, принадлежащий к одному племени,– писал Фукудзава, – вместе делит радости и горести, осознает себя отдельно от других людей, более горячо воспринимает то, что касается его самого, чем то, что касается других народов; более старается для себя, чем для народов других стран; подчиняется правительству своей страны и не хочет подчиняться правительству других стран; сам несет ответственность за все свои успехи и несчастья, сам является независимым. На европейских языках это называется «национальность». В сущности это было первым в Японии определением понятия нация в современном значении этого слова.

Као Хироки утверждал, что прежняя теория кокутай в духе учения Школы национальных наук является отсталой и бесполезной. Он писал: «Что касается государства, то народ считаю его основой, цель государства состоит в обеспечении счастья и благополучия народа, а монарх и правительство существуют для осуществления этой цели. Это я и считаю сутью государства и называю кокутай». Като говорил о том, что независимость каждого члена общества есть условие независимости всей страны: «Если народ теряет свободный дух, становится в положение униженного, если он предпочитает быть рабом, вассалом господина или монарха, то исчезает путь, который ведет к истинному благополучию и счастью, неизбежно ослабевают и духовные силы государства».

Общественная мысль Японии в 60-80-х годах XIX века прошла ряд этапов. На начальном этапе просветительства создавалась внеклассовая идеология, которая предназначалась всему населению страны и готовила смену феодализма капитализмом. Этот период был связан с деятельностью Школы национальных наук. После Мэйдзи исин просветительство приобрело новые черты. Катализатором общественной мысли Японии стало знакомство с идеями, культурой, социально-политическими институтами Запада. Поэтому главной чертой этого периода просветительства стало приобщение японцев к новому, западному типу культуры. Впечатление, которое производил Запад на Японию, было двояким. С одной стороны, мощь и сила Запада – вполне реальная угроза для независимости и суверенитета Японии. Отсюда рождалось стремление как можно скорее, любыми средствами сравняться по мощи и силе с западными государствами. С другой стороны, впечатление новизны, прогрессивности западной цивилизации, убежденность в том, что ее восприятие будет способствовать прогрессивному развитию самой Японии.

Особенностью японского просветительства конца 60-х – начала 70-х годов было «просвещение сверху». Правительство Мэйдзи было сформировано из тех людей, которые еще до революции пришли к осознанию необходимости заимствования западной культуры, и они стимулировали движение, направленное на внедрение и пропаганду одобренных правительством идей, суть которых – необходимость модернизации страны по западному образцу.

Третий этап просветительства, начавшийся под влиянием изменения внутриполитической ситуации и внутреннего размежевания среди просветителей, характеризуется существованием охранительного по отношению к государству и власти крыла и оппозиционного движения «за свободу и народные права». В это время наблюдается сужение сферы просветительной мысли, выразившееся в обострении интереса к социально-политической проблематике. На практике это соответствовало борьбе участников движения за парламент и конституцию.

Не стоит рассматривать взгляды просветителей только как проявление вестернизаторской тенденции. Хотя они выступали против прежних обычаев, законов, идей и общественных институтов, просветители все же оставались в плену традиционных представлений. Они противостояли традиции, но и развивали её. Питательной средой для формирования их идей были не только пришедшие с Запада теории естественного права и общественного договора, позитивизм, но и идеи японских ученых-голландоведов, представителей Школы национальных наук, чжусианство. С помощью традиционных терминов происходило осмысление тех или иных понятий европейской мысли. С конца 80-х годов в Японии начал набирать силу традиционализм – сознательное использование ценностей для решения политических и культурно-исторических задач.

 

2.Мэйдзинские преобразования.

Несмотря на юный возраст, император Мэйдзи активно включился в государственную деятельность. Молодой монарх оказался незаурядной личностью, подлинным лидером нации и государства. Только за первое десятилетие правления Мэйдзи был опубликован 271 указ. 17 января 1868 г. последовал указ о реставрации государственной власти. Политический курс новой власти был изложен в клятве императора от 6 апреля 1868 года. Будут организовываться общественные собрания, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением. Правители и управляемые одинаково должны посвящать себя служению народу. Военным и гражданским чинам, а также простому народу будет предоставлена возможность проявить личную предприимчивость и активность. Будут устранены все дурные обычаи прошлого, и все действия будут проводиться на основе справедливых законов. Полезные знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем будут укрепляться основы империи.

Окончательная редакция текста клятвы принадлежала Кидо. Нарочито нечеткие формулировки оставляли широкую свободу для их толкования. Отчасти это объяснялось тем, что в обществе были ещё достаточно сильны тенденции неприятия всего западного. Тем не менее, это была определенная программа действия на будущее, рассчитанная на общественную поддержку.

В частности, в статье 1. прямо не говорилось об учреждении парламента, но признавалась необходимость создания государственного органа, в работе которого приняли бы участие разные слои населения. Не случайно позже это положение клятвы стало одним из лозунгов либерального движения.

Следующим шагом в формировании новой структуры власти был принятый 17 мая 1868 г. указ о государственном устройстве, часто называемый первой конституцией правительства Мэйдзи. Клятва императора была включена в этот документ в качестве статьи 1. Согласно ему государственная власть была сосредоточена в руках учрежденного взамен сансеку государственного совета (дадзёкан), состоявшего из консультативного совета и нескольких ведомств (кан), во главе каждого из которых, как и прежде, стоял принц крови или представитель кугэ или высших самураев. Средние и низшие должности предоставлялись самураям более низших рангов.

Формирование государственной идеологии.

Постепенно указы императора приобрели более отстраненный характер, стали касаться лишь наиболее важных политических, военных и моральных проблем. Целый ряд их, подобно классическим текстам, подлежал всеобщему изучению и рассматривался как священные предписания. Изменение содержания указов свидетельствовало о переменах в официальной политике формирования образа императора. В начале правления он выступал как государственный деятель, но постепенно акценты стали смещаться в сторону подчеркивания божественной сущности императорской власти. Народу стали прививать взгляд на императора как на небожителя, наблюдающего за своими поданными и оберегающего его.

Доктрина Кокутай.

В основу обновленной государственной идеологии легло понятие кокутай (государственный организм) — специфически японская концепция государственной общности, объединявшая императора (первосвященника религии синто и сакрального вождя), японский народ и собственно Японские острова (творение богов-демиургов Идзанаги и Идзанами) в единое органическое целое.

Формированию такого миропонимания способствовали этническая однородность японцев, два с лишним столетия полной изоляции страны от внешнего мира и фактор островного положения. В этих обстоятельствах японцы естественным образом пришли к осознанию себя единым организмом, государственно-этическим и духовно-религиозным целым. В Японии с давних пор бытовало понятие о государстве как о сложном организме, в котором все взаимосвязано в соответствии с законами природы и традициями. Иными словами, в понятии кокутай в неразрывной связи находились природа Японии, её население и её боги. Концепция кокутай подчёркивала уникальный характер государства и народа Японии, что объяснялось «божественным происхождением» страны и императорского дома.

В апреле 1868 г. был провозглашен и законодательно оформлен принцип «единства ритуала и управления». Этот политический акт ознаменовал собой возврат к древнейшему сакральному понятию единства царских и жреческих функций. Он неоднократно упоминался в императорских указах как основной принцип кокутай со времени возникновения японской государственности и связывался с именем легендарного императора Дзиму, взошедшего на престол, как утверждалось, в 660 г. до н.э. и считавшегося родоначальником японской императоской династии. Именно благодаря сайсэй идти (единство ритуала и управления) у японского народа развилось восприятие императора как живого бога.

Безусловно, в мэйдзинсую эпоху абсолютное единство государства и религии было уже недостижимо, но в официальной идеологии этот принцип признавался как неотъемлемая часть функционирования государственного организма (кокутай). Император Мэйдзи провозглашался «живым богом», равным по религиозному статусу с богиней Аматэрасу и божеством Тоёукэ. Для возвеличивания роли императора как первосвященника синто создавались новые религиозные ритуалы, которым нередко придавался характер государственных актов.

При переезде из Киото в новую столицу Токио (переименованную по этому случаю из Эдо в 1869 г.) император совершил паломничество в Исэ — Мекку синтоизма. Свою знаменитую клятву император Мэйдзи в соответствии с традицией произнес во время религиозной церемонии, обращаясь к богам и народу. Значительная часть новых государственных праздников была связана с императором его предками, его божественным происхождением. Этому же способствовало введение новых государственных символов — гимна и флага. Слова гимна «Кими-га ё» (Ты весь мир») были взяты из поэтической антологии 10 века «Собрание старых и новых песен Ямато». Символика нового флага (красный круг на белом фоне) связана с тем, что с древности Японию называли «страной восходящего солнца». Подобное изображение впервые появилось в 14 веке.

Учреждение государственного синто.

Новое правительство приняло указ о единстве ритуала и управления. Тем самым происходило возвращение к национальной религии — синто (путь богов). Синто представляет собой своего рода мозаику из разнообразных верований, культов, ритуалов и этических норм, пронизывающих повседневную жизнь народа. На протяжении веков под влиянием буддизма синто обрел определенную догматику, но остался, в первую очередь, формой мировосприятия и мироощущения японцев. Этот культ и послужил основой учреждения государственного синто. Было возрождено управление по делам небесных и земных божеств (дзингикан). В новой структуре власти он занял одно из ведущих мест среди правительственных ведомств. Чиновники дзингикан считались выше по положению, чем их коллеги соответствующих рангов в органах исполнительной власти.

К компетенции дзингикан относились все вопросы, связанные с синтоистскими святилищами и исполнением ритуала. При нем был создан специальный институт проповедников. Главным направлением вновь созданного ведомства была пропаганда религиозного и политического авторитета императора. Серьезное внимание было обращено на деятельность основных синтоистских святилищ. Фамильное святилище императорского дома было превращено в главный храм синто. Многим религиозным обрядам придавался характер государственных актов. Например, в 1871 г. на церемонии восшествия императора на престол, которая основывалась на синтоистских обрядах, присутствовал дипломатический корпус. Уже в 1871 г. все святилища были объявлены местами исполнения государственного ритуала. Была восстановлена строгая их иерархия. Все храмы делились на 7 категорий.

В 1872 г. дзингикан был преобразован в ведомство религиозного образования, в велении которого теперь находились не только синтоистские, но и буддийские храмы, а также деятельность других религиозных групп. Созданное при дзингикан святилище в честь покровителей императорской фамилии было перенесено на территорию дворца и передано в ведение специально учрежденного управления по делам церемоний. Ведомство религиозного образования разработало «Правила обучения», состоящие из тёх пунктов, которые определяли тематику проповедей; постепенно помимо религиозных вопросов она стала затрагивать широкие темы государственного устройства. Так шло внедрение религиозно-политической идеологии нового правительства в сознание масс. В 1877 г. ведомство религиозного образования было упразднено, а его функции переданы министерству внутренних дел.

Правительство стремилось к тому, чтобы синто играл основную роль в государственных ритуалах и этике. Святилищам высшей категории было запрещено заниматься отправлением повседневных служб. Вместе с тем в обязанность исполнения государственного ритуала превращало синто в государственную структуру, т.е. происходило его слияние с государственным аппаратом. Священнослужители фактически становились чиновниками. Управление по делам церемоний при императорском дворе стало заниматься вопросами отправления обрядов не только во дворце, но и по всей стране. Так создавался государственный синто, который, формально не являясь религией, занял главенствующее положение по отношению ко всем иным конфессиям. Даже исключительно влиятельный на протяжении веков буддизм был оттеснён на второй план.

Конституция 1889 г. провозгласила свободу вероисповедания: «Японские подданные могут пользоваться свободой вероисповедания в рамках, не нарушающих мир и порядок и не угрожающих исполнению их обязанностей как граждан страны».

Однако ограничения были, поскольку конституция законодательно закрепила божественность происхождения императора. В учебных заведениях запрещалось преподавание любых религиозных дисциплин, кроме догматов государственного синто. Таким образом, культ императора утверждался в молодёжной среде.

Большая часть дворцовых обрядов была разработана заново. Важную политическую роль играли обряды посвященные душам прошлых императоров, а также великих деятелей японской истории. В память о них строились новые святилища и учреждались новые праздники. Например, были возведены святилища в честь великих объединителей страны Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси (17 век).

Особое место среди вновь возведенных святилищ занял Ясукуни-дзиндзя (храм мира в стране). Он был построен в Токио в 1869 г. и получил ранг «особого императорского святилища». В отличие от других храмов, Ясукуни находился в ведении ведомства армии и флота, и священнослужители назначались туда с согласия военного руководства. В Ясукуни находились списки погибших в войнах, которые и составляли предмет поклонения в синтоистском святилище. Там же хранились и два из трёх атрибутов императорской власти — зеркало и меч. В 1874 г. император Мэйдзи посетил Ясукуни-дзиндзя, что было беспрецедентным поступком, поскольку там поклонялись не богам, а душам погибших воинов. Таким образом, солдаты, отдавшие жизнь за императора, как бы приравнивались к богам.

Обрядность государственного синто была достаточно далека от повседневной жизни населения, которое продолжало жить в соответствии с народным синто. Но по мере становления Японской империи он превратился в главное идеологическое орудие правящей элиты. Объявив государственный синто «не религией» (1900 г.), правительство получило возможность, не нарушая принципа свободы совести, заставить весь народ соблюдать его ритуалы, что было не особенно сложно, так как в сознании людей эти обряды сохраняли религиозный характер.

Выдающийся японский просетитель Фукудзава Юкити оказал большое влияние на развитие либеральных взглядов. Фукудзава считал, что просветители должны оставаться вне государственных структур и содействовать воспитанию личностей с независимыми взглядами. Еще до реставрации Мэйдзи он учредил одну из первых частных школ для освоения западных знаний, которая значительно позже превратилась в известный частный университет Кэйо. Фукудзава рассказал японцам о Западе больше, чем кто-либо другой. За 1860-1893 гг. совокупный тираж его произведений составил примерно 7,5 млн. экземпляров. Наиболее известными из них были: «О положении в странах Запада», «Призыв к науке», «Краткий очерк цивилизации».

Фукудзава выступал против патерналистской, иерархической структуры японского общества, конфуцианских и буддийских канонов, как источников знаний, за раскрепощение всех духовных сил народа, на чём, по его мнению, основывается развитие цивилизации. В 1868 г. была создана комиссия для подготовки реформы образования. За образец брались две системы — французская, которую поддерживал Фукудзава Юкити и американская, которую самым деятельным образом исследовал виднейший деятель мэйдзинского просвещения Мори –Аринори.

Закон об образовании был принят в 1872 году. Он представлял собой победу либеральных взглядов в этой сфере. Согласно закону, представители всех сословий, а также мужчины и женщины имели равные возможности для получения образования. На первых порах школьные программы откровенно копировали европейские. Многие учебные пособия представляли собой простой перевод с иностранных языков. Число иностранных преподавателей и разного рода советников по вопросам образования достигало 5 тыс. человек. Обучение в высшей школе зачастую велось на иностранных языках: например, римское право читалось по-французски, а другие дисциплины — по-немецки.

Западная система образования поддерживалась государством как необходимый фактор осуществления модернизации и индустриализации. Однако реформа образования преследовала цель не только обеспечить получение практических знаний, необходимых для модернизации страны, но и утвердить среди населения новую идеологию. На смену лозунгу сочетания китайской учёности и японского духа (кансай-вакон) пришла формула «японский дух — западная техника» (вакон-ёсай). Под «японским духом» понималась традиционная культура: это понятие отражало мировоззренческий аспект, связанный с духовными ценностями японцев. «Западная техника» олицетворяла собой универсальную европейскую цивилизацию.

 

 

ТЕСТЫ

 

:test

:TYPE:MC

:QUESTION

В 18 – начале 19 вв. Школа национальных наук и Школа Мито признавали верховный суверинитет за:

:ANSWER1:0

сегуном

:ANSWER2:100

императором

:ANSWER3:0

народом

 

:TYPE:MC

:QUESTION

Фукудзава Юкити был убежден в:

:ANSWER1:100

пагубности конфуцианских законов и морали

:ANSWER2:0

ценности конфуцианских законов и морали

:ANSWER3:0

ценности синтоистских религиозных представлений.

 

:TYPE:MC

:QUESTION

Като Хироюки был:

:ANSWER1:0

ярым монархистом

:ANSWER2:100

активным сторонником идей парламентаризма

:ANSWER3:0

марквсистом.

 

 

:TYPE:MC

:QUESTION

Понятие «Кокутай» включает в себя:

:ANSWER1:0

идеи Платона

:ANSWER2:0

идеи Аристотеля

:ANSWER3:50

императора Японии

:ANSWER4:50

богов Японии.

 

:TYPE:MC

:QUESTION

В 1869 г. город Эдо получил новое название:

:ANSWER1:0

Хиросима

:ANSWER2:100

Токио

:ANSWER3:0

Иокогама

:ANSWER4:0

Нагоя.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.