Рабочая программа по Теории языка (Общее языкознание) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Рабочая программа по Теории языка (Общее языкознание)

2018-01-14 107
Рабочая программа по Теории языка (Общее языкознание) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

для студентов 5 курса очной формы обучения

Выписка из ГОС ВПО

 

Индекс по ГОС ВПО Наименование дисциплины и её содержание Трудоемкость по ГОС ВПО
ДПП. Ф. 01 Теория языка. Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации. Общие и частные функции языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Типы языковых единиц. Основные закономерности развития языка. Основные лингвистические направления. Методы изучения языка.  

 

Методические рекомендации

Курсы «Ведение в языкознание» и «Общее языкознание» образуют комплексную учебную дисциплину, которая Государственным стандартом высшего профессионального образования обозначена как «Теория языка». В системе подготовки специалиста – учителя русского языка и литературы учебный курс «Теория языка» обрамляет всю лингвистическую подготовку студентов факультета русского языка и литературы, студентов факультета иностранных языков, студентов филологического факультета университетов и пединститутов. С курса «Теория языка» начинается введение в языкознание первокурсников, которые знакомятся с лингвистической терминологией, с кругом основных теоретических проблем языкознания. Курсом «Теория языка» студенты-выпускники (нельзя сказать «завершают» образование, самообразование продолжается всю жизнь) завершают вузовское образование, обобщают знания, полученные при изучении частных лингвистических дисциплин («Современный русский язык», «Русская диалектология», «История русского языка», «Стилистика» и др.). И не только лингвистических. Общее языкознание теснейшим образом связано с философией, культурологией, иностранными языками, историей, физиологией, психологией, этнографией, социологией, антропологией и другими науками о человеке.

Курс «Теория языка. Общее языкознание» рассчитан на целый год (9 и 10 семестры). Это объясняется тем, что студенту необходимо прочитать и осмыслить много сложной теоретической литературы.

Важностью и сложностью данного курса объясняется большое количество вузовских учебников по об­щему языкознанию. В разных учебниках и учебных пособиях материал нередко структурируется, излагается и интерпретируется по-разному. И преподавателю, и студенту никак не обойтись без сравнительно-сопоставительного анализа разных учебников, привлечения публикаций в научных журналах («Вопросы языкознания», «Известия РАН. Серия языка и литературы», «Филологические науки» и др.), сборниках научных статей и монографий. И всё же, на наш взгляд, главное, на что надо нацеливать студентов, – это необходимость чтения первоисточников, получение информации «из первых рук», а не только в пересказе специалистов.

Изучение дисциплины «Теория языка. Общее языкознание» осуществляется как аудиторно: в форме лекций, семинарских занятий, консультаций; так и внеаудиторно: самостоятельная подготовка к семинарским занятиям, подготовка к контрольной работе, написание реферата по избранной теме, составление словаря лингвистических терминов и подготовка к экзамену. Текущий контроль качества изучения осуществляется в форме опроса студентов на семинарских занятиях, проверки контрольных и самостоятельных работ. Итоговой формой контроля является экзамен.

Студенту необходимо уже в первой декаде сентября получить на руки в кабинете русского языка ксерокопии:

1) список рекомендованной литературы (основной и дополнительной);

2) план лекций и разработки 4-х семинарских занятий;

3) график самостоятельной работы по дисциплине на весь семестр;

4) список лингвистических терминов, знание которых является одним из основных требований на экзамене;

5) выбрать тему реферата (писать реферат на одну и ту же тему двум студентам одной группы не разрешается); реферат оформляется в соответствии с образцом и указанными требованиями и сдаётся на проверку преподавателю не позже 5 апреля.

6) В библиотеке литфака взять учебники по Теории языка (Общему языкознанию). Следует иметь в виду, что ни один из указанных в списке учебников не призван, да и не в состоянии заменить первоисточники ­– тексты В. Гумбольдта, Ф. де Соссюра, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Потебни, Л. В. Щербы и других выдающихся учёных. Труды классиков языкознания необходимо изучать либо по их книгам и статьям (см. список дополнительной литературы), либо по хрестоматиям (см., например: Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Часть 1. М., 1964. Часть 2. М., 1965).

7) Вопросы к экзамену.

Консультации по интересующим вопросам студент может получить у преподавателя очно по вторникам с 13.30 до 15.30 или заочно по электронной почте: [email protected]

 

профессор А. Г. Балакай

 

Цели и задачи дисциплины.

Объектом лингвистики является язык как важнейшее средство человеческого общения. Предметом общего языкознания является то общее, инвариантное, что присуще всем или многим этническим языкам.

Дисциплина ориентирует на подготовку к научно-методической, учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной видам профессиональной деятельности в соответствии с ГОС ВПО, п.1.3.3, ее изучение способствует решению основных задач профессиональной деятельности в соответствии с ГОС ВПО, п.7.1.

Цель дисциплины «Теория языка. Общее языкознание» – обобщить, расширить и углубить знания в области теории и истории языкознания.

Задачи курса:

– обобщить теоретические знания студентов, полученные в других лингвистических курсах;

– ознакомить студентов с некоторыми общетеоретическими проблемами, не представленными в других лингвистических курсах, рассмотрев их в аспекте истории языкознания;

– охарактеризовать основные направления в лингвистике, продемонстрировав преемственный характер развития науки;

– ознакомить студентов с основными научными методами изучения языка.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать: основную проблематику современного языкознания, основные периоды и направления его развития;

уметь сопоставить разные научные концепции и объяснять причины разной интерпретации языковых фактов;

владеть навыками использования лингвистической теории при анализе конкретных языковых фактов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)  
Лекции  
Семинарские занятия  
Лабораторные занятия нет
Самостоятельная работа  
Общая трудоемкость  

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
  контрольная работа, экзамен

Содержание дисциплины

Лекции

Тема лекции, её краткое содержание кол-во час.
1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.Объект и предмет теории языка. Области прикладного использования результатов теоретической лингвистики. Связь языкознания с другими науками. Теория языка как учебный курс. Цели и задачи курса. I. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ. Теоретическое осмысление языка в древнем мире и в средние века. Языкознание и философия рационализма. «Всеобщая рациональная грамматика» и «Логика» Пор-Рояля.  
2. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. В. Гумбольдт — создатель общего языкознания как лингвистической науки.  
3. Основные направления в языкознании второй половины XIX в. Натурализм (А. Шлейхер). Психологизм (Г. Штейнталь). Проблема взаимосвязи языка и мышления в концепции А. А. Потебни. Индивидуалистический психологизм в концепции немецких младограмматиков. История языка и история народа в кон­цепции Ф.Ф.Фортунатова. Выдвижение новых теоретических проблем языкознания в по­лемике Г. Шухардта и К. Фосслера с младограмматиками. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Проблематика изучения системы языка в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра.  
4. Основные направления в языкознании XX в. Структурализм в языкознании. Пражская функциональная лингвистика. Датская глоссематика. Американская дескриптивная лингвистика. Структурные методы изучения языка. Социолингвистика и психолингвистика в зарубежном языко­знании XX в. Теоретическое языкознание в СССР и современной России. Социолингвистика. Психолингвистика. Нейролингвистика. Лингвокультурология. Этнолингвистика. Ареальная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Контрастивная лингвистика.  
5. II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. Язык как общественное явление. Определения языка. Функции языка. Функции речевого общения.  
6. Формы существования языка.Устная и письменная формы. Литературный язык. Территориально ограниченные формы существования языка (диалекты, ареальные языки). Социально ограниченные формы существования языка. Язык и другие системы передачи информации. Невербальные средства передачи информации. Искусственные системы передачи информации. Отличие естественного языка от других знаковых систем.  
7. Возникновение, эволюция и развитие языка.Основные гипотезы происхождения языка (Звукоподражательная гипотеза. Междометная гипотеза. Звукосимволическая гипотеза. Гипотеза общественного договора. Трудовая гипотеза). ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА. Синхрония и диахрония системы языка. Тенденции развития системы языка. Изменения в фонетической системе. Изменения в лексико-фразеологиче­ской системе. Изменения в грамматической системе.  
8. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЕ. Внутренние и внешние факторы изменений в языке. Теории, объясняющие внутренние исторические изменения в языке (теория давления системы, теория вероятностного развития языка, теория инноваций, теория антиномий). Проблема развитости языка. Глобализация и перспективы развития языков мира.  
9. Язык и мышление. Философские концепции соотношения языка и мышления. Язык как орудие мышления. Понятие о «внутренней речи». Вопрос о возможности мышления без участия языка. Вопрос о влиянии языка на мышление и поведение людей. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа.  
10. Знаковый аспект языка. Из истории разработки проблемы знаковости языка. Типология знаков. Две концепции языкового знака в современной лингвистике. Признаки и свойства языкового знака. Знаковые отношения (Знаковая ситуация). Асимметрия языкового знака. Основные типы языковых знаков. Некоторые особенности языкового знака в художественном тексте.  
11. Системный аспект языка. Философские концепции системности как одного из свойств объективного мира. О терминах система и структура. Элемент и структура в системе языка. Некоторые свойства системы языка как целого. Модели системы языка в современной лингвистике.  
12. Язык и речь.  
13. Речевая деятельность. Понятие речевой деятельности. Порождение и восприятие речи.  
14. Язык и общество. Из истории изучения связи языка и общества. Влияние на язык социальной системы общества. Влияние на язык уровня развития материальной и духовной культуры общества. Отражение социальных факторов в устройстве системы язы­ка. Языковые контакты. Проблема билингвизма. Вопрос о воздействии языка на культуру общества и общественное сознание. Языковая ситуация.  
15. III. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА. Понятие о лингвистическом методе. Описательный метод. Полевая лингвистика. Методика лингвистического эксперимента. Таксономический метод. Методика компонентного анализа. Сравнительно-исторический метод. Типологический метод. Использование современные информационные технологии в теоретической и прикладной лингвистике.  

Семинарские занятия

Тема занятия и её краткое содержание (основные вопросы и задания) кол-во час.
  Язык и общество. Язык как общественное явление. Язык и речь. Функции языка и функции речевого общения. Устная и письменная формы языка. Литературный язык. Территориально и социально ограниченные формы существования языка. Национальный язык и государственный язык (законы «О языках народов Российской Федерации», 25.10.1991, «О государственном языке Российской Федерации», 25.05.2005). Современные языки международного общения.    
  Язык и человек. Язык как орудие мышления. Понятие о «внутренней речи». Вопрос о возможности / невозможности мышления без участия языка. Вопрос о степени влияния языка на мышление и поведение людей. В. Гумбольдт о «языковом мировидении» и теория лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа. Языковая картина мира. Языковая личность    
  Системный аспект языка. Системность как одно из свойств объективного мира. Язык как динамическая система. О терминах система и структура. Уровни и единицы языковой системы. Синхрония и диахрония системы языка. Внешние и внутренние факторы изменений в языке. Теории, объясняющие внутренние исторические изменения в системе языка (теория давления системы, теория вероятностного развития языка, теория инноваций, теория антиномий).    
  Знаковый аспект языка. Определение знака. Две концепции языкового знака в современной лингвистике. Признаки и свойства языкового знака. Семантические аспекты со­держания знака: денотативный, сигнификативный, прагматический и системный (парадигматический, синтагматический). Асимметрия языкового знака. Основные типы языковых знаков. Особенности языкового знака в художественном тексте. Отличие естественного языка от других знаковых систем    

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Название раздела, темы Задания, выносимые на самостоятельную работу Сроки выполнения Формы контроля
  Теоретическое осмысление языка в древнем мире и в средние века. Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. сентябрь Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Возникновение сравнительно-исторического языкознания. В. Гумбольдт — создатель общего языкознания как лингвистической науки Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. ноябрь Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Основные направления в языкознании второй половины XIX в. Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. декабрь Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Основные направления в языкознании XX в. Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы январь Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Язык как общественное явление Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 1). По расписанию семинарских занятий (№ 1) Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Формы существования языка Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 1). По расписанию семинарских занятий (№ 1) Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
7-8 Возникновение, эволюция и развитие языка. Движущие силы и факторы, обусловливающие изменения в языковой системе Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 3). По расписанию семинарских занятий (№ 3) Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Язык и мышление Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 2). По расписанию семинарских занятий (№ 2) Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Знаковый аспект языка Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 4). По расписанию семинарских занятий (№ 4) Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Системный аспект языка Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 3). По расписанию семинарских занятий (№ 3) Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
12-13 Язык и речь. Речевая деятельность Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. февраль Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Язык и общество Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы, подготовка к ответам на вопросы семинарского занятия (№ 1). По расписанию семинарских занятий (№ 1) Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Методы изучения языка Изучение научной, учебно-методической и справочной литературы. апрель Опрос на семинарских занятиях, на экзамене.
  Контрольная работа (реферат) Написание реферата по избранной теме апрель Проверка реферата. Опрос на экзамене.

 

Содержание текущего и итогового контроля


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.