Синтаксические функции инфинитива — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Синтаксические функции инфинитива

2018-01-14 448
Синтаксические функции инфинитива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глагол в неопределённой форме (инфинитив) может быть не только главным, но и любым второстепенным членом предложения. Надо отличать инфинитив в грамматической основе от инфинитива, выполняющего другие синтаксические функции.

1) Ехать (подл.) на такой лошади было для него наслаждением.

2) Читать (подл.) – это не только узнавать (сказ.) факты.

3) Инфинитив выступает в роли обстоятельства цел и чаще всего при глаголах движения:

Он зашел к княгине (с какой целью?) проститься.

Они уехали за границу на два года (с какой целью? зачем?)

работать на строительстве ГЭС.

4) Инфинитив может быть дополнением, обозначая при этом действие другого лица (предмета). В подобных конструкциях особенно часто делают ошибки, включая инфинитив в составсказуемого!):

Мама просила (действие мамы) меня (о чём?) позвонить

(действие другого лица) после занятий.

Эта книга научит (действие книги, подлежащего) вас (чему?)

понимать (действие другого лица, понимать будете вы) мир природы.

Слуге было велено (что?) никого к нему не пускать (велено было одним лицом, а никого не пускать должен слуга).

5) Инфинитив может быть определением, в том числе с пояснительным значением:

Ты удивила меня своим решением (каким?) ехать завтра.

У него сейчас только одно постоянное желание (какое именно)? – выспаться.

 

Упражнение 1. В данных предложениях выделены главные члены; прочитайте предложения и объясните правомерность выделения грамматической основы в каждом случае; укажите тип сказуемого.

1) Последние годы она много работает._______

3) Давайте проверим это упражнение._______

4) Сейчас мы будем все вместе выбирать ему подарок.______

5) Он пришёл в школу вовремя._______

6) Он пришел в ярость, узнав об этом._______

7) По-моему, хватит баклуши бить, пора и за ум браться!______

8) Мы вместе будем встречать Новый год._______

9) Мы будем рады видеть вас на нашем празднике._______

10) Она всегда рада встречам с вами.______

11) Эта девочка будет удивительной красавицей._______

12) Для меня жизнь по-прежнему прекрасна и удивительна!_____

13) Он уже второй год является моим компаньоном. ______

14) Выбранный тобой путь, по-моему, самый короткий. ______

15) Эта экранизация кажется мне интересней.______

16) Т ема сочинения, кажется, очень трудная.______

17) Конфликт после этих событий стал ещё напряжённее.______

18) Она не хочет ничего говорить. ______

19) Не надо было вам расставаться.______

20) Здесь нельзя останавливаться надолго.______

21) Я не собираюсь перед тобой оправдываться.______

22) Ты начинаешь что-то понимать.______

23) Город был основан в девятнадцатом веке.______

24) Это пособие поможет вам разобраться в трудных вопросах нашего предмета.______

25) Он, думается мне, сможет тебе помочь.______

26) Она просит вас погостить на даче подольше.______

27) Дочка ушла заниматься к подруге.______

28) Добросовестно учитьсявот сегодня ваша задача. ______

29) Я плохо знаю этот район и не помню, как оказалась у метро.____

30) Юноша, который ехал с нами в одном купе, оказался студентом нашего институтаи уже в дороге сумел понравиться всем девчонкам. _____

Упражнение 2.

Какие слова являются грамматической основой в следующих предложениях?

а) Каждый из сотрудников при такой организации деятельности является универсалом.

1) каждый является универсалом;

2) каждый из сотрудников является;

3) каждый является;

4) каждый из сотрудников является универсалом

б) У нас заместитель директора - в прошлом, между прочим, кассир - должен, видя очередь в торговом зале, сам начать обслуживать покупателей.

1) заместитель директора - кассир;

2) кассир должен;

3) заместитель директора должен начать;

4) заместитель директора должен начать обслуживать.

Упражнение 3. Отметьте номер предложения с указанным типом сказуемого:

а) с простым глагольным:

1) Комната ещё не убрана.

2) Ваше завтра будет другим.

3) Он будет учиться в вашей школе.

4) Вам надо будет сегодня сфотографироваться.

б) с составным глагольным:

1) По-моему, он и вовсе не виноват.

2) Наконец-то все вещи упакованы!

3) Такие доклады и сообщения помогут вам лучше понимать события

сегодняшней жизни страны.

4) Я не могу завтра пойти с тобой в кино.

в) с составным именным:

1) Ты должна ему позвонить после семи.

2) За решение провести субботник проголосовало большинство.

3) На уроках он стал намного внимательней.

4) Они рады встретиться с вами снова.

 

Упражнение 4. В каком случае правильно указана грамматическая основа одного из следующих предложений?

а) А. Она сидела у окна, отвернувшись, и казалась бледной.

Б. В результате бездеятельности руководства фирмы финансовая

ситуация стала ухудшаться.

В. Под окнами школы росли три молодые берёзки.

Г. Студенты, которые сидели наверху, не слышали этого.

1) она сидела и казалась (А);

2) ситуация стала (Б);

3) три берёзки росли (В);

4) студенты сидели, не слышали (Г).

 

б) А. При проведении изложения текст вам прочитают три раза.

Б. Опоздавшие на урок стояли у дверей.

В. Они должны были через лес проехать к мельнице.

Г. Площадь посреди города была большая и очень пыльная.

1) текст прочитают (А);

2) опоздавшие стояли (Б);

3) они должны были (В);

4) площадь была большая (Г).

 

Упражнение 5. Укажите в каждом предложении грамматическую основу; определите типы сказуемых и синтаксические функции инфинитива (каким членом предложения является инфинитив):

1. Если вы будете чаще делать что-то приятное окружающим вас людям, они станут добрее и лучше.

2. Стройка уже близится к концу, так что пора подумать об озеленении этого микрорайона.

3. Один из способов жить более экологично – поменьше использовать на дачных участках вредные химические вещества.

4. Любовь Слиска сказала: «Давайте перестанем мешать себе любить нашу страну».

5. Гениальность видна сразу, талант надо разглядеть (Дж. Фланнер).

6. Отец завещал нам учиться и стать людьми образованными.

7. Они уже поехали на вокзал встречать вас.

8. Брат бросился догонять моего обидчика, но тот уже успел скрыться.

9. А кто же велит тебе бездельничать? Ты разве не сам себе хозяин?

10. Постепенно им стало овладевать какое-то безразличие, желание всё бросить и уехать куда-нибудь в глухомань.

11. Он советовал нам быть осмотрительнее и не торопиться с выводами.

12. Жизнь должна быть немного сумасшедшей, иначе это просто череда четвергов, нанизанных друг на друга (К. Костнер).

13. Он поехал погостить у родителей и будет в городе через два дня.

14. Мы хотели в тот же вечер отправиться дальше, но хозяева уговорили нас остаться ночевать.

15. Не стоит так расстраиваться из-за тройки, лучше давай на этой неделе побольше заниматься, и тогда ты сможешь исправить оценку.

16. Сейчас для тебя главное – продумать план действий.

17. Проект программы был опубликован заранее, и желающие внести в неё какие-то изменения и высказать свои предложения могли это сделать.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.