Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-14 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понимание, как прямое постижение сути явлений противопоставляется Максом Вебером выводному знанию или объяснению естественных наук. На место оценки Макс Вебер выдвигает принцип свободы от оценочных суждений. Это означает, что достоверность и истинность различны и, подчас, несовместимы. Отсюда следует, что нет плохого или хорошего, положительного или отрицательного социального действия. Любое социальное поведение следует понимать из его соотнесения с социальными ценностями, присущими данной социальной группе (принцип отнесения к ценностям).
«Понимающая социология» активно развивалась в первой половине XX в. в Европе (в том числе и в России) и в США. Ее сторонниками становятся Г. Зиммель, А. Фиркандт, Ф. Знанецкий, Г. Блумер, Э. Хьюз, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Струве, Н. Кареев и др.
Самым влиятельным направлением было антропологическое, основанное Максом Шелером (1874–1929). Он полагал, что человек разорвал свою прямую связь с природой, и как единичное существо, индивид, он не самодостаточен. Свои недостатки он компенсирует не инстинктами, а культурой, то есть знаниями и навыками, которые он получает от общества. Развитие цивилизации будет только увеличивать разрыв человека с природой. Отсюда вытекает задача развития социальных институтов – семьи, школы, церкви, государства, которые насыщают индивида культурой и регулируют его поведение.
Кризис позитивизма 80 годов 19 века дал толчок развитию не только различным направлениям антипозитивизма, но и психологии.
Это течение социологии подразделяется на такие направления:
1) Психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс) – который рассматривал развитие общества как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на техническом (целенаправленном) сознательном управлении социальными процессами. Взаимодействие людей в обществе становится возможным на основе «телезиса», - психического ощущения общности целей развития человеческой цивилизации;
|
2) Инстинктивизм (У. Мак-Дугал), который искал основу жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида;
3) Психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), которая стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, психическое заражение. Отсюда неуправляемость, иррациональность, быстрая смена настроения толпы;
4) Бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение животных и человека, которое представляет собой совокупность двигательных и вербальных реакций, как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Регулируя стимулы можно получить определенные реакции индивидов и групп. Основным недостатком этой теории явилось исключение сознания из поведенческого акта человека.
В 20-е годы 20-го столетия возраждается позитивистская традиция.
Принципы позитивизма и неопозитивизма:
1) Натурализм, т.е. подчинение социальных явлений природным законам;
2) Сциентизм, т.е. методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук;
3) Бихевиоризм, т.е. мотивацию социального поведения можно исследовать через открытое поведение;
4) Верификационизм т.е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта эксперимента;
5) Квантификация, т.е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;
6) Объективизм, т.е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;
7) Объективизм, т.е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем.
Неопозитивистские установки разделяют такие видные социологи, как П. Лазарсфельд, Г. Зеттербергер, Г. Блейлок, К. Поппер, Дж. Хол-тон, Р. Кит, Т. Бентон.
|
Социология в России
1) Этап становления социологии – время распространения социологических идей, образование социологических направлений и т.д. С середины 60 до середины 90 годов 19 века. Первыми русскими социологами были Лавров, Михайловский, Южаков. В конце 19, начале 20 века в социологии России сформировались географическое направление (Данилевский (Россия и Европа)), психологическое (Лавров, Михайловский, Де Роберти), материалистическое (Плеханов, Струве, Туган-Бороновский). В этот период Российская социология сама начинает оказывать влияние на развитие права (труды Чичерина, Муромцева), истории (Ключевский, Соловьев, Кастамара), философии (Бердяев, Булгаков, Карелин
2) Второй этап – этап институциализации, то есть признание со стороны государства и общества, создание кафедр, научных учреждений, для подготовки научно-педагогических кадров, основание научных журналов по социологии и обществ. В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. М. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая в России кафедра социологии в составе М. М. Ковалевского (заведующий) и Е. В. Де Роберти, к которым присоединились позже П. А. Сорокин и К. М. Тахтарев. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. В 1919 г. в Петрограде создается Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения. В 1920 году советская власть начинает относиться к социологической науке враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры, и прекращается преподавание социологии в вузах.
3) Третий этап с середины 1920-80 годы называют «черным» в истории российской социологии. Она была вытеснена научным коммунизмом и марксистко-ленинской философией. На социологию был навешен ярлык «буржуазной науки». Новая волна в развитии социологии началась после осуждения «культа личности» Сталина. В 1958 году по решению ЦК КПСС была создана Советская Социологическая ассоциация. В 1968 году в Москве был образован институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ). В 1974 году был основан журнал «Социологические исследования». В это время произошла частичное развитие социологии в СССР, но оно сдерживалось партийными органами.
|
4) Современный или этап бурного развития Российской социологии середины 1980 годов. В это время социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма. Она становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой во всех вузах России с 1989/1990 учебного года.
Лекция от
16.03.2012
Объективный подход социологии подразумевает под собой решение основной диллемы социологии «личность-общество».
v Объективный подход - с позиции общества.
v Субъективный подход - с позиции личности.
Для объективного подхода характерны дедуктивные методы, такие как
· Системный анализ;
· Структурный анализ;
· Функциональный анализ.
Для субъективного – индуктивные методы, такие как:
· Символический интеракционизм;
· Феноменология;
· Психологическое направление.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!