Основные факторы формирования личности. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные факторы формирования личности.

2018-01-14 302
Основные факторы формирования личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В социологии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид,

личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого,

имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность

– это человек с такими психологическими характеристиками, которые

социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях,

определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для

него самого и для окружающих. Индивидуальность – это сочетание

индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других

людей. Личность характеризуют следующие элементы: мотивация, способности,

темперамент, характер, эмоции и чувства, воля.

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. В

человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс),

безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии

(самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации;

иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. Все это

формируется воспитанием и социальным общением. 2.Жизненный опыт личности:

умения; навыки; привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и

формируется через обучение. 3.Особенности психический процессов: чувства;

восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на

психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства:

строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип

нервной системы); половые и возрастные свойства. Понятие “человек”

используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей,

отличающих нас от животного мира. Индивид - единичный представитель

человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его

характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус,

роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно

исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее

характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, ценности,

культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта

традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М.

Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание

личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и

основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед -

ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута

личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в

социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению

категории “свободы”: Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и

его действия определяются только интенциями его психики, то социология

тереяет свой предмет - сводится к психологии. Если человек не свободен

(“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих

законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология

теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к

культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на

пути признания следующих концептуальных положений: объективные пределы

свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых

культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не

представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является

врожденным, врожденны только предпосылки развития человека в личность

(феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному

бытию - превращается в “животное”. Культура же не может быть представлена вне

ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения

культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину.

Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их

носителя. Личность же является феноменом психического, включая и

бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания

коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает

конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка”

превращаются в “извилистые русла рек”.

 

Содержание процесса социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения,

принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной

стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную

среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного

воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной

деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность),

трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части

процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание

(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы

психического и физиологического становления организма). Проводники

социализации: социальные институты, посредники, культура.

 

Агенты социализации.

Агенты социализации – это институты, социальные факты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации.

В целом агентов социализации мы можем разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. – все те люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов; её осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями. Поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.

Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с нами тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Агенты социализации различны в зависимости от жизненного цикла человека:

Младенческие годы – агент социализации семья, родители.

Детство и юность (школьные годы) – агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка.

Для студентов агент социализации – институт.

Для работающих – работа.

Вступление в брак, рождение детей – эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.