Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-14 | 107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
для студентов 5 курса очной формы обучения
Выписка из ГОС ВПО
Индекс по ГОС ВПО | Наименование дисциплины и её содержание | Трудоемкость по ГОС ВПО |
ДПП. Ф. 01 | Теория языка. Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации. Общие и частные функции языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Типы языковых единиц. Основные закономерности развития языка. Основные лингвистические направления. Методы изучения языка. |
Методические рекомендации
Курсы «Ведение в языкознание» и «Общее языкознание» образуют комплексную учебную дисциплину, которая Государственным стандартом высшего профессионального образования обозначена как «Теория языка». В системе подготовки специалиста – учителя русского языка и литературы учебный курс «Теория языка» обрамляет всю лингвистическую подготовку студентов факультета русского языка и литературы, студентов факультета иностранных языков, студентов филологического факультета университетов и пединститутов. С курса «Теория языка» начинается введение в языкознание первокурсников, которые знакомятся с лингвистической терминологией, с кругом основных теоретических проблем языкознания. Курсом «Теория языка» студенты-выпускники (нельзя сказать «завершают» образование, самообразование продолжается всю жизнь) завершают вузовское образование, обобщают знания, полученные при изучении частных лингвистических дисциплин («Современный русский язык», «Русская диалектология», «История русского языка», «Стилистика» и др.). И не только лингвистических. Общее языкознание теснейшим образом связано с философией, культурологией, иностранными языками, историей, физиологией, психологией, этнографией, социологией, антропологией и другими науками о человеке.
|
Курс «Теория языка. Общее языкознание» рассчитан на целый год (9 и 10 семестры). Это объясняется тем, что студенту необходимо прочитать и осмыслить много сложной теоретической литературы.
Важностью и сложностью данного курса объясняется большое количество вузовских учебников по общему языкознанию. В разных учебниках и учебных пособиях материал нередко структурируется, излагается и интерпретируется по-разному. И преподавателю, и студенту никак не обойтись без сравнительно-сопоставительного анализа разных учебников, привлечения публикаций в научных журналах («Вопросы языкознания», «Известия РАН. Серия языка и литературы», «Филологические науки» и др.), сборниках научных статей и монографий. И всё же, на наш взгляд, главное, на что надо нацеливать студентов, – это необходимость чтения первоисточников, получение информации «из первых рук», а не только в пересказе специалистов.
Изучение дисциплины «Теория языка. Общее языкознание» осуществляется как аудиторно: в форме лекций, семинарских занятий, консультаций; так и внеаудиторно: самостоятельная подготовка к семинарским занятиям, подготовка к контрольной работе, написание реферата по избранной теме, составление словаря лингвистических терминов и подготовка к экзамену. Текущий контроль качества изучения осуществляется в форме опроса студентов на семинарских занятиях, проверки контрольных и самостоятельных работ. Итоговой формой контроля является экзамен.
Студенту необходимо уже в первой декаде сентября получить на руки в кабинете русского языка ксерокопии:
1) список рекомендованной литературы (основной и дополнительной);
2) план лекций и разработки 4-х семинарских занятий;
3) график самостоятельной работы по дисциплине на весь семестр;
|
4) список лингвистических терминов, знание которых является одним из основных требований на экзамене;
5) выбрать тему реферата (писать реферат на одну и ту же тему двум студентам одной группы не разрешается); реферат оформляется в соответствии с образцом и указанными требованиями и сдаётся на проверку преподавателю не позже 5 апреля.
6) В библиотеке литфака взять учебники по Теории языка (Общему языкознанию). Следует иметь в виду, что ни один из указанных в списке учебников не призван, да и не в состоянии заменить первоисточники – тексты В. Гумбольдта, Ф. де Соссюра, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Л. В. Щербы и других выдающихся учёных. Труды классиков языкознания необходимо изучать либо по их книгам и статьям (см. список дополнительной литературы), либо по хрестоматиям (см., например: Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Часть 1. М., 1964. Часть 2. М., 1965).
7) Вопросы к экзамену.
Консультации по интересующим вопросам студент может получить у преподавателя очно по вторникам с 13.30 до 15.30 или заочно по электронной почте: [email protected]
профессор А. Г. Балакай
Цели и задачи дисциплины.
Объектом лингвистики является язык как важнейшее средство человеческого общения. Предметом общего языкознания является то общее, инвариантное, что присуще всем или многим этническим языкам.
Дисциплина ориентирует на подготовку к научно-методической, учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной видам профессиональной деятельности в соответствии с ГОС ВПО, п.1.3.3, ее изучение способствует решению основных задач профессиональной деятельности в соответствии с ГОС ВПО, п.7.1.
Цель дисциплины «Теория языка. Общее языкознание» – обобщить, расширить и углубить знания в области теории и истории языкознания.
Задачи курса:
– обобщить теоретические знания студентов, полученные в других лингвистических курсах;
– ознакомить студентов с некоторыми общетеоретическими проблемами, не представленными в других лингвистических курсах, рассмотрев их в аспекте истории языкознания;
– охарактеризовать основные направления в лингвистике, продемонстрировав преемственный характер развития науки;
– ознакомить студентов с основными научными методами изучения языка.
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты должны знать: основную проблематику современного языкознания, основные периоды и направления его развития;
уметь сопоставить разные научные концепции и объяснять причины разной интерпретации языковых фактов;
владеть навыками использования лингвистической теории при анализе конкретных языковых фактов.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем (кол-во час.) |
Аудиторная работа (всего) | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Лабораторные занятия | нет |
Самостоятельная работа | |
Общая трудоемкость |
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр | Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа) |
контрольная работа, экзамен |
Содержание дисциплины
Лекции
№ | Тема лекции, её краткое содержание | кол-во час. |
1. | ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.Объект и предмет теории языка. Области прикладного использования результатов теоретической лингвистики. Связь языкознания с другими науками. Теория языка как учебный курс. Цели и задачи курса. I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ. Теоретическое осмысление языка в древнем мире и в средние века. Языкознание и философия рационализма. «Всеобщая рациональная грамматика» и «Логика» Пор-Рояля. | |
2. | Возникновение сравнительно-исторического языкознания. В. Гумбольдт — создатель общего языкознания как лингвистической науки. | |
3. | Основные направления в языкознании второй половины XIX в. Натурализм (А. Шлейхер). Психологизм (Г. Штейнталь). Проблема взаимосвязи языка и мышления в концепции А. А. Потебни. Индивидуалистический психологизм в концепции немецких младограмматиков. История языка и история народа в концепции Ф.Ф.Фортунатова. Выдвижение новых теоретических проблем языкознания в полемике Г. Шухардта и К. Фосслера с младограмматиками. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Проблематика изучения системы языка в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра. | |
4. | Основные направления в языкознании XX в. Структурализм в языкознании. Пражская функциональная лингвистика. Датская глоссематика. Американская дескриптивная лингвистика. Структурные методы изучения языка. Социолингвистика и психолингвистика в зарубежном языкознании XX в. Теоретическое языкознание в СССР и современной России. Социолингвистика. Психолингвистика. Нейролингвистика. Лингвокультурология. Этнолингвистика. Ареальная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Контрастивная лингвистика. | |
5. | II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. Язык как общественное явление. Определения языка. Функции языка. Функции речевого общения. | |
6. | Формы существования языка.Устная и письменная формы. Литературный язык. Территориально ограниченные формы существования языка (диалекты, ареальные языки). Социально ограниченные формы существования языка. Язык и другие системы передачи информации. Невербальные средства передачи информации. Искусственные системы передачи информации. Отличие естественного языка от других знаковых систем. | |
7. | Возникновение, эволюция и развитие языка.Основные гипотезы происхождения языка (Звукоподражательная гипотеза. Междометная гипотеза. Звукосимволическая гипотеза. Гипотеза общественного договора. Трудовая гипотеза). ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА. Синхрония и диахрония системы языка. Тенденции развития системы языка. Изменения в фонетической системе. Изменения в лексико-фразеологической системе. Изменения в грамматической системе. | |
8. | ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЕ. Внутренние и внешние факторы изменений в языке. Теории, объясняющие внутренние исторические изменения в языке (теория давления системы, теория вероятностного развития языка, теория инноваций, теория антиномий). Проблема развитости языка. Глобализация и перспективы развития языков мира. | |
9. | Язык и мышление. Философские концепции соотношения языка и мышления. Язык как орудие мышления. Понятие о «внутренней речи». Вопрос о возможности мышления без участия языка. Вопрос о влиянии языка на мышление и поведение людей. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа. | |
10. | Знаковый аспект языка. Из истории разработки проблемы знаковости языка. Типология знаков. Две концепции языкового знака в современной лингвистике. Признаки и свойства языкового знака. Знаковые отношения (Знаковая ситуация). Асимметрия языкового знака. Основные типы языковых знаков. Некоторые особенности языкового знака в художественном тексте. | |
11. | Системный аспект языка. Философские концепции системности как одного из свойств объективного мира. О терминах система и структура. Элемент и структура в системе языка. Некоторые свойства системы языка как целого. Модели системы языка в современной лингвистике. | |
12. | Язык и речь. | |
13. | Речевая деятельность. Понятие речевой деятельности. Порождение и восприятие речи. | |
14. | Язык и общество. Из истории изучения связи языка и общества. Влияние на язык социальной системы общества. Влияние на язык уровня развития материальной и духовной культуры общества. Отражение социальных факторов в устройстве системы языка. Языковые контакты. Проблема билингвизма. Вопрос о воздействии языка на культуру общества и общественное сознание. Языковая ситуация. | |
15. | III. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА. Понятие о лингвистическом методе. Описательный метод. Полевая лингвистика. Методика лингвистического эксперимента. Таксономический метод. Методика компонентного анализа. Сравнительно-исторический метод. Типологический метод. Использование современные информационные технологии в теоретической и прикладной лингвистике. |
Семинарские занятия
|
|
№ | Тема занятия и её краткое содержание (основные вопросы и задания) | кол-во час. |
Язык и общество. Язык как общественное явление. Язык и речь. Функции языка и функции речевого общения. Устная и письменная формы языка. Литературный язык. Территориально и социально ограниченные формы существования языка. Национальный язык и государственный язык (законы «О языках народов Российской Федерации», 25.10.1991, «О государственном языке Российской Федерации», 25.05.2005). Современные языки международного общения. | ||
Язык и человек. Язык как орудие мышления. Понятие о «внутренней речи». Вопрос о возможности / невозможности мышления без участия языка. Вопрос о степени влияния языка на мышление и поведение людей. В. Гумбольдт о «языковом мировидении» и теория лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа. Языковая картина мира. Языковая личность | ||
Системный аспект языка. Системность как одно из свойств объективного мира. Язык как динамическая система. О терминах система и структура. Уровни и единицы языковой системы. Синхрония и диахрония системы языка. Внешние и внутренние факторы изменений в языке. Теории, объясняющие внутренние исторические изменения в системе языка (теория давления системы, теория вероятностного развития языка, теория инноваций, теория антиномий). | ||
Знаковый аспект языка. Определение знака. Две концепции языкового знака в современной лингвистике. Признаки и свойства языкового знака. Семантические аспекты содержания знака: денотативный, сигнификативный, прагматический и системный (парадигматический, синтагматический). Асимметрия языкового знака. Основные типы языковых знаков. Особенности языкового знака в художественном тексте. Отличие естественного языка от других знаковых систем |
Задания для самостоятельной работы студентов
№ | Название раздела, темы | Задания, выносимые на самостоятельную работу | Сроки выполнения | Формы контроля |
Теоретическое осмысление языка в древнем мире и в средние века. | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. | сентябрь | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Возникновение сравнительно-исторического языкознания. В. Гумбольдт — создатель общего языкознания как лингвистической науки | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. | ноябрь | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Основные направления в языкознании второй половины XIX в. | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. | декабрь | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Основные направления в языкознании XX в. | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы | январь | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Язык как общественное явление | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 1). | По расписанию семинарских занятий (№ 1) | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Формы существования языка | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 1). | По расписанию семинарских занятий (№ 1) | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
7-8 | Возникновение, эволюция и развитие языка. Движущие силы и факторы, обусловливающие изменения в языковой системе | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 3). | По расписанию семинарских занятий (№ 3) | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. |
Язык и мышление | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 2). | По расписанию семинарских занятий (№ 2) | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Знаковый аспект языка | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 4). | По расписанию семинарских занятий (№ 4) | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Системный аспект языка | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 3). | По расписанию семинарских занятий (№ 3) | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
12-13 | Язык и речь. Речевая деятельность | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. | февраль | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. |
Язык и общество | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 1). | По расписанию семинарских занятий (№ 1) | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Методы изучения языка | Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. | апрель | Опрос на семинарских занятиях, на экзамене. | |
Контрольная работа (реферат) | Написание реферата по избранной теме | апрель | Проверка реферата. Опрос на экзамене. |
Содержание текущего и итогового контроля
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!