Половая стратификация общества. Гендерная социология. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Половая стратификация общества. Гендерная социология.

2018-01-14 685
Половая стратификация общества. Гендерная социология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пол — комплекс телесных (физиологических), репродуктивных, поведенческих, социально-психологических признаков, определяющих личностно-биологический и социальный статус человека как мужчины или женщины.

Различают понятия пол и гендер.

Гендер — это социальный пол, концентрирует внимание на сконструированных социально-культурных факторах между мужчинами и женщинами, фиксирует культурные идеалы маскулинности и фемининности.

Проблема статуса женщин: колоссальные людские потери, которые понесла Россия в ходе революций, гражданской, Отечественной и других войн, голода 30-х и 40-х гг. прошлого столетия, репрессий вызвало деформацию полового состава населения.

Женщины — 53,4 %; На 1000 женщин приходится 878 мужчин, правда, это соотношение различно в разных возрастах и наиболее неблагоприятно после с 45 лет.

Женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины (52 %). Большинство женщин нашей страны заняты в общественном производстве, на их долю приходится две работы – семейная и профессиональная.

Дискриминация по половому признаку: первой подлежит сокращению, испытывает дискриминацию при оплате за равный с мужчинами труд; востребованность знаний меньше, хотя образованность выше; женщины работают на вредных производствах, что запрещено законом, в ночную смену.

Каждые 25 лет происходит смена экономических, социальных, политических отношений в обществе; во многих странах наблюдается всплеск общественной активности женщин: у нас же наоборот. Во многом—это показатель социальных отношений, экономического положения семей, уровня политического мышления. Немецкая теория трех «K»: Kinder, Kьche, Kirche, теряет свою актуальность.

Необходимо конституционное признание социальной роли женщины в современном обществе.

Мужчины как социально-демографическая группа не так изучены; Мужчины: теория «трех Т»: Тапочки—Телевизор—Тахта.

 

26. Возрастная стратификация общества

Возраст — важная демографическая характеристика, период от рождения до какого-либо момента жизни индивида.

Социология возраста — область социологии, изучающая возрастные характеристики индивидов и социальных групп, возрастную стратификацию общества и закономерности развития возрастных групп.

Возрастной структурой населения называется распределение населения по возрастным группам и контингентам. Система возрастной стратификации включает:


  • Социально-демографический аспект (возрастной состав и структура населения)

  • Социально-экономический аспект (возрастная структура в профессиональной деятельности)

  • Социально-политический аспект (возрастная структура партий, общественных институтов)


Возрастные группы:


  • Дети: «Детство – это период жизни, предшествующий зрелости»; «Дети – лица, не достигшие совершеннолетия; младшее подрастающее поколение». 11 млн детей в России; на сегодняшний день говорят о социальной депривации детей в России (отсутствие материальных и духовно-нравственных ресурсов для нормального развития);


Причины:


  • Нарушение функционирования социальной системы на макросоциальном уровне = угроза неудовлетворения первичных потребностей некотоырх детей (питание, жилье);

  • Нарушение функционирования институтов, связанных с социологией и воспитанием детей (семья, школа) = дети не осваивают целые пласты социальных связей и отношений;

  • Особенности жизненного пути ребенка: около 710 тысяч детей воспитывается вне семьи = только 5% детей из детских домов создают нормальные семьи.

  • Молодежь: 16-30 лет; определяет будущее страны.


Социология молодежи — область социологии, изучающая поведение социально - демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей этап семейной и вне семейной социализации, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса. Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и определенное общественное положение, роль и статус.

Социальные проблемы молодежи: период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.


  • Средний возраст: (от 30 лет и до пенсии); акмеоология — наука о среднем возрасте

  • Старики: социальная геронтология изучает социально-демографический слой пожилых людей в связи с переменами в их социальном статусе, материальном и семейном положении. В России около 36 млн. старения зависят от отношения к старикам. Старение развивается задолго до старости (заключительной фазы человеческой жизни); это процесс сокращения приспособительных возможностей человеческого организма. Бывает естественным (соответствует нормам эволюционного развития) и патогенным (вызвано неблагоприятными факторами). Старение вызывает ряд социальных проблем:

  • Пенсионное обеспечение

  • Увеличивается число людей, требующих ухода и медицинской помощи;

  • Проблема одиночества


Проблемы качества населения:

Качество — оценка социального качества условий бытия и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших личных и общественных потребностей. Существует индекс человеческого развития, дающий обобщающую характеристику уровня социально-экономического развития страны. По качеству жизни (рейтинг ООН 174 стран) Россия занимает 62 место (между Малайзией и Латвией).

Отдельные показатели:


  • По уровню здоровья Россия на 68 месте в мире; естественный прирост в России стал отрицательным; число умерших превышает число родившихся почти в 2 раза; высок в стране уровень потребления алкоголя: 16 литров чистого алкоголя на душу населения; ежегодно в стране умирает от отравления спиртным 30 – 34 тыс. человек (по данным ВОЗ потребление 8 л. чистого алкоголя представляет опасность для физического и интеллектуального развития).


Выход: сильная демографическая политика, направленная снижение демографических волн; осознание обществом демографических проблем; осуществление программ в области развития медицины, здравоохранения, оздоровления окружающей среды, изменения условий труда с целью снижения смертности, т.е. минимизация издержек процесса воспроизводства населения;

27. Социализация – начинающийся в младенчестве и завершающихся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид.

Факторы социализации:

система образования; среда сверстников, круг друзей; произведения искусства, литературы; СМИ; политические институты (государство, партия); отдельные экономические и политические события; отдельная выдающаяся личность.

Механизмы: З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины: имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения; идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения; стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Д. Смелзер сводил социализацию к трем стадиям: стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Агенты социализации — все социальные субъекты, социальные институты, посредством которых индивиды обучаются культуре: семья, родители, родственники, наставники, соседи и т.д.; затем группы друзей, ровесников; затем — социально-территооиальные общности (этнос, раса), религия и т.д.

Фазы социализации:


  1. адаптация индивида (освоение норм и ценностей; уподобление, «потеря» на время личности)

  1. стремление индивида к максимальной самоактуализации (воздействие на людей)

  2. интеграция (включение индивида в группу (окружающие принимают и одобряют его включенность в группу)


Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и Социализация личности: механизмы, этапы, основные агенты.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.