История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-14 | 433 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В 1909 году в ответ на одно из писем к нему Л.Н. Толстой обстоятельно излагает причины своего негативного отношения к праву. В этом письме приводится отрывок из книги Л.И. Петражицкого, в котором тот упоминает Толстого как противника права. Самый беглый анализ этого письма может указать нам на два момента: к 1909 году Толстой уже достаточно известен как противник права; при этом сам Толстой считает, что до сих пор он ясно своего отношения к этому вопросу не излагал, в связи с чем и считает нужным свой ответ опубликовать.
Толстой пишет, что, во-первых, он сам в свое время увлеченно пытался вникнуть в смысл теории права (на втором курсе университета), но оказался не в силах понять эту науку. Во-вторых, что никакого особого учения относительно права (и чего-либо другого) у него нет и не было. Вместе с тем, в-третьих, исходя из того, что «знают все люди», Толстой пишет, что право представляет собой разрешение тем, кто обладает властью, для самих себя заставлять делать других то, что выгодно властвующим; для тех, кто властью не обладает, правом называется разрешение делать все, что им не запрещено.
Таким образом, Толстой все же полагает, что он в конечном итоге постиг сущность права, но исходя при этом не из самой науки о нем, а обратившись к ней извне, через усвоение самых общих и всем известных вещей. При этом следует отметить в целом крайне негативную оценку Толстым права и всего, связанного с ним: право – суеверие и обман, в котором «нет ничего, кроме самого гадкого мошенничества, желания не только скрыть от людей сознаваемую всеми нравственно-религиозную истину, но извратить ее, выдать за истину самые жестокие и противные нравственности поступки: грабежи, насилия, убийства». И далее: «Едва ли в каком-либо другом случае доходили до таких пределов и наглость лжи и глупость людей».
Анализ данной работы позволяет выделить два узловых момента при рассмотрении отношения Толстого к праву в теоретическом плане. Момент первый и основной: насколько последовательно и строго из своего общего мировоззрения Толстой выводит данную оценку права. Момент второй: как формировалось это отношение – Толстой сам указывает на тот факт, что к своему нынешнему убеждению он пришел не сразу.
Толстой, начиная говорить о сущности права, сразу оговаривает, что он будет «рассуждать не по «науке», т.е. не по атрибутивно-императивным переживаниям (здесь он иронически цитирует Петражицкого. – С. Ш.), а по общему всем людям здравому смыслу». Выходит, что и анализ его рассуждений должен строиться на «здравом смысле». «Письмо» можно разделить на саму характеристику права и на изложение взглядов Льва Николаевича..
|
Право – разрешение власть имущих, данное самим себе, на принуждение подвластных им. Право подвластных – на то, что не запрещено. Далее Толстой это раскрывает на примерах государственного, гражданского, уголовного и международного права. Во всем ходе рассуждений Толстой остается последовательным, добавляя в конце, что право – прямое оправдание насилия власть имущих.
Особым пунктом можно выделить ту оценочную характеристику, которую Толстой дает праву и юристам. Право – едва ли не худшее, что есть в мире вообще. Право – обман, который выступает главной причиной безнравственности людей нашего христианского мира, право неизбежно развращает людей даже хуже, чем богословие. Право прямо преследует цель – оправдать существующее зло. «Г-да Петражицкие и им подобные убивают не людей, а все то святое, что есть в них».
Отрицать стоящее за правом насилие едва ли возможно, и естественно, что насилие находится в руках сильных, в первую очередь – государства. Возникает вопрос, вокруг которого намечаются пути расхождения: насилие ради чего? В одном случае кто-либо (защитник права) будет говорить, что для избежания хаоса и еще большего, уже ничем не сдерживаемого насилия, в другом случае (Толстой), речь будет идти о том, что насилие никогда не приводит к чему-либо, кроме другого насилия, и порядок обеспечить насилием можно только в том случае, когда это несправедливый и противоестественный порядок. Вне сомнения, Толстой знал аргументы защитников права и учитывал их.
Суть дела начинается именно с вопроса «ради чего?» Толстой считает саму постановку этого вопроса неправомерной. Он отвергает насилие в любом виде, всякое насилие, полагая, что это – зло, а от зла ничего хорошего произойти не может. Он готов принять насилие только как факт, как реальность, требующую признания и искоренения, а так как искоренить его сразу невозможно, то оно может существовать лишь как пережиток прошлого, неизменно убывая с каждым новым шагом становящегося разума. Именно разум должен преодолеть насилие как остаток неразумной дикости, отсюда то огромное значение, которое Толстой придавал образованию (правильному) внутреннему совершенству. Защитник права ставит вопрос иначе: право для него – инструмент коллективного насилия против насилия личностного, индивидуального.
|
Здесь этот оппонент Толстого будет в той или иной мере опираться на учение Гоббса, согласно которому правовой порядок (возникающий одновременно с государством) останавливает естественную войну всех против всех (гл. XIII «Левиафана»). Обе стороны признают, что право – инструмент в руках сильного, но одна сторона считает, что «сильный» – это всегда небольшая группа (властьимущие) хитростью и обманом присвоившие себе это право, а другая, что подобная ситуация – лишь частный случай, в принципе же сильнейшей стороной является все общество, и именно его интересы должно выражать право.
Обе стороны считают, что люди на определенном уровне одинаковы и равны друг другу; именно равенство служит, согласно Гоббсу, причиной взаимного недоверия, а недоверие неизбежно приводит к войне. Толстой же считает, что именно равенство и сходность людей могут служить основой их взаимной благополучной жизни вне государственных и правовых установлений. Здесь, таким образом, обнаруживается принципиальное разногласие во взглядах на природу человека. Л.И. Петражицкий понимает это не хуже Л.Н. Толстого: «В основе этих воззрений... лежит незнание природы и значения и той и другой ветви человеческой этики». То, что он говорит о природе в связи с этикой, указывает, что речь идет о природе человека (или общества). И все же методологически эти позиции очень близки – за каждой из них стоит теоретическая реконструкция плюс определенный исторический опыт. Поскольку нас интересует позиция Л. Толстого, то нам для уяснения ее необходимо обратиться к его представлениям о человеке, но работ, посвященных проблеме человека, мы среди его сочинений не найдем.
В рассматриваемом «Письме» об этом сказано довольно бегло: «Знаю же я со всеми людьми, с огромным большинством людей всего мира то, что все люди свободные, разумные существа, в душу которых вложен один высший, очень простой, ясный и доступный всем закон, не имеющий ничего общего с предписаниями людей, называемыми правами и законами. Высший закон этот, самый простой и доступный всякому человеку, состоит в том, чтобы любить ближнего, как самого себя, и потому не делать другому того, чего не хочешь себе. Закон этот так близок сердцу человеческому, так разумен, исполнение его так несомненно устанавливает благо как отдельного лица, так и всего человечества и так одинаково был провозглашен закон этот всеми мудрецами мира, от Ведантистов Индии, Будды, Христа, Конфуция до Руссо, Канта и позднейших мыслителей, что если бы не те коварные и зловредные усилия, которые делали и делают богословы и правоведы для того, чтобы скрыть этот закон от людей, закон этот уже давно был бы усвоен огромным большинством людей, и нравственность людей нашего времени не стояла бы на такой низкой степени, на которой она стоит теперь».
|
Несмотря на старательно простую форму изложения, фрагмент этот вызывает много вопросов. Толстой не разъясняет здесь того, что он понимает под «свободой» и «разумностью», а эти понятия трудно признать однозначными. Например, «свобода» у любимого Л. Толстым Ж. Ж. Руссо существенно отличается от «свободы» у А. Шопенгауэра, которого Лев Николаевич открыл для себя позже, но ценил не менее высоко. И совсем уж неясно, почему Толстой, прекрасно сознавая исторический характер возникновения богословия и юриспруденции, считал именно их ответственными за нынешнюю низкую степень нравственности.
Впервые Толстой заинтересовался правом во время учебы в казанском университете (1846 – 1847). После первого курса он переходит с факультета восточных языков на юридический факультет. Отношения с правом, однако, складываются сложно. Биограф Толстого Н.Н. Гусев утверждал, что Толстой не имел склонности к юридическим наукам. А.Г. Станиславский, был, по всей видимости, учеником К.А. Неволина, чей учебник по энциклопедии права Толстой, по его признанию, старательно изучал «не для экзамена только». Неволин же, в свою очередь, был сторонником гегелевского подхода к праву, а также близок исторической школе (близкой Гегелю в отношении роли истории). Тогда же, на втором курсе, Толстого заинтересовала тема, предложенная ему профессором Маейером (несмотря на то, что по его предмету – истории русского гражданского права – Толстой получил двойку) о сравнении «Наказа» Екатерины с «Духом законов» Ш.Л. Монтескье. Это увлечение заставило молодого человека снова обратиться к работам любимого им Ж.Ж. Руссо, чье влияние на себя писатель признавал сам.
К возрасту сорока лет Толстой окончательно отвергает гегелевскую философию права и историческую школу права Ф.К. Савиньи. При этом он все же оставляет место для философии права Монтескье и Руссо, оценивая их как своего рода утопию. К этому же периоду относится и увлечение Толстого философией А. Шопенгауэра, что достаточно важно для уяснения взглядов позднего Толстого на человека и его свободу, общество, историю и многое другое. Особо писатель выделяет богословскую теорию права как единственно стройную и последовательную, но неприменимую в современном мире. Сам Толстой в тот момент, по позднему признанию, был нигилистом «в смысле отсутствия всякой веры».
|
Спустя еще двадцать с лишним лет Толстой в трактате «Царство Божие внутри вас» (1890 – 1893) вновь затрагивает вопросы права, близкую к той позиции в отношении права, которую он выразил в «Письме студенту о праве». К этому времени он пережил жизненный кризис, в его мировоззрении произошел перелом, одним из моментов которого было принятие учения Христа. Но сразу отметим, что вера стояла ближе к революционному взгляду, все государственные и церковные структуры ничего общего с христианством иметь не могут – «Даже как-то смешно говорить о властвующих христианах» - писал Толстой, что и привело в конечном итоге к отлучению Толстого от церкви в 1901 г.
Только нравственное преобразование оказывается для Толстого основным моментом его понимания личности. Разум Толстой понимает в чем-то следуя Канту (но далеко не во всем): это обращение к своей душе, открытие внутри себя ясного и простого нравственного закона (Толстой не устает повторять, что даже самые плохие люди знают в душе, что хорошо, а что плохо) и осуществление этой нравственной нормы в своей повседневной деятельности. Препятствует этому как раз сложившаяся система власти и неравенства, держащаяся главным образом на насилии («Основа власти есть телесное насилие»), но использующая для своего оправдания методы устрашения и гипнотизации, одним из которых является наука о праве.
Сложнее обстоит дело с пониманием свободы у Толстого, здесь остается много неясного. Можно только предположить, что «свободой» Толстой называл некую внутреннюю гармонию человека со своей деятельностью в окружающем мире. В этом случае едва ли не главной узловой составляющей такой свободы будет спокойная совесть. Но надо отметить также, что, во-первых, Толстой не мыслил свободы лишь для себя – именно с этим связана его страстная публицистическая деятельность, принесшая ему столько неприятностей и разочарований, но ставшая главным делом его второй (и как он сам считал – сознательной) половины жизни; а во-вторых, он не мыслил эту свободу как правовую, гражданскую или политическую. Идея самоотречения и жертвы очень близка Толстому, но только в связи с духовным преобразованием на основе веры и разума. Жертвенность ради государства, всякого рода патриотизм казались Толстому отвратительными.
Такое понимание личности, раскрываемое через своеобразно трактуемые категории разума и свободы, лежит в основе негативного отношения Толстого к праву. То, что сам Толстой в том же «Письме к студенту о праве» связывает это отношение к своему отношению к собственности и насилию представляет собой лишь первый слой аргументации. Руссо также негативно относился к собственности, но совершенно иначе понимал разум и свободу, а следовательно, и личность. Он, например, категорически возражает на утверждение Пуфендорфа о возможности человека лишить себя части свободы, передав ее в чью-либо пользу
|
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!