Понятие и сущность сетевой коммуникации с точки зрения социологической науки — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие и сущность сетевой коммуникации с точки зрения социологической науки

2018-01-14 2939
Понятие и сущность сетевой коммуникации с точки зрения социологической науки 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Приступая к изучению такого сложного феномена, как сетевая коммуникация, стоит определить понятие и сущность коммуникации, как феномена человеческой культуры.

Изучение коммуникации берет свое начало еще с Античности. Древние мыслители вместе с разумом-логосом почитали речь-логос. Такое почтение произошло от того, что в политической жизни у греков широко использовалась риторика, красноречие, а особым доверием народно-греческого собрания пользовались ораторы, которые владели искусством устного слова.

В период культурного освоение территорий Египта, Ближнего и Среднего Востока, забота о сохранении речи-логоса являлась главной проблемой, т.к. греческая культура в иноземных землях не смогла бы существовать без языка. Появились ученые-грамматики, которые предписывали правила «истинно-чистого» греческого языка.

В Средние века христианская церковь не забывала уроков античного красноречия. Священнослужителей готовили и обучали по трем предметам: риторика, грамматика и диалектика, образовывающие «тривиум» – три первоначальных, основных и главных предмета изучения [35].

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», означающее «сообщение, передача»; «communicare» – это быть общим, общаться, связывать, сообщать, передавать. В разнообразных странах и языках оно используется уже на протяжении многих столетий. Так, К. Куле отмечает, что «французское «communication» в ХIV веке имело понятие «общение», затем смысл «сообщение» слово обрело в ХVI веке» [25].

На сегодняшний день «этот термин в социальной практике имеет в основном три интерпретации: средство информации; передача информации; воздействие информации. Во всех случаях термин коммуникация следует рассматривать как синоним слову «связь». Главная функция коммуникации – передавать информацию» [6].

Также, в философском словаре определяется следующая трактовка данного термина: «Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, которые зафиксированы на материальных носителях» [42]. Данный термин коммуникации определяется и трактуется как социальный процесс, который в свою очередь отражает общественную структуру и выполняет в ней связующую функцию.

Самым общим с точки зрения лексики является «процесс передачи информации, обмен чем-либо, движение». Это раскрывает сущность данного понятия. Следовательно, коммуникативный процесс представляет собой взаимосвязь трех участников: передающий субъект (коммуникант) – передаваемый объект (сообщение) – принимающий субъект (реципиент). Таким образом, коммуникация с точки зрения А.В. Соколова, – «это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Также он выделяет цели, которые преследуют коммуниканты и реципиенты: познавательная – распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений; побудительная – стимулировать других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы; экспрессивная – выражение или обретение определенных переживаний, эмоций» [35].

В современной социологии можно выделить и обозначить некоторое количество актуальных определений и интерпретаций понятия «коммуникация».

Термин «коммуникация» у В.П. Конецкой определяется как «средство связи», как синоним понятия «общение», «как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него» [20].

В теории символического интеракционализма Т. Шибутани лежит понимание того, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации», поступок индивида в ней выступает «как результат взаимных уступок людей, которые в свою очередь зависят друг от друга, а также приспосабливаются друг к другу», а субъект «как формирующийся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими» [45].

Ч. Кули определяет коммуникацию как «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие общественных отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранение во времени» [26].

Г.Г. Почепцов рассматривает коммуникацию как: «процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферу. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть, для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека» [31].

Следовательно, в современной науке коммуникация исследована в разных аспектах, где особое внимание уделяется качеству взаимодействия. При этом к структуре коммуникации традиционно относят: коммуникативных партнеров, которые обладают сознанием и знают нормы семиотической системы, например, языка: обстановку, которую они стремятся понять; тексты, которые проявляют смысл ситуации в языке или элементах семантической системы; мотивы и цели, которые обуславливают направленность текстов, то есть, то, что побуждает субъектов общаться друг с другом [17].

М. Кастельс предпринимает попытку создать социологическую модель современного общества на базе понятия виртуальности. В фундаментальном и базовом исследовании М. Кастельса «Информационная эра: экономика, общество и культура» (1996-1998 гг.) приводится анализ современных тенденций, которые становятся началом формирования основ общества, автор определяет его «сетевым». М. Кастельс прослеживает, как вхождение информационных технологий в современное общество изменяет экономико-политические взаимоотношения, воздействует на культуру, способы, которые формируют идентичность, а также рождает новейшие фундаментальные социальные противоречия. Так как, социология массовых коммуникаций традиционно заостряет свое основное внимание на СМИ (средствам массовой информации), а не использованию коммуникационных технологий в других областях (хотя это и не противоречило бы определению её предмета), он сосредоточился здесь именно на анализе СМИ и воздействия информационных технологий на культуру. По мнению М. Кастельса образуется «культура реальной виртуальности», это происходит из-за того, что распространяются и получают свое развитие информационные технологий. Также, он согласен с утверждением, что средства коммуникации формируют и создают культуру общества. Коммуникация «кодирует» восприятие реальности. Только через эти коды человек и воспринимает мир. Мир таков, каков язык его описания. Соответственно, изменение формы «кодирования» вызывает изменение культуры и образа мира, создаваемого ею. «Появление новой системы электронной коммуникации характеризуется её глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации, и её потенциальная интерактивность уже меняет нашу культуру и изменит её необратимо» [19].

В социологических исследованиях в последнее время резко набирает актуальность такой социальный феномен как сетевая коммуникация, становящаяся объектом изучения разных ученых в разных дисциплинах: социологических, кибернетических, политологических, философских, психологических, лингвистических, культурологических и т.д. Такое научное внимание является объяснимым. Так как, происходящая в современном социуме глобальная трансформация несет за собой проникновение Интернет-коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием новейшего типа коммуникативных структур и процессов, которые обладают признаками сети. М. Кастельс назвал современное общество «обществом сетевых структур» [19].

Так, например, любой человек, который умеет управляться Интернетом может подключиться в мир, где царствует безграничное количество виртуальных сообществ. Растет и доля людей, включенных в активные формы социального поведения в этой виртуальной сети. Следовательно, понятно, что данные явления стимулируют переосмысление коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии социума.

По мнению Д.В. Туркина сеть Интернет – это ­«новое измерение культуры, новый способ хранения и распространения знаний и информации, а также, новый способ существования самого человека. В условиях современной жизни, ее стремительного ритма, постоянной нехватки времени именно сеть Интернет делает общение в первую очередь доступным, обеспечивая связь с любым адресатом коммуникативного сообщения из любой точки мира, единственным условием при этом является наличие компьютера или мобильного телефона с выходом в Интернет» [39].

Также стоит отметить, что к техническим возможностям коммуникации в сети Интернет можно отнести такие признаки, как мультимедийность, распределенность ресурсов, автоматизированность генерации текста, расширяющие атрибутивные возможности коммуникации в сети Интернет и облегчают процесс получения информации и ее обработки [29].

СетьИнтернет – это канал и средство коммуникации, а также и среда коммуникации, что полностью отличает его от каналов медиа. Эта среда впервые в истории медиа становится равноправным субъектом коммуникации. Таким образом, сеть Интернет является средой, а коммуникация уже представляет собой суть этой среды. Так, например, относительно недавно сеть Интернет была только источником получения информации и хранением ее, но в данное время она берет на себя роль канала коммуникации [16].

О.Ю. Усачева анализирует коммуникацию в сети Интернет (ИК, а также веб-коммуникация) как «общение в особой (глобальной электронной) среде, возникшей вследствие объединения персональных компьютеров в единую сеть и обеспечивающей высокоскоростное прохождение информационных потоков. Под сетевой компьютерной (виртуальной) средой коммуникации автор понимает особое коммуникационное пространство, которое образуется устойчивой совокупностью определенных экстралингвистических условий и факторов коммуникации, производных от технических мультилинейных средств (каналов) связи; в этом пространстве происходит реализация и определенная трансформация уже существующих в распоряжении социума форм, видов, кодов коммуникации, а также становится возможным возникновение, закрепление и распространение инновационных способов коммуникации, постоянно пополняющих и видоизменяющих сенсорный, ментальный, социопсихологический, социокультурный, коммуникативный опыт языкового социума» [40].

Коммуникативное пространство у Б.М. Гаспарова, представляет собой «мысленно представляемую среду», которая необходима для воспроизведения и восприятия высказывания в процессе коммуникации, накладывающая свой отпечаток на этот процесс [11]. Таким образом, при изменение коммуникативного пространства и изменяются и сами процессы коммуникации. Еще больше расширяет границы сети Интернет И.И. Шабшин, он определяет ее как «метасреду» для коммуникации [44].

При этом сетевое пространство, выступающее в роли коммуникативной среды, образует новейшие парадигмы взаимоотношений, которое учитывает разнообразие технических решений доступных Интернет-пользователям и множество контекстов взаимодействий. Главная коммуникативная функция в сети Интернет представляет собой «достижение социальной общности коммуникантов, при сохранении индивидуальности каждого участника» [14].

М. В. Пальчинская анализируя особенности среды сетевой коммуникации, приходит к выводу, что виртуальное пространство является особой коммуникативной средой, функционирование которой приводит к тому, что изменяются уже сложившиеся в обществе партнеры коммуникации. Эти изменения основываются на анонимности, полиидeнтичности виртуального субъекта, опосредованности виртуального общения техническими средствами, отсутствием временных и пространственных барьеров и т.п., что разрешает самостоятельно моделировать коммуникативное пространство Интернета, как отдельным индивидуумам, так и социальным группам [30].

Таким образом, понятие и сущность сетевой коммуникации с точки зрения социологической науки более чем изучена, но накопленный теоретический и эмпирический материал не достиг того уровня, когда общие выводы этого явления могли перерасти в новое фундаментальное знание.

Сетевые коммуникации – это средства обмена информацией через сеть Интернет, создающее при этом новое культурное пространство.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.