Тема 2 История формирования и развития социологического знания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 2 История формирования и развития социологического знания

2018-01-14 479
Тема 2 История формирования и развития социологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОЦИОЛОГИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ БГАУ

 

Уфа 2005

УДК 316:378 147

ББК 60.5.74.57

С 65

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования (протокол № 5 от 25 февраля 2005 г.)

 

 

Составители: проф. Галлямов P.P., доц. Игебаева Ф.А., доц. Зайнетдинова Л.Ф., доц. Кунгурцева Г.Ф., доц. Хаматгалиев Р.З.

 

 

Рецензент: зав. кафедрой истории и культурологии,

доц. Зиязетдинов P.M.

 

 

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой философии и социологии,
проф. Галлямов P.P.


ВВЕДЕНИЕ

 

Социология, наряду с политологией, представляет собой научную дисциплину более других обществоведческих наук приближенную к пониманию конкретной, ежедневной практики в жизнедеятельности людей. Возникнув как самостоятельное направление науки относительно недавно, в середине XIX века, социология ставит перед обществом и отвечает на такие животрепещущие вопросы как: Что выступает основой конкретной мотивации человеческой деятельности в той или иной сфере? Почему люди стараются жить в том или ином регионе? Какие причины побуждают их к миграции? Из каких социальных групп и слоев состоит современное человеческое общество? Что объединяет людей в классы, сословия, этнонации и т.д.? Почему в одних случаях одинаковые проекты экономических реформ приводят к успеху, а в других – не побуждают людей к активности, и, следовательно, терпят полный крах? Эти и многие другие проблемы конкретной человеческой жизни социология исследует и разрабатывает предложения по их решению. Именно поэтому социология, как учебная дисциплина, имеет важнейшее значение для формирования будущего специалиста – выпускника вуза, вырабатывая теоретические основы его сознания для адекватного понимания современной социальной действительности.

Социология, с одной стороны, тесно связана с другими обществоведческими науками, но с другой стороны, имеет свой специфический предмет исследования. В чем же заключаются принципиальные отличия социологии от других социальных и политических наук? Во-первых, социология рассматривает общество как единую систему взаимосвязанных и непрерывно взаимодействующих друг с другом элементов (индивидов, групп, институтов, процессов), а не только его отдельные сферы. Во-вторых, социология изучает все происходящие в обществе явления и процессы «сквозь призму социальных отношений», т.е. постоянно удерживая в поле зрения вопрос о том, в какой степени это явление социально обусловлено? В-третьих, социология при изучении общества пытается, прежде всего, выяснить основные направления человеческой мотивации, т.е. почему именно так поступает тот или иной индивид? В-четвертых, социология для обоснования основных своих выводов чаще и больше других наук использует конкретные эмпирические методы (опросы, наблюдения, эксперимент и т.д.).

Настоящее учебно-методическое пособие к изучению учебного курса «Социология» для студентов всех факультетов дневного и заочного обучения Башкирского государственного аграрного университета составлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» с учетом аграрной специализации вуза.

Основной целью учебного курса «Социология» является формирование у студентов общего систематизированного представления о теории, методологии познания и регулировании социальных явлений и процессов. Это предполагает уяснение студентами специфики социологического подхода к оценке общественных явлений, понимание природы возникновения социальных общностей и институтов, их взаимодействия, возможных социальных напряжений и конфликтов, путей их преодоления.

Методическое пособие служит целям организации учебного процесса по основам социологии со студентами всех направлений и специальностей, обучающихся в агроуниверситете. В зависимости от профиля факультета и профессиональных интересов студентов преподаватель имеет право в рамках учебной программы более подробно рассмотреть те или иные темы.

После изучения курса социологии студент, в соответствии с требованиями ГОСа по этой дисциплине должен знать:

■ объект социологии, которым является общество как система взаимосвязанных между собой элементов, уровней и процессов;

■ главные этапы развития мировой социологической мысли;

■ основные составляющие и факторы эволюции личности как объекта и субъекта социального развития;

■ сущность понятий социальная стратификация и социальная мобильность;

■ определение конкретных социологических исследований, их методы и виды;

■ владеть основами и спецификой социологического мышления.

Уметь:

■ свободно ориентироваться в системе основополагающих категорий и дефиниций социологии;

■ посредством анализа конкретных фактов современной действительности представлять на научной основе картину состояния общества, ориентироваться в социальных явлениях и процессах, происходящих в настоящее время в России;

■ провести эмпирическое социологическое исследование с построением программы, плана исследования и разработки выборки;

■ разбираться в острых общественных вопросах социального неравенства, в межнациональных, экономических и политических конфликтах, других кризисных процессах, происходящих во всех основных сферах российского общества;

■ проявлять при оценке социальных явлений активную жизненную и гражданскую позицию, толерантность к различным социальным, этническим и другим общественным группам.

Настоящее учебно-методическое пособие структурировано таким образом, что, наряду с перечислением всех разделов и основных тем, а также – вопросов изучаемой дисциплины, содержит: а) основные понятия необходимые для изучения отдельных тем; б) полную библиографию, рекомендуемую по каждой отдельной теме и по всему курсу; в) логические задания и вопросы, которые помогут уяснить наиболее сложные для усвоения вопросы и повторить пройденный материал; г) тематику вопросов для написания контрольных работ; д) вопросы к зачету (экзамену); е) словарь терминов, чаще всего употребляемых и наиболее сложных при изучении дисциплины.

Несмотря на то, что на сегодняшний день существует достаточное количество учебной и справочной литературы по социологии, в том числе – многие переведенные зарубежные издания, авторы сочли необходимым предложить студентам краткие методические рекомендации по изучению отдельных тем курса. Взяв за основу повествовательный характер изложения материала, авторы акцентируют внимание на сложных и дискуссионных пока в науке проблемах и направлениях. Это касается, например, раздела о социальных группах и этнических общностях. Авторы не претендуют на истину в последней инстанции и предлагают студентам самим выяснить суть проблемы, ознакомившись предварительно с литературой, рекомендованной для изучения темы.

При подготовке к семинарским занятиям советуем студентам обращаться к помощи рекомендованных научных и энциклопедических изданий (монографии, словари, материалы конференций), публикаций в основных социологических журналах, имеющихся в читальных залах университета, в том числе таких как: «Социологические исследования», «Социально-политический журнал», «Социально-гуманитарные знания», «Журнал социологии и социальной антропологии», «Общественные науки и современность». Большие и качественные социологические разделы имеются и в общественно-политических, а также – в специализированных журналах («Свободная мысль», «Экономика и управление» и др.) Список рекомендуемых из этих журналов статей приведен в конце каждой изучаемой темы. Использование этих материалов сделает ваше сообщение более содержательным и интересным, покажет вашу способность ориентироваться в проблемах социологии, не ограничиваясь только рамками учебно-справочной литературы.

Постарайтесь также ответить на все контрольные вопросы и логические задания, предложенные в конце каждой темы, что позволит вам более эффективно и глубоко усвоить содержание курса «Социология».


РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Социология как наука (2 часа)

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура и функции социологии.

3. Методы социологической науки.

4. Место и роль социологии в системе современного обществознания.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

а) основная

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 374 с.

2. Гидденс Энтони. Социология. Пер. с англ. / Под ред. В.А. Ядова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

3. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учебник. – М.: Логос, 1995. – 320 с.

4. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник. – М.: Наука, 1994. – 317 с.

5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Издат. корпорация «Логос», Екатеринбург «Деловая книга», 2000. – 382 с.

6. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА, 2002. – 654 с.

7. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

8. Социология для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. – 416 с.

9. Социология: Учебник для юридических вузов: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2001. – 416 с.

10. Социология: Учебник / Под ред. Г.В. Осипова и др. – М.: Наука, 1995. – 374 с.

11. Социология: Учебное пособие / Под ред. Я.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995. – 272 с.

12. Смелзер Н. Социология: Учебник (пер. с англ.). – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

13. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: вводный курс. Пер. с англ. М.: «Фирма «Издательство ACT»; Львов: «Инициатива», 1998. – 496 с.

14. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.

15. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Логос, 1996. – 360 с.

б) справочная

1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический словарь. Пер. с англ. / Под ред. С.А. Ерофеева. – М.: Экономика, 2000. – 418 с.

2. Большой толковый социологический словарь (Collins). T. 1-2. Пер. с англ. – М: Вече, ACT, 1999. – Т. 1. – 544 с, Т. 2. – 528 с.

3. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. – М.: Московский лицей, 1996. – 368 с.

4. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гришиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1988. – 479 с.

5. Социология: Практикум / Сост. и отв. ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко. – М.: Соц.-полит. журнал, 1993. – 240 с.

6. Социология: Хрестоматия / Сост. О.Н. Козлова, Э.И. Комарова, В.В. Пан­ферова. – М.: Соц.-полит. журнал, 1993. – 256 с.

7. Философский энциклопедический словарь / Ред., сост. Е.Ф. Губский и др. М.: ИНФРА – М, 1999. – 576 с.

в) дополнительная

1. Антонов А. Микросоциология семьи. – М.: Изд. Дом «Nota Bene», 1998. – 360 с.

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 271 с.

3. Бергер П.А. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 168 с.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: Пер. с фр. / Изд. подгот. вал. А. Луков. – СПб.: Союз, 1998. – 496 с.

5. Зигмунд Бауман. Мыслить социологически. Учебное пособие. Пер. с англ. / Под ред. А.Ф. Филлиппова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 255 с.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов: Россия на пути преодоления кризиса. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Аспект Пресс, 1994. – 317 с.

7. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 280 с.

8. Радаев В.В., Шкаратан И.О. Социальная стратификация. Учебное пособие. – М.: Наука, 1995. – 237 с.

9. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. Учебное пособие. – М: Аспект Пресс, 1997. – 368 с.

10. Социология молодежи. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Лисовского. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. – 460 с.

11. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. Дом «Стратегия», 1998. – 224 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Социология как наука (2 часа)

 

Вопросы

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура и функции социологии.

3. Методы социологической науки.

4. Место и роль социологии в системе современного обществознания.

 

1.2 Основные понятия и термины

Общество. Социум. Социальный институт. Социальная общность. Уровни социологического знания. Структурно-функциональный анализ. Бихевиоризм. Социальный закон.

 

1.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Когда и почему возникает социология как самостоятельная наука?

2. Раскройте современное понимание социологии как науки.

3. Как вы представляете себе структуру и уровни социологического знания?

4. Каковы основные функции социологии? Раскройте их содержание.

5. Почему говорят, что жизнь людей протекает в рамках социальных законов?

6. Чем, на ваш взгляд, отличаются законы собственно социальные от эконо­мических?

7. Какое место занимает социология в системе общественных наук и какую роль она играет в современном обществе?

 

Темы докладов и рефератов

1. Социология и философия.

2. Особенности социологического видения мира.

3. Соотношение теоретического и эмпирического в социологии.

4. Понятие социального факта.

5. Роль социологии в современном обществе.

6. Развитие социологии в России: дореволюционный и советский периоды.

7. Развитие социологии в Башкортостане.

 

Библиография

1. Аржоманд С.А. О ключевых проблемах современной социологии (мнение главного редактора). – Социс. – 2000. – № 2.

2. Бороноев А. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социс. – 1999. – № 1. – С6.

3. Дридзе Т.М. Станет ли социология «наукой наук об обществе»? // Социс. – 2001. – № 3.

4. Камышин И.И. Социально-гуманитарные науки в России: смена вех // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1. – С. 18.

5. Козлова О.Н. О социологическом знании // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – 31 с.

6. Королёв И. Субъект социологии и как с ним познакомиться // Социально-политические знания. – 1999. – № 3. – С. 72.

7. Култыгин В.П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс. – 2000. – № 8.

8. Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе // Общественные науки и современность. – 2002. – № 2. – С. 42.

9. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии // Социс. – 2002. –
№ 9.

 

Вопросы

1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Классические социологические теории.

3. Современные социологические теории.

4. Социология в России: основные традиции и направления.

 

2.2 Основные понятия и термины

Идеальное государство Платона. Политизированный тип культуры. Гуманизм. Теория общественного договора. «Социальное действие» М. Вебера. Стратификационная теория П. Сорокина. Аномия. Символический интеракционизм. Социометрия.

 

2.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. В чём смысл основных положений О. Конта?

2. Каковы социологические воззрения Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма?

3. Оцените выражение Питирима Сорокина из книги «Система социологии»: «Истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и тому подобных принципов, а наука – от идеологии».

4. Какие исторические условия и теоретические предпосылки способствовали развитию русской социологической мысли?

5. Подтверждаются ли, по вашему мнению, основные положения марксисткой социологии в современных условиях?

6. Какие основные этапы развития западной социологии можно выделить? Чем характеризуется каждый из них?

 

Темы докладов и рефератов

1. Огюст Конт – основатель социологии.

2. Макс Вебер как социолог: общая характеристика.

3. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.

4. Питирим Сорокин и его место в развитии мировой социологической мысли.

5. Социология марксизма.

6. Современная западная социология.

7. Особенности формирования и развития социологии в России.

 

Библиография

1. Ансар П. Современная социология // Социс. – 1996. – № 1. – С119.

2. Голосенко И. Оглядываясь на Огюста Конта // Социс. – 1999. – № 1. –
С. 102.

3. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // Социс. – 2000. – № 4.

4. Иноземцев В. Западная социологическая теория. В преддверии перемен // Свободная мысль. – 1998. – № 8. – С. 24.

5. Кудрявцев В. Мировоззренческие основы возникновения социологии (на примере О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера) // Вестник Московского университета, «Социология и политология». – 1999. – № 3. –
С. 141.

6. Кукушкина Е. Питирим Сорокин – ученый, педагог, организатор науки и общественный деятель // Вестник московского университета «Социология и политология». – 1999. – № 3. – С. 124.

7. Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социс. – 2002. – № 10.

 

Вопросы

1. Понятие, основные признаки и важнейшие подсистемы общества.

2. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

3. Общество как социокультурный организм.

4. Типология общественных систем.

 

3.2 Основные понятия и термины

Социум. Социальные институты. Социальные общности. Интеграция. Культура и общество. Символы. Общественные ценности. Традиционное и современное общества.

 

3.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся понятия «общество» и «социальная система»?

2. Какие вы знаете теории происхождения обществ?

3. Противоречат ли, на ваш взгляд, приведенные определения общества одно другому или дополняют друг друга: а) «общество – это функциональная система, основанная на разделении труда» (О. Конт); б) «общество – композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов» (Г. Спенсер); в) «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (К. Маркс)? Аргументируйте свой ответ.

4. Что такое социальные ценности? Какова их роль в процессе формирования социальных отношений?

 

Темы докладов и рефератов

1. Типология и эволюция обществ.

2. Проблема типизации обществ в современной социологии.

3. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социальной системы.

4. Социокультурные особенности функционирования и эволюции общества.

5. Социальные взаимодействия и социальные отношения: сущность и спе­цифика.

 

Библиография

1. Алстед Я. Психология, социология, общество: модели мотивации // Социс. – 2002. – № 9.

2. Дахин В. Глобализация – взгляд историка // Свободная мысль. – 2001. – № 5. – С. 26.

3. Козлова О.Н. Общество как социокультурная система в статике и динамике // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 3.

4. Левашова А.В. Глобализация мира: миф или реальность // Вестник Мос­ковского университета, «Социология и политология». – 2001. – № 1. –
С. 15.

5. Милованцев Д. Общественные предпосылки становления информационного общества в России // Свободная мысль. – 2003. – № 11. – С. 57.

6. Руткевич М.Н. Консолидация общества и социальные противоречия // Социс. – 2001. – № 1.

7. Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке // Социс. – 2001. – № 7.

8. Щукин Н.Н. Каким должно быть общество: прогрессивным или оптимальным? // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 5.

9. Шулындин Б.П. Исторический путь России в аспекте цивилизационного и формационного подходов // Социально-гуманитарные знания. – 2001. –
№ 2.

 

Вопросы

1. Понятие личности в социологии.

2. Социальный статус и социальная роль личности.

3. Социализация личности и ее структура.

4. Социальные типы личности.

 

4.2 Основные понятия и термины

Человек. Индивид. Личность. Структура личности. Социальный статус. Разновидности социальных статусов личности. Иерархия статусов. Социальный престиж статуса. Понятие социальной роли. Основные характеристики социальной роли. Ролевое поведение. Социализация. Этапы социализации. Агенты и виды социализации. Социальные типы личности.

 

4.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?

2. Оцените суждение: «Стремление к свободе индивида – ограничение свобод других индивидов».

3. Подумайте, что означает формула: «Главное в личности не ее абстрактная природа, а социальное качество».

4. Как вы понимаете выражение «Личность – субъект и объект социальной среды»?

5. Какие типы личности вы знаете?

6. Согласны ли вы с высказыванием американского социолога и психолога Э. Фромма: «Современный человек живет в зоопарке, изолирован и одинок, хотя и является частью толпы»? Аргументируйте свой ответ.

 

Темы докладов и рефератов

1. Проблемы свободы и ответственности личности.

2. Социальные потребности и интересы личности.

3. Проблемы социализации личности.

4. Образ жизни личности и развитие общества.

5. Проблемы самореализации личности в современных условиях.

6. Ролевые конфликты.

7. Феномен одиночества.

 

Библиография

1. Гранин Ю. Человеческий потенциал под угрозой // Свободная мысль. – 2000. – № 9. – С. 74.

2. Спасибенко С. Методологические проблемы социологии человека // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 2. – С. 74.

3. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Менталитет и национальный характер // Социс. – 2003. – № 2.

4. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. – 2003. – № 1.

5. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социс. – 2003. – № 12. – С. 87.

6. Козлова О.Н. Социализация в поле безнадежности и за его пределами // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 2. – С. 126.

7. Спасибенко С.Г. Дорога длиною в жизнь: социализация взрослых // Со­циально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6. – С. 83.

8. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума // Об­щественные науки и современность. – 2003. – № 6. – С. 28.

9. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. – 2003. – № 3.

10. Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального // Соци­ально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4.

 

Вопросы

1. Понятие социальной структуры общества и её основных элементов.

2. Социальное неравенство как критерий стратификации. Стратификационный подход к анализу общественного устройства.

3. Социальная мобильность и её типы.

4. Средний класс в современном российском обществе.

 

5.2 Основные понятия и термины

Социальная структура. Элементы социальной структуры. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Критерии стратификации. Стратификационный профиль. Социальная мобильность, её типы и виды. Основные страты современного российского общества. Сущность и роль среднего класса в демократическом обществе.

5.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятия «социальная структура общества».

2. Как, по вашему мнению, влияют на социальную структуру многообразие форм собственности и рыночные отношения?

3. В чем заключается стратификационный подход к анализу социальной жизни общества?

4. Справедливо ли, на ваш взгляд, социальное неравенство в обществе? Аргументируйте свой ответ.

5. Как вы думаете, крестьянство – уходящий или изменяющийся класс?

6. Какие классообразующие признаки вы можете выделить у предпринимателей как социального слоя или класса?

7. Что понимают под термином «социальная мобильность»? В каких на­правлениях и с какой интенсивностью может протекать процесс социаль­ной мобильности в современной России?

8. Попробуйте охарактеризовать себя как представителя социальной структуры общества.

 

Темы докладов и рефератов

1. Переход России к рыночным отношениям и изменения в её социальной структуре.

2. Проблемы формирования среднего класса в России.

3. Изменения распределенных отношений как фактор социальной поляризации.

4. Социальный портрет современной российской элиты.

5. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.

6. Бедность как феномен современной России.

7. Проблемы социального равенства и социальной справедливости.

8. Теория стратификации в западной социологии.

 

Библиография

1. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и чис­ленности // Социс. – 2001. – № 5. – С. 76.

2. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности // Социс. – 2000. – № 8. – С. 28.

3. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социс. – 2000. – № 3. – С. 13.

4. Давыдова Н.М. Депривоционный подход в оценках бедности // Социс. – 2003. – № 6. – С. 88.

5. Балабанов А.С. Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы уг­лубления деривации // Социс. – 2003. – № 7. – С. 34.

6. Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // Социс. – 2003. – № 1.

7. Валеева А.Ф. Социально-профессиональная стратификация как фактор языкового поведения в полиэтничном регионе // Социс. – 2003. – № 12. – С. 126.

8. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности, («круглый стол») // Социс. – 2003. – № 5.

9. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. – 2002. – № 9. – С. 29.

10. Трущков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // Социс. – 2002. – № 2.

 

Вопросы

1. Понятие, типология, формирование социальных групп и социальных общностей.

2. Этническая общность: современные теоретические подходы, понятие и эволюционные виды.

3. «Возрождение» этничности в конце XX века: направления обострения межэтнических отношений и основные пути их оптимизации.

 

6.2 Основные понятия и термины

Социальная группа, социальная общность, первичная социальная группа, вторичная социальная группа, этническая общность, примордиализм, инстру­ментализм, конструктивизм, племя, народность, нация, межэтнический кон­фликт, право народа на самоопределение, национально-государственный прин­цип решения этнической проблемы, национально-культурная автономия, муль­тикультурализм, консоциальная демократия.

 

6.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Как определяется понятие «социальная группа», и какие факторы влияют на ее формирование?

2. В чем состоит основное различие между первичными и вторичными группами?

3. Что означает понятие «социальная общность», и какие виды общностей вы знаете?

4. В чем заключаются основные различия в подходах к определению этнич­ности примордиалистской, инструменталистской и конструктивистской концепций?

5. Расскажите об основных этапах исторической эволюции этничности в цепи взаимодействия понятий: «род – племя – народность – этническая нация – гражданская нация».

6. Назовите основные очаги межэтнической конфликтности и определяющие их факторы на территории бывшего СССР.

 

Темы докладов и рефератов

1. Основные подходы к выделению социальных групп в современной со­циологии.

2. Социальные агрегаты: понятие и основные виды.

3. Примордиализм и конструктивизм: две «крайних» теории в осмыслении феномена этничности.

4. Этносоциальная стратификация: понятие и исторические типы.

5. Межэтнические конфликты: сущность, основные виды и способы пре­одоления.

6. Основные проблемы межэтнических отношений в постсоветской России.

 

Библиография

1. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях: межличностный аспект // Социс. – 1999. – № 4.

2. Галлямов P.P. Политическая элита. Этничность. Гражданственность. – Уфа, 2004.

3. Галлямов P.P., Зайнетдинова Л.Ф. Этносоциальная стратификация: теоре­тические подходы, концептуальная модель, тенденции развития. – Уфа, 2004.

4. Богоявленский Д. Этнический состав населения России // Социс. – 2001. – № 10.

5. Дейнеко В., Торопов Д. Социальное развитие села: проблемы и тенденции // АПК. – 200. – № 5.

6. Жовтун Д. Межэтнические конфликты в структуре современного россий­ского социума // СГЗ – 2000. – № 1.

7. Кагиян С. Управление этническими конфликтами // Философские науки. – 2003. № 2.

8. Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений // СПЖ. – 1999. – № 4-5.

9. Сафин Ф. Контуры этносоциальной жизни в Башкортостане // Социс. – 2001. – № 10.

 

Вопросы

1. Понятие «социальный институт».

2. Структура, функции и типы социальных институтов.

3. Основные социальные институты: семья, производство, образование, наука.

4. Социальные организации и их виды.

 

7.2 Основные понятия и термины

Социальный институт, институциализация, дисфункция, основные типы со­циальных институтов, семья, брак, производство, образование, наука, религия, социальная организация, формальная и неформальная организация, бюрокра­тия.

 

7.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Как Вы понимаете термин «социальный институт»?

2. Что представляет собой семья и брак как социальные институты? Какие формы брака выделяют исследователи семейных отношений?

3. Какой брак Вы считаете более современным и красивым: с помощью сва­товства и свадьбы; «самокруткой» (т.е. по личной договоренности жениха и невесты без предварительного согласия родителей); после подбора суп­руга родителями?

4. Каковые основные особенности таких социальных институтов как обра­зование и наука?

5. Какое содержание вкладывается в понятие «общественное мнение»?

6. Как Вы думаете, какую роль играют массовые коммуникации в формиро­вании общественного мнения в современном российском обществе?

7. Какова, на Ваш взгляд, роль религии как социального института в совре­менной России?

8. Каковы основные подходы к понятию «социальная организация». Можно ли выделить общие черты организации?

9. Оцените суждение: «Главное отличие формальных организаций от неформальных – «универсальные» средства конфликтных ситуаций – сила и справедливость.

 

Темы докладов и рефератов

1. Образование как социальный институт и сфера человеческой деятельности.

2. Социально-демографический портрет современного студента.

3. Социальные проблемы студенческой семьи.

4. Развод: социологический аспект.

5. Наука как социальный институт.

6. Социология общественного мнения.

7. Религия как объект социологического изучения.

8. Бюрократическая модель организации М.Вебера.

 

Библиография

1. Артюхов И. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс. – 2002. – № 7. – С. 108.

2. Багдоварян Н., Немцов А. и др. Послевузовские ожидания студенческой молодёжи // Социс. – 2003. – № 6. – С. 113.

3. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования с социальной позиции студенчества // Социс. – 2002. – № 3. – С. 78.

4. Глотов М. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. – № 10. – С. 13.

5. Зиновьев А. Социальная организация // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С. 110.

6. Карцова Л. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. – 2003. – № 7. – С. 92.

7. Костин В., Костина Н. К вопросу об определении понятия «социальная организация» // Социс. – 2001. – № 10. – С. 64.

8. Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме: «Социология брака и семьи». – Уфа: Башгосагроуниверситет, 2000. – 10 с.

9. Попенос Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе // Вестник Московского университета «Социология и политология». – 2003. – № 3. – С. 101.

10. Рукавишников В. Какой Россия видится изнутри и издалека (Коррумпированность бюрократии) // Социально-гуманитарные знания. – 2003. –
№ 3. – С. 3.

 

Вопросы

1. Социальный контроль как механизм регуляции поведения. Элементы со­циального контроля: нормы и санкции.

2. Девиантное поведение как специальная социологическая теория. Причины девиации.

3. Основные формы девиантного поведения.

 

8.2 Основные понятия и термины

Социальный контроль, социальные нормы, санкции, типология санкции, ценности, привычки, обычаи, традиции, законы, табу, девиантное и делинквентное поведение, аномия, инфантилизм.

 

8.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальный контроль и почему, по вашему мнению, он является необходимым условием успешного функционирования общества?

2. Каковы элементы и механизмы социального контроля?

3. Что представляет собой отклоняющееся (девиантное) поведение и «аномия»? Может ли общество, по Вашему мнению, уничтожить девиацию вообще?

4. Какие Вы знаете теории, объясняющие причины девиантного поведения?

5. Что такое социальные санкции?

6. Как Вы думаете, почему в современной России наблюдается рост интен­сивности всех форм отклоняющегося поведения?

 

Темы докладов и рефератов

1. Способы осуществления социального контроля.

2. Проблемы роста преступности и криминализации в современной России.

3. Влияние семьи на преступность.

4. Алкоголизм и молодежь.

5. Наркомания и наркоманы.

6. Первая древнейшая.

7. Феномен самоубийства.

8. Проблема коррупции в российском обществе.

 

Библиография

1. Арефьев А. Поколение, которое теряет Россия (алкоголизм, наркотики) // Социс. – 2002. – № 8. – С. 97.

2. Быков С. Наркомания среди молодежи как показатель деадаптированности // Социс. – 2000. – № 4. – С. 48.

3. Васильев В. Причины социальной детерминации преступности в российском обществе // Вестник московского университета, «Социология и политология» – 2003 – № 3. – С. 62.

4. Заиграев Г. Пьянство в России как угроза национальной безопасности // Социс. – 2001. – № 11. – С. 69.

5. Лунеев В. Организованная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации // Социс. – 2002. – № 5. – С. 60.

6. Меренков А., Никитина Н. Социальный портрет современной проститутки // Социс – 2002. – № 5. – С. 47.

7. Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме: «Социология девиантного поведения» // Уфа: БГАУ, 2000. – 8 с.

8. Смольков В. Социальный контроль // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 4. – С. 193.

9. Сорокин П. Самоубийство как общественное явление // Социс. – 2003. – № 2. – С. 104.

10. Юлдашев В. Профилактика наркомании // Ватандаш. – 2001. – № 11. –
С. 189.

 

Вопросы

1. Классические и современные теории социальных конфликтов.

2. Основные этапы возникновения и развития социальных конфликтов.

3. Типология и функции социальных конфликтов.

4. Стратегия и способы разрешения социальных конфликтов.

 

9.2 Основные понятия и термины

Социальный конфликт. Проблемная ситуация. Инцидент. Типы конфликтов. Деструктивный конфликт. Конструктивный конфликт. Разрешение конфликта. Стратегия разрешения конфликта.

 

9.3 Логические задания и вопросы для самоконтроля

1. Какова природа социальных изменений в обществе? Приведите примеры социальных изменений и укажите, в чем их сходство и различие.

2. Какой смысл вкладывается в понятие «социальное движение»? На что может быть направ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.257 с.