Особенности развития политических идей России — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности развития политических идей России

2018-01-14 301
Особенности развития политических идей России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русская политическая мысль возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась во взаимосвязи с древнерусской культурой. В период Древней Руси (XI—XIII века) политическая мысль была подчинена задачам единения восточнославянских земель, становления и укрепления русской государственности. Это нашло отражение в таких произведениях, как «Слово о законе и благодати» (1049) киевского митрополита Иллариона (1049), «Повесть временных лет» (1113), «Слово о полку Игореве» (конец Х1 века), «Поучение Владимира Мономаха» (1125).

В XIV—XVI веках в политической мысли получили освещение вопросы независимости Руси, централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти, нашедшие обоснование в теории монаха Филофея «Москва - третий Рим», по которой Московская Русь являлась преемницей Римской и Византийской империй; в программах политико-юридических преобразований И. С. Пересветова, переписке Ивана IУ Грозного с А. Курбским. В ХУII веке появилась идея соборности власти монарха, которая, хотя и божественна по своей сути, но происходит согласно воле всего народа. Наилучшая форма правления, по мнению сторонников этой идеи (И. Тимофеева, Ю. Крижанича), — сословно-представительная монархия.

В результате реформ Петра I в России потерпело крушение старое религиозное представление о власти. Одновременно усилилось западное рационалистическое влияние, в том числе, в общественно-политической мысли. Кардинальные изменения в общественной жизни привели к появлению новых политико-правовых теорий. В первой половине XVIII века в России получила распространение теория просвещенной монархии. Активным ее поборником был Феофан Прокопович — сторонниктеории естественного права и общественного договора. Рассматривая основные формы государства, он пришел к выводу, что лучшей и наиболее совершенной формой правления является абсолютная наследственная монархия, но при этом власть должна служить «общему делу», быть просвещенной.

Близкую позицию занимал В. Н. Татищев ( 1686—1750), государственный деятель, ученый, автор многотомной «Истории государства Российского». В вопросе о про­исхождении государства он исходил из патриархальной теории: власть монарха является продолжением и развитием власти «отеческой». При определении характера государственного устройства мыслитель выступал сторонником географического детерминизма: небольшое государство, по его мнению, может быть демократическим, а у непросвещенного народа в огромной стране возможна лишь монархия. Правда, при этом он ратовал за ограничение власти царя представительными дворянскими учреждениями.

К консервативному направлению принадлежал и Н. М. Карамзин – видный историк, литератор, создатель фундаментальной «Истории госу­дарства Российского». Суть концепции Карамзина со­стояла в обосновании самодержавного правления. Он выступал противни­ком законодательного ограничения власти монарха, обязанного заботиться о благе страны, заявлял, что России нужна не конституция, а «пятьдесят хороших губернаторов».

Либеральный характер носили проекты конституционных реформ. М. М. Сперанского, который рассчитывал без «великих переломов» преобразовать русское общество. Он предлагал, сохраняя самодержав­ную монархию, сочетать ее с принципами разделения властей, для чего считал необходимым создать Государственную думу и сенат, но не как самостоятель­ные органы, а как проявление единой власти монарха.

В конце XVIII века в России зародилось революционно-демократическое течение, основателем которого стал А. Н. Радищев. В книге «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» он резко критиковал социальные пороки современного ему общества, привел примеры произвола и беззакония, сделал вывод об антинародной сущности феодально-крепостнического госу­дарства. Не веря в то, что крепостное право будет отменено сверху, мыслитель пришел к выводу, что единственным средством ликвидации крепостнических порядков может быть народная революция. По словам Радищева, «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние...». Первый россий­ский революционер был приговорен к смертной казни, которую заменили ссылкой в Сибирь.

В XIX веке окончательно сформировались три основных направления поли­тической мысли России: консервативное, либеральное и радикальное (револю­ционно-демократическое).

Первое представляли славянофилы (А. С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы), которые доказывали, то русское общество развивалось и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от западных стран. Н. Я. Данилевский выдвинул идею, согласно которой с культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться частью Европы и должна противостоять западному влиянию.

Ко второму направлению относились западники (П. В. Анненков, И. В.Вернадский, В. П. Боткин) считали, что у России нет другого пути, кроме того, по которому давно уже шли западноевропейские страны. Они выступали за принятие западных политических ценностей, в частности, парламентаризма и конституционных порядков Англии и Франции.

Радикальное (революционно-демократическое) направление политиче­ской мысли России представляли: декабристы П. И. Пестель, Н. М. Муравьев и др.; революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов; народники П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и др. Литературный критик В. Г. Белинский выступал за радикальное уничтожение крепостничества в России, был идеологом крестьянской революции, непримиримым борцом против официальной идеологии «Православие, самодержавие, народность». Писатель А. И. Герцен разработал концепцию «русского социализма», центральным звеном которого являлась крестьянская община. Вершиной революционного демократизма в России стало творчество Н. Г. Чернышевского, который высказал мысль о целесообразности федеративного устройства Российской республики, которая будет создана в результате крестьянскойреволюции и основана на выборности общегосударственных органов и на раз­витии местного самоуправления.

Основными чертами идеологии народничества являлись: негативное отношение к капитализму и его политическим институтам; представления о возможности перехода к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину, в которой народники видели зародыш социализма.

С острой критикой народничества выступал марксист В. И. Ленин, который считал, что развитие России должно идти по капиталистическому пути, был сторонником социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. В. И. Ленин внес коррективы в марксистскую полити­ческую теорию, сформулировал идеи о возможности победы пролетарской революции первоначально в нескольких или одной отдельно взятой стране, а го­сударстве нового типа, о партии нового типа и т. д.

Вместе с тем политология не получила в России конца XIX — начала XX века такого широкого развития, как философия, социология и юридическая наука. После октяб­ря 1917 года политология вовсе не признавалась как наука и трактовалась как буржуазная лженаука.

Во второй половине 1980-х годов начинается новый этап в развитии политической науки, который можно определить как своеобразный политологический взрыв. В 1989 году Высшая аттестационная комиссия СССР официально признала статус политологии как научной дисциплины, начали со­здаваться специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, институты социально-политических исследований, кафедры полито­логии в вузах.

Политическая мысль Беларуси

Первые пись­менные памятники политического характера древней Беларуси посвящались утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Значи­тельную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Евфросинъя Полоцкая. Ее общественно-политические взгляды — это протест против братоубийственных усобиц, необходимость единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры был Кирилл Туровский, восемь «Слов» и «Поучений», три притчи ряд посланий, ка­нонов которого проникнуты гуманизмом, патриотизмом, идеей сильной цент­рализованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами удельных княжеств.

Особое место в истории политической мысли Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации — своеобразный «золотой век» в истории белорус­ской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплетались между собой и развивались одновременно. В эпоху Возрождения белорусская земля дала миру ряд ярких мыслителей. В первую очередь это Франциск Скорина Источником для изучения его общественно-политических взглядов являются предисловия и послесловия к изданным библейским книгам, которые пронизаны патриотическими чувствами, мыслью о том, что каждый человек несет ответственность за судьбу своей Роди­ны и должен работать на ее благо. Скорина выступал сторонником справедли­вости, юридической свободы и равенства всех людей, осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов, имущественное неравенство. Политическим идеалом Ф. Скорины являлась монархия во главе с просве­щенным монархом. Правитель,по его мнению, должен осуществлять власть в строгом соответствии с законами, внимательно следить за исполнением право­судия.

Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский поэт, гуманист и просветитель Н. Гусовский В его «Песне о зубре» звучит призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антиво­енный пафос. Н. Гусовский первый в славянской литературе увидел и отразил начало кризиса социально-политического строя Великого княжества Литовского, с возмущением писал о бедствиях простого народа, разбое и волюнтариз­ме угнетателей, защищал преимущественно раннебуржуазные идеалы.

Дальнейшее развитие национальной общественно-политической мысли Беларуси связан с Реформацией. Труды А. Волана за антикатолический характер были занесены духовенством в «индекс запрещенных книг». Его социально-политическое учение изложено в произведениях «О политической и гражданской свободе», «Речь к сенату», «0 государе и его добродетелях», где нашла отражение защита идеи ограниченной монархии. Волан указывает на правильные и неправильные формы правления государством, дает светскую трактовку «естественного права», выступал за равенство всех сословий перед законом; считал; что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в свою очередь, от мудрой и справедливой власти. Л. Сапега подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность закон ами. Идея правового государства нашла отражение в ІІІ Статуте Великого княжества Литовского 1588 года.

Симон Будный в своем главном политическом произведении «О светской власти» выступил с острой критикой существующего государственного строя, требовал ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия, а также обосновал свой политический идеал — монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом. Интересными являются размышления С. Будного о проблемах войны и мира. Он подразделял войны на справедли­вые, ведущиеся ради обороны Родины, и несправедливые (завоевательные). Выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.

Значительную роль в развитии общественно-политической мысли Беларуси второй половины XVI века сыграл и Василий Тяпинский Он выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католи­ческой реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействует распространению просвещения среди населения. Основной целью человека считал служение Родине, отстаивал идею единства и дружбы между белорусским, украинским и русским народами, подчеркивал историческое единство славян.

Мыслителем периода Речи Посполитой является Казимир Лыщинский (трактат «О несуществовании Бога»). В нем сочетаются оригинальные материалистические, атеистические и общественно-политические идеи. Лыщинский был сторонником утопического социализма, высказывал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, выступал с осуждением войн, которые беспрерывно вела Речь Посполитая, и которые несли неисчислимые бедствия; народу. Он обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех. Лыщинский был сожжен как атеист на костре в Варшаве.

Особое место в общественно-политической мысли XVI—XVIII веков занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и соединения ее с Россией. Видными представителями этого движения являются Афанасий Филипповмич и Симеон Полоцкий. В сборнике статей А. Филипповича «Диариуш» («Дневник»), подвергался острой критике произвол светских и духовных-феодалов. Он решительно выступал за объединение Беларуси и Украины с Россией. Социально-политическим идеалом Симеона Полоц­кого было сильное государство во главе с «просвещенным монархом», цель ко­торого — установление в обществе «вечного мира", достижение всеобщего благосостояния без расколов и мятежей. С. Полоцкий проявил себя также как талантливый писатель, педагог и политик, к мнению которого прислушивались государственные деятели России, где он жил с 1654 года.

Развитие капиталистических отношений в экономике, оживление общественного движения в первой половине ХIX века активизировали развитие просветительства в Беларуси. Его центром в Северо-Западном крае в это время был, Виленский университет, созданный в 1803 году на основе Главной Виленской школы. В университете имелся и факультет моральных и политических наук — один из немногих, а, возможно, и единственный в Российской империи, где изу­чались политические науки и велись исследования в этой области. Главным направлением общественно-политической мысли Беларуси начала XIX века стали поиски независимости. В условиях российского самодержавия они приобрели нелегальный характер и нашли воплощение, прежде всего, в деятельности и творчестве тайных студенческих обществ Виленского университета — филоматов (в переводе с греческого — "любители знаний") и филаретов ("любители добродетели"). Во главе этих обществ стояли А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан и др.

После поражения восстания 1830—1831 годов начался революционно-де­мократический этап развития общественно-политической мысли Беларуси. Передовые белорусские мыслители поняли, что без участия в национально-осво­бодительном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Одним из первых эту мысль высказал Михаил Волович. Он выступал за отмену крепостного гнета, за право каждого народа на самостоятельное развитие, критиче­ски оценивал польское восстание.

Наиболее полная и основательная программа преобразования общественно-политического строя, решения национального и социального вопросов была создана выдающимся политическим мыслителем, публицистом, руководителем восстания 1863—1864 годов в Беларуси и Литве К. С. Калиновским. Для его мировоззрения характерными являются идеи революционного демократизма и утопического социализма, которые он изложил на страницах нелегальной газеты "Мужыцкая праўда".

В социальной утопии Калиновского четко прослеживаются три аспекта. Во-первых, блестящая критика современных ему феодально-крепостнических отношений. Во-вторых, положительный идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда. В-третьих, пути осуществления этого идеала. Развивая идеи русских революционных демократов, Калиновский изобличил сущность крепостнической эксплуатации, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крепостных крестьян Беларуси, критиковал огромный бюрократический аппарат управления с процветающей системой взяточничества. Решительно выступал против распространенной среди крестьян веры в "доброго царя", убедительно доказывал, что издевательства и несправедливость исходят от самого монарха, освобождение крестьян и всех трудящихся связывал с переходом государственной власти в руки народа. О предназначении демократической власти в новом обществе писал, что "не народ для правительства, а правительство для народа". Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика. Он хотел создать в Беларуси общество с всеобщим равенством прав, выступал за решительную отмену в нем всех привилегий и ограничений, предлагал оце­нивать человека по его реальным делам и заслугам. В новом обществе он меч­тал раздать всю поземельную собственность крестьянам; чтобы мужики "барщины не служили и никакого в казну оброка не платили, чтобы на веки веков народ наш был свободными и счастливым". Он настойчиво пропагандировал идею дружбы народов, разделял идею Герцена о создании федерации свобод­ах славянских народов после того, как они завоюют государственную незави­симость.

С революционно-демократическим этапом политической мысли Беларуси связана деятельность и программа революционной демократической группы «Гомон", созданной студентами-белорусами в Петербурге в 80-е годы XIX века. В 1884 году они начали издавать нелегальный журнал "Гомон". Гомоновцы теоретически обосновали существование белорусской нации, право белорусов на самоопределение, социальное и национальное освобождение белорусского народа связывали с победой народной революции в России, переходом власти в руки Учредительного собрания и образованием федерации свободных, равноправных, автономных областей, создаваемых на просторах Российской империи. Видными представителями революционно-демократического направ­ления являлись писатели-демократы Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.

Развитие общественно-политической мысли в начале XX века, в период революции 1905— 1907 годов и после; нее обусловливалось борьбой трех классовых лагерей на политической арене; правительственного царизм, помещики, либерально-буржуазного и демократического (рабоче-крестьянского). Лучшие традиции общественно-политической мысли Беларуси предшествующих веков были положены в основу деятельности первой самостоятельной белорусской политической организации — Белорусской революционной громады, возник­шей в 1902 году. Это была национальная партия левонароднического направ­ления. Ее создатели— видные представители белорусского национального Возрождения братья А и И. Луцкевичи, В. Ластовский, А. Власов, А. Пашкевич (Тётка) и др.

Развитие национального самосознания белорусского народа стимулиро­вало создание 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики. В 1920-е годы в республике активно велась работа по националь­но-культурному возрождению, усилившаяся с началом в 1924 году политики "белорусизации" общественной жизни. Основными научными центрами являлись БГУ и Институт белорусской культуры, преобразованный в 1929 году в АН БССР. Общественно-политическая мысль Беларуси периода белорусиза­ции нашла выражение в работах председателя ЦИК БССР А. Червякова, председателя СНК БССР И. Адамовича, а также известных ученых и политических деятелей В. Игнатовского, В. Ластовского, Б. Тарашкевича и др.

Вместе с тем, мировоззренческая и политическая нетерпимость, культиви­ровавшаяся руководством ВКП(б), а также негативное отношение небелорус­ской части руководства КП(б)Б к национальному возрождению белорусов при­вели в конце 1920-х годов к свертыванию белорусизации. В 1930-е годы боль­шинство ее активных сторонников были объявлены национал-демократами и подверглись террору. С выходом в свет в 1938 году сталинского "Краткого курса истории ВКП{6)" были окончательно искоренены всякие попытки творче­ского мышления, утвердилась тоталитарная идеология. При рассмотрении во­просов истории белорусской государственности акцент делался на разоблаче­нии "белорусского буржуазного национализма".

Современный этап развития политических идей в Беларуси начался в конце 1980-х годов. Переход к плюрализму, свободе мысли, исчезновение монополии на идеологию определили новое состояние обществоведения.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.