Философия права русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский). — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Философия права русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский).

2018-01-14 732
Философия права русского зарубежья (И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, Е.В. Спекторский). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В период большевизма свободная научная русская мысль стала возможной только в эмиграции. В самой же России единственно верной и непререкаемой считалась официальная идеология «марксизма-ленинизма». И только лишь в период с конца 1980 – х годов российские широкие слои интеллигенции получили возможность ознакомиться с работами таких видных ученых русского зарубежья XX столетия, как Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Е.В. Спекторский и др.

Все они занимались проблемой поиска идеала государственного устройства России и не могли при этом обойти правовую тематику.

 

Находясь в изгнании И.А. Ильин рассуждает о правовом и политическом идеалах. Как и все монархисты, он не мог смириться с существованием в России республики любого вида, а победу республиканцев в 1917 г. считали ошибкой и трагедией русского народа. По мнению И.А. Ильина, рано или поздно советское государство рухнет. Он не навязывал русскому народу посткоммунистической эпохи какую-либо государственную форму, хотя сам был сторонником унитарного государства с абсолютной монархической формой правления. Возрождение России, на его взгляд, должно основываться на национализме и православии.

И.А. Ильин в отличие от большевиков, национал-большевиков, евразийцев и других республиканцев считал, что республика (при унитарной или федеративной форме государственного устройства) не способна восстановить Россию, дать ей творческую свободу и обеспечить культурно-духовный расцвет. Учитывая исторический опыт государственного строительства в России, он видел ее в будущем как абсолютную православную монархию при унитарной форме государственного устройства.

Вопрос о форме государства Ильин рассматривал в тесной взаимосвязи с жизнью народа. «Государственная форма, – считал он, – зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторического нажитого пародом политического опыта, от силы его воли и от его национального характера». При этом нужно учитывать территориальные размеры страны, численность ее населения, климат и природу.

В условиях самообороны возникло и развивалось русское монархическое правосознание. Это правосознание и определило государственную форму России. Только в условиях централизации Россия могла выжить, окруженная враждебными и агрессивными соседями. Монархисты, по его мнению, желали достичь процветания России и ее народа путем реформ сверху.

Критикуя республиканские движения, он отмечает их вопиющую безответственность во всех делах, не принимающую во внимание исторический опыт народа, его правосознание и православную веру.

русское национальное правосознание держится на двух основах – на Православии и на вере в Царя.

Ильин выделяет три аксиомы правосознания:

1) закон духовного достоинства,

2) закон автономии,

3) закон взаимного признания.

Видя в правосознании и источник права, и орган правопорядка, Ильин отводил ему огромную роль в жизни человечества. Но источником самого правосознания служит внутренний мир человека. Именно человек творит законы в соответствии с правосознанием. Формируют же подлинное правосознание три основных закона, сформулированные И.А. Ильиным:

1. соблюдай добровольно действующие законы и борись за новые законы в рамках конституции;

2. обрети свободу через добровольное самообязывание и ищи свободу только через закон и посредством закона;

3. закон должен быть основан на естественном христианском правосознании.

К сторонникам теории естественного права в русской эмиграции относятся

И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев.

 

Н. Н. Алексеев принимал самое непосредственное участие в создании новой русской идеологии, получившей название евразийства.

Евразийство исходило из утверждения России как особого, самобытного, «серединного» культурно-географического мира, отличного и от Европы, и от Азии, которому начертан свой исторический путь и своя миссия. Русский народ, согласно евразийской концепции, включает в себя славян, а также сходных с ними по психологическому типу народы Евразии (прежде всего, тюркские и угро-финские племена), образуя единую, многонародную евразийскую нацию. Отсюда вытекало отрицание евразийцами европоцентризма и резко критическое отношение к Западу, враждебному евразийской культуре.

Евразийское государство по Алексееву — это новое государство, государство «гарантийное», т.е. обеспечивающее осуществление некоторых постоянных целей и задач и в этом смысле противостоящее либеральному государству, ограничивающему свою деятельность исключтельно защитой прав граждан.

Он отмечал, что строительство государства всегда должно быть связано с предшествующим этапом его развития. Он считал, что установление в посткоммунистической России допетровской монархии

невозможно, поскольку ее идеалы уже изжиты. Будущая Россия виделась Н.Н. Алексееву по форме правления как Советская республика, но без коммунистов, по государственному устройству как федерация и по государственному режиму как демократическое, правовое и православное.

Он не мыслил великую Россию без православия и с ограниченной правом верховной властью. Он был сторонником федеративного устройства России с демократическим государственным режимом.

Алексеев выступает против заимствования государственно-правовых институтов от западноевропейских стран и внедрения их в России. Евразийское государство можно строить на основе Советской Республики, которая воплотила в годы правления Сталина ряд евразийских принципов.

Новое идеальное государство видится Н.Н. Алексеевым как государство гарантийное: идеократическое (служит определенной идее), правовое, в котором народ сам защищает свое государство. Идея гарантийности государства находит свое юридическое выражение в конституции страны, основу которой должна составить Декларация обязанностей государства. Гарантийное государство, – писал Н.Н. Алексеев, – не может быть монархией, так как эта форма правления не

совместима с народным суверенитетом и суверенитетом основной государственной идеи, которую данный народ осуществляет.В гарантийном государстве должен быть режим республики как общего дела. Это государство будущего.

Нужны оптимальные международные отношения, природные условия, сильная государственная власть, есть ведущий слой в государстве. Этот слой должен отражать интересы целого, всего общества, а поэтому это не должна быть политическая партия, выражающая интересы лишь части общества. Любое государство имеет свою правящую элиту, «ведущий слой». Эта социальная группа должна быть носителем идеалов общества, его культуры. Совершенное государство, по мнению Алексеева, должно отразить в своей культуре коллегиальное начало или начало Совета. Для идеального государства необходимо, чтобы ведущий слой имел духовное единство.

В основе совершенного государства должен лежать верховный закон – Конституция. Этот основной закон должен быть правовым, быть правом. Право, по Алексееву, есть область духовно-нравственной жизни человека, к чему он насильственно не принужден, а выполняет то, что может.

«Принуждение и насилие в праве начинаются только тогда, когда право нарушается и когда нужно вступиться на его защиту». В Конституции должны быть закреплены институт референдума и разделение властей. Это государство по территориальному устройству должно быть федеративным.

Идея федерализма есть необходимый элемент идеального политического строя, считал Алексеев. Совершенное государство, по Алексееву, должно строиться на основе следующих принципов:

1) принцип единства культурных целей и интересов верховной власти и общества. Это достигается при решении ряда вопросов путем плебисцита, референдума или путем создания на демократической основе народного представительства;

2) принцип свободы. Это означало, что деятельность государственной власти должна быть свободной, но «не связанной и в то же время сообразной с законами и подконтрольной». Подконтрольность может быть достигнута путем реализации принципа разделения властей;

3) принцип политического плюрализма, т. е. многопартийности. Это предполагало и множество идеологий.

4) принцип нравственности. В первую очередь нравственными должны быть носители государственной власти. Это особенно важно для вселенской власти планетарного правительства в планетарной федерации, которое может возникнуть в будущем.

5) принцип законности. Идеальная политическая система, по Алексееву, должна сочетать властную активность, общественные интересы и подконтрольность, т. е. соединила бы в устройстве официальных государственных органов единоличное начало с началом коллегиальным.

Властное, или единоличное, начало (личная воля) должно согласовываться с коллегиальной (общей) волей, которая вырабатывается Советом. Функции Совета должны сводиться к тому, чтобы: 1) определять конкретный план направления деятельности на известный период времени; 2) исправлять недостатки, неизбежно свойственные исключительно личным решениям; 3) контролировать действия личного начала с точки зрения законности и целесообразности. Идеальное государство у Алексеева – это правовое государство, где все юридические и физические лица, а также государство в лице его органов соблюдают законы. «Чувство законности, пронизывающее государство, есть одно из моральных чувств, и те государства, в которых это чувство наиболее развито, можно назвать государствами гарантийными. Стремление к наибольшему обеспечению гарантийного порядка составляет последнюю необходимую черту того государственного строя, который мы назвали совершенным».

 

Е.В. Спекторский большую роль в преобразовании общества отводил праву, законам. Процесс возникновения государств и права, по Спекторскому, у разных народов шел по – своему пути, но в рамках одной из теорий: патриархальной, теологической или теории насилия. В дальнейшем, при абсолютных монархиях, государственная власть опиралась на религию и армию. В них отсутствовала политическая свобода. В конституционных монархиях тоже нет реальной политической свободы, а поэтому

предпочтительнее жить в государстве конституционном, с республиканской

формой правления. В современном мире должны, по его мнению, строиться правовые и социальные государства на основе христианской морали. Только в таком государстве может быть истинная свобода и порядок. Они должны быть обеспечены Конституцией.

Е.В. Спекторский пожалуй был первым ученым, который исследовал «Дух законов» Монтескье с философских позиций. Сам он отмечал, что труд Монтескье «Дух законов» хорошо известен с юридической, политической и социологической стороны, но не с философской. Монтескье видел в законах отношение. «Где философия там

и методология. Следовал ли Монтескье какой – нибудь же научной методологии?». По мнению Спекторского она у него есть, но это скрытая методология. При этом «современники» не нашли в труде Монтескье никакой системы.

Спекторский в области философии права решал проблему соотношения права, морали и религии. У него было христианское представление о истинном праве. Право должно быть нравственно. Но право не так совершенно как религия. Христианская религия учит прощать и решать споры на основе нравственных принципов. Е.В. Спекторский был сторонником христианской философии права, христианских ценностей. Именно с помощью их можно решать вопросы в политической и юридической сферах

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.